Проблемы конкурентоспособности товаропроизводителей на товарных рынках
Проблемы конкурентоспособности товаропроизводителей на товарных рынках
Проблемы конкурентоспособности товаропроизводителей на товарных рынках
Руслан Шафиев гл.специалист Государственного комитета по антимонопольной политике РФ
Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации в народном хозяйстве. Как правило, ее применяют в качестве критерия оценки и индикации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Различают следующие основные виды оценки:
- конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на страновом уровне;
- конкурентоспособность товаропроизводителей;
- конкурентоспособность конкретных видов промышленной продукции или услуг.
Достижение высокой конкурентоспособности товаропроизводителей промышленных отраслей должно стать приоритетом экономической политики страны, так как их успешное функционирование является необходимым условием национальной безопасности, включая оборонный и экономический аспекты, повышение жизненного уровня населения страны, насыщение внутреннего рынка и обеспечение успешного интегрирования в мировой экономический процесс.
Развитые страны, в первую очередь США, Япония и ФРГ, решают вопросы достижения конкурентоспособности различными способами, исходя из интересов собственных стран. Так, целью США в этой области является обеспечение национальной безопасности своей страны на основе глобального экономического лидерства. Основы политики формируются Национальным советом по конкурентоспособности этой страны.
Общими направлениями деятельности правительств развитых стран в этом отношении являются:
- проведение единой государственной политики повышения конкурентоспособности, с использованием экономических, правовых и политических средств;
- поддержка приоритетных направлений промышленности и содействие структурным сдвигам в промышленном комплексе;
- осуществление государственной поддержки национальных товаропроизводителей и защиты внутреннего рынка, включая мероприятия по маркетинговой поддержке продукции отечественных производителей;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры (создание конкурентной среды, внедрение международной сертификации, введение гармонизированных систем оценки качества и стандартов).
В ежегодном докладе о конкурентоспособности стран Международного института по развитию управления (Лозанна, Швейцария) и Всемирного экономического форума (Женева, Швейцария) (The World Competitiveness, 1994) для оценки конкурентоспособности отраслей промышленности на страновом уровне используют укрупненные критерии, обобщающие 350 показателей.
По результатам международных сопоставлений в 1994 г. лидерами в области конкурентоспособности национальной экономики среди 41 страны мира были США, Сингапур, Япония, Гон-Конг, Германия.
Уровень конкурентоспособности промышленного комплекса России в настоящее время снизился, о чем свидетельствуют итоги развития экономики за 1995-1996 гг.
Из-за недостаточной покупательной способности на внутреннем рынке отечественные производители в наибольшей степени ориентированы на зарубежных покупателей. Увеличение объема экспортных поставок российских производителей послужило главным фактором роста производства и отдельных видов продукции: дизельного топлива, готового проката черных металлов, черной руды, цветных металлов, химической и целлюлозно-бумажной продукции, минеральных удобрений, полиэтилена, синтетических каучуков, целлюлозы и бумаги.
В химической, нефтехимической, медицинской и микробиологической промышленности в 1995 г. выпуск продукции увеличился, по сравнению с 1994 г., на 3%, что также связано с ростом экспорта и растущей адаптацией предприятий к условиям внешней конкуренции, умелым использованием рыночной конъюнктуры по отдельным группам товаров. Экспорт удобрений увеличился на 16%.
Многие из предприятий машиностроения при сокращении спроса внутреннего рынка смогли увеличить экспортные поставки. Однако для большинства предприятий машиностроительного комплекса этот период отличался сложным финансовым положением, их рентабельность составила в 1995 г. 21,3% (в 1994 г. - 22,3%).
Увеличение экспорта продукции способствовало некоторому улучшению ситуации в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Так, объем поставок на внешний рынок газетной бумаги увеличился на 44%, по сравнению с 1994 г., деловой древесины и целлюлозы - на 28 и 32%, фанеры - на 9%. Однако нерешенными остались проблемы взаимной задолженности и финансового состояния предприятий отрасли.
