Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные экономические отношения»
на тему:
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику
России
Выполнил:
ст.гр. МЭО-32
Поленов Д.А.
научный руководитель:
асс. Бубыренко Ю.В.
Белгород - 1999
ПЛАН
Введение.
1. Инвестиционный механизм.
2. Государственное регулирование иностранных инвестиций.
3. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в
экономику России.
4. Взаимодействие Российского и иностранного капитала.
Заключение.
Приложения.
Содержание:
Введение 4