Президент РФ: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий. Курсовая Работа.
Президент РФ: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий. Курсовая Работа.
Министерство образования Свердловской области
Уральский государственный университет им. А. М. Горького
Институт управления и предпринимательства
Государственное и муниципальное управление
Президент РФ: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий
Реферат по Конституционному праву
Преподаватель:
кандидат юридических наук,
доцент Годунова О. В.
Екатеринбург
2004
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Порядок избрания Президента РФ…………………………….…………………………….4
1.1. Истоки института Президентства РФ……………………………………………...4
1.2. Выборы Президента РФ…………...…………………………….………………….4
1.3. Вступление Президента РФ в должность………………………….………………6
2. Полномочия Президента РФ....……………………………………………………………….8
2.1. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных
органов..…...9
2.2. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве………….12
2.3. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти
....…..14
2.4. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и
обороной…..…..15
2.5. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности
……..19
3. Прекращение полномочий Президента РФ.………………………………………………..25
3.1. Отставка…………………………………………………………………………….25
3.2. Состояние здоровья………………………………………………………………..26
3.3. Отрешение от должности………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованных источников и литературы………………………………………….30
Введение.
Президентство является относительно молодым институтом в российской
конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный
интерес. Целью представленной работы является рассмотрение основных
элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели было
необходимо решение нескольких задач:
- во-первых, необходимо было отметить наиболее важные моменты в процессе
избрания Президента РФ;
- во-вторых, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное
Президентом РФ;
- в-третьих, обратить внимание на процедуру прекращения полномочий
Президента РФ, ее возможные варианты.
Указанные выше задачи определили структуру работы: основная часть
представлена тремя пунктами - «Порядок избрания Президента РФ»,
«Полномочия Президента РФ» и «Прекращение полномочий Президента РФ»,
каждый из которых подразделяется на подпункты, способствующие более
полному и логичному рассмотрению того предмета, о котором идет речь в
данном пункте.
Источниковая база представлена основным кодексом, необходимым для
рассмотрения института Президентства (Конституция РФ), а также поясняющими
его юридическую силу и принципы работами, которые большей своей частью
представлены учебниками для высших учебных заведений. Немаловажную роль в
подготовке настоящей работы сыграли некоторые периодические издания.
Вопросы, рассматриваемые в представленной работе, поднимаются не впервые,
поскольку предмет данной работы в достаточной степени изучен в юридической
литературе. Тем не менее, определенная субъективность подхода в той или
иной степени присутствует.
1. Порядок избрания Президента РФ.
1.1. Истоки института Президентства РФ.
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в
развитии российской государственности. Советской республике, с
господствовавшей концепцией полновластия Советов, такой институт был
органически чужд. Высказывавшиеся идеи об учреждении института президента
СССР отвергались, и лишь в 1990 году пост Президента СССР был учрежден,
что повлекло за собой существенные изменения в Конституции СССР.
Вопрос об учреждении поста Президента в России решился путем
всероссийского референдума, и первый президент РФ был избран путем прямых
всенародных выборов 12 июня 1991 года. Его статус (согласно Конституции
1978 года) существенно отличался от статуса, определяемого Конституцией
1993 года. В ней (в Конституции 1978 года):
- Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной
власти (с 1993 - Президент является главой государства);
- Президент не определял основные направления внутренней и внешней
политики (как в Конституции 1993 года);
- Президент не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного
Совета;
- Президент не принимал участия в назначении членов Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора,
Председателя Центрального Банка;
- Президент был обязан предоставлять доклады Съезду народных депутатов о
выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и
иных программ.
Существовал и ряд других отличий. Как видно, конституция 1993 года внесла
существенные изменения в статус Президента и его полномочия.
1.2. Выборов Президента РФ.
В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее
демократическим путем - «на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании». На конституционном уровне не
закрепляется альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах
она признается обязательной.
В Конституции также определены требования, которым должен соответствовать
кандидат в Президенты.
Для осуществления ответственных функций главы государства кандидат в
Президенты должен обладать достаточным жизненным опытом, поэтому
установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35
лет. Конституция РФ, следуя принципу равного гражданства, не оговаривает в
качестве обязательного условия то обстоятельство, что лицо, избираемое
Президентом, должно быть гражданином страны по рождению. Не поднимается
также вопросов об обладании государственным языком, принадлежность к
определенной национальности. Конституция 1993 года также сняла ограничение
на предельно допустимый возраст кандидата в Президенты.