В недостаточной степени реагировала на изменение конъюнктуры рынка мебельная промышленность, в результате чего выпуск мебели ежегодно уменьшается на 10-20%.
В 1995-1996 гг. продолжался процесс становления и развития товарных рынков, особенности которого определяются проводимой финансовой и инвестиционной политикой государства, снижением внутреннего спроса и конкурентоспособности сырьевых отраслей экономики на внешнем рынке.
Отечественная промышленность еще недостаточно гибко реагирует на изменение спроса внутреннего российского рынка. Создание устойчивого платежеспособного спроса на производимые товары, который формируется четырьмя главными субъектами рынка: домашними хозяйствами, предприятиями-инвесторами - в основной и оборотный капиталы, государством - в части прямых закупок, а также внешними участниками рынка, стало главным фактором, определяющим возможности роста производства продукции.
Современная экономическая ситуация характеризуется низкой покупательной способностью основной массы населения при одновременном сокращении спроса со стороны государства и недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаропроизводителей.
Стабилизация и даже рост производства отмечены лишь в отраслях, производящих продукцию, которая имела относительно устойчивый спрос на внешнем рынке (топливный сектор, черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия).
Это означает, что стабилизация и рост производства могут быть достигнуты только при создании необходимых условий для повышения конкурентоспособности предприятий с учетом разработки и внедрения механизмов экономической поддержки отраслей и предприятий, выпускающих продукцию, имеющую устойчивые, признанные в мировой практике характеристики качества в расчете на единицу цены.
В структуре экспорта России повышается удельный вес топливно-энергетических и других видов ресурсов. В то же время значительно снижается экспорт машинотехнической продукции и услуг, которые составляют примерно 15% от объема национального экспорта России.
Кроме того, промышленность России за последние годы потеряла около 25% внутреннего рынка. Доля товаров российского производства на внутреннем рынке снижается в результате спада производства, снижения конкурентоспособности отечественных производителей. Такое положение связано с исторически сложившейся в СССР структурой промышленности, высокой ресурсностью, устаревшим ассортиментом, невысоким качеством продукции и тактическими условиями проведения реформ в 1992-1995 гг.
Вместе с тем, на наш взгляд, Россия еще сохраняет ряд национальных конкурентоспособных преимуществ в промышленности:
- ресурсно-сырьевая обеспеченность страны за счет запасов сырья и ресурсов, а также благодаря развитости добывающих отраслей промышленности;
- высокий научно-технический потенциал кадров, в том числе среди массовых профессий рабочих промышленности, при низком, по стандартам развитых стран, уровне оплаты труда и умеренных экономических притязаниях;
- наличие заделов в научно-технологических областях, в том числе и по технологиям двойного назначения;
- значительный объем временно свободных производственных мощностей в промышленности.
Наблюдается рост доли экспорта в объеме производства по следующим видам продукции (в сравнении 1994 г. с первым полугодием 1996):
- бензин автомобильный - 6,9% и 7,1%;
- прокат черных металлов - 58,9% и 63%;
- полипропилен - 20,3% и 33,3%;
- пиломатериалы - 19,8% и 24,2%;
- нити текстильные - 40,6% и 57,9%;
- волокна синтетические - 38,4% и 82,8%;
- кожевенное сырье - 66,8% и 76%.
Сдерживающее влияние на развитие отечественных товаропроизводителей и, следовательно, на экспортные возможности российской экономики продолжают оказывать следующие факторы:
- недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне усиления требований к потребительским характеристикам товара, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках других стран;
- низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего машиностроительного комплекса;
- сложное финансовое положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности, делающее практически невозможным инвестирование в перспективные экспортоориентированные проекты за счет внутренних резервов;
- ограничение роста курса доллара по отношению к рублю;
- опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий, по сравнению с увеличением цен на изделия обрабатывающей промышленности;
- слаборазвитая внутрироссийская транспортная инфраструктура для обеспечения российского экспорта;
- сохранение элементов дискриминации российских товаропроизводителей за рубежом, применение методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения России на перспективные рынки;
- низкий международный рейтинг надежности России для кредитов и инвестиций, затрудняющих использование иностранных средств для развития российской экономики.
