Принудительное взимание налогов
Принудительное взимание налогов
Семипалатинский финансово-экономический колледж имени Р.С.
Байсеитова
Курсовая работа
По предмету: Налоги и налогообложение
На тему: Принудительное взимание налогов
Подготовил: уч-ся III курса, гр. НД-3
Проверила:
Крамаренко Т.Н.
Семипалатинск 2004 г.
Содержание.
Введение….……………………………………..…………………………..…2
I. Требования к учету налогоплательщиков в налоговых комитетах…….…5
1. Постановка на налоговый учет юридических лиц….…...….…………….6
1.1 Постановка на учет по месту нахождения
организации….…………7
1.2 Постановка на учет по месту нахождения филиала
(представительства)…………………………………………………………7
1.3 Постановка на учет по месту нахождения недвижимого
имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению……….………………7
2. Постановка на налоговый учет физических лиц………………………....8
3. Обязанности налогоплательщиков……………………………...…………12
II. Работа налоговых органов по выявлению уклоняющихся от постановки на
налоговый учет.………………………………………………………………………..13
1. Мероприятия, проводимые налоговыми органами по привлечению к
налогообложению организаций, уклоняющихся от постановки на налоговый
учет………………………………………………………………..13
2. Мероприятия, проводимые налоговыми органами с
организациями, осуществляющими деятельность вне места регистрации,
уклоняющимися от постановки на налоговый учет…………………………………………………...……16
3. Налогообложение организаций, осуществляющими деятельность вне
места регистрации……………………………………………….………………….....19
III. Меры принудительного взыскания налогов.…………..…………………………23
1. Розыск налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на
налоговый учет………………………………………………………………………………………23
2. Штрафные санкции …………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………...…..27
Список использованной литературы…………………..………………………30
Введение.
Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления
государственными налоговыми органами контроля за своевременным
внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды.
До введения в действие НК РК, законодательство по налоговому
контролю состояло из отдельных нормативных актов, регулирующих вопросы
налогового контроля, зачастую неизвестных налогоплательщикам, поэтому,
говорить о взаимопонимании между налоговым органом и налогоплательщиком в
ходе проведения, например, документальной проверки можно было с большим
трудом.
Главное достоинство особенной части НК РК заключается в том, что
здесь детально регламентируются все основные процедуры налогового
контроля, которые должны будут выполнять как налогоплательщики, так и
налоговые органы.
В особенной части Налогового Кодекса
1. даны определения следующим понятиям:
o организации - юридические лица, образованные в соответствии с
законодательством Республики Казахстан, а также иностранные юридические
лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные организации, их филиалы и
представительства, созданные на территории РК рассматриваются в качестве
самостоятельных юридических лиц;
o физические лица - граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и
лица без гражданства;
o индивидуальные предприниматели - физические лица резиденты или не
резиденты, осуществляющие препринемательскую деятельность без
образования юридического лица;
o налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и
физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена
обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
2. Определены обязанности налогоплательщиков:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в органах Государственной налоговой службы, если
такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
3. Определены права и обязанности налоговых органов:
3.1 Налоговые органы вправе:
предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
* о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые
правонарушения;
* о признании недействительной государственной регистрации
юридического лица или государственной регистрации физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя;
* о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по
основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан;
3.2 Налоговые органы обязаны:
o вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
o соблюдать налоговую тайну;
Кроме того, ст. 22 Налогового Кодекса Республики Казахстан
регулирует взаимодействие налоговых органов с другими государственными
органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами,
осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета
налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в
бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от
перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют
проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на
налоговый учет и уплате налогов.
Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрен механизм
своевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой для
осуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первый
обеспечивается теми государственными органами, на которые возложена
обязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным
образом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие
реестры. Второй - непосредственно от организаций и физических лиц,
которые обращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет.
I. Требования к учету налогоплательщиков в налоговых органах.
1. Постановка на налоговый учет юридических лиц.
