Предметное и методологическое познание
Предметное и методологическое познание
20
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА
ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
1. Предметное познание
1.1. Эмпирические основы
1.2. Теоретические основы
2. Методологическое познание
2.1. Эмпирическое основы
2.2. Теоретические основы
3. Роль методологии в развитии познания
1. Предметное познание
Предметное познание протекает на прикладном и на философском уровнях.
На стадии прикладного предметного познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изу-чения образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений.
Предметная наука (предметное учение) как система знаний пред-ставляет собой науку об объектах познания соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями. Предметные науки, как правило, полу-чают названия типа "предметология" (зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.), "предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно по-зволяющим явно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии автора (учение Павлова, уче-ние Дарвина и проч.). Возникновение предметных наук и учений характер-но как для прикладной, так и для философской ступеней познания.
Следует отметить, что на любой стадии познания получаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительно самостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собой разнооб-разные научные основы рассматриваемой предметной области, соответ-ствующие двум основным уровням познания - эмпирическому и теоретиче-скому.
1.1. Эмпирические основы
Развитие науки на эмпирическом уровне прикладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапу человеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание, как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий и ступеней познания.
Период эмпирического познания знаменует первое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало только искусство. Эмпири-ческий уровень познания реализует лишь возможности описания и пред-сказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, но не даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познания характе-ризуются всё большим использованием количественных методов, но в про-стейших формах - в виде статистических данных.
В итоге развития любой (частной) науки на уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основы предметной науки, включающие в свой состав следующие основные эле-менты:
Эмпирические факты - это факты, приводящие к эмпирическим вы-водам. Эмпирические факты на стадии прикладного предметного познания - предметные, а на стадии философского предметного познания - философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющих собой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познава-тельных методов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуется массив вторичных знаний в виде эмпирических данных.
Методические основы предметной науки эмпирического уровня складываются как результат объединения методов получения эмпириче-ских знаний, которые, как правило, являются простейшими познаватель-ными.
В их перечень обычно входят измерение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.
Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению кон-кретной задачи.
Измерение - познавательный процесс, имеющий целью определение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих изме-рительных приборов.
Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними .
Анализ - метод исследования, состоящий в том, что изучаемый пред-мет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого.
Синтез - мысленное или практическое соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.
Индукция - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единич-ным предметам какого-либо класса.
Дедукция - форма мышления, посредством которой новая мысль вы-водится чисто логическим путём из некоторых данных мыслей-посылок .
Абдукция - метод исследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез на основе имеющихся фактов.
Гипотеза (научная) - научное предположение, выдвигаемое для объ-яснения каких-нибудь явлений.
Эмпирические данные (научные данные эмпирического уровня) пред-ставляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) поло-жений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотно-шений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.
Научные положения - это выраженные в виде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования), имеющие научное объяснение.
Объяснение - этап, форма научного исследования, состоящие в рас-крытии сущности изучаемого объекта.
Обоснование - цепь рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.
Доказательство - рассуждение, имеющее целью обосновать истин-ность (или ложность) какого-либо утверждения.
Научные выводы представляют собой итоговые утверждения, имею-щие научное обоснование.
Соотношение - взаимная связь между чем-нибудь.
Принцип - основное исходное положение теории, учения, науки, ми-ровоззрения и т.д..
Концепция - определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основная точка зрения на предмет.
Теория - в наиболее общем случае это совокупность обобщённых по-ложений, образующих какую-либо науку или ее раздел.
Особую ценность представляют научные выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.
Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном, со-держательном уровне.
Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся со-отношение между явлениями (необходимая связь явлений).
Научные рекомендации представляют собой научные выводы пред-писывающего типа.
Эмпирические научные результаты, получаемые на философской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению к различным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметного познания, но и к разнообразным предметным областям. Поль-за науки, даже если она не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолько ощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемых научных методов восполняются за счёт искусст-ва тех, кто занимается практической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокий уровень теоретического познания.
1.2. Теоретические основы
Развитие науки неразрывно связано с непрерывным совершенствова-нием методов. Именно это обстоятельство находит выражение в утвержде-нии, о том, что "развитому знанию предмета" обычно предшествует "выработка научного метода". Для теоретического познания характерны та-кие общенаучные познавательные методы исследования, как абстрагирова-ние, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение, мыс-ленный эксперимент и др.
Абстрагирование - процесс мысленного выделения, вычленения от-дельных или общих интересующих в данный момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от множества других при-знаков, свойств и отношений этого предмета.