В ближайшей перспективе одним из факторов развития экономики, повышения конкурентоспособности и укрепления экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей предполагается увеличение объемов капитальных вложений.
Дополнительным источником стимулирования развития экспортоориентированных производств должно стать совместное (государственное и негосударственное) финансирование инвестиционных проектов с использованием международного лизинга.
Мировая конъюнктура для основных товаров российского экспорта выглядит сравнительно благоприятно: в течение 1995 г. отмечается рост мировых цен на отдельные товары, прежде всего топливно-энергетической и сырьевой групп.
Дополнительными факторами улучшения внешней конъюнктуры и, следовательно, повышения доходности российского экспорта, являются расширение географии зарубжных поставок отечественной продукции, разработка системы определения таможенной стоимости товаров при экспорте для недопущения их необоснованного занижения, расширение практики установления рекомендуемых отраслевыми союзами производителей и экспортеров минимальных экспортных цен.
С учетом всего комплекса факторов, определяющих перспективные возможности российских производителей, мы видим необходимость формирования системы стимулирования российского внешнеторгового оборота, которая, с одной стороны будет способствовать эффективному развитию экспортно-импортных операций, а, с другой - учитывать происходящие перемены в российской экономике и внешнеэкономической политике России.
В ряде отраслей реального сектора экономики наблюдаются серьезные проблемы их успешного функционирования и развития в связи с усиленным проникновением импортной продукции.
Так, например, в легкой промышленности мощная интервенция инофирм на российский рынок сделала отечественных производителей практически неконкурентными. Как показывает анализ, доля поставок из-за рубежа по различным товарам текстильной и легкой промышленности в 1995 г. составила от 60 до 70%%. В связи с этим Правительством России были предусмотрены меры по введению квот на ввоз текстильных товаров из стран дальнего зарубежья, увеличению пошлин. Кроме того, разработана концепция стабилизации положения в отрасли и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности, которая призвана решить две кардинальные задачи: добиться выпуска конкурентоспособной продукции, не уступающей мировым стандартам, и провести реструктуризацию предприятий от крупных к более мелким и средним, способным быстро реагировать на спрос рынка, легко перепрофилироваться. Основное внимание уделяется использованию отечественного сырья с ориентацией на русский лен, а также применению современных технологий.
В радиоэлектронике на российском рынке развернулась борьба между корейскими, японскими и европейскими телевизионными фирмами. По некоторым оценкам специалистов, только 10% телевизоров отечественной сборки находит покупателя. Продукция уступает импортной по надежности, качеству, дизайну. Введение 60-процентной пошлины на импортные комплектующие изделия лишило отечественные заводы единственной возможности улучшить качество продукции.
Резко упал спрос на российские телевизоры в странах СНГ. Если в 80-х годах в ближайшем зарубежье насчитывалось 2000 оптовых фирм-покупателей, то сегодня их не более двух десятков.
В 1995 г. только отдельные предприятия добились положительных результатов. При этом цена на их продукции может быть на 30% ниже цен европейских производителей.
В условиях жесткой конкуренции за российский рынок сбыта зарубежные поставщики проводят гибкую демпинговую политику. Это видно при сопоставлении цен на отечественные и мпортные телевизоры одного класса - в стране сборки ТВ-приемники стоят на 20% дороже, чем в России.
В металлургии серьезным испытанием для национальных производителей стал неожиданный выход на российский рынок в 1995 г. более дешевого украинского металла, который, как минимум, на 10-20% дешевле российского.