Налогоплательщик-организация в соответствии с пунктом 2 статьи 524
Налогового Кодекса подлежит постановке на учет в налоговом органе:
1. по месту нахождения юридического лица, его структурного
подразделения;
2. по месту по месту осуществления деятельности;
3. по месту нахождения и (или) регистрации объектов
налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.
Организация, в состав которой входят филиалы и (или)
представительства, расположенные на территории Республики Казахстан, а
также в собственности, которой находится подлежащее налогообложению
недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика
в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту
нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту
нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных
средств.
В соответствии с действующим законодательством под местом нахождения
налогоплательщика-организации понимается адрес, указанный в учредительных
документах (уставе, договоре, положении) организации или ином
распорядительном документе о создании налогоплательщика-организации, а
для общественных организаций и объединений – адрес, указанный в документе
о представлении юридического адреса.
В случае отсутствия адреса места нахождения налогоплательщика-
организации, в учредительных документах или ином распорядительном
документе о ее создании, постановка на учет в налоговом органе
осуществляется по адресу места нахождения органов юридического лица,
например, по адресу постоянно действующего исполнительного органа
налогоплательщика-организации (администрации, дирекции, правления или
иного подобного органа).
Под местом нахождения объекта налогообложения в целях настоящей
статьи 524 п.3 признается:
1. для недвижимого имущества (земли) – место их фактического
нахождения;
2. для транспортных средств – место государственной регистрации
транспортных средств, а при отсутствии такового место нахождения
(жительства) собственника имущества;
1.1 Постановка на учет по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 524 Кодекса заявление о
постановке на учет организации подается в налоговый орган по месту
нахождения организации в течение 10 дней с момента возникновения
требований по постановке на регистрационный учет, для внесения изменении
регистрационных данных. При подаче Заявления налогоплательщик-организация
одновременно представляет в одном экземпляре заверенные в установленном
порядке копии: свидетельства о регистрации, учредительных и иных
документов, необходимых для государственной регистрации, других
документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Республики
Казахстан создание организации. В случае представления налогоплательщиком-
организацией неполного пакета документов либо несоответствия указанным
требованиям, они не принимаются, налогоплательщику-организации выдается
письмо с обязательным перечислением недостающих документов и/или
указанием выявленных недостатков.
При завершении процедуры постановки на налоговый учет предприятию
выдается Свидетельство о постановке на налоговый учет.
1.2 Постановка на учет по месту нахождения филиала
(представительства).
В соответствии с пунктом 2 статьи 522 Кодекса Заявление организации,
осуществляющей свою деятельность в Республике Казахстан через филиал
(представительство), подается в налоговый орган по месту нахождения
филиала (представительства) в течение 10 дней после государственной
(учетной) регистрации в органах юстиции Республики Казахстан.
При этом днем создания филиала (представительства) считается дата
издания юридическим лицом распорядительного документа о создании филиала
(представительства).
После завершения процедуры постановки на налоговый учет по месту
нахождения филиала (представительства) предприятию налоговым органом
выдается Уведомление о постановке на учет в данном налоговом органе по
месту нахождения филиала (представительства).
1.3 Постановка на учет по месту нахождения объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 531 Кодекса Заявление организации
по месту нахождения объектов налогообложения и объектов, связанных с
налогообложением, производиться налоговым органом в течение двух
рабочих дней со дня подачи заявления и фиксируется в журнале регистрации
(перерегистрации) учета объектов.
Одновременно с Заявлением организация представляет в одном
экземпляре заверенные в установленном порядке копии: свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения,
документов, подтверждающих право собственности организации на это
имущество, выданных органами.
После завершения процедуры постановки на учет налогоплательщика-
организации налоговый орган выдает ей Уведомление о постановке на учет в
данном налоговом органе по месту нахождения объектов налогообложения.
