Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Предмет, цели и задачи теоретической

экономики

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с

классовым подходом к анализу

общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу

которых составляли отношения

собственности. Это имело существенное значение, так как из системы

производственных отношений выво-

дились экономические закону, противоречия, классовые конфликты,

необходимость диктатуры пролетари-

ата и господства административно-командной системы хозяйствования.

Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения

между людьми в процессе

производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Это самая общая характеристика производственных отношений дает

основание утверждать, что произ-

водственные отношения есть необходимая сторона общественного

производства. “В производстве люди

вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди

вступают в определенные связи и

отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений

существует их отношение к природе

имеет место производство”.([1]

Мысль о том, что предметом политической экономии (теоретической

экономики) являются обществен-

ные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была

высказана еще в XVIII веке

рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение

она получила среди русских

экономистов начала XX века. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов.

Он не только определил предмет

политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но

и внес существенное уточ-

нение, различая собственно производственные отношения – отношения

социально-экономические, иму-

щественные, отношения собственности, и отношения производственно-

организационные, относящиеся к

общественной организации производственных сил, выделяя противоречия

внутри системы общественных

отношений производства.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в

учебную литературу того и по-

следующих периодов. Так, в “Очерках политической экономии” В.Я.Железнов

писал, что политическая

экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения

людей, возникающие на почве

их хозяйственной деятельности, то есть усилий, направленных на

удовлетворение разного рода потребнос-

тей материальными средствами.[2] Н.И.Бухарин рассматривал

производственные отношения в качестве все-

общей категории и определял их как “отношения между людьми в процессе

общественного труда и распре-

деления продуктов этого труда”, включая техническую организацию труда.

На рубеже 20-30-х годов на страницах экономической литературы

развернулась дискуссия по вопросу о

предмете политической экономии, в которой приняли участие

Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин,

Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие.

И.И.Рубин отмечал, что “политэко-

номия сложилась как наука о системе производственных отношений”.

А.А.Богданов и И.И.Степанов пред-

ложили различать предмет политической экономии в узком смысле, то есть

социально-трудовые отноше-

ния людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в

производстве, кооперацию, разде-

ление труда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношения

присвоения, распределения…

К сожалению, сегодня среди сторонников понимания предмета

политической экономии как производст-

венных отношений нет полного единства. При этом, так как политическая

экономия сложилась как наука о

капиталистических производственных отношениях, ее объявили

политэкономией в узком смысле; а поли-

тическая экономия в широком смысле, считалось, изучает экономические

отношения не только капитализ-

ма, но и других способов производства.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего,

то мы увидим еще большее раз-

личие в толковании предмета теоретической экономики (политической

экономии).

Так например, у представителей первой школы политической экономии –

меркантилистов, отражающих

интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом

научных исследований было

богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же

богатство отождествлялось ими чаще с

деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии –

национальное богатство – из

сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением

экономической науки, хотя

физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское

хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии

расширили предмет полити-

ческой экономии до исследования условий производства и накопления

(Смит), а также распределения

(Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях

материального производства, куда

включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное

хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии

придерживаются отдельные и современные

западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о

производстве, распределении и

потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе

исторического развития эко-

номической мысли менялось. Первоначально национальное богатство

представляли в виде денег, затем в

виде результата производства, а сегодня в национальное богатство

включают и самого человека, его ум,

его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание

политической экономии как науки о

народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и

К.Бюхнер объявили предметом

политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются

отношения людей к внешней

природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в

учебники определение полити-

ческой экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и

ненаучно”, ибо “в поня-

тие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”,

последнее же не включается в пред-

мет политэкономии.[3]

В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди

множества определений предмета

теоретической экономики (политэкономии) указывается, что экономикс –

наука о повседневной деловой

жизни и деятельности людей.

Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики

или политической экономии как

исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:

исследование богатства и частично

человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом

определении подчеркивается

роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание

предмета теоретической эконо-

мии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так,

Дж.Робинсон пишет, что политическая

экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между

целями и ограниченными средст-

вами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской

экономической литературе появляют-

ся определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся

использовать ограниченные

ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и

обменивая их, пытаясь удовлетворить

свои безграничные потребности с целью всестороннего развития

способностей и расширения возможнос-

тей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее

продолжить, но в этом, дума-

ется, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том,

что все определения теорети-

ческой экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных

сторон, ибо берутся различ-

ные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не

позволяет дать ему краткое

и в то же время всеобъемлющее определение.

И все-таки, если принять во внимание, что большинство современных

экономистов мира признает тео-

ретическую экономику универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и

экономическом поведении

человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать

определение теоретической

экономики, данное доктором экономических наук, профессором А.И.Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая

изучает поведение людей и групп в

производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях

удовлетворения потребностей при

ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя он

имеет место, а как невозможность

полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и

полно), что порождает конку-

ренцию за их использование.

Характеристика предмета общей теоретической экономики как

изучение поведения людей и их групп

не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же

производственные отношения,

где акцент делается не на объект отношений (средства производства,

предмет потребления), а на субъект

этих отношений – человека. Такой акцент чрезвычайно важен для

социально ориентируемого рыночного

хозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования в

России.

Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику

(поведение отдельных экономи-

ческих субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование

национальной экономической

системы в целом), а также можно выделить мезоэкономику (поведение

определенных подсистем нацио-нальной экономики или отраслей народного

хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-

номики в целом).

При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого

его осмысления целесообразно

выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой

осуществляется хозяйственная

деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект

исследования – человек, группа лю-

дей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического

человека”, группы людей и

государства, их экономическое поведение в связи с той экономической

средой, в которой они находятся.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача теоретической

экономики – дать не просто описание

экономических явлений, а показать их взаимосвязь и

взаимообусловленность, то есть раскрыть систему

экономических явлений, процессов и законов.

Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что

экономическое знание дает не

одна теоретическая экономика, а целая сеть самостоятельных конкретных

экономических дисциплин с

особыми задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные

экономические дисциплины выра-

батывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а

потому относятся не к области

общей теории, а искусства в хозяйственной практике. Важнейшая задача

теоретической экономики – быть

“несущей конструкцией” не только всей системы экономических наук, но и

учебных дисциплин, что явля-

ется основой всей высшей экономической школы.

Взаимосвязь теоретической экономики с другими науками

и

экономической политикой

Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целого

комплекса наук: отраслевых

(экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства);

функциональных (менеджмент,

финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк. география,

демография, статистика).

Теоретическая экономика – одна из общественных наук наряду с

историей, философией, правом. Она

призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности

человека, наука права – другую,

наука нравственности – третью и так далее, и только общая совокупность

всех теоретических, социальных

и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь.

Поэтому неправильно требо-

вать проверки положений теоретической экономики на фактах действительности.

Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые конкретными

экономическими науками, а

также социологией, психологией, историей и другими науками, без учета

которых полученные теоретичес-

кой экономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

Практическая значимость теоретической экономики (известная формула

Огюста Конта) в том, что зна-

ние ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Теоретическая

экономика должна лежать в основе

экономической политики, а через нее пронизывать область хозяйственной

практики. Действие (практика)

ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному

действию.

Теоретическая экономика – это не набор правил о том, как стать

богатым. Она не дает готовых ответов

на все проблемы. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической

действительности. Владе-

ние этим инструментом, знание основ теоретической экономики могут

помочь каждому человеку сделать

правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

У.К.Митчелл в своей основной работе “Лекции и типы экономической

теории” (1935 год) настаивал на

взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности, с

проблемами социологии, культу-

ры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности

людей в обществе.

Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой, ибо

экономическое развитие имеет

имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую

генетику сегодня определяют как

науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения

и взаимодействия наслед-

ственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического

развития. Передача экономической

наследственности всегда осмыслена разумом человека и опосредована его

трудом.