Металлургическим предприятиям необходимо решить и проблему приведения в цивилизованные рамки ценовой политики при реализации продукции на мировом рынке. Анализ показывает, что цены на российский металл на 40-80 долл. за тонну ниже, чем у других экспортеров. В 1993-1994 гг. это было в определенной степени обусловлено дешевизной внутренних материальных и энергетических ресурсов, высоким уровнем рентабельности экспортных операций - 60-80%%. В результате Россия вышла по экспорту черных и цветных металлов на второе место в мире. Однако сегодня условия внешней торговли изменились. Против российских предприятий стали применять антидемпинговые меры. В этих условиях металлурги намерены привести цены к уровню на 8-10%% ниже мировых. Роскомметаллургии и Союз экспортеров металлопродукции установили контакт с "Еврофером" (организация производителей черных металлов ЕС) с целью обмена информацией на рынках Европы по объемам производства, торговли и ценообразованию. В ближайшее время с "Еврофером" будут подписаны договоры на такой обмен информацией и на некоторое ограничение поставок металла определенных видов на европейский рынок со стороны России в обмен на отмену антидемпинговых мер. Следующим этапом интеграции в европейский рынок должно стать включение Союза экспортеров металлопродукции в экономический комитет "Еврофера" в качестве наблюдателя. Третий этап - отмена квотирования на все виды поставок металлопродукции из России на европейский рынок. Этому будет предшествовать работа контактной группы от российских металлургов с Европейским объединением угля и стали (ЕОУС).
Результаты опросов руководителей промышленных предприятий России, проведенные по единой европейской методике тестов конъюнктуры Институтом экономических проблем переходного периода в январе и октябре 1995 г., позволили оценить проблемы конкуренции на рынках сбыта со стороны самих производителей.
Опросы показали, что общая оценка конкурентоспособности российских товаропроизводителей (независимо от размера предприятий) на внутреннем и внешнем рынках позволяет говорить о наименьшей степени конкуренции со стороны производителей из ближнего зарубежья и наибольшей со стороны российских предприятий (нефтехимии, машиностроения, деревообрабатывающей промышленности, стройиндустрии, легкой и пищевой промышленности). Предприятия из дальнего зарубежья занимают в рейтинге конкуренции промежуточное положение. При этом отмечается усиление конкуренции к концу 1995 г., по сравнению с январем 1995 г., как со стороны производителей из ближнего и дальнего зарубежья, так и со стороны отечественных производителей.
Во всех отраслях прогнозы усиления конкуренции устойчиво преобладают над ожиданиями ее ослабления.
В отдельных отраслях ситуация складывается следующая:
- предприятия стройиндустрии, в основном ориентированные на местный рынок, отмечают почти полное отсутствие конкуренции со стороны дальнего зарубежья и сильную конкуренцию с отечественными производителями;
- предприятия черной металлургии, нефтехимии, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей уделяют также пристальное внимание фактору внутрироссийской конкуренции;
- производство мебели, напротив, испытывает сильную конкуренцию с зарубежной продукцией;
- верхние строчки в рейтинге конкуренции занимают легкая и пищевая промышленность, причем последняя испытывает наиболее сильную конкуренцию со стороны импортных товаров.
Основными способами повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятмя промышленности считают:
- изучение запросов потребителей;
- создание новых продуктов;
- меры по снижению издержек производства.
Изменение степени конкуренции (ее усиление или ослабление) не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на приоритеты при выборе способов повышения конкурентоспособности товаров.
Предприятия всех отраслей придают наибольшее значение изучению запросов потребителей. Лишь предприятия пищевой промышленности большее внимание уделяют созданию новых продуктов, что вызвано сильной конкуренцией со стороны импортного продовольствия на российском рынке.
Снижению издержек все отрасли уделяют примерно одинаковое внимание, при этом частота упоминания снижения издержек как способа повышения конкурентоспособности продукции увеличивается с размером предприятия.
Рекламная кампания как способ повышения конкурентоспособности наиболее характерен для предприятий машиностроения. Потеря традиционных рынков сбыта заставляет их напрямую искать покупателей продукции. Большие финансовые возможности крупных предприятий также позволяют им тратить значительно большие средства на рекламу своей продукции по сравнению с малыми предприятиями.
