Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений
Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений
Вопрос №1
Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений.
Основанием всей системы хозяйственного управления в стране являются
предприятия. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут
бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности
предприятия.
Экономику всех государств можно рассматривать как совокупность
всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной,
кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и
государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково
их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная
мощь государства.
Предприятие – главная экономическая единица конъюнктуры рынка.
Предприятие – это структура или самостоятельный хозяйственный субъект,
который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в
целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном
комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда.
Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как
производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе
самоокупаемости и самостоятельности.
На предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для
производственных целей и нужд населения. От того, как они используют свои
ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентной
способности, как внедряют результаты научно-технического прогресса, зависят
экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан.
Предприятие как юридическое лицо – это предприятие, наделенное правами
юридического лица прошедшего в установленном порядке государственную
регистрацию и отвечающее определенным признакам установленным
законодательством страны.
Предприятие владеющее правами юридического лица имеет право свободно
распоряжаться имуществом, защищать свои имущественные интересы в судебных,
арбитражных и других органах власти, получать кредит, вступать в
хозяйственные отношения с другими юридическими или физическими лицами.
Предприятие владеющее правами юридического лица имеет самостоятельный
бухгалтерский баланс, расчетный счет и иные счета в банке, где находятся
денежные средства, которые используются для расчетов с другими
предприятиями и на выплату зарплаты.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в
экономике государства.
С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:
- увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта
и валового национального продукта,
- обеспечения обороноспособности государства;
- повышения материального благосостояния всех слоев граждан
страны;
- решения проблемы занятости;
- простого и расширенного воспроизводства;
- возможности существования всего государства и выполнения им
своих функций (это связано с тем, что значительная часть
государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с
предприятий);
- решения многих других социальных проблем (эту роль предприятия
будут выполнять только в том случае, если они эффективно
функционируют).
В зависимости от объемов производства и количества рабочих предприятие
может быть малым, средним и крупным.
Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и
коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:
- ассоциация – это договорное объединение, созданное в целях
постоянной координации хозяйственной деятельности;
- консорциум – это временное уставное объединение промышленного и
банковского капитала для достижения общей цели;
- корпорация – это договорное объединение на основе сочетания
производственных, научных и коммерческих интересов с
делегированием отдельных полномочий. Центральным регулированием
деятельности каждого из участников;
- концерн – это уставное объединение предприятий промышленности,
научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на
основе полной зависимости от одного или группы
предпринимателей.
Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при
которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют
посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что,
как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и
организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не
занят, каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне.
По согласованию между покупателями и продавцами (спроса и предложения)
на каждом из этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три
проблемы:
1) что производить? – определяется каждодневно голосованием
посредством денег (путем выбора покупателем товара и его
покупки);
2) как производить? – определяется конкуренцией между производителями
(каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть
ценовую конкуренцию, увеличить прибыль и снизить издержки
производства);
3) для кого производить? – определяется соотношением спроса и
предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и
средства производства).
Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то
есть источников из которых складываются доходы. Производитель устанавливает
свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя
нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что, как и для
кого производить. Здесь решающий фактор функционирования рыночного
хозяйства – это прибыль.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия
влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности
действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и
негативные. Позитивные факторы – это такие факторы, которые благотворно
влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно
классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от
деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.
Внутренние факторы очень разнообразны и для лучшего понимания, учета,
анализа и выявления резервов производства их целесообразно объединить в
следующие группы:
1) связанные с совершенствованием организации производства и
труда, управлением предприятием;
2) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
3) связанные с ускорением научно-технического прогресса и с
инновационной политикой предприятия;
4) связанные со спецификой производства и отрасли;
5) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;
6) связанные с качеством и конкурентной способностью продукции, с
управлением издержками и ценовой политикой;
7) связанные с личностью руководителя и способностью его команды
управлять предприятием в условиях рынка;
8) связанные с созданием благоприятного социально-
психологического климата в коллективе.
Эта классификация чисто условная и она не отражает все многообразие
факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их
влияние на эффективность производства.
Также внутренние факторы можно разделить на:
- объективные факторы – это такие факторы, возникновение которых
не зависит от субъекта управления (например, стихийные
бедствия, ухудшение горно-геологических условий на горном
предприятии);
- субъективные факторы – составляют абсолютное большинство и
полностью зависят от субъекта управления, они должны быть
всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной мере
зависит и от внешних факторов.
Внешние факторы можно классифицировать в следующие группы:
1) связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны,
так и в более глобальном масштабе;
2) связанные с инфляционными процессами;
3) связанные с деятельностью государства;
4) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка (в
основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также
в колебании цен).