Моделирование - метод исследования, основанный на построении моделей.
Модель - объект, который отображает или воспроизводит свойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.
Особая роль при выполнении исследований принадлежит математи-ческим моделям - аналитическим и имитационным.
Математическая модель - это модель, представленная в виде сово-купности математических соотношений.
Математическое соотношение - математическая структура, ото-бражающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных) представ-ленных в символьной форме.
Аналитическая модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических утверждений.
Математическое утверждение - математическое соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства, принадлеж-ности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в символьной форме.
Имитационная модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических предписаний.
Математические предписания - математические соотношения, ус-танавливающее последовательность операций (арифметических, логиче-ских и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.
Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некото-рых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы на практике опытным путём
Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория.
Результатом теоретического познания является развитие теоретических основ предметных наук, возникающих как на приклад-ной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретических ос-нов предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены сле-дующие основные элементы:
исходные эмпирические основы;
исходные теоретические основы;
методические основы;
теоретические результаты.
Исходные эмпирические основы представляют собой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемые как от-правные, от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшест-венницы, к науке более высокого - теоретического уровня.
Исходные эмпирические основы включают множество относящихся к предмету изучения данной науки научных фактов, эмпирических гипотез и концепций, выявленных эмпирических соотношений, необходимых для выполнения теоретических построений.
Научный факт - это факт, имеющий описание и обоснование в ре-зультате обобщения определённого класса событий, явлений, процессов. Как известно, научный факт - это особый тип знания, связанный с не-посредственным истолкованием наблюдений или экспериментов; сущест-венными чертами научного факта являются его воспроизводимость и/или постоянство, инвариантность относительно индивидуальных особенностей наблюдателя.
Исходные теоретические основы предметной науки в качестве элементов включают:
понятийный аппарат - совокупность специфических терминов, по-нятий, категорий и определений, вводимых в рамках создания теоретиче-ских основ соответствующей науки;
термин - слово или словосочетание, являющееся названием опреде-лённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искус-ства;
понятие - целостная совокупность суждений об отличительных при-знаках исследуемого объекта;
категория - основное понятие, отражающее наиболее общие свойст-ва, стороны, отношения явлений действительности и познания;
определение - пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения;
аксиома - отправное, исходное положение какой-либо теории, лежа-щее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах ко-торой она принимается без доказательства;
постулат - принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках.
В совокупности исходные эмпирические основы и исходные теорети-ческие основы представляют собой первичные знания предметной науки, главным образом об основных объектах изучения и их элементах.
Методические основы предметной науки интегрируют в своём со-ставе два основных элемента - научно-методический аппарат и методоло-гические основы данной науки.
Научно-методический аппарат - это разработанный и разрабаты-ваемый в ходе развития науки и практики соответствующей предметной области арсенал процедурных знаний (в том числе и материально реализо-ванных), применяемых для обоснования и доказательства теоретических результатов данной науки.
Термины "теоретические основы", "методические основы", "науч-но-методический аппарат", "методологические основы" обычно не упо-минается в энциклопедических изданиях, но применяются в научной дея-тельности, особенно в практике экспертизы научных работ, потому что при частом обращении к ассоциируемым с ними совокупностям элементов тре-буются краткие названия.
В сущности, научно-методический аппарат представляет собой инст-рументарий для получения научных результатов.
Элементами научно-методического аппарата являются апробиро-ванные на практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально признанные и опубликованные (научные) методы (способы, приёмы, мето-дические подходы, методики) решения научных и практических задач в об-ласти описания и анализа свойств рассматриваемых объектов познания, Синтеза и оптимизации требуемых свойств, объяснения (доказательства) и предсказания (прогнозирования) рассматриваемых явлений (процессов), а Также конкретные реализации этих методов в виде методик и средств (вы-числительных, моделирующих, испытательных и др.) теоретического и Экспериментального исследования, приводящие к получению научных (в том числе и практических) результатов, обладающих обоснованной степе-нью достоверности. В составе научно-методического аппарата могут оказаться самые разнообразные методы, модели и алгоритмы, начиная от эври-стических и вплоть до строгих математических. Элементы научно-методического аппарата создаются с учетом вполне определённых ограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесо-образное разнообразие.
Методика - совокупность методов, приёмов целесообразного прове-дения какой-либо работы.
Допущения - предположения, положенные в основу упрощения опи-сания реальною объекта (процесса), используемые при исследовании.
