Президент РФ

Президент РФ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Президент – как глава государства………………………………….……7

1.1. Конституционный статус Президента Российской Федерации………….…..9

1.2. Основные функции Президента Российской Федерации …...……………...12

1.3. Выборы Президента Российской Федерации ……………………...………..15

Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации .…………………… 19

2.1. Разрешение Президентом спорных вопросов………………………………..32

2.2. Президент – Верховный Главнокомандующий …………………………...34

2.3. Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения………..35

2.4 .Полномочия Президента по вопросам гражданства………………………...35

2.5. Полномочия Президента на издание правовых актов………………………37

Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством Президенту Российской

Федерации …………………………………………………………..38

3.1. Неприкосновенность Президента Российской Федерации……………38

3.2.Процедура отрешения Президента от власти. ………………………….38

Выводы ……………………………………………………………………………..41

Библиография……………………………………………………………………….43

ВВЕДЕНИЕ.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано

преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей

государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ

соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с

классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение

властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию

усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных

Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению

взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который

согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное

функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При этом конституционная модель президентской республики в Российской

Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что

путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование

превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной

народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России.

Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным

содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от

авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей

Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они

небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других

федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и

органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации,

органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только

правами, но и взаимной ответственностью.

Президентство является относительно молодым институтом в

российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе

пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее

всего данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных».

Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем

достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок. Некоторым

аспектам названного института и посвящается данная дипломная работа.

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус

Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению

в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость

его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В

результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости

наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех

полномочий которые определены ему по Конституции.

Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или

специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее

должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24

апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в

Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские

выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.[1]

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль,

Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг),

представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага

Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в

центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной

фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом

посту.

Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы

государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4

«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений

Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте

Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации»

Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации[2] устанавливает, что

Президент Российской Федерации является главой государства России как

демократического федеративного правового государства с республиканской

формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской

Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской

Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее

демократической основы.[3]

Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как

гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и

гражданина.

Президент – совершенно новый для России государственный институт,

введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию

государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост

Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в

республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во

исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991 г.

В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим

должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого

нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной

дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса,

обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное

управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к

представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной

власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки

стабилизации обстановки в стране.

Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность

всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных

Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает

несколько сфер:

1. Президент выступает как глава государства;

2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

3. Президент обладает законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие

полномочия.

Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что

Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов

Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это

Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены

на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение

Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного

суверенитета

Глава 1. Президент – как глава государства.

Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию

внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления

внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя

государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая

Конституция России ставит институт президентства на первое место среди

федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен

большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно,

юридически независимо от других государственных органов, но в тесном

взаимодействии с ними.

Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на

Президент как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст.

83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви

власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для

страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.

Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с

Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия

Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством

осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации,

закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции.[4]

Необходимость подобной же координации возникает и применительно к

такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе

крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и

профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать

решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть

Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право

отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою

точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.

Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его

полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство

государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.

Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская

функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней

политики нашего государства должны соответствовать Конституции и

федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение

конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого

Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования

Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод

человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы,

направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.

В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями,

например, он единолично принимает решения по введению военного или

чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.

На Президента возложена очень важная функция в системе органов

государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и

взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной

функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить

противоречия между государственными органами. Это, прежде всего относится к

взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также

федеральных органов государственной власти субъектов Федерации. Для

разрешения разногласий Президент может использовать согласительные

процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом

определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия

Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к

Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об

основных направлениях внешней политики.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить

важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он

выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как

проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное

Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих

избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда

неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента

интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых

всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего

народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в

интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент Российской

Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать

президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне

интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных

объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа.

Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство

общегосударственных и региональных интересов.[5]

1.1. Конституционный статус Президента Российской Федерации

В правовом государстве статус главы государства максимально точно

определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо

для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело

ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы,

своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам

граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность

прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии

между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих

функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не

тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности

главы государства, вытекающие из его положения в системе органов

государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из

конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам , отнесенным к

его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи

исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом,

правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы

государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы

правительства, присваивать высшие воинские звания).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями

в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в

Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных

непредвиденных случаях, получая де-факто признание парламента или опираясь

на судебное толкование Конституции.

