Проблема дислексии у детей младшего школьного возраста

Проблема дислексии у детей младшего школьного возраста

Введение

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются

затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским

языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где,

казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но

лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому

психиатру. Диагноз – дислексия.

Для таких детей важна эмоциональная окраска событий. Не что сказать, а как

сказать. Поэтому они часто пропускают в речи слова, а при чтении вслух -

целые абзацы. Им хочется понять суть явления, поэтому к выполнению задания

они подступают медленно и задают множество уточняющих вопросов. В силу

своего развитого воображения они быстрее улавливают общее, упуская детали.

Поэтому им иногда трудно описать словами устройство предмета. Там, где

обычные дети быстро находят нужный вариант, дислектик ищет несколько

вариантов решения.

Как без помощи детского психолога определить признаки дислексии (алексии) у

детей младшего школьного возраста? Психологи советуют обратить внимание на

следующие особенности поведения. При письме такой школьник пропускает буквы

в словах, пишет их в неправильном порядке, а в младших классах - в

зеркальном отражении. Он чаще других детей совершает нелепые или, как мы

говорим, нелогичные ошибки. При чтении он пропускает слова и целые строки,

зачастую прочитывает одну и ту же фразу несколько раз, медленней своих

сверстников понимает прочитанное. Он списывает с доски, не запоминая слова,

и сверяет с оригиналом каждое слово, между тем, опять же делая пропуски. У

него путаница с написанием буквы "б" и "д". У него проблемы с ориентацией,

он постоянно путает правую и левую стороны. Кстати, такие дети чаще других

не ладят со своими учителями. Диагноз более вероятен, если ребенок

проявляет необычную слабость в области чтения и письма по сравнению с

другими навыками (особенно по сравнению с общим уровнем умственного

развития).

Так что же это такое – нарушение письма и чтения? Почему они происходят?

Как проявляются? Как вовремя помочь ребенку?

На все эти вопросы постараемся найти ответы.

Понятие дислексии

ДИСЛЕКСИЯ (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в

избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное

заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у

мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные

трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия

примерно в возрасте семи лет (иногда раньше); по-другому это заболевание

называется иногда специфической дислексией (specific dyslexia), нарушение

способности к чтению (developmental reading disorder или developmental word

blindness), чтобы отличать его от приобретенных трудностей в освоении

чтения и письма.

Стойкое нарушение чтения называется ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ.

Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при

этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8

процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая

предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство

наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще

становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем

компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их

диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических

ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный

почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при

письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов

они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки

русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство

собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную

открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо

ничего писать.

Механизмы развития дислексии

Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что

управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по

которым идет команда делать то или другое.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре

анализатора:

. речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то

есть наше произношение;

. речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

. зрительный, который подбирает соответствующую графему;

. двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в

кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной

областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается

лобными долями коры головного мозга.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является

многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при

сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное

овладение письменной речью.

В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение,

слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в

дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные

возможности других анализаторов.

Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха.

Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя,

летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки:

гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая

разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться

мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец,

третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень

неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать

тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При

недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная

речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно

научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко

слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как

не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и

тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить

его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому

обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная

педагогическая проблема.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на

буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей,

различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать

зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Причины возникновения дислексии

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего

сталкиваются учителя в школе?

Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием

слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого

кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть

левого полушария несколько больше, чем правая. У дислектиков оба полушария

развиваются одинаково. Здесь стоит сказать несколько слов о специализациях

полушарий. Левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации,

аналитическое мышление, буквальное понимание слов, последовательное

мышление, математические способности, контроль за движением правой половины

тела. Правое же - за обработку невербальной информации, параллельную

обработку информации, пространственную ориентацию, музыкальность, метафоры,

воображение, художественные особенности, эмоции, мистику, секс, мечты и

контролирует движение левой половины тела.

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются

известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков.

Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы

учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более

“древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не

изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с

помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах,

бересте, глиняных изделиях).

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень

сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в

развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон,

звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных

причин дисграфии и дислексии.

Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается

недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом

случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной

речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в

школе.

Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в

семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества,

когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина

становится все более актуальной.

Так источником неудач в становлении письменной речи может служить

несвоевременное формирование процесса латерализации (установление

доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к

моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная

ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при

скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами

деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах,

обеспечивающих пространственное и временное воспитание.

Существуют данные, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия

отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят

насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту

же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое

он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное

интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе

успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому

психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником

внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи.

Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его

интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать

подобные расстройства может, разумеется, только специалист.

Как распознать дислексию

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении,

распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как

учитель – первый человек, который может забить тревогу.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к

дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у

ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к

специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то

это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь

необходимо дальнейшее наблюдение.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи,

учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо

помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить

внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду,

но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем

самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне

возможно – и необоснованному.

Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду

соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п

– т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то

звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно

отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка

(шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что

происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме

дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку.

Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные

звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ

смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло

(дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном

возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-

фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск

букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом

росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение,

упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме

мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является

одним из проявлений дисграфии.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо

искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за

незнания грамматических правил.

Как можно эффективно помочь детям с дислексией

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –

квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые

игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение

грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся

определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно

логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается

твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется

путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа

звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал,

помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С”

– полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует –

ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие

фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут

только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при

их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно

детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск

ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует

логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные

слова.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не

исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не

зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он

обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены

самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный

эффект достигнут.

Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5

мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает

заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.

Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о

обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых

или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более

5 мин) улучшается качество письма.

Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость

чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые

нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая,

какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без

акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку

экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет

не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и

не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз.

