Проблемы педагогики
Проблемы педагогики
Проблемы Педагогики
Наиболее ярко о проблемах педагогики говорится в статье Константина
Дмитриевича Ушинского «О пользе педагогической литературы». Поднятые в ней
проблемы актуальны как применительно к педагогам века XIX, так и к
педагогам века XXI. Так, характеризуя некоторых, Ушинский говорит:
« … каждый из них (педагогов) так гордится своей опытностью, высчитывая по
пальцам года своей воспитательной деятельности», их он называет «машиной
для задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто попадается им под
руку». Таким педагогам Ушинский отказывает в знании психологии и
осознанности их деятельности, утверждая: «… сознательной деятельностью
может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали
материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали
средства, необходимые к достижению сознанной нами цели». Об учениках таких
педагогов Ушинский также отзывается весьма не лестно: «Они выполнили
необходимую комедию детства и юности и принимаются за новые роли, не
имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых только мешает
жить и чем скорее исчезнет, тем лучше». А о убеждениях этих учеников пишет,
что у них не принято «ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные
достоинства выше случайных преимуществ».
Причину возникновения поднятых проблем Ушинский видит в недостатке
педагогической литературы, он пишет: «Педагогическая литература … вводит
его (педагога) в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь
делу воспитания». Ушинский считает, что «педагогическая литература одна
только может придать ей (педагогической деятельности) тот смысл и ту
занимательность, без которой она делается машинальным препровождением
времени, назначенного на уроки», а так же: «Педагогическая литература …
знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных
педагогов и … направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые
легко могли бы ускользнуть от нашего внимания».
К недостаткам же современной педагогики никак нельзя отнести
отсутствие соответствующей научной литературы. В чем же причина
актуальности проблем, поднятых Ушинским, применительно к нынешнему
образованию? Мне представляется, что Константин Дмитриевич ошибся,
утверждая, что она кроется только в отсутствии педагогической литературы,
так как таковая появилась, но не принесла с собой ни каких изменений.
Истинная причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется не в
невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих
педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в одной из проблем,
также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов, что их
профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической
подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно.
Как уже было сказано в начале, педагогика, как и любая наука, имеет
значительную часть и от искусства. К сожалению среди современных педагогов
наблюдается практически полное незнание научной части и, как следствие, их
искусство становится сродни «дачной архитектуре», когда каждый садовод
творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно не задумываясь
над тем, что у него при этом получается. Но класс учеников, доверенный
педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе закладываются и развиваются
все важнейшие качества будущей личности, происходит важнейший этап ее
социализации, на основе которой позже начнется индивидуализация личности.
Нравственный упадок современного общества, как мне кажется, связан с
отсутствием идеологии, как цели к которой нужно стремиться, и
высококвалифицированных педагогов.
Отсутствие глубоких теоретических знаний приводит к тому, что педагог,
опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему
правильными и действенными, но полностью противоречащие психологии. Он
может начать считать, что ученика нужно как можно больше ругать, и как
можно меньше хвалить, полагая, что ругань мобилизует, а похвала
расхолаживает. Или начинать ответ на любой вопрос ученика с порицания,
думая, что ученик от этого начнет лучше заниматься, стараясь найти ответ на
вопрос самостоятельно. Или провоцировать публичное осмеяние ученика за
допущенные ошибки, также стараясь таким зверским способом улучшить качество
его самоподготовки. К сожалению приведенные мною способы не редкость, а
постоянная практика, применявшаяся некоторыми педагогами в моей собственной
школе, кстати, считающейся одной из образцовых в районе.
Педагогика – это наука и искусство. Но, к сожалению, сегодня
наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К
выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и
пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но
никак не замещают. Педагогическая же практика – это особо ответственная
задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто
с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, на сколько эти личности
смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.