От теоретической экономики следует отличать экономическую политику.

Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на проблемы,

поставленные хозяйственной по-

литикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической

действительности и прогнозиро-

вания ее динамики.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий

государства в области обществен-

ного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана

отражать интересы общества,

всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной

экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения

экономических проблем и при-

ведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь теоретической

экономикой, должны считаться

также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами

решаемой проблемы, если хотят,

чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач

экономической политики может

привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что

находит отражение в последу-

ющем развитии теоретической экономики (политэкономии).

Курс теоретической экономики – это научное руководство к познанию

экономической действительнос-ти без претензий на монополию истины.

Методология

теоретической экономики

Методология теоретической экономики – наука о методах изучения

хозяйственной жизни, экономичес-

ких явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению

экономических явлений, единое пони-

мание действительности, единую философскую основу. Методология

призвана помочь решить главный

вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания

действительности теоретическая экономи-

ка добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития

той или иной экономичес-

кой системы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколько

главных подходов:

. субъективный (с позиции субъективного идеализма);

. неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и

скептицизма);

. рационалистический;

. диалектико-материалистический;

При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа

экономических явлений берется хо-

зяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное

“я” абсолютно независи-

мо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение

субъекта экономики (“гомо-

экономикса”), и теоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о

человеческой деятельности,

определяемой ограниченностью потребностей. Главная категория при таком

подходе – потребность, полез-

ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого

хозяйствующим субъектом из различных

вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном

изучении явлений и их оценках.

Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из

инструмента превращения в пред-

мет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и

т.д.), а результатом исследования

выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются

главными категориями. Этот

подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на

уровне фирмы и отрасли,

и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие “естественных”

или рациональных законов циви-

лизации. Это требует исследования экономической системы в целом,

экономических законов, регулирую-

щих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества.

Экономические таблицы Кенэ – это

вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека

является стремление получить

пользу, а целью теоретической экономики – не изучение человеческого

поведения, а изучение законов,

регулирующих производство, распределение общественного продукта,

именно того, как это происходит

(Д.Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на

классы, в отличие от субъективис-

тов, представляющих общество как совокупность равных субъектов. Главное

внимание при таком подходе

уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно

правильным решением научных проб-

лем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного

анализа, характеризующего внут-

ренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии.

Экономические процессы и явления

постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в

постоянном движении.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами,

совокупностью приемов исследования в

науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного

познания.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений

является метод научной абстракции.

Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить

то, что в них существенно и

постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как

производство вообще, потребности, рас-

пределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом

происходит раскрытие сущ-

ности экономических явлений, что требует формирования определенных

логических понятий, более или

менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее

развитии.

Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенные

стороны хозяйственной жизни об-

щества, называются экономическими категориями.

Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит,

собственность, рынок, прибыль,

заработная плата и многие другие.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в

природе, сквозь внешне кажущий-

ся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь

необходимость, закономерность развития.

Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им

законами – законами об-

щественных действий людей или экономическими законами. В книге

“Философия права” Гегель писал о

политэкономии как науке, которая делает “честь мысли”, потому что она,

имея перед собой массу случай-

ностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность

того или иного явления. Закон и

сущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубление

познания человеком явле-

ний, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю

сущность явления.

Чтобы дать определение экономическому закону, необходимо

вспомнить философское определение

закона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося явления

и как выражение внутренней,

существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей,

качественной и количествен-

ной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону.

То, что не случайно, а типично,

постоянно и выражает внутреннюю сущность экономических явлений и

процессов, отражают экономичес-

кие законы. Не следует смешивать экономические законы с законами

природы, так же как и с законами

естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. Естественные законы – это законы природы, экономические – законы

развития общественной жизни,

хозяйственной деятельности людей;

2. Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер;

3. Открытие и применение естественных законов происходит более или

менее гладко, а экономические

законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил

общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему

экономических законов развития об-

щества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод

научного познания, использу-

емый в теоретической экономике. Здесь активно применяются и такие методы,

как анализ и синтез, индук-

ция и дедукция, исторический и логический, экономико-математическое

моделирование и другие.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его

составные части и стороны и исследо-

вание каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория

воссоздает единую целостную

картину явлений и процессов.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции

(наведения) обеспечивается

переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция (выведение) делает

возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической

экономике в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов

занимает исторический и логичес-

кий методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в

единстве, поскольку историчес-

ки исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического

исследования. Однако логи-

ческое (теоретическое) исследования экономических явлений и процессов не

является зеркальным отраже-

нием исторического процесса. В конкретных условиях той или иной

страны могут возникнуть экономи-

ческие явления, которые не являются обязательными для господствующей

системы хозяйствования. Если

фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе

подобные явления могут игнори-

роваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать.

Он должен их описать.

Используя исторический метод, теоретическая экономика исследует

хозяйственные процессы и явления

в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали,

развивались и сменялись одни другими.

Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все

особенности различных экономических

систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие

описательного материала и частных

исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение

хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет

от простого к сложному. При-

менительно к предмету теоретической экономики это означает, что во всей

совокупности экономических

явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее

простые явления, возникающие

раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при

анализе рынка таким эконо-

мическим явлением является обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и

количественная определенность. По-

этому теоретическая экономика широко использует математические и

статистические приемы и средства

исследования, которые позволяют выявить количественную сторону

процессов и явлений хозяйственной

жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется

вычислительная техника, в том числе и

ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического

моделирования. Данный метод, являясь

одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной

форме определить причины

изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их

последствия, возможности и из-

держки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование

экономических процессов. С

помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического

процесса или явления, струк-

тура которого определяется как его объективными свойствами, так и

субъективным целевым характером

исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального

анализа в политэкономии.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных

величин.

Функции встречаются в повседневной нашей жизни, и мы чаще всего не

осознаем это. Они имеют место

в технике, физике, химии, экономике и так далее. Применительно к

экономике, например, можно отметить

функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если

повышается цена на товар, то

величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При

этом цена является независимой

переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией.

Таким образом, можно крат-

ко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут

меняться местами. Чем выше спрос, тем

выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть

функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической

теории получил широкое рас-

пространение в XX веке. Однако элемент субъективности в построении

экономических моделей иногда

ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал в 1989 году, что

в течении сорока лет эконо-

мическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону

совершенно искусственных и

оторванных от жизни математических моделей с преобладанием

математического формализма, что пред-

ставляет собой по сути дела большой шаг назад.

В зарубежной экономической литературе зачастую термины “теория”,

“модель”, “принципы”, “законы”

используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю).

Большинство моделей, принципов теоретической экономики могут быть

выражены географически и в

виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно

знать математику и уметь

составлять графики.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества

возможны, разумны и необходи-

мы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть их

все вероятные результаты.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение

экономического явления или про-

цесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего

практического изменения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на

микроуровне связано с деятельностью

Р.Оуэна, П.Ж.Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда, а на макроуровне – с именами

Дж.Кейнса и М.Фридмена. Ши-

рокие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

В заключение уместно привести слова Дж.Кейнса о том, что “идеи

экономистов и политических мысли-

телей – и когда они правильны, и когда ошибаются – имеют гораздо больше

значение, чем принято думать.

В действительности только они и правят миром”. [4] Отсюда проблемы

экономической организации общест-

ва – это серьезные вещи, которые требуют усердных занятий и к которым

нельзя относиться легкомыслен-но.

-----------------------

(

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.441.

[2] Железнов В.Я. Очерк политической экономии. М., 1918. С.10.

[3] Богданов А., Степанов И. Курс политической экономии. Т.1. С.4-5.

[4] Дж.М.Кейнс, Общая теория занятости, процента и денег. Избр. Произвед.

М.: Экономика, 1993. С. 517.