Важный шаг к пониманию природы дислексии сделали американские ученые. Как

установила группа сотрудников медицинского факультета Йельского

университета во главе с доктором Салли Шейвиц, основная причина этого

явления в том, что ребенок не умеет не столько распознавать очертания букв,

сколько соотносить их с соответствующими звуками. Связано это в первую

очередь с недостаточно активной работой одного из участков головного мозга.

Главная ценность открытия, сделанного с помощью специальной аппаратуры для

сканирования мозга, в том, что теперь ученые точно знают, о каком именно

участке идет речь. Это прежде всего открывает возможности для ранней

диагностики дислексии - ведь сейчас это нарушение мозговой функции

выявляется, как правило, лишь ко второму-третьему классу начальной школы,

когда ни в чем не повинного ребенка порой успевают записать в безнадежно

отстающие. Уже предложены и новые способы коррекции данного недостатка,

например использование устройств, специально «растягивающих» каждый звук,

чтобы его легче распознавали ученики.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав

определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга

препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния,

для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и

родителей.

Масштабы проблемы

По оценкам специалистов, в Америке от дислексии страдают около 10 млн.

человек. Ее проявлениями объясняется до 80% случаев низкой успеваемости.

Между тем зачастую эта особенность функционального развития не имеет

никакого отношения к истинным способностям человека. Известно, например,

что дислексией в детстве страдали многие знаменитости, как-то: Х.-К.

Андерсен, А.Эйнштейн, Т.Эдисон, У.Черчилль, О.Роден и другие.

В последние годы проблема дислексии становится актуальной и в России.

Владислав Брагинский, один из ведущих психоневрологов, кандидат медицинских

наук, заслуженный врач РФ, рассказывает о своих пациентах.

Слава, 10 лет, в дошкольном возрасте отличался двигательной

расторможенностью, неусидчивостью, упрямством. Несколько позже положенных

сроков начал говорить (отдельные слова – в 1 год и 3 месяца, фразовая речь

– в 2,5 года). В 9-месячном возрасте серьезно отравился сердечными

лекарствами бабушки, долго лежал в больнице.

К школе, по мнению родителей, был подготовлен, и для мамы полной

неожиданностью явилось сообщение учительницы о грубых ошибках при письме,

которые допускал Слава, и его плохом чтении. С математикой дела обстояли

лучше. Сейчас мальчик в 3-м классе, нередко убегает с уроков русского

языка, стал лживым, изворотливым, тянется к плохим ребятам. Размышляя о

низкой успеваемости Славы, учительница предположила наличие у него задержки

развития.

Проведенное в клинике обследование показало, что умственное развитие

ребенка соответствует возрастной норме. С заданиями, требующими осмысления,

понимания скрытого смысла рассказа или обобщения понятий, мальчик

справляется успешно.

Логопед обратил внимание на медленное чтение с множеством ошибок. Слава не

смог прочесть текст с пропусками отдельных слогов. Пишет мальчик крайне

небрежно, графические навыки (почерк) сформированы у него недостаточно. Он

допускает много ошибок: слова пишет слитно или ошибочно отделяет

определенные буквы. Видны постоянные замены букв по фонетическому и

графическому признакам. Мальчик заменяет близкие по звучанию звуки (“З” и

“С”, “Ж”–”Ш”) или схожие по начертанию буквы (“П”–”Т”, “Б”–”В” и др.).

Славе был прописан курс лекарств. С ним постоянно занимался логопед. И

через два месяца у мальчика существенно улучшилось письмо, он стал читать

быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Ира К., 1-й класс.

Девочка учится в гимназии, интеллект в норме, по всем предметам успевает

хорошо. В дошкольном возрасте были проблемы с произношением звуков л, р,

рь.

Фонетическое восприятие с небольшими нарушениями. Вот написание некоторых

слов из ее тетради: красная (классная), шиками (шишками), тачная (дачная),

фрафы (жирафы), дмом (домом), деревя, семя (деревья, семья), а также много

ошибок на замену гласной под ударением, замена е на з.

Занималась интенсивно с логопедом март и апрель. Годовой диктант написала

на четверку. Но летом то, что было необходимо выполнить, родители не делали

и в октябре вновь обратились за помощью. Через 10 занятий девочка

восстановила навык письма по специальной методике и в настоящее время имеет

по русскому языку твердую четверку.

Коля Л., 2-й класс.

Мальчик не имел никаких проблем с речью в дошкольном возрасте. Уже в первом

классе появились специфические ошибки. При обследовании обнаружилось

значительное нарушение слоговой структуры слова.

Занимались во втором и в третьем классах. Занятия посещались не регулярно,

домашние задания не выполнялись. Большую проблему составляли эмоционально-

волевые особенности ребенка и нарушение согласования слов.

Некоторые специфические ошибки из тетрадей: маличк (мальчик), впохиаде (в

походе), в тижи (в тишине), коляебрь (корабль), телокл (теленок), у Кнрарат

(у Кондрата), деди (дети), весвёлоля (веселая), детевна (деревня), Льуба

(Люба), шрна (ширина) и т.п.

Из приведенных примеров видно, какие ошибки являются специфическими, на что

надо обратить внимание.

Таким образом мы можем сделать вывод, что таким детям вполне по силам

овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то

понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка

речевого слуха и буквенного зрения.

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим

благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных

разговоров дома, он должен почувствовать маленький, но успех.

Что нужно делать родителям такого необычного ребенка?

Прежде всего понять, что их сын или дочь никогда не смогут стать

отличниками в многонаселенной российской школе. Для хороших результатов

нужен опытный и талантливый педагог и терпение.

Список использованных источников

1. БМЭ, М., 1994

2. Брагинский В. «Необычные дети в обычной школе»// Русский медицинский

журнал, 2000, №2

3. Свободина Н. «Я не виноват, я стараюсь»// www.logoped.ru

4. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. М.,

2001