Пост президента был учрежден в Российской Федерации общенародным

референдумом в апреле 1991г. А 12 июня 1991г. на этот пост всенародным

голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция Российской

Федерации, принятая в 1993г., установила, что полномочия первого Президента

продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня

1996г.). Однако с 1993г. положение, функции и полномочия Президента

определяются уже новой Конституцией.

По Конституции 1993г. ‘Президент Российской Федерации является главой

государства’ (ст. 80). В прежней Конституции его функция была определена

через термины ‘высшее должностное лицо’ и ‘глава исполнительной власти’.

Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента

Российской Федерации или его ‘отлучения’ от исполнительной власти. Термин

‘глава государства’ более точно отражает и то и другое, но не

свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление

термина ‘президентская власть’ означает только особенный статус Президента

в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и

комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во

взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном -

с исполнительной властью.

Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в

лице своих избирателей, т.е. населения избирательных округов и регионов, и

отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами

парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой

мандат на прямых всеобщих выборах, представляет общие интересы всего народа

и всей России. Поэтому неправомерны какие-либо его действия в интересах

одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ, как глава

Федерального государства, вправе контролировать президентов республик,

входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных

политических партий или каких-либо политических объединений, это

правозащитник всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно

обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает

неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности

против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в

суд в качестве свидетеля и т. д. В статус Президента РФ также входит его

право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном

кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице,

так и над другими резиденциями Президента во время пребывания в них.

1.2. Основные функции Президента Российской Федерации.

Основные функции Президента как главы государства определены ст.80

Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

а/ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод

человека и гражданина’.

б/ ‘В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он

принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее

независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное

функционирование и взаимодействие органов государственной власти’.

в/ ‘в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными

законами определяет основные направления внутренней и внешней политики

государства’.

г/ ‘как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри

страны и в международных отношениях’.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции

РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего

должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют

свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.

Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу

власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в

соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ,

а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны

соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует

понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране.

Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства

нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом

ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения.

Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения

самого широкого принуждения на законной основе, если на территории

государства действуют организованные преступные банды или незаконные

вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза

безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта

требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.

Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента

действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа

Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на

непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть

(действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не

является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому

государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к

репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего

согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не

перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование

действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан

разрабатывать и предлогать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы

в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов,

военнослужащих...), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по

охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. И

здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий,

установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные

полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так,

только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение

или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной

целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть

поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или

других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные

действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок

объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая

от Президента быстрого и адекватного реагирования.

Грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует

своей конституционной функции и допустит территориальный распад

государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие

сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции

должно проходить в ‘установленном Конституцией РФ порядке’ (например, путем

введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87

и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении

которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен.

Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного

понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к

толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие

органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)

Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению

согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной

власти. Президент РФ выполняет роль арбитра ,если основные власти не

находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях.

Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным

процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта

функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на

федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и

субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных

направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта

функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными

законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что

в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует

также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений

политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального

Собрания, но последнее всегда имеет возможность откорректировать

президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия

соответствующего федерального закона.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе

направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство

внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего

государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет

переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России

международные договоры, вступать в международные организации, назначать

послов и представителей в другие государства. В соответствии с

международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести

при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные

обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без

поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены

недействительными).

1.3. Выборы Президента.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому

избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Подготовку

и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан

осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий

независимы от органов государственной власти и органов местного

самоуправления.

Право выдвижения кандидата на должность Президента Российской

Федерации принадлежит непосредственно избирателям и избирательным

объединениям, избирательным блокам. Избирательным объединением является

общероссийское избирательное объединение, которое создано в порядке,

установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие

в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов

и зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации не позднее,

чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Правами избирательного

объединения обладают также избирательные блоки, образуемые не менее чем

двумя общественными объединениями.

Согласно ст.32 Федерального закона[6] «О выборах Президента Российской

Федерации» выдвижение кандидата на должность Президента России производится

на съезде (конференции) избирательного объединения. Последнее, как и

избирательный блок, вправе выдвинуть только одного кандидата на должность

Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

Кандидат на должность Президента может быть выдвинут непосредственно

избирателями, для чего гражданин или группа граждан России, обладающие

активным избирательным правом, могут образовывать инициативную группу

избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на

должность Президента.

Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа

избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президент, обязаны собрать

не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей является необходимым

условием регистрации кандидата на должность Президента и включения его

фамилии в бюллетень для голосования.

Избранный считается кандидат, который получил более половины голосов

избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если в избирательный

бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента и ни

один из них не избран, назначается повторное голосование по двум

кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам

повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при

голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в

голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого

кандидата. При этом в Законе установлено условие: число голосов

избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть больше числа голосов

поданных против всех кандидатов.

Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися

(при явке на выборы менее половины граждан, имеющих право голоса),

недействительными (при обнаружении грубых нарушений закона) или если при

общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран

Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы. При повторных

выборах осуществляются все избирательные действия, предусмотренные

федеральным законом о выборах Президента России, однако срок их проведения

сокращается на одну треть. Повторные выборы проводятся не позднее, чем

через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

Президент Российской Федерации представляет свою страну как глава

государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами России, а

также выступает от имени Российской Федерации в международных отношениях.

Заявления Президента не нуждаются в каком либо утверждении, он действует

как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать

международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах от

имени России или поручать это уполномоченным им лицам.

Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В

его выборе участвую граждане России на основе всеобщего равного права при

тайном голосовании. Назначаются выборы Президента России Советом Федерации.

Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента

Российской Федерации – 4 года. По Конституции 1978 года глава государства

избирался на 5 лет. Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня

избрания Президента. Действующий Президент Российской Федерации исполняет

свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента,

которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления

центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах

выбора Президента России.

Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин

России, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не

менее 10 лет. Это вполне объяснимо:

Во-первых, лицо, претендующее на самый высокий пост в государстве

должно иметь определенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно

молодым. Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается;

Во-вторых, требование постоянного проживания в течении 10 лет на

территории России обусловлено необходимостью знать и понимать специфику

условий жизни в нашей стране.

В Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не

может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков

подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного

человека на продолжительный срок, т.е. против авторитарного режима. Но в то

же время Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост

Президента неоднократно, но с перерывом – после пребывания на данном посту

два срока подряд.

Порядок избрания президента детально изложен в федеральном законе «О

выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995г., который содержит

общие положения проведения избирательной компании, вопросы предвыборной

агитации, финансирования выборов, порядок вступления в должность Президента

Российской Федерации.

Глава 2. Полномочия Президента.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах

государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный

характер (т.е. принадлежат исключительно ему), в других соприкасаются с

полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению

вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.

Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих

других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и

взаимных противовесов.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими

органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на

несколько основных групп.

А). Президент и Федеральное Собрание.

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций

главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с

полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие

их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время

полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют

рассматривать главу государства как непременного участника законодательного

процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной

думы, в то время, как выборы Президента назначаются Советом Федерации.

Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти

происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После

выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно,

но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока.

Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения

законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на

законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето, именуемое в теории

как относительное, может быть преодолено при повторном принятии

законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном

обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент

обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом

и вводится в действие только после его подписания и обнародования

Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен

быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному

Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных

направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с

этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным

конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении

референдума не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке,

предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать

Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:

а). трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя

Правительства (ч.4 ст.11 Конституции РФ);

б). при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех

месяцев (ч.3 ст. 117);

в). при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае

роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы

новая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

а). в течение года после ее избрания;

б). с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия

соответствующего решения Советом Федерации;

в). в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного

положения;

г). в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента

РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в

этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как

явление экстраординарное и нежелательное.

Но при всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации

продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительской

власти.

Б). Президент и Правительство.

Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской

власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним условием,

что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает

сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного

отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и

назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить

самостоятельно. Неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране,

и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность

создания однопартийного правительства большинства. В результате

складывается ситуация, когда в состав Правительства входят представители

партийных фракций Думы, находящиеся в оппозиции. Однако Президент вправе

действовать самостоятельно и единолично принимать решение об отставке

Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного думой

недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя

Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности

заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет

право председательствовать на заседаниях Правительства, что подтверждает

его руководящее положение в исполнительной власти. Об этом же говорит и то,

что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства

обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре

федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой

государства ложится в основу всех назначений.

Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе

кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос

перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает

кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою

кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а

затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не

имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента

Б). Президент и субъекты РФ.