2. Постановка на налоговый учет физических лиц и индивидуальных
предпринемателей.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики физические
лица, а так же индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет
в налоговых органах по месту жительства физических лиц, а также по месту
нахождения объектов налогообложения, подлежащих налогообложению в
соответствии с пунктом 2 статьи 524 Кодекса.
Налогоплательщиками-физическими лицами являются граждане Республики
Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, на которых в
соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать
соответственно налоги и (или) сборы. Под местом жительства понимается
место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве
собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных
основаниях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Налоговые органы в своей работе по учету физических лиц используют
документированную информацию, предоставляемую:
. индивидуальными предпринимателями о себе:
. при подаче заявления о постановке на учет в налоговый орган по месту
своего жительства в течение 10 дней после государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя или получения лицензии или
иного подобного документа на право занятия частной практикой;
. при заявлении об изменении регистрационных данных, указанных в
свидетельстве налогоплательщика, налоговый орган в порядке и сроки,
установленные статьями 521-524 настоящего Кодекса;
. налоговыми органами по прежнему месту жительства при изменении
индивидуальным предпринимателем места своего жительства;
. органами, регистрирующими физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - о
физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою
деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в течение 10
дней после выдачи свидетельства о государственной регистрации, его
изъятии либо истечения срока действия;
. органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы
физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную
на систематическое получение дохода от оказания платных услуг и не
подлежащие регистрации в этом качестве в соответствии с
законодательством Республики Казахстан, о физических лицах, которым
выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные
документы в таком же порядке, как указано выше;
. органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту
жительства, о фактах регистрации в течение 2 дней после регистрации
указанных лиц;
. органами, осуществляющими регистрацию рождения и смерти физических лиц,
о фактах рождения и смерти физических лиц в течение 10 дней после
регистрации указанных фактов;
. органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого
имущества, являющегося объектом налогообложения, о расположенном на
подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных
средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в течение
10 дней после регистрации имущества;
. органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные
действия, и нотариусами, осуществляющими частную практику, о
нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения не
позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения,
если иное не предусмотрено Кодексом;
. другими источниками в соответствии с законодательством - о фактах,
подтверждающих наличие возложенной на физическое лицо обязанности
уплачивать налоги и (или) сборы.
Процедура постановки на учет индивидуального предпринимателя и снятие
его с учета в этом качестве производится налоговым органом по месту его
жительства и осуществляется на основании, соответственно, Заявления
физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту
жительства, а также других документов, представляемых
налогоплательщиком, Заявления физического лица о снятии с учета в
налоговом органе по месту жительства. После завершения процедуры
постановки на учет по месту жительства индивидуальным предпринимателям
выдается документ, подтверждающий факт постановки на учет в налоговом
органе - Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
физического лица по месту жительства на территории Республики Казахстан.
Постановка на учет по месту жительства налогоплательщиков физических
лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на
основе документированной информации, предоставляемой налоговому органу, а
также на основе документированной информации, подтверждающей наличие
возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или)
сборы и поступающей в налоговый орган от других источников в соответствии
с законодательством.
При постановке на учет по месту жительства каждому налогоплательщику-
физическому лицу присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в
том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Республики Казахстан, и на всей территории Республики
Казахстан регистрационный номер налогоплательщика (РНН).
При постановке на учет налогоплательщика-физического лица по месту
нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных
средств, подлежащих налогообложению, а также при учете сведений по месту
осуществления деятельности индивидуального предпринимателя применяется
РНН, присвоенный ему при постановке на учет по месту его жительства.
Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговый
орган с указанием единого по всем налогам регистрационного номера
налогоплательщика. Присвоение РНН налогоплательщикам-физическим лицам, у
которых возникла необходимость указания РНН в документах, подаваемых в
налоговые органы, производится на основании сведений, указанных в
Заявлении физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на
учет, при осуществлении процедуры постановки на учет.