Конституция также вводит требование для лица, избираемого Президентом, о
постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет. Данное
требование основано на идее о том, что Президент должен хорошо знать
ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.
Порядок назначения выборов, выдвижение и регистрация кандидатов,
проведение предвыборной агитации, организация работы избирательных
комиссий, порядок голосования и другие подобные вопросы подробно
определены в федеральном законе «О выборах Президента Российской
Федерации» от 31 декабря 1999 года.
Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем
выборов является первое воскресенье после истечения конституционного
срока, на который был избран Президент; исчисление этого срока начинается
со дня его избрания.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное
объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие
инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать
в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей
избирателей, при чем на один субъект РФ должно приходиться не более 70
тысяч подписей.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух
кандидатов.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов
избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов
не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам,
получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным
считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов
избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов
избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число
больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом норма о
необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных
избирателей не действует.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее
половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день
проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по
которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если
при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был
избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания
назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и
первые.
При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие)
которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при
повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты в
кандидаты.
Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года. Конституция
предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность
Президента более двух сроков подряд. Это связано с целью
воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц,
появлению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны
власти свежих сил. Конституция предоставляет способному политику,
оправдавшего себя на должности Президента, права выдвижения на другой
срок, кроме очередного.
1.3. Вступление Президента РФ в должность.
После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией
процедура его вступления в должность, которая происходит на 30-й день со
дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о
результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в
торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов
Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится
народу. Ее текст сформулирован в статье 82 Конституции следующим образом:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации
уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и
защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и
независимость, безопасность и целостность государства, верно служить
народу».
Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России -
Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается
Государственный флаг России.
Символами президентской власти в РФ являются штандарт (флаг) Президента РФ
и Знак Президента РФ. Описание и порядок использования штандарта
установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 года. Местонахождением
оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции Президента в
столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией
Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них
Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах.
Знаком Президента является орден «За заслуги перед отечеством» I степени.
Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному
Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им
присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста
Конституции РФ.
«Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им
присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в
должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом».
Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые
последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои
полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых
должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные
представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном
Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов
последние продолжают исполнение своих полномочий.
2. Полномочия Президента РФ.
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции также не
означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным
источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ
Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может
претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной
власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами -
она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения
функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную,
исполнительную и судебную власть.
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных
государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него
задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой
законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к
одной из трех ветвей власти. Правовое положение Президента характеризуется
прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что
он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто
избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он
представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных
отношениях.
Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Так,
Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку
Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и
т.п.
Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции
Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней
Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент
перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции
исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской
Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент
определяет основные направления деятельности Правительства и организует
его работу.
По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за
Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе
органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими
органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент
Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации,
Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской
Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность
деятельности основных государственных органов Российской Федерации,
поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение
согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации,
строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод
человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом
полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и
обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти
полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно
обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:
- формированием федеральных органов государственной власти;
- участием в законотворчестве;
- функционированием исполнительных органов государственной власти;
- обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти
на всей территории РФ;
- внешней политикой и обороной;
- иными сферами государственной деятельности.
2.1. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов.
Полномочия Президента в этой области связаны с формированием всех
федеральных органов государственной власти, посредством деятельности
которых реализуются функции государства.
Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с
назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что
Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из
должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом
непосредственно, другие - по представлению или после консультации с
соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других
должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для
назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут
либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо
отклонить предложенную Президентом кандидатуру.
В соответствии с п. \\\"а\\\" ст. 83 Президент с согласия Государственной Думы
назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается
в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от
общего числа депутатов. Поскольку Конституция не устанавливает иного,
представляется, что данное Государственной Думой согласие на назначение
Председателя Правительства не связано сроком полномочий Государственной
Думы и действует до тех пор, пока Правительство не сложит с себя
полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента Российской
Федерации или пока не уйдет в отставку по решению Президента.
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации
вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в
должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства.
Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной
Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение
недели.