Полномочия Президента РФ как главы федерального государства вытекают

из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных

конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение

полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту

назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не

могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе

вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и

регионов, а также - самих регионов. Для этого он прибегает к различным

согласительным процедурам.

Однако в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент

влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78 он

вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ

осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей

территории РФ». Такая формулировка означает , что не только такие грубые

формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям,

мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или

создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от

исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного

правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий

по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие

актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих

актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ

или нарушение прав и свобод человека и гражданина. В таких случаях резидент

передает дело в суд.

Г).Президент и судебная власть.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов

Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. однако он

участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту

предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации

на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда, т.е. высших судебных органов РФ. Президент также

назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от

Президента выдвижения той или иной кандидатуры - это было бы нарушением

принципа разделения властей.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на

назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с Федеральным законом

Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же

вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной

Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру ,

но лишен права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора

РФ.

Д). Военные полномочия Президента.

В военной области полномочия Президента достаточно широки: он является

Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную

доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ и

представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на

предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство,

подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной

безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск РФ

для защиты жизненно важных интересов РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать

любые приказы Министерству обороны, министр обороны практически работает

под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой

момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или

угрозы агрессии.

В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы

президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное

положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и

Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Указ

о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

Е). Полномочия Президента в сфере внешней политики.

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в

международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство

внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает

международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает

верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических

представителей, после консультации с соответствующими комитетами или

комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации назначает и отзывает

послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах

и международных организациях.

Ж). Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.

Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее

местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке,

предусмотренных федеральным конституционным законом, о чем он

незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

З) Полномочия Президента по вопросам гражданства и наград.

К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и

предоставления политического убежища. Республики, входящие в состав РФ

могут иметь свое гражданство, но поскольку оно одновременно является и

гражданством РФ, не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает

почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные звания.

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные

преступления. Право же амнистии принадлежит Государственной Думе.

И) Акты Президента РФ.

Вся деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты.

Основными из них являются указы и распоряжения, которые издаются им

самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или

Правительства и обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют

прямое действие и не должны противоречить как Конституции РФ, так и

федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ).

К). Аппарат Президента РФ.

Как и в любом другом государстве, Президент РФ работает, опираясь на

большое число помощников, советников и др. Согласно Конституции, он

формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется

федеральным законом. Совет Безопасности рассматривает важнейшие вопросы,

связанные с безопасностью государства.

Президент также формирует Администрацию Президента РФ, которая

включает в себя большое число управлений (государственно-правовое,

контрольное, финансово-бюджетное, федеральной государственной службы, по

работе с территориями, информационное, по вопросам гражданства, по

взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями,

фракциями и депутатами палат Федерального Собрания и др.). При Президенте

созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.

Большую роль в организации работы Президента РФ играют Служба

помощников, различные советы и комиссии. Президент самостоятельно назначает

и смещает сотрудников аппарата, дает им поручения и определяет участки

работы. Управление делами Президента является федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных

органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий,

организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и

социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства,

палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.

Таким образом, в статьях 83 и 84 Конституции РФ изложена часть

полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и

обязанностей указаны в ст. 85-90 настоящей главы. В статье 83 определены

полномочия Президента по отношению к Правительству:

1. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя

Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Представление Президента по данному вопросу вносится в

Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после

вступления в должность вновь избранного Президента или после

отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения

кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной

Думой;

2. Президент имеет право председательствовать на заседания

Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на

них, он также определяет основные направления внутренней и внешней

политики государства, в данном случае Президент выступает как глава

исполнительной власти;

3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке

Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об

отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой,

отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент

имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке

Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной

Думы на освобождение Председателя Правительства.

При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не

согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение

обязанностей. Президенту дано право не согласиться с решением

Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в

доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству

Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает

Государственную Думу;

4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные

в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской

Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

V назначение на должность и освобождение от должности заместителей

Председателя Центрального банка Российской Федерации, членов Совета

директоров Центробанка производится Государственной Думой.

При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается

по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на

должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель

вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух

раз;

V назначение на должность и освобождение от должности заместителей

Председателя Правительства и федеральных министров, хотя эти лица и

назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент

оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в

состав Правительства.

V Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность

судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного

Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих

должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по

представлению Президента может освободить от должности Генерального

прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей других

федеральных судов;

V Президент формирует администрацию Президента, которая представляет

собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения

деятельности Президента. В Администрацию входят Руководитель

Администрации, первые заместители, заместители Руководителя,

помощники Президента, главные управления, полномочные представители

Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные

подразделения. Администрация Президента осуществляет свою

деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами,

указами и распоряжениями Президента России;

V в соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от

должности полномочных представителей Президента, которые

представляют интересы Президента в федеральных органах

государственной власти, органов государственной власти субъектов

федерации, органов местного самоуправления, а также в российских

иностранных и международных организациях;

V Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим

Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее

командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных

округов и др.);

V Президенту дано конституционное право назначать и отзывать

дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных

государствах и международных организациях. Назначению или отзыву

дипломатических представителей предшествуют консультации с

комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент

может учитывать, но обязательного характера они не носят. По

данному вопросу Президент издает Указ.

Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана

суверенитета Российской Федерации, ее целостности и независимости. При

выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на

Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон

«Закон о безопасности» от 5 марта 1992г.). Совет Безопасности осуществляет

подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности,

рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды

безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные

члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской

Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, который

назначается на должность, и освобождается от должности Президентом. По

важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента

России.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего

государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации

представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том

числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно

важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине

разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения

военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН,

международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность.

Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его

взаимоотношениям с законодательной властью.

Президент Российской Федерации как глава государства с целью

непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной

Думы. В Конституции определен срок полномочий Государственной Думы – четыре

года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на

который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня

назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех

месяцев.

Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов

Государственной Думы лишь в случаях, определенных самой Конституцией в

статьях 111 и 117. Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать

только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета

Федерации – Конституцией вообще не предусмотрен.

Весьма сложной и ответственной является функция Президента Российской

Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия

органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.)

Президент Российской Федерации не называется в Конституции Российской

Федерации «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось

мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент

Российской Федерации и есть арбитр, если основные власти не находят

согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя

из этой роли, Президент Российской Федерации вправе прибегать к

согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и

разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов

государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений

органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и

между различными субъектами Российской Федерации.

В полномочия Президента входит и назначение референдума, который

наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением

воли народа. Общие положения проведения референдума, порядок его

назначения, процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным

конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября

1995г.[7]

Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит

право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если

законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению

на заседаниях Думы.

Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о

поправках и пересмотре положений Конституции России.

На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать

федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая

закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течении пяти дней

направляется Президенту Российской Федерации, который в течении

четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе

отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу

Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать

федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу

одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти

дней после дня их официального опубликования, если самим законом не

установлен другой порядок вступления их в силу.

В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования

закона, такой закон не имеет юридической силы.

В Конституции России установлено, что Президент обращается к

Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об

основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти

послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.

Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат

парламента.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе

направлять своих представителей в субъекты Российской Федерации (это и есть

право представительства «внутри страны»), и эти представители наделены

полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных

отношений, Президент Российской Федерации ведет переговоры с главами других

государств, вправе подписывать от имени России международные договоры,

вступать в международные организации, назначать послов и представителей в

другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по

протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в

другие государства. Любые международные обязательства, принятые

должностными лицами от имени Российского государства без поручения

Президент Российской Федерации, могут быть дезавуированы (объявлены

недействительными).

2.1. Разрешение Президентом спорных вопросов.

Президент имеет право использовать согласительные процедуры для

разрешения разногласий между органами государственной власти как Российской

Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять согласительные

процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе

законодательного или исполнительного органа государственной власти. В

процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм

согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные

полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны

вырабатывают согласованное решение.

В случае не достижения в ходе согласительных процедур, переговоров

согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на

рассмотрение соответствующего суда.

Президенту Российской Федерации дано конституционное право

приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Федерации, если эти акты противоречат Конституции, Федеральным законам и

международным обязательствам России. Такие акты не будут действовать до

решения вопроса соответствующим судом.

Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень широкая

и многоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписывать

международные договоры на территории своей страны, так и во время

пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не

нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по

должности.

В данном случае необходимо знать, что международные договоры

Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным собранием (т.е. обе

палаты принимают федеральный закон). Ратификация международного договора

правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой.

Ратификационные грамоты нашего государства подписывает Президент и министр

иностранных дел. Если в подписании договора участвуют две стороны – его

участники обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства

Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических

представителей. Верительная грамота – это документ, который удостоверяет

назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота

выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе

Российского государства. Дипломатический представитель считается

приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной

грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой

государства, дипломатический представитель которого отзывается.