Следует иметь ввиду, что налогоплательщик, утративший объект
налогообложения, остается на учете в налоговом органе по месту жительства
как физическое лицо, имеющее РНН, ПОСТОЯННО.
3. Обязанности налогоплательщиков.
В соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщики юридические
лица и предприниматели обязаны
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в органах налоговой службы
для организаций - в качестве налогоплательщика в налоговом органе,
как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего
филиала и (или) представительства в течение 10 дней после их
государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в
Республике Казахстан через филиал и представительство - в течение 10 дней
после создания филиала и представительства.
И месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и
транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика
организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо
от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает
возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
II. Работа налоговых органов по выявлению уклоняющихся от постановки
на налоговый учет.
Существует несколько категорий юридических лиц, уклоняющихся от
постановки на налоговый учет:
* юридические и физические лица (предприниматели), прошедшие
государственную регистрацию в административных органах власти, но не
вставших на налоговый учет,
* юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность не по
месту государственной регистрации без образования
филиалов/представительств.
* предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность не по
месту государственной регистрации и не известившие налоговые органы
об этом.
1. Мероприятия, проводимые налоговыми органами по привлечению к
налогообложению организаций, уклоняющихся от постановки на
налоговый учет.
o Государственные налоговые органы проводят проверки информации в
отношении должностных лиц, нарушающих установленный порядок регистрации
юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность.
Цель проведения проверок: выявление юридических и физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, уклоняющиеся от постановки на учет в налоговых
органах, для привлечения их к уплате налогов и сборов и обеспечения
принятия к ним установленных законодательством мер ответственности, а
также должностных лиц регистрирующих органов, допускающих нарушения
установленного порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
o Ежемесячно проводятся сверки имеющейся в налоговом органе информации о
юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, прошедших
государственную регистрацию и поставленных на налоговый учет с данными
органов, осуществляющих государственную регистрацию, с целью выявления
фактов нарушения сроков представления информации о зарегистрированных
организациях и предпринимателях, а также налогоплательщиков,
уклоняющихся от постановки на налоговый учет.
o При проведении работы при выявлении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, уклоняющихся от постановки на учет, налоговые органы
используют информацию, полученную в ходе проверок, проводимых совместно
с правоохранительными органами (органами внутренних дел и финансовой
полиции), физических лиц, занимающихся как зарегистрированной, так и
незарегистрированной предпринимательской деятельностью, в местах
реализации товаров, в том числе на вещевых рынках , а также проверок
организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения
установленного порядка применения контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением.
o Постоянно работники налоговых органов проводят анализ всей имеющейся в
налоговом органе информации, полученной как при постановке организаций и
индивидуальных предпринимателей на налоговый учет, так и в ходе
документальных проверок соблюдения налогового законодательства, которая
свидетельствует о нарушениях установленного порядка их государственной
регистрации. В случаях выявления нарушения в органы, осуществляющие
государственную регистрацию, направляются письма, указывающие на
допущенные нарушения.
o В процессе проведения документальных проверок соблюдения налогового
законодательства налоговые инспектора обращают особое внимание на
вопросы соблюдения порядка составления счетов-фактур. В счетах-фактурах
указываются регистрационные номера (далее в тексте - РНН) поставщика и
покупателя. При отсутствии в счет - фактурах РНН покупателя (заказчика)
проводятся встречные проверки на предмет реального существования
покупателя, нахождения его на учете в налоговом органе, уплаты им
налогов в бюджет, соответствия отгруженных поставщиком и оприходованных
у покупателя товарно-материальных ценностей и т. п. В случаях нахождения
покупателя за пределами данной территории, соответствующие сведения
сообщаются налоговому органу по месту нахождения данного покупателя.
o В целях определения подлинности документов, подтверждающих произведенные
налогоплательщиком расходы, в отдельных случаях производятся проверки
организаций, документами которых подтверждаются затраты
налогоплательщика. При установлении фактов подтверждения
налогоплательщиком своих затрат документами незарегистрированных
организаций организовываются проверки таких организаций, либо (при
наличии оснований предполагать, что документ является фиктивным)
передаются материалы в правоохранительные органы для принятия
соответствующих мер.
o Изучаются рекламные объявления, помещаемых в средствах массовой
информации, вывешенные на улицах и в общественных местах, содержащие
сведения о реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг
организациям и гражданам, не стоящими на учете в налоговых органах, не
уплачивающими налоги и использующими налично-денежную форму расчетов.