В соответствии с п. \\\"в\\\" статьи 83 Президент принимает решение об отставке
Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении
Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то
решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом
самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально
несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично
может участвовать. Ведь на основании п. \\\"б\\\" ст. 83 Конституции он \\\"имеет
право председательствовать на заседаниях Правительства Российской
Федерации\\\". Это правило как бы \\\"связывает\\\" Президента и Правительство.
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации
подтверждается также тем, что Президент в силу п. \\\"д\\\" ст. 83 Конституции
назначает на должность и освобождает от должности заместителей
Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации
этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на
должности и освобождение от них производятся \\\"по предложению Председателя
Правительства\\\", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме
это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое
решение об изменении состава Правительства можно считать совместным
решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную
власть в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка
Российской Федерации (п. \\\"г\\\" ст. 83), а также ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка
Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение
от нее осуществляются Государственной Думой. Представляется, что
назначение и освобождение от должности главы Центрального Банка России с
участием главы государства и Федерального Собрания является действенной
гарантией независимости Центрального банка от других органов
государственной власти.
Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судей
Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской
Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует
рассматривать установленный п. \\\"е\\\" ст. 83 Конституции порядок назначения
этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность
судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и
освобождение от должности) производится Советом Федерации.
Судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент
Российской Федерации.
Заметим, что в Конституции вообще не говорится об освобождении судей от
должности. Это объясняется тем, что судьи в Российской Федерации в
соответствии со ст. 121 несменяемы, а их полномочия могут быть прекращены
не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Значительное число должностных лиц, указанных в п. \\\"к\\\", \\\"л\\\" и \\\"м\\\" ст. 83
Конституции так же, как и судьи \\\"других федеральных судов\\\" (см. п. \\\"е\\\" ст.
83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской
Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в
субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и
Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые
Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных
Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование
Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно
потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителей Российской
Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Дипломатическими представителями являются главы дипломатических миссий,
которые, как следует из Венской конвенции о дипломатических сношениях от
18 апреля 1961 г., представляют аккредитующее государство (в данном случае
Российскую Федерацию) в иностранных государствах и в силу этого наделяются
определенными правами и несут обязанности в соответствии с нормами
международного права.
Следует заметить, что в соответствии с п. \\\"м\\\" ст. 83 право назначения и
отзыва дипломатических представителей может быть реализовано \\\"после
консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания\\\". Конституция не определяет, с какими именно
комитетами и комиссиями проводятся консультации. Обычно это комитеты, в
компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Надо также заметить,
что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить
консультации, но само назначение не связывается с результатами этих
консультаций.
Как правило, Президенту Российской Федерации в вопросе о назначении
должностных лиц могут оказывать помощь соответствующие министры: при
назначении и освобождении от должности лиц, относящихся к высшему
командованию Вооруженных Сил, - министр обороны; дипломатических
представителей - министр иностранных дел. Кандидатуры на должность судей
Верховного Суда Российской Федерации Президенту представляет Председатель
этого Суда и т.д.
Статья 83 Конституции указывает, что Президент формирует Администрацию
Президента Российской Федерации. Это орган, являющийся собственно рабочим
аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и
федеральными законами функций. Администрация Президента имеет
аналитические и экспертные подразделения и не располагает собственными
властными полномочиями.
Как указывалось в ст. 80 Конституции, Президент в установленном
Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости
и государственной целостности Российской Федерации. В этом ему помогает
Совет Безопасности, который он на основании п. \\\"ж\\\" ст. 83 формирует и
возглавляет. Статус Совета Безопасности в соответствии с Конституцией
должен определяться федеральным законом.
Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку
решений по вопросам государственной безопасности, которые оформляются
указами Президента.
Президент в соответствии с п. \\\"з\\\" ст. 83 утверждает военную доктрину
Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента
непосредственно обусловлена тем, что он является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет
Безопасности. Военная доктрина - документ огромного значения, поскольку в
ней определяется военно-политическая деятельность государства.
2.2. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве.
Предусмотренное п. \\\"а\\\" статьи 84 полномочие Президента назначать выборы
Государственной Думы обусловлено его ролью главы государства и
необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной
власти.
Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В Конституции
определен срок полномочий Думы - четыре года (Дума первого созыва была
избрана на два года). Согласно ст. 4 Федерального закона \\\"О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации\\\", днем выборов является первое воскресенье после истечения
конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума
прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен
составлять не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит
выборы депутатов Государственной Думы в этот срок, выборы проводятся
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое
воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия
Государственной Думы.
При роспуске Государственной Думы Президент одновременно должен назначить
выборы Государственной Думы нового созыва. В этом случае согласно
Федеральному закону \\\"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации\\\" днем выборов является последнее воскресенье
перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Если
Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов
нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое
воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной
Думы.
В полномочия Президента входит назначение референдума Российской
Федерации. Порядок назначения референдума и его проведения установлен
Федеральным конституционным законом \\\"О референдуме Российской Федерации\\\".
В нем, в частности, определено, кому принадлежит инициатива проведения
референдума: во-первых, не менее чем двум миллионам граждан России,
имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории
одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории
России проживает не более 10 процентов из них; во-вторых, Конституционному
Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 российской Конституции.
В пп. \\\"г\\\" и \\\"д\\\" ст. 84 определены полномочия Президента в сфере
законодательства. В п. \\\"г\\\" указано, что Президенту принадлежит право
вносить законопроекты в Государственную Думу. Надо учитывать в этой связи,
что все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, и в
первую очередь Президент, указаны в ст. 104 Конституции.
Реализацию конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в
Государственную Думу обеспечивает полномочный представитель Президента в
Государственной Думе Федерального Собрания.
На Президента в п. \\\"д\\\" возложена обязанность подписывать и обнародовать
федеральные законы. Это традиционная функция главы государства,
завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы.
Подписание и обнародование законов главой государства является
существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей
разделение властей.
Основной формой обнародования закона, т.е. доведения его до всеобщего
сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону о
порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания
федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи
дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию.
Им считается первая публикация полного текста закона в \\\"Российской газете\\\"
или \\\"Собрании законодательства Российской Федерации\\\".
В п. \\\"е\\\" ст. 84 устанавливается, что Президент обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания
Президента не являются нормативными актами, это акты политического
характера, содержащие программные принципы.
Практика посланий главы государства законодательному органу имеется во
многих странах. Содержание посланий, как правило, оказывает большое
влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в
стране.
В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что
Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст.
80). В посланиях излагается видение Президентом будущего страны.
2.3. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти.
Часть 1 статьи 85 посвящена правомочию Президента Российской Федерации
разрешать конфликты и разногласия, во-первых, между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, что
имеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказывается
свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть
которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в
достижении согласованного решения.
Наиболее часто для достижения согласованного решения Президентом
используются организация переговоров с участием спорящих сторон и
образование согласительных комиссий. Возможно применение и других
согласительных процедур - создание третейских судов, оказание \\\"добрых
услуг\\\" и т.п.
В случаях, если применение согласительных процедур не приведет к
согласованному решению, Президент в соответствии с Конституцией может
передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор
суда зависит от характера спора и компетенции суда, определяемой законом.
В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный Суд Российской
Федерации, в частности, вправе разрешать споры о соответствии Конституции
Российской Федерации ряда нормативных актов субъектов Российской
Федерации.
В ч. 2 ст. 85 Конституции Президент наделяется правом приостанавливать
действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. При этом надо иметь в виду ряд обстоятельств.
Прежде всего, надо обратить внимание на то, что Президент вправе
приостановить действие только такого акта органа исполнительной власти
субъекта Федерации, который противоречит Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или
нарушает права и свободы человека и гражданина.
Следует заметить, что Президент вправе приостанавливать действие только
актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но он не может
приостановить действие актов их органов законодательной власти.
2.4. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и обороной.
В соответствии с п. \\\"б\\\" статьи 86 Президент Российской Федерации ведет
переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии Президента в
переговорах свидетельствуют его практически регулярные встречи с лидерами
ведущих иностранных государств, участие в важнейших международных
дипломатических форумах, личное участие в переговорах, а также частые
телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями.
В проведении внешней политики Российского государства участвует и
Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с п. \\\"д\\\" ст.
114 Конституции Российской Федерации осуществляет меры по реализации
внешней политики Российской Федерации.
Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации в
значительной степени проводится через федеральное Министерство иностранных
дел, глава которого - министр иностранных дел - в соответствии со
сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так
же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без
специальных полномочий.