2.2. Президент – Верховный Главнокомандующий.

Статус Президента включает полномочия Верховного Главнокомандующего

Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент определяет основные направления военной политики

государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими

воинскими формированиями и организациями. К полномочиям Президента

относятся издание указов на военную службу, а также утверждение плана

гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы

дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской

Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам

коллективной безопасности. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными

Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы,

обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками,

воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России

осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение

на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно

сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о

введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который

подтверждает юридическую силу Указа.

Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России

или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой

режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы

государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми

полномочиями.

Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав

граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период

действия на всей территории Российской Федерации военного положения

Государственная Дума не подлежит роспуску.

2.3. Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.

Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение

безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения

чрезвычайного положения определен Законом Российской Федерации от 17 мая

1991г. «О чрезвычайном положении»[8]. Чрезвычайное положение вводится

Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения

конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков,

стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают

силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.

Право Президента вводить на территории Российской Федерации или

отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью

немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ

Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.

2.4. Полномочия Президента по вопросам гражданства.

Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации.

Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь человека с

государством, в силу которой на человека распространяется суверенитет этого

государства, и он пользуется его защитой, и может участвовать в управлении

государственными делами. Эта связь с государством создает взаимные права,

обязанности и ответственность, а также основывается на признании и уважении

достоинства, основных прав и свобод человека.

Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации»[9] Президент

решает вопросы:

V приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан,

граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

V принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

V дает разрешение на выход из гражданства;

V разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное

гражданство.

До решения указанных вопросов Президентом они предварительно

рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте

Российской Федерации.

В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления

политического убежища, которое является суверенным правом государства-

субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент

имеет право предоставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения –

награждение государственными наградами России. Президент также присваивает

почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и

положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и

награждения ими.

Президент Российской Федерации присваивает воинские звания маршалов,

генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов

при Президенте создана комиссия по государственным наградам.

Президенту предоставлено право помилования. Помилование – это акт

верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от

наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может

быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят

всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении

конкретного лица или нескольких определенных лиц.

2.5. Полномочия Президента на издание правовых актов.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по

своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К

нормативным относятся указы и распоряжения – содержащие правовые нормы,

будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер,

т.е. становятся обязательными для исполнения всеми гражданами, должностными

лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие

правила поведения людей, т.е. относятся не только к тому или иному случаю,

а предлагают возможность своего неоднократного применения.

К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые

касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о

присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и

так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е.

юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации

обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые

Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным

законам.

Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу

на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их

официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

Глава 3. Гарантии, предоставляемые законодательством Президенту Российской

Федерации.

3.1. Неприкосновенность Президента.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все

гарантии в течении срока его полномочий, т.е. в период своих

полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут

обыску и личному досмотру;

2) неприкосновенность также распространяется на жилье и служебные

помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и

служебные транспортные средства, вещи;

3) Президент не может подвергаться уголовной, административной и

гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом

Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную

неприкосновенность.

3.2. Процедура отрешения Президента от власти.

Президент Российской Федерации вступает в должность с момента

принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление

своих полномочий с истечением срока, на который был избран.

Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения

исполнения полномочий Президента в случаях:

1) отставки (по инициативе самого Президента);

2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои

полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);

3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).

При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении

его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее

трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы

Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах

Президента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои

обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской

Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая

признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих

полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента

Председателем Правительства ограничена сроком на три месяца – до избрания

нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства

меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности

Президента не имеет права распускать Думу, назначать референдум, вносить

предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Действующая Конституция России предусматривает возможность отрешения

Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения

в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих

преступлений определяются в Уголовном кодексе.

Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об

отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального

Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.

Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие этапы:

1) Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети

депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может

служить основанием для отрешения его от должности. Постановление

Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента

должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов

палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);

2) Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по

решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о

наличии в действиях Президента признаков преступления.

Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении

порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о

несоблюдении порядка – рассмотрение обвинения против Президента

прекращается);

3) принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от

должности. Постановления об отрешении Президента от должности

принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным

большинством голосов (не менее двух третей) на основании

рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы,

заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации

вправе принять постановление об отрешении Президента от должности

не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной

Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета

Федерации не будет принято, все обвинения против Президента

считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не

состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации

отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности

(импичмента) Президент может нести ответственность, если он

совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как

обычное лицо.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате исследования темы: «Конституционно-правовой статус

Президента Российской Федерации» получены следующие выводы:

1. Россия, как государство формировалось на протяжении столетий. Роль

главы государства была всегда очень высокой. Многие преобразования,

как позитивные, так и негативные, происходили в результате личных

распоряжений глав государства.

2. Роль нынешнего главы Российского государства – Президента РФ – также

имеет огромное значение в новейшей истории России. Этому способствует

наделение Президента РФ широкими полномочиями, основанными на мировом

опыте демократических стран и закрепленными волей народа.

3. Сравнительно небольшая история развития института президентства в

Российском государстве и, в связи с этим, многолетняя борьба

исполнительной и законодательной ветвей власти эпохи Президента РФ

Б.Н. Ельцина, привела к тому, что Ельцин, имея серьезные заболевания,

старался удержаться всеми способами на посту главы государства.

Поэтому вся страна была свидетелем бесконечных попыток отрешения

Президента от Власти. Возможно, в этой сложной ситуации сыграли свою

роль и личностные качества Бориса Николаевича. Кроме этого, в период

правления Ельцина в России происходила борьба за власть между «левыми»

и «правыми» в Парламенте РФ, а поскольку Ельцин – это главный

вдохновитель реформ – то «левые» пытались использовать все возможности

отрешения его от власти. А Борис Николаевич, в свою очередь, пытался

«надавить» на левую оппозицию и упорно держался от власти.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что человек, бывший

Президентом, должен иметь гарантии своей безопасности и жизни не только в

период правления, но и после ухода в отставку. По этому поводу совсем

недавно наш законодательный государственный орган принял соответствующий

закон.

Правильность этого решения Федерального собрания подтверждается

зарубежным опытом.

В дальнейшем необходимо развивать правовой статус Президента РФ для

укрепления стабильности в стране. Также необходимо развивать правовое

положение лиц, ушедших в отставку с поста Президента РФ. Это придаст

уверенность в своем будущем лиц, стоящих во главе России, а также завоюет

уважение к нашей стране у иностранцев.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года)

/ Российская газета N 197, 25.12.93, в редакции от 10.02.96

2. Закон «О выборах Президента Российской Федерации» / Собрание

законодательства Российской Федерации, N 22, от 22.05.95 года, стр. 3671-

3712

3. Закон «О референдуме Российской Федерации» / Собрание законодательства

Российской Федерации, N 42, 16.10.95 г. ст. 3921

4. Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 17.05.91 N

1253-1 / Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 22, С.863-871, 1991 год,

Российская газета N 104, 21.05.91

5. Закон «О гражданстве Российской Федерации» / Ведомости Съезда народных

депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 6.02.92, N 6, ст.243

6. Конституция Российской Федерации: Энцикл. Словарь/ Авт. коллектив: В.А.

Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. – М.: Большая Российская

энциклопедия, 1995.

7. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. – М.: Юрид. лит.,

1994.

8. Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство

БЕК, 1996.

9. Мирошникова В.А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –

М.:АКАЛИС, 1987.

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для

юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа

НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

-----------------------

[1] Конституция Российской Федерации: Энцикл. Словарь/ Авт. коллектив: В.А.

Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. – М.: Большая Российская

энциклопедия, 1995.

1 Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года)

/ Российская газета N 197, 25.12.93, в редакции от 10.02.96

[2] Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. – М.: Юрид. лит.,

1994.

[3] Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов – М.:

Издательство БЕК, 1996.

[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник для

юридических факультетов вузов и факультетов. – М.: Издательская группа

НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

[5] Закон «О выборах Президент Российской Федерации»/"Собрание

законодательства Российской Федерации", N 22, от 22.05.95 года, стр.3671-

3712

[6] Закон «О референдуме Российской Федерации» / #G0Собрание

законодательства Российской Федерации, N 42, 16.10.95 г. ст. 3921

[7] Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 17.05.91 N

1253-1/#G0Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 22, С.863-871, 1991 год,

Российская газета N 104, 21.05.91

[8] Закон «О гражданстве Российской Федерации» / "Ведомости Съезда народных

депутатов РФ и Верховного Совета РФ", 6.02.92, N 6, ст.243

[9] Мирошникова В.А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –

М.:АКАЛИС, 1987.