Пределы действия нормативных актов в РБ

Пределы действия нормативных актов в РБ

Содержание

Введение. 2

1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений. 3

2. Действие нормативно – правовых актов во времени. 5

3. Действие нормативно – правовых актов в пространстве. 10

4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц. 13

Заключение. 17

Литература. 19

Введение.

Все нормативно ( правовые акты действуют в рамках, очерченных во

времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.

Установление этих рамок ( границ имеет чрезвычайно важное значение,

поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих

случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах

общеобязательных норм.

Данная работа основной целью определяет действие нормативно – правовых

актов по кругу общественных отношений, во времени, в пространстве, по кругу

лиц с учетом реальностей в Республике Беларусь.

1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений.

Как известно, юридические факты по волевому признаку делятся на два

вида: события и действия. События – это юридические факты, происходящие

независимо от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные природные

явления и т. д.). Действия – это такие юридические факты, наступление

которых зависити от воли и сознания людей (убийство, договор купли –

продажи и т. д.). Право не может регулировать события. Событие могут

выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает

наступление юридических последствий. Не являются объектом правамысли,

убеждения людей, так как они не выражены в деяниях.

Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые

общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие

правового регулирования. Социальные отношения между людьми возникают самые

различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.). При всем желании право не

сможет их регулировать в силу их сложности и многообразия. Поэтому правом

регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения,

затрагивающие интересы государства, которые поддаются юридической

регламентации, поддаются внешнему контролю.

Определение предмета правового регулирования – сложения научная и

практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого

вмешательства права в социальную жизнь людей.

Определения предмета регулирования конкретного правого акта вытекает из

этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений , на которые будут

распространяться нормы данного акта. Отраслевые нормативные акты действуют

на отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Например,

гражданское право регулируют имущественные и связанные или не связанные с

ними личные неимущественные отношения. Предметная дифференциация может быть

и в рамках отрасли права (подотрасль, институт права).

2. Действие нормативно – правовых актов во времени.

Весьма важно то, что определить, с какого момента соответствующий акт

приобретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.

Другими словами в течении какого времени нормативный акт реализуется. Время

действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до

момента утраты юридической силы.

Определения времени начала действия актов связано с понятием их

опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определенных

газетах ((Советская Белоруссия(, (Звязда(, (Народная газета(, (Рэспублiка(

и др.), на которые можно официально ссылаться. В соответствии со ст.7

Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов

публикуются до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу,

причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее

целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается

определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных

субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На

практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в

самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с

момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению

определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104

Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию

после их подписания и вступают в силу через десять дней после

опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты

Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты,

не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда,

постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда

вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной

срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров

Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения

их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих

актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав,

свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального

опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные

нормативно – правовые акты, если они не затрачивают права, свободы и

обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают

в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга

субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться

соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать

обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок

введения их в действие.

Важное значение имеет также определение времени утраты нормативно –

правовым актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу с

прекращением его действия. Это происходит при наступлении определенных

обстоятельств. Во – первых, акт теряет юридическую силу в связи с

истечением срока действия, если он был принят на определенный срок. Во –

вторых, он утрачивает юридическую силу в следствии прямой его отмены.

Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов,

утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В – третьих, нормативно

– правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он признан

неконституционным в установленном законом порядке. В – четверых, акт

прекращает действия и теряет юридическую силу в том случае, когда правовой

акт признается утратившим силу.

С действием нормативно – правовых актов во времени связано такое

понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил

действия нормативно – правовых актов во времени и относится к числу

исключений.

Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный акт

распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его

вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта

распространяются на прошедшее время.

Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой

практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только не те

отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это

означает, что при совершении, например, противоправного деяния дело должно

рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент

совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104

Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона (О нормативных правовых

актах Республики Беларусь(, что является свидетельством отражения в

белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов

международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других

актах законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).

Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое

продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке

придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную и административную

ответственность. Кроме того, новым нормативно – правовым актами может быть

придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об

этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого

демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно

– правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях

улучшения правового положения субъектов.

В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В

первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее

до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических

последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт

распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили

окончательно.

3. Действие нормативно – правовых актов в пространстве.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве означает определение

территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием

территории государства. В международном праве под государственной

территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит

определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое

территориальное верховенство, т. е. которая находится под его

суверенитетом. В состав территории государства входит суша в пределах его

границ, включая недра, внутренние (национальные) и территориальные воды,

воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под

флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве,

космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего

объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом и

др..

В соответствии с положением о территориальном верховенстве, как

составной части государственного суверенитета, нормативно – правовые акты

центральных органов государства распространяют свое действие на всю

государственную территорию. Это означает, что власть государства является

высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в

пределах его территории.