Пункт \\\"г\\\" статьи 86 устанавливает, что Президент принимает верительные и
отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства
Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е.
дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересы
направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить.
Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в
ней лица.
Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет
основные направления оборонной политики и осуществляет руководство
обороной страны.
В законодательстве под обороной понимается вся система политических,
экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных
мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного
нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета
Российской Федерации.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным
правом, международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации,
действующим законодательством Российской Федерации и военной доктриной
Российской Федерации, которая утверждается главой государства, являющимся
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Для
обороны с применением средств вооруженной борьбы созданы Вооруженные Силы
Российской Федерации и установлена воинская обязанность граждан Российской
Федерации.
Отличительная особенность государственного управления в области обороны
состоит в высокой степени его централизации. Деятельность органов
управления обороной на всех уровнях осуществляется на основе обеспечения
безопасности, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил
Российской Федерации и других войск, умения выполнить поставленные перед
ними задачи по обороне страны; законности, уважения и соблюдения прав и
свобод человека и гражданина, гуманизма, централизации управления,
единоначалия, комплектования войск военнослужащими, проходящими военную
службу по призыву и по контракту.
Оборона является одной из важнейших функций государства, элементом и
гарантом безопасности. Указанные положения об основах обороны являются
исходными в определении правового статуса Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации, объема и характера его
полномочий по защите безопасности и целостности государства.
В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную
службу (с указанием численности призывников), а также утверждение плана
гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной
обороне.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами утверждает планы
дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов,
объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на
территории страны.
Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской
Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам
коллективной безопасности и разоружения.
Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится
Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.
Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений и
дополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого указа Президента.
Вполне понятно, что эти изменения и дополнения должны быть согласованы с
Президентом и приняты им. В противном случае указ не может быть
действующим актом. Следует иметь в виду, что вопросы об объявлении и
введении военного положения в интересах обороны страны и обеспечения
правопорядка, законности и безопасности должны быть решены
незамедлительно.
Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии против
Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой
особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим
предусматривает наделение органов государственной власти и органов
местного самоуправления, а также формируемых органов государственного
управления военного времени, военных властей правами по реализации
функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами
возложенных на них обязанностей.
В условиях военного положения органы государственной власти и органы
местного самоуправления, общественные объединения, предприятия,
организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному
командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд
обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.
В интересах обороны страны, безопасности государства, защиты
конституционного строя, обеспечения в экстремальной ситуации
гарантированной защиты прав и свобод человека и гражданина,
неукоснительного исполнения установленных для должностных лиц и граждан
обязанностей в обстановке военного времени могут предусматриваться
отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их
действия.
Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации для
скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и
правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им
необходимой помощи.
Статья 4 Закона \\\"О чрезвычайном положении\\\" от 17 мая 1991 г. определила,
что основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые
беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада
отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или
нормальной деятельности государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под
угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно -
спасательных и восстановительных работ.
Новелла состоит в том, что право на введение чрезвычайного положения на
всей территории Российской Федерации принадлежит только Президенту
Российской Федерации. Прежде это право принадлежало и другим
государственным органам, что создавало опасность дублирования полномочий
по введению чрезвычайного положения.
Кроме того, предусмотрено правило, что указы Президента Российской
Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом
Федерации.
Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична
процедуре утверждения указа о введении военного положения, хотя правовая
природа этих указов различна.
Для издания указа о введении военного положения никаких предварительных
обращений в связи с необходимостью вводить военное положение не нужно. В
гипотезе нормы названы юридические факты (в данном случае это события),
служащие основанием для принятия Президентом указа о введении военного
положения.
Между тем в соответствии со ст. 7 Закона \\\"О чрезвычайном положении\\\" до
введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. \\\"а\\\" ст. 4
данного Закона, необходимо обратиться к группам лиц, организациям,
учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащих
основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и
требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в
обращении срока. В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций и
учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных
действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное
положение.
2.5. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности.
В статье 89 названы полномочия Президента в отношении личности -
гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без
гражданства. Указанные в статье полномочия традиционно относятся к
компетенции главы государства.