При поступлении информации из регистрирующих органов до подачи Заявления
о постановке на налоговый учет юридическим лицом или предпринимателем
налоговый орган обязан не позднее следующего рабочего дня направить
Уведомление о необходимости встать на налоговый учет.
2. Мероприятия, проводимые налоговыми органами с организациями,
осуществляющими деятельность вне места государственной регистрации,
уклоняющимися от постановки на налоговый учет.
Правовое обоснование действий налоговых органов и органов финансовой
полиции по привлечению к налогообложению организаций, осуществляющих
деятельность вне места государственной регистрации.
Общей частью статьи 10 пункта 19 Налогового Кодекса установлено,
что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются лица,
являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В соответствии с пунктом 15 статьи 19 Кодекса под
организациями в целях Кодекса понимаются юридические лица, образованные в
соответствии с законодательством Республики Казахстан или другого иного
государства.
Так, обособленные подразделения организаций, а так же их филиалы,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский) в
соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных
налогов, представляют в налоговые органы установленную для них в
соответствии с законодательством налоговую декларацию и документы,
служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и
налоговую отчетность). Выполняют обязанность по уплате налогов и сборов,
рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах
и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими
бухгалтерской отчетности.
По организациям, в состав которых входят подразделения, не имеющие
отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета,
также сохраняется порядок исчисления и уплаты налогов, установленный
законами, регулирующими порядок взимания этих налогов.
В соответствии со статьей 34 Гражданского Кодекса Республики
Казахстан обособленные подразделения юридических лиц могут существовать
лишь в двух формах - представительств либо филиалов. Так, обособленное
подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и
осуществляющее все его функции или их часть, является филиалом.
При этом возникновение у филиала и исполнение им обязанностей,
вытекающих из законодательства о налогах и сборах, а также норм иных
отраслей права, имеющих отношение к налогообложению, не зависит от того,
утверждено ли положение о филиале и действует ли последний на основании
этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении
руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах
юридического лица и т.п.
Таким образом, обособленные подразделения юридических лиц, в
отношении которых не проведена процедура оформления, но которые
осуществляют на определенной территории все или часть функций
юридического лица, должны признаваться налоговыми органами филиалами
соответствующих юридических лиц, и, соответственно, юридическое лицо
обязано встать на учет в налоговом органе по месту осуществления
обособленным подразделением этого юридического лица его функций на
определенной территории.
Факты, подтверждающие осуществление каким-либо обособленным
подразделением функций юридического лица, устанавливаются и
документируются в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в
порядке, предусмотренном главой 12 Налогового Кодекса.
Право на установление местных налогов и сборов на подведомственных
территориях предоставлено представительным органам местного
самоуправления. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и
сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов,
определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот
отдельным категориям плательщиков.
Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются
представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении
представительных органов местного самоуправления.
Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их
полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории
муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями,
независимо от их организационно-правовых форм.
Вышеперечисленные нормы не противоречат ст. 10 НК, согласно
которой органы власти субъектов и местного самоуправления могут
предоставлять льготы, но по налогам, взимаемым на данной территории.
Как правило, такие организации имеют счета в банках, осуществляют
на территории области свою деятельность, имеют имущество и ведут
бухгалтерский учет.