Ограничения - требования к форме представления и пределам изме-нения варьируемых данных, вводимые при исследовании.
Методологические основы предметной науки, являясь (наряду с на-учно-методическим аппаратом - см. рис.3) важнейшей составной частью её методических основ, объединяют в своём составе методы (научного) обос-нования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования.
Таким образом, в предметной науке могут быть выделены две группы методов - предметные и методологические.
Предметные методы (входящие в состав научно-методического ап-парата методических основ предметной науки) - это методы обоснования (описания, анализа, синтеза и оптимизации) свойств тех объектов изучения предметной науки, которые не являются методами.
Методологические методы (входящие в состав методологических основ предметной науки) - это методы обоснования методов, развиваемые в рамках создания методологических основ (методологии) предметной нау-ки.
Следует акцентировать внимание на диалектической взаимосвязи ме-тодологических основ предметной науки с методическими основами пред-метной области: входящие в состав методологических основ теоретические обоснования элементов научно-методического аппарата осуществляются методологическими методами, развиваемыми в рамках методологии предметной области. При этом, например, методы доказательства приме-нимости метода М в различных предметных науках рассматриваемой предметной области - это знания, относящиеся к методологии предметной области, в то время как доказательство применимости метода М в конкрет-ной предметной науке - знания, относящиеся к данной предметной науке.
Теоретические результаты представляют собой вторичные знания предметной науки, получаемые на основе первичных знаний, и включают в свой состав
теоретические данные;
логические (предметологические) основы данной науки.
Теоретические данные представляют собой арсенал декларативных (непроцедурных) знаний об основных объектах изучения и их элементах, полученных с применением разработанного научно-методического аппара-та как в интересах непосредственной отдачи практике, так и в целях даль-нейшего развития соответствующей науки, выраженный в виде теорети-ческих выводов и других более сложных теоретических построений (в том числе теоретических положений, законов, закономерностей, гипотез, соотношений, принципов, концепций, рекомендаций и др.), вытекающих из рассматриваемой и пополняемой базы научных фактов.
Логические основы предметной науки представляют собой множест-во непроцедурных вторичных знаний, объединяющих допустимые правила логического вывода, обоснования и доказательства теоретических данных (включая общие и частные модели, формульные описания, расчетные соот-ношения и другие теоретические построения и конструкции).
К необходимым признакам теории следует отнести:
нетривиальность, то есть неочевидность теоретических положений, способов получения результатов и/или самих получаемых результатов, ис-ключающая ситуации, когда "и без теории все ясно":
прагматичность - теория как метод должна быть приложима к прак-тике, т.е. должна давать научные обоснования выводов и рекомендаций, полезных для практической деятельности.
Всякая теория создается при вполне определённых допущениях и ог-раничениях, что влияет на область её применимости: она описывает, объ-ясняет и предсказывает вполне определённую совокупность фактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория от-носится. Основываясь на общественной практике и давая целостное, досто-верное, систематически развиваемое знание о существенных связях и зако-номерностях действительности, теория выступает как наиболее совершен-ная форма научного обоснования и программирования практической дея-тельности.
Подводя итог сравнению теории и метода, следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие, объясняющие и доказывающие {декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на вопросы.
Методы предметной науки, не являясь основным предметом её изу-чения, а лишь выступая в качестве необходимого инструмента для получе-ния знаний.
В структуре теории можно выделить основные элементы, соответ-ствующие ранее рассмотренным ранее элементам конкретной науки. В частности, логически взаимосвязанные элементы теории, объединяющие в споём составе общие и частные методы решения научных и практических задач соответствующей предметной области, в совокупности образуют на-учно-методический аппарат данной теории.
В наиболее развитом виде теория включает в качестве элементов своего научно-методического аппарата представленный в набор более элементарных взаимоувязанных методов, охватывающих все основ-ные этапы познания применительно к той предметной области, к которой она относится.
Содержательное описание - это описание на естественном (профес-сиональном или литературном) языке.
Формальное описание - описание в специфических терминах и символических обозначениях той или иной теорию
Формализованное описание - содержательное описание с элемента-ми формального описания.
Процесс перехода от содержательного к формализованному и формальному описанию (процесс формализации) развивается от использова-нии первичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению на основе располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою) более или менее общей теоретической модели рас-сматриваемых явлений (процессов).
Факторы - это причины, обстоятельства, движущие силы, опреде-ляющие причинно-следственные связи в рассматриваемом явлении (про-цессе).