Важнейшим среди этих полномочий является решение вопросов гражданства
Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. \\\"в\\\" ст. 71 к
ведению Российской Федерации вопросы гражданства в Российской Федерации
решаются, прежде всего, федеральным парламентом путем принятия законов. В
настоящее время действует Закон РФ \\\"О гражданстве Российской Федерации\\\" от
28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от
17 июня 1993 г. и Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. Статья 33
Закона определяет конкретные полномочия Президента по делам о гражданстве.
Установлено, что Президент принимает решения по вопросам: приема в
российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без
гражданства; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения
на выход из гражданства Российской Федерации; разрешения гражданину России
иметь одновременно гражданство другого государства; отмены решения о
приеме в российское гражданство; предоставления почетного гражданства. В
осуществление указанных полномочий Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте
действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства. Ее полномочия
установлены ст. 34 Закона о гражданстве. Президент утвердил Положение об
этой комиссии. Рабочим аппаратом комиссии является Управление по вопросам
гражданства Администрации Президента. Положение об этом Управлении
утверждено Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г.
Порядок рассмотрения вопросов гражданства установлен Положением,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в
редакции Указа от 27 декабря 1993 г.
В компетенцию Президента России входит также решение вопросов
предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без
гражданства. Предоставление политического убежища является суверенным
правом государства - субъекта международного права. Принимать решение о
предоставлении политического убежища - прерогатива Президента России.
Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства
предоставляется на основании общепризнанных принципов и норм
международного права в соответствии с российской Конституцией и Положением
о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г.
Лицо, желающее приобрести политическое убежище в Российской Федерации,
обращается с письменным ходатайством на имя Президента России в
территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту
своего пребывания. Ходатайство подается в течение семи дней по прибытии на
территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не
позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности
или обычного места жительства. При наличии достаточных оснований для
предоставления убежища ходатайство направляется в Федеральную миграционную
службу России, которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД,
ФСБ России и затем направляет все материалы со своим заключением о
возможности и целесообразности предоставления обратившемуся лицу
политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте.
Комиссия рассматривает ходатайство и вносит свое предложение Президенту
для принятия им решения.
Предоставление политического убежища производится указом Президента.
Положение о порядке предоставления политического убежища предусматривает
ряд случаев, при которых лицо, получившее политическое убежище, его
утрачивает. Одним из таких случаев является приобретение этим лицом
гражданства Российской Федерации.
Президент вправе лишить политического убежища лицо, получившее его. Это
может быть сделано по соображениям национальной безопасности, а также в
случаях, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и
принципам Организации Объединенных Наций, либо совершило преступление и в
отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению
обвинительный приговор суда.
Пунктом \\\"б\\\" ст. 89 установлено полномочие Президента награждать
государственными наградами Российской Федерации. Следует отметить, что в
целом вопросы государственных наград Российской Федерации отнесены п. \\\"с\\\"
ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации. Федерального закона о
государственных наградах Российской Федерации нет. Эти вопросы
регламентированы сейчас в основном Положением о государственных наградах
Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 1 июня 1995 г. Согласно этому Положению, Президент издает указы и о
награждении государственными наградами, и об учреждении государственных
наград Российской Федерации.
Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощрения
за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите
Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан,
благотворительной деятельности и иные заслуги.
Государственные награды Российской Федерации вручаются Президентом России.
По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителями
федеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации,
военачальниками и другими лицами.
Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или
необоснованность представления к награждению.
Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом
России по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое
преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ.
При отмене приговора по реабилитирующим основаниям, в соответствии с
которым награжденный лишен государственных наград, изданный об этом указ
признается утратившим силу, а награжденный считается восстановленным в
правах на государственные награды.
Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единой
политики в области государственных наград Президент образует Службу
государственных наград Президента Российской Федерации, а также Комиссию
по государственным наградам при Президенте для проведения общественной
оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к
поощрению граждан.
Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания,
например классный чин действительного государственного советника юстиции,
классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов,
специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д.
Согласно Федеральному закону \\\"Об основах государственной службы Российской
Федерации\\\", на Президента Российской Федерации возложено присвоение
квалификационных разрядов действительных государственных советников
Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации.
Президенту как главе государства предоставлено право помилования. Оно
осуществляется указами Президента в отношении отдельных (индивидуально
определенных) лиц. Актом помилования лицо, осужденное за преступление,
может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное
наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица,
отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
В статье 90 определены полномочия Президента по изданию правовых актов в
виде указов и распоряжений, установлены пределы действия таких актов, их
соотношение с российской Конституцией и федеральными законами.