Форма собственности хозяйствующего субъекта в определенной мере влияет на способы продвижения товара: для государственных предприятий это, главным образом, изучение запросов потребителей, конкурентов и создание новых продуктов. Для приватизированных предприятий - более важны снижение издержек и модернизация оборудования, а также рекламная кампания по продвижению своей продукции.
Рассмотрним опыт деятельности США и Канады по стимулированию национальных производителей.
С целью поддержания внутренних товаропроизводителей правительство США использует механизм создания институтов страхования экспортных кредитов и специальных координационно-информационных структур стимулирования предпринимательства.
Экспортно-импортный банк обеспечивает страхование экспортных кредитов. Банк оказывает содействие экспорту товаров и услуг, в которых участвуют как минимум 50% американских производителей. Для определения вероятности возмещения кредита банк изучает экономическое положение в стране-импортере, размер и характер сделки, а также финансовое состояние конкретного заемщика.
В соответствии с действующим законодательством, банк не имеет право финансировать проекты, наносящие прямой ущерб отечественным производителям и занятости в США, поэтому до принятия решения о финансировании банк обязан оценить возможность такого ущерба.
Корпорация по частным инвестициям за рубежом поощряет участие частных инвестиций в реализации финансовых проектов за рубежом, улучшая таким образом конкурентоспособность товаров и увеличивая объем экспорта. Корпорация обеспечивает финансирование проектов, страхование инвестиций в 140 странах. Служба внешнеэкономических связей США через собственную сеть торговых представителей обеспечивает фирмы США и СНГ деловой информацией.
На муниципальном уровне предпринимательство поддерживают консорциумы и корпорации по развитию бизнеса. Их деятельными органами и частными агентставми с целью обеспечения кредитов под правительственные гарантии в тех случаях, когда такие кредиты невозможно получить на финансовом рынке.
В Канаде федеральные, провинциальные и муниципальные органы управления, каждый на своем уровне, разрабатывают и реализуют систему мер, направленных на создание благоприятного климата для предпринимательских структур, повышение их конкурентоспособности, обеспечение эффективного функционирования существующих предпринимательских структур.
На муниципальном уровне отделы экономического развития определяют рыночные тенденции содействия компаниям, включающимся в международный интеграционный процесс, в повышении квалификации персонала, передачи новейшей технологии, размещении рекламы и т.д.
На уровне провинций ведется формирование и функционирование базы данных, идентифицирующей всех производителей и их товарную номенклатуру. Существующие фонды поддержки предпринимательства обеспечивают беспроцентные ссуды для начинающих предпринимателей.
Федеральное правительство в лице федерального министерства промышленности, науки и техники, федеральное агентство по инвестициям, национальный совет по исследованиям в целях повышения конкурентоспособности канадских компаний содействуют им в создании новой продукции, повышении производительности, совершенствовании их технического уровня, технологической структуризации существующего производства. Оказывают содействие бесприбыльным, некоммерческим организациям, занимающимся приобретением, развитием и внедрением передовой технологии на производствах, имеющих стратегическое значение. Содействуют привлечению инвестиций канадских и иностранных компаний в канадскую экономику путем координации совместных проектов, создания налоговых и инвестиционных льгот для совместных предприятий, проводят обучение и набор соответствующего персонала.
Следовательно, мы можем отметить (с учетом опыта деятельности развитых стран), что обеспечение устойчивой конкурентоспособности отечественных производителей во многом обусловлено условиями становления конкурентной среды и формированием рыночной психологии управления руководителей высшего и среднего звена. И без действенной системы мероприятий государственной поддержки и стимулирования платежеспособного спроса потенциальных потребителей и определения приоритетов структурной политики в условиях адаптации к рынку, развития национальной экспортной программы невозможно обеспечение устойчивой экономики, проведение эффективной конкурентной политики и повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://reklama.rezultat.com