Если в налоговый комитет поступила косвенная информация о том, что
на территории, обслуживаемого комитетом, работает организация, но свою
обязанность, то налоговый комитет должен направить предприятию требование
об устранении нарушений налогового законодательства в части постановки на
налоговый учет для уплаты налогов, установленных на территории данного
города (района, области) согласно действующему законодательству. В
требовании необходимо указать срок, в течение которого налогоплательщику
следует устранить нарушения налогового законодательства (представить
заявление о постановке на налоговый учет, документы предусмотренные ст.
524 НК). Срок может быть установлен в 10 дней, при этом необходимо
учитывать время на доставку почты.
В случае, если организация игнорирует требование налогового органа о
постановке на налоговый учет, следует вынести постановление о проведении
выездной налоговой проверки. Результаты проверки оформляются в
соответствии с НК в сроки и с соблюдением установленных Кодексом
процедур.
3. Налогообложение организаций, осуществляющими деятельность вне
места регистрации
Организации и обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и
расчетный счет (текущий, корреспондентский) в соответствии с законами,
регулирующими порядок взимания конкретных налогов, представляют в
налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством
налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием
для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и
выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в
соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на
основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской
отчетности.
Для организаций, в состав которых входят обособленные
подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего,
корреспондентского) счета, также сохраняется порядок представления
деклараций по налогам, подлежащим уплате; исчисления и уплаты налогов,
установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов.
До введения в действие особенной части НК, уплата налогов и сборов
организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных
подразделений осуществляется в порядке, установленном законодательным
или иным нормативным правовым актом о конкретном налоге или сборе:
- налог на добавленную стоимость на территории Республики Казахстан
в соответствии с Налоговым Кодексом РК уплачивают, независимо от места
регистрации, организации и их обособленные подразделения (филиалы)
самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).
- индивидуальный подоходный налог с физических лиц на территории Республики
Казахстан исчисление и удержание индивидуального подоходного налога
производятся налоговыми агентами не позднее дня выплаты дохода,
облогаемого у источника выплаты. Расчет по выплаченным доходам,
облагаемым у источника выплаты, согласно указанному налогупредоставляется
налоговым агентом за каждый квартал, не позднее 15 числа месяца,
следующего за отчетным кварталом.
В настоящее время выплаты физическим лицам по основному месту
работы подразделяются на две категории:
- расходы, являющиеся прямым или косвенным доходом работников
хозяйствующих субькто, не связанные с предпринемательской деятельностью,
Подоходнгый налог уплачивается юридическим лицом-работодателем у
источника выплаты в размере 15% от суммы понесенных затрат;
- Расходы, являющиеся прямым или косвенным доходом работников хозяйствующих
субьектов, связанные с предпринемательской деятельность и относимые на
вычиты. При этом физическое лицо имеет право на вычет одного месячного
расчетного показателя (МРП) на себя и каждого члена семьи, находящегося
на его иждевении, за каждый месяц, в котором получен доход в течении
налогового периода;
- налог на имущество на территории Республики Казахстан
уплачивают организации и филиалы и другие аналогичные подразделения
предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и
расчетный (текущий) счет.
Налог на имущество ежегодно исчесляется териториальными налоговыми
органами в зависимости от оценки имущества, произведенной Центорм
регистрации и оценки недвижемости;
- акцизы на территории уплачивают предприятия, учреждения и
организации, являющиеся в соответствии с законодательством РК
юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения,
имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, производящие и
реализующие на территории Республики Казахстан (в том числе из
давальческого сырья) подакцизные товары. Обособленное подразделение
(филиал), имеющее баланс и счета в банке будет при этом рассматриваться,
как выполняющее обязанности головной организации по уплате налогов и
сборов на территории, на которой этот филиал или обособленное
подразделение осуществляют функции организации;
- налог на пользователей автомобильных дорог территории Республики
Казахстан уплачивают организации, расположенные на территории города, а
так же филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий,
организаций и учреждений, расположенные на территории города и имеющие
отдельный баланс и расчетный счет;
III. Меры принудительного взыскания налогов или сборов.
На данный момент нормы НК приведены в соответствие с Гражданским
кодексом (юридические лица отвечают по своим обязательствам, в том числе
и по обязательствам своих филиалов, всем принадлежащим им имуществом).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения организациями и
их обособленными подразделениями, зарегистрированными за пределами
области, района обязанности по уплате налога, налоговые органы вправе
принять решение о погашении недоимки путем взыскания ее за счет имущества
организации-должника, в том числе денежной наличности.