Вся история развития общественного производства свидетельствует и
доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях
цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм
собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное
ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество
потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.
В настоящее время именно от государства в значительной мере зависит
эффективность деятельности российских предприятий, а прежде всего создание
цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой
основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной
безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и
социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного законодательства.
Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.
Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение
стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут
достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут
придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольные камни»
управления предприятием – экономичность, финансовая устойчивость и прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
- определенный результат при наименьших затратах – принцип
минимизации;
- при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип
максимизации.
В своей основе принцип экономичности предъявляет свойственное всем
предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить даром
производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично.
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность
предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по
своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения
кредита.
Высшая цель предпринимательской деятельности - это превышение
результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или
возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое
положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более
высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятие должны:
1) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их
взаимозаменяемости;
2) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее
обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и
имеющимися производственными возможностями;
3) обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции,
поддерживать высокий имидж предприятия;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в
организацию труда и управление;
5) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и
корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
6) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей
содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании
благоприятного социально-психологического климата в трудовом
коллективе;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
При этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на
реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и общей
цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться,
все зависит от конкретных обстоятельств.
Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть
не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае
получение максимальной прибыли отодвигается на второй план, но в будущем, в
случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить
недополученную прибыль.
Вопрос №2.
Структура себестоимости продукции и определяющие ее факторы.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие
затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг и
т.д.).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической
категорией, но и комплексным показателем, на основании которого можно
судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов
(переменного и постоянного капитала), находящихся в его распоряжении, а
также об уровне организации труда на предприятии.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд
важнейших функций:
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- определение оптимальных размеров предприятия;
- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и
определение прибыли и рентабельности;
- экономическое обоснование и принятие любых управленческих
решений;
- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных
инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение,
расширение действующего предприятия, и т.д.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия
трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает
предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями
эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции
и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.
Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические
факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в
технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве
продукции и от величины затрат на ее производство.
Различают следующие виды себестоимости продукции:
- цеховая себестоимость – это затраты цеха, связанные с
производством продукции;
- производственная себестоимость – помимо затрат цехов включает в
себя общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
- полная себестоимость – отражает все затраты на производство и
реализацию продукции, слагается из производственной
себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и
упаковку, транспортировку продукции и прочие расходы);
- индивидуальная себестоимость – обуславливается конкретными
условиями, в которых действует то или другое предприятие;
- среднеотраслевая себестоимость – определяется как
средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на
единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к
общественно необходимым затратам труда.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости
продукции для предприятия резко возрастают.
С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости
продукции для предприятия заключается в следующем:
- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а
следовательно, в появлении возможности не только в простом, но
и в расширенном воспроизводстве;
- в улучшении финансового состояния предприятия и снижении
степени риска банкротства;
- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что
позволяет в значительной мере повысить конкурентную способность
продукции и увеличить объем продаж;
- в появлении большей возможности для материального
стимулирования работников и решения многих социальных проблем
коллектива предприятия;
- в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что
является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и
повышении их ставки.
Из этого вытекает очень важный вывод, что проблема снижения
себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на
предприятиях.
Структура себестоимости – это состав по элементам или статьям и их
доля в полной себестоимости.
Структура себестоимости всегда находится в движении и на нее влияют
следующие факторы:
1) географическое местонахождение предприятия;
2) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования
и диверсификации производства;
3) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита;
4) ускорение научно-технического прогресса (он влияет на структуру
себестоимости многопланово, но основное влияние заключается в том,
что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а
доля овеществленного труда в себестоимости продукции
увеличивается);
5) специфика (особенности) предприятия. Здесь различают:
- трудоемкие предприятия - большая доля заработной платы в
себестоимости продукции;
- материалоемкие предприятия – большая доля материальных затрат;
- энергоемкие предприятия – большая доля топлива и энергии в
структуре себестоимости.
Структура себестоимости продукции характеризует следующие показатели:
- доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;
- соотношение между живым и овеществленным трудом;
- соотношение между постоянными и переменными затратами;
- соотношение между основными и накладными расходами, между
производственными и коммерческими (непроизводственными)
расходами, между прямыми и косвенными расходами и т.д.
Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии
имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на
предприятии с целью их минимизации.
Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и
разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.
Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в
поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления
издержками на предприятии с целью их минимизации.
Используемая литература: конспект по экономике предприятий и организаций,
«Экономика предприятия» – под редакцией И.В. Сергеева.