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.
Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для
исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с
Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания
федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами
власти субъектов Российской Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие
общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений
либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о
назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты
Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная
формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня
вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют
толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.
В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений,
Президент вправе, не нарушая требования ч. 3 ст. 90 Конституции, издать
нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает
право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную
сферу отношений. Нормы, содержащиеся в законе, не могут быть ограничены
положениями указа или распоряжения Президента. Например, после утверждения
Указом Президента от 1 октября 1993 г. Положения о выборах депутатов
Государственной Думы в 1993 г. Федеральным Собранием в 1995 г. был принят
Федеральный закон \\\"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации\\\", который в значительной мере вышел за рамки
названного Положения.
При несоответствии нормативных актов Президента Конституции или
федеральным законам споры по данному вопросу разрешаются в соответствии с
п. \\\"а\\\" ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционным Судом Российской
Федерации.
Конституционный Суд может принять решение о неконституционности акта в
целом или его отдельных положений. Акты Президента, признанные
неконституционными, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу.
Порядок введения в действие актов Президента утвержден Указом Президента
от 26 марта 1992 г. Нормативные акты Президента вступают в действие на
всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней
после их официального опубликования, за исключением случаев, когда при
принятии акта установлен другой срок введения его в действие.
Основной контроль за исполнением актов Президента осуществляют контрольные
управления, созданные при Администрации Президента и при администрациях
областей, а также полномочные представители Президента в субъектах
Федерации. Кроме того, контроль за исполнением актов Президента
осуществляют общефункциональные и отраслевые федеральные органы
исполнительной власти (Минфин России, Госналогслужба России и др.).
Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию. С 1 мая 1994
г. опубликование осуществляется в информационном бюллетене \\\"Собрание
законодательства Российской Федерации\\\" в разделе \\\"Указы и распоряжения
Президента\\\", а также в \\\"Российской газете\\\".
Статья 91 - одна из самых кратких в Конституции. Неприкосновенность
означает защищенность от всяких посягательств со стороны кого бы то ни
было, а лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищается государством от
противоправных посягательств.
Предоставление Президенту Российской Федерации конституционной гарантии
неприкосновенности обусловлено, прежде всего, чрезвычайной важностью и
ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта
Конституции, а также тем, что он избран всенародным голосованием.
Полнота понятия \\\"неприкосновенность\\\" имеет для Президента особое значение,
поскольку ему приходится принимать крупные политические решения, которые
могут вызвать не только поддержку, но и недовольство отдельных граждан и
организаций. Президент, пользующийся гарантией неприкосновенности,
свободен принимать решения, исходя только из своего представления об
интересах государства.
Гарантия неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает,
что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральным
законом ответственности, в том числе уголовной, административной и
гражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту,
задержанию или иному ограничению его личной свободы.
Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения в
должности.
Неприкосновенность никоим образом не связывается с безответственностью и
вседозволенностью. Конституция возлагает на Президента Российской
Федерации обязанности, предполагающие его высокую ответственность за свои
действия. Это обстоятельство подчеркивается в Конституции тем, что она
предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании
сложной процедуры, следующей за обвинением его в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления.
Конституция Российской Федерации предусматривает также возможность
обращения с запросами о признании нормативных актов Президента не
соответствующими Конституции (см. п. \\\"а\\\" ч. 2 ст. 125).
3. Прекращение полномочий Президента РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к
исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их
исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента
принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной вопросам досрочного прекращения
полномочий Президента, говорится: «Президент Российской Федерации
прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой
неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента
Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента
досрочного прекращения исполнения полномочий». Крайне важное значение
имеет и следующая, третья часть ст. 92: «Во всех случаях, когда Президент
не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет
Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности
Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать
референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений
Конституции Российской Федерации».
Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения
полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию
здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от
должности. Рассмотрим каждый из них.
3.1. Отставка.
Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления,
извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном
случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем
Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже
бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может
потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.
Отставка подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца
и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если
Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по
телевидению и т. п. Причем отставка должна следовать в день объявления о
ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю,
месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и
предполагает для Президента возможность «передумать» и отозвать свое
заявление.