Однако некоторые нормативно – правовые акты центральных органов могут

распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную

ее часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они

действуют в пределах той территории, на которой распространяется их

управленческие функции. Так, решения областных, районных, городских,

сельских, поселковых Советов и исполкомов в Республике Беларусь

распространяют свое действие соответственно на территорию этих

административных единиц. Обычно на определенной территории действуют

одновременно различные по юридической силе акты. В случае их противоречия

действует акт высшей юридической силы.

Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно –

правовых актов в пространстве, как возможность применения законов

определенного государства к его гражданам, находящимся за границей. Так, в

соответствии со ст. 6 УК Республики Беларусь ее граждане, совершившие

преступление вне пределов своего государства, подлежат уголовной

ответственности, если совершенное ими деяния признаны преступлениями в

государстве, на территории которого они были совершены, и если они не

понесли уголовную ответственность в этом государстве. Постоянно проживающие

в республике лица без гражданства так же попадают под действие данной

статьи. Следует заметить, что в соответствии с Конституцией гражданину

Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как

на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10).

Что касается применения нормативно – правовых актов одной страны на

территории другой, то оно может осуществляться в соответствии с

международными соглашениями постольку, поскольку определенные сами

допускают возможность. Следует иметь в виду, что между странами, входящими

в Содружество Независимых Государств 22 января 1993 г. Заключена

специальная Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по

гражданским, семейным и уголовным делам, в которой определен порядок

взаимоотношения этих стран в случаях возникновения юридических дел,

связанных с территориальными пределами действия актов государств – членов

содружества.

4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц.

С действием нормативно – правовых актов в пространстве связано их

действие по кругу лиц.

Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к

определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении

того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм,

содержащихся в соответствующем нормативно – правовом акте.

По общему правилу нормативно – правовые акты государства действуют в

отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан

иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц

Республики Беларусь и иностранных юридических лиц, функционирующих на

территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности,

связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых

нормативно – правовых актов на граждан данного государства независимо от

места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые

акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так,

например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в

отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по

приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке,

установленном уголовно – процессуальном законодательством, избраны меры

пресечения – содержание под стражей.

Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое действие

лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты

действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..

Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных

государств и лиц без гражданства, находящихся на территории

соответствующего государства. Так, в соответствии с законодательством

Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на

территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности

наравне с гражданами республики. Однако, во – первых, эта категория лиц не

может участвовать в некоторых видах правоотношений. Существуют такие сферы

правового регулирования, где субъектом правоотношений могут выступать

только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и лица без

гражданства не могут выполнять обязанность несению воинской службы,

поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состоять

и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных

должностей. Эта категория лиц не может участвовать в формировании выборных

государственных органов. Они не могут избирать и быть избранными в эти

органы равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы и лица без

гражданства не могут выступать носителями и ряда других прав и

обязанностей. Во – вторых, в соответствии с международными соглашениями

главы государств и правительств, сотрудники дипломатических

представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в

делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их

помощники, секретари и атташе и др.), члены их семей и некоторые другие

иностранные граждане пользуются так называемым правом экстерриториальности

(внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в

том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат

аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об уголовной и

административной ответственности дипломатических представителей иностранных

государств в случае совершения ими преступлений и административных

проступков на территории страны пребывания разрешается дипломатическим

путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юриспруденции

за исключением некоторых случаев. Например по искам, относящимися к любой

профессиональной или коммерческой деятельности дипломата в стране

пребывания, не связанной с его официальными функциями, по искам о

наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или

наследника и др..

Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать законы

государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д..

Установление пределов действия нормативно – правовых актов необходимо

для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается

для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной

территории регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное

значение, как отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности

компетентных органов.

Заключение.

Нормативно ( правовой акт это письменный документ соответствующего

государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или

прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.

Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие

( актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто

встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные

предписания применения права.

Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в

определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом,

обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство

нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в

системе государственных органов. Юридическая сила нормативно – правового

акта зависит не только от места и положения органа, но и от его

компетенции, который он наделяется государством по закону.

В понятии нормативно – правового акта необходимо видеть не только

государственно – волевое, но и специфическое юридическое содержание, а так

же внутреннюю форму его существования и внешнюю форму выражения.

Нормативно – правовые акты, как понятие характеризует связь права с

государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права

с объективно существующими общественными отношениями.

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия

нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая

поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия.

Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его

не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

Я надеюсь, что в настоящей работе найден ответ на этот непростой и

неоднозначный вопрос.

Литература.

1. Вишневский А. Ф., Горбатюк Н. А., Кучинский В. А. Общая теория

государства и права.: Курс лекций./ Под общ. ред. А. Ф. Вишневского.

Мн., 1998.

2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших

учебных заведений./ Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М.:

(Дабахов, Ткачев, Димов. ( 1995.

3. Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.

4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики

Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

2000. N7. ст. 2/136.

5. Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых

актов Республики Беларусь: Утверждено Декретом Президента Республики

Беларусь. N22 от 10.12.1998 г. // Собрание декретов, указов

Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998.

N35. ст. 888.

6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр

правовой информации Республики Беларусь, 1999.

7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. –

Мн.: ПКФ (ТМЛ(, 1996.