В этом случае налоговые органы направляют решение о передаче
материалов дела в органы финансовой полиции для производства
административного ареста имущества в два адреса: по месту государственной
регистрации организации и месту нахождения обособленного подразделения, и
соответственно требование о погашении задолженности, содержащее
уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество должника и
решение об обращении взыскания на имущество, в том числе изъятие денежных
наличных средств должника, департамент по борьбе с экономическими
преступлениями и корупцией также направляют в два адреса.
Исходя из вышеизложенного, порядок наложения административного
ареста на имущество организации-должника, в т.ч. изъятие денежной
наличности, распространяется как на организаций, так и на их
обособленные подразделения.
Розыск, налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет.
Для проведения качественной работы по розыску физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, должностных лиц,
ответственных за финансово-хозяйственную деятельность предприятий и
учредителей юридических лиц, своевременно не предоставляющих в налоговые
органы отчеты, налоговые декларации и расчеты, а также уклоняющихся от
постановки на налоговый учет, в адрес финансовой полиции предоставляются
следующие материалы, согласно действующему законодательству:
- адресная справка,
- полная справка налогоплательщика,
- сведения по факту учреждения других предприятий данными
юридическими лицами,
- сведения о деятельности руководителей (учредителей) в других
структурах, а также информация, где данные лица являются
учредителями,
- косвенная информация о деятельности разыскиваемого предприятия,
- сведения, подтверждающие факты нарушения данным лицом налогового
законодательства (за какой период не представлены отчетные
документы),
- сведения о задолженности (в том числе недоимке) разыскиваемого
лица,
- акты обследования по юридическому адресу.
Штафные санкции.
1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 205
Административного Кодекса Республики Казахстан срока подачи заявления о
постановке на регистрационный учет в налоговом органе при отсутствии
признаков налогового правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей
статьи настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа на физических лиц от
пяти до десяти, на должностных лиц в размере от десяти до двадцати, на
юридических лиц в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных
показателей.
2. Нарушение установленного законодательными актами Республики
Казахстан срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в
налоговом органе более чем на 90 дней влечет штраф на физических лиц в
размере от десяти до двадцати, на должностных лиц в размере от десяти до
сорока, на юридических лиц в размере от сорока до ста месячных расчетных
показателей.
3. Нарушение налогоплательщиком установленного налоговым
законодательством республики Казахстан срока регистрации в налоговых
органах по месту регистрационного учета начала осуществления
отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных
налоговым законодательством, влечет штраф на индивидуальных
предпринимателей и на должностных лиц в размере от десяти до двадцати,
на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных
показателей.
5. Не предоставления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой
отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики
Казахстан, влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до
двадцати, на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти месячных
расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на
юридических лиц в размере десяти процентов от суммы налога и другого
обязательного платежа, подлежащего уплате, но не уплаченной.
6. Не предоставление налгоплатильщиком налоговой отчетности в налоговый
орган по истечении девяноста дней от установленного законодательными
актами Республики Казахстан срока предоставления такой отчетности влечет
штраф на физических лиц в размере от двадцати до сорока, на должностных
лиц в размере от пятидесяти до семидесяти месячных расчетных показателей,
на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц в размере
пятидесяти процентов от суммы налога и другого обязательного платежа,
подлежащей уплате, но не уплаченной.
Заключение.
Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления
государственными налоговыми органими контроля за своевременным
внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и
государственные внебюджетные фонды. Эти функции налоговые органы в полном
объеме обеспечат, когда всем налогоплательщикам будет присвоены
регистрационные номера налогоплательщиков (РНН).
С начала прянятия налогового законодательства
регитсрационный номер налогоплательщика присваивался индивидуальным
предпринимателям и частнопрактикующим нотариусам. С вступлением в силу
Налогового Кодекса круг физических лиц, подлежащих постановке на учет в
налоговых комитетах с присвоением налогового номера, расширяется.
Налоговые органы будут присваивать РНН другим категориям
налогоплательщиков - физических лиц, а именно: изъявившим желание
получить РНН в целях сохранения конфиденциальности персональных данных
при декларировании своих доходов; физическим лицам, получающим доходы
помимо основного места работы от иных источников, плательщикам налогов на
имущество физических лиц.Целесообразно решить вопрос о присвоении
регистрационного номера налогоплательщика физическим лицам, получающим
доходы на предприятиях, в учреждениях и организациях. В целях контроля за
налогообложением иностранных физических лиц в соответствии с
казахстанским законодательством и реализацией международных соглашений об
избежании двойного налогообложения в Государственной налоговой службе
Казахстана также необходимо иметь информацию об учетных данных
иностранных физических лиц, осуществляющих деятельность и получающих
доходы из источников в Республике Казахстан. Для этого следует
разработать систему регистрации и учета таких иностранных физических лиц.
Однако, действующим законодательством не предусмотрено
изготовление свидетельств о регистрации организаций и предпринимателей на
бланках строгой отчетности с применением степеней защиты, в результате
бланки свидетельств о регистрации предприятий изготавливаются типографским
способом или путем ксерокопирования, печатаются на принтере на простой
бумаге, без степеней защиты. В результате существует возможность подделки
Свидетельств о государственной регистрации и уклонения как от постановки на
налоговый учет, так и налогообложения.
Необходимо предусмотреть в законодательном порядке:
- изготовление бланков свидетельств о государственной регистрации
юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица на
бланках строгой отчетности со степенями защиты;
- предоставить право налоговым органам проведение экспертизы
документов, представленных для государственной регистрации юридическими
лицами и предпринимателями без образования юридического лица. В список
обязательных докуметов для государственной регистрации включить справку об
отсутствии задолженности по предприятиям, где учредителями или
руководителями являются учредители - физические лица или руководитель вновь
создаваемого предприятия;
- возможность взыскания финансовых санкций в бесспорном порядке
налоговыми органами;
Процесс привлечения организаций к постановке на налоговый учет и
налогообложению изначально имеет недоработки на законодательном уровне в
части взаимодействия регистрационных, налоговых и правоохранительных
органов.
Задачей органов финансовой полиции является выявление,
предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. При
этом не постановка на налоговый учет и непредставление отчетности
налогоплательщиками не рассматривается как правонарушение, поэтому
осуществляемая работа по данной категории налогоплательщиков со стороны
правоохранительных органов недостаточна.
Список использованной литературы:
1) Худяков А.И. "Налоговая система. Налоговые правонарушения"
2) "Налоги учебное пособие" под редакции Черника Д.Г.
3) Закон РК от 24 апреля 19995 года "О налогах и других обязательных
платежах в бюджет"
4) Худяков А.И. "Налоговое право РК" Общая часть
5) Кодекс РК "Об административных правонарушениях" -1993 год.
6) Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" по
состоянию на 1 января 2004 года.
7) "Гражданский кодекс РК"- 1998 года.
8) Черник Д.Г. "Налоги" Москва 1999 г.
9) "Финансы и статистика"1999г.
10) Г. Караусов "Налоги: сущность и практика использования" Алматы
1994 г.
11) Сутырин С.Ф.,Погорецкий А.И. "Налоги и налоговое планирование в
мировой экономике" Санкт-Петербург, 1998 г.
12) Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане (учебное пособие). – Алматы: «
LEM», 2002г