C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается
автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою
очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в
исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного
спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода
государственных дел.
3.2. Состояние здоровья.
При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием
здоровья возможны две ситуации.
1. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам
объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу
физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула
ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу
стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия. Но это практически означает ту же отставку - лишь с указанием
конкретного основания.
2. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное
авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения
Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере
сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь
решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д.
Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная
воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель
Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей
Президента на основании медицинских документов. Правда, и здесь не все
просто. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты, хотя для того,
чтобы кто-то не искал косвенных форм свержения Президента.
Один вариант, как говорится, бесповоротный. Медицинская комиссия
констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда
Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей
Президента, думается, со дня и часа, когда ему стало известно заключение
медицинской комиссии; и делает специальное объявление об этом. И со дня
такого объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для
проведения новых выборов.
Другой вариант - положение, когда Президент по состоянию здоровья не может
временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение
восстановит его силы, после чего он опять сможет вести государственные
дела. Для подобного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции «во всех
случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять
свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства
Российской Федерации» надо трактовать таким образом, что в данное время
Премьер замещает Президента.
Вопрос в том, нужно ли в этом случае Президенту делать специальное
заявление. Очевидно, все зависит от конкретной ситуации. Если Председатель
Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного
из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, но
издается соответствующее распоряжение Председателя. Конечно, если первый
заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку
указанное правило предполагается логически либо находит отражение в законе
о Правительстве.
С Президентом иное положение. Его замещение Председателем Правительства на
время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает
оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана
на экстраординарные ситуации. А вот при их наступлении все зависит от
конкретных обстоятельств.
3.3. Отрешение от должности.
При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции
предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае
нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги.
Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки
вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент
РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения
в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной Думы
и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении
обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее
одной трети депутатов Государственной Думы. Дума образует специальную
комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно регламенту
ГД, обсуждение предложения депутатов проводится на заседании ГД, на
котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших
обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается
заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков
преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и
Правительства в ГД могут получить слово вне очереди. ГД принимает решение
о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа
депутатов палаты.
Решение ГД передается в Совет Федерации, который обязан получить
заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации, на его заседании
рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной
Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово
предоставляется Председателю КС и Председателю Верховного Суда РФ для
оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета
Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым
вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или
его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение
Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается двумя
третями голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение
должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения против Президента ( ч. 3 ст. 93
Конституции ); если в указанный срок решение Совета Федерации не будет
принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности
Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем
Правительства РФ.
Заключение.
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в
развитии российской государственности. Пост Президента СССР был учрежден в
1990 году, а первый президент РФ был избран путем прямых всенародных
выборов 12 июня 1991 года.
Президент избирается народом, его полномочия производны от народа, который
доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст. 81
Конституции РФ, срок полномочий Президента Российской Федерации составляет
четыре года. Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом
РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет и проживающий в РФ не
менее 10 лет. Вступление в должность Президента Российской Федерации
происходит с момента принесения им присяги народу РФ.
Согласно ст. 80 Конституции, Президент “ является главой государства ”,
гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В
установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране
суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и
федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней
политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри
страны и в международных отношениях. Он является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и обладает правом введения
военного и чрезвычайного положения в стране.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий с истечением срока его
пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом РФ. Также возможно досрочное прекращение полномочий в виде
отставки (это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления,
извещающего об оставлении должности), либо неспособности по состоянию
здоровья осуществлять принадлежащие полномочия (когда требуется заключение
специальной медицинской комиссии), либо отрешения от должности (которое
возможно на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).
Список использованных источников и литературы.
1. Конституция Российской Федерации. - Екатеринбург: Уралюриздат, 2003. -
48 с.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для
вузов. - М.: Норма, 2003. - 816 с
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. -
М.: Юристъ, 2003. - 585 с.
4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. Учебник. - М.:
Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1996. - 624 с.
5. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и
политическая практика. М., 1996.
6. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения
властей // Российская юстиция. 1995. № 8.
Конституция Российской Федерации. Екатеринбург, 2003. С. 25.
Там же. С. 26.
Там же. С. 29.
Там же. С. 29.
Там же. С. 29.
30
30