Показатель - качественная или количественная характеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойств рас-сматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно имеет наименова-ние, обозначение и значение. Различают количественные показатели (зна-чение - численная величина) и качественные показатели (значение - словесное, неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства или совокупности свойств).
Параметр - это показатель с пределами допустимых значений, опре-деляемыми конкретной смысловой интерпретацией.
Критерий - необходимый и/или достаточный признак, на основе ко-торого производится оценка (классификация) или выбор объекта по значе-ниям одного критериального показателя (простой критерий) или несколь-ких критериальных показателей (сложный критерий). Соотношение, в со-ответствии с которым вычисляется значение критериального показателя, называется целевой функцией.
В рамках философского предметного познания возникают за-дачи распространения научных результатов между предметными областями и развития наук на стыках той или иной предметной области (например, физики) с другими (так возникли ядерная физика, биофизика, геофизика, астрофизика и т.д.).
Расширение и углубление познания окружающего мира на предмет-ной стадии философской ступени познания находит выражение в возник-новении философских учений в более или менее развитом виде (например, дедуктивная логика Декарта, аристотелевская логика) как систем знаний о наиболее общих законах и закономерностях развития окружающего мира. Относительно самостоятельное философское учение представляет собой диалектика, интегрирующая ряд философских предметных наук (диалекти-ка природы, диалектика познания и др.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и учениями (так, например, возникла материали-стическая диалектика).
Философское учение (как система знаний) обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общих категорий (на-пример, в метафизике Аристотеля - сущность, материя, форма, возмож-ность, действительность, движение, количество, противоречие; в филосо-фии Канта - множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция, причина и действие, возможность и невозможность, необходи-мость и случайность и т.д.) сосредотачивается внимание на выявлении за-кономерностей возникновения и развития объектов познания из разнооб-разных предметных областей и на разработке в рамках методологического познания философских принципов, выражающих методические и методо-логические подходы к решению самых разнообразных научных и практи-ческих задач.
На философском уровне познаются свойства и отношения объектов, инвариантные относительно того или иного множества предметных облас-тей, а также закономерности возникновения, применения и развития мето-дологий и их составных элементов. Это обеспечивает всеобщность эмпири-ческих и теоретических основ философского уровня.
2. Методологическое познание
На стадии прикладного методологического познания в каждой пред-метной области образуются (см. рис.2) относительно самостоятельные ус-тойчивые системы знаний в виде методологий.
Методология как частная система знаний, возникающая на методо-логических стадиях познания, является в существенной степени (и это от-ражено в её названии, происшедшем от "метод" и "...логия") учением о ме-тодах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к сово-купности зверей и т.д.
Наиболее важные точки приложения методологии:
выявление объекта и предмета исследования;
постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдви-жению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата);
построение путём сочетания известных элементов научно-мето-дического аппарата и/или создания новых элементов, пополняющих науч-но-методический аппарат науки, метода (или теории) решения рассматри-ваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости;
решение проблемы выбора между конкурирующими методами и тео-риями, поиск критерия истинной теории;
анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов;
оценка научно-технического уровня и значимости получаемых науч-ных результатов.
Другими словами, методология формирует представление о последо-вательности движения исследователя в процессе решения научной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонент проводимого научного исследования, таких как:
объект исследования - это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.), изучение которой является целью исследования;
предмет исследования - та сторона объекта, которая рассматривает-ся в данном исследовании.
Один и тот же объект может быть предметом ряда различных иссле-дований. Пример, относящийся к военной науке:
объект исследования - боевые действия (БД) войск;
предмет исследования (варианты):
На стадии методологического познания получаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так и пока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научные основы методологической науки эмпирического и теоретического уровней.
2.1. Эмпирические основы
Эмпирические основы методологического уровня и предметного уровня по составу элементов не отличаются. Особен-ностью является лишь то, что эмпирические факты на стадии прикладного Методологического познания - методологические, а на стадии философского методологического познания - философско-методологические (отражают свойства философских предметных наук и учений, процессы их возникновения и развития, а также свойства методологий различных предметных областей).
2.2. Теоретические основы
Теоретические основы методологической науки в качестве состав-ных элементов включают
исходные эмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы (методологической науки); методические основы (методологической науки) методологические результаты.
По своей структуре теоретические основы методологической науки аналогичны теоретическим основам предметной науки.
Понятийный аппарат методологического уровня познания пред-ставляет собой совокупность специфических понятий, категорий, терминов и определений, вводимых в рамках создания методологических основ дан-ной науки (так понятийный аппарат философского уровня включает со-вокупность специфических философских терминов и понятий - объект, субъект и др., а также наиболее общих категорий - единичное, особенное, всеобщее и др., вводимых по определению в рамках создания философских теоретических основ науки, причём "философские понятия и представле-ния обладают предельной общностью";
Методические основы методологической науки включают научно-методический аппарат методологической науки и методологиче-ские основы методологической науки, объединяющие в своём составе ме-тоды обоснования и сами обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата методологического уровня.
Научно-методический аппарат методологической науки включает более или менее широкий набор средств (способов, приёмов, методических подходов, методов, методик) описания, анализа, объяснения (предсказания) и синтеза (оптимизации) свойств рассматриваемого множества методов и теорий, а также их практического использования в научной и практической деятельности.
Методологические результаты интегрируют в своём составе логи-ческие основы методологического уровня и методологические данные.
Методологические данные - это совокупность методологических положений и выводов (в том числе методологических гипотез, соотно-шений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающих из рассматриваемых методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при применении и развитии наук как частных систем знаний. (уровень методологии предметной области) и науки в целом как общей системы знаний (уровень всеобщей методологии научного познания).
В рамках развития методологических наук наиболее совершенно, формой организации знаний является методологическая теория. Основным объектом изучения методологической теории, в отличие от предмет! ной, является та или иная совокупность методов.
Методологическая теория имеет структуру, аналогичную ране рассмотренной, применительно к теории вообще, и включает не которую совокупность взаимоувязанных частных методологических методов, применяемых по отношению к методам теориям тех или иных наук, выступающим в качестве объекта методологии.
Примером методологической теории, возникшей в довольно широкой предметной области, а именно в области технических наук, является теория принятия технических решений.
Результатами наиболее глубокого развития методологических теорий является возникновение метатеорий.
Метатеория - теория, анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой содержательной теории.
3. Роль методологии в развитии познания
Развитие методологических наук на стадии прикладного познания приводит к возникновению методологий тех или иных предметных облас-тей, а на стадии философского познания - к развитию всеобщей методоло-гии научного познания.
Методология образуется той частью науки, которая представляет собой учение о способах системного познания окружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке данной предметной области. Как систе-ма знаний, методология обеспечивает анализ имеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление закономерностей их по-строения и разработку методологических выводов и рекомендаций по раз-витию методов и теорий соответствующей предметной области, а также по их практическому использованию. Исследователь (разработчик) для дости-жения поставленных целей, руководствуясь методологией, которая может включать как ранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как правило, сочетая процессы исследования с процессами разработки, добива-ется той или иной организации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также вновь предлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность таких элементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности) в простейшем случае форму част-ного либо более или менее общего метода решения конкретной научной за-дачи, а в более сложных случаях - форму теории, выступают в качестве ин-струмента, с помощью которого выполняется исследование (разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находит выра-жение в той или иной методике.
Методика исследования (разработки) представляет собой выбран-ную исследователем (разработчиком) совокупность взаимоувязанных эле-ментов (методов, приёмов, операций, средств, более элементарных мето-дик) известного и предлагаемого научно-методического аппарата, приме-няемых в определенной логической последовательности в ходе проведения исследования (разработки) или его составной части, имеющей относитель-но самостоятельное значение (например, методика эксперимента), для решения конкретной научной задачи или научной проблемы.
Возникающие и диалектически развивающиеся методологические науки и учения философского уровня, посягающие на роль всеобщей мето-дологии научного познания, интегрируются с философскими предметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) - философию. Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служат неиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, ко-торая на протяжении своего многовекового развития выступала как всеобъ-емлющая наука о науках.
Конечная цель развития научных знаний - обеспечение исследова-тельской деятельности в науке и практике соответствующей предметной области в интересах наиболее эффективного решения возникающих науч-ных и практических задач.
Что же касается искусства, которое в донаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умение приспосабливаться к ситуа-ции, то оно по мере развития науки все более превращается в умение спе-циалиста приспособить схему действий, даваемую наукой (теорией, мето-дологией или философией) для типовой ситуации, к условиям конкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемой предметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большей степени опирается на достижения науки), а сфера искусства соот-ветственно всё более сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новые позиции, и в пределе этот процесс ведет к пол-ному господству науки и постепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно рассматриваемой предметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая в данной предметной об-ласти, искусство не исчезает в целом, так как постоянно находит в окру-жающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новые об-ласти приложения и тем самым открывает новые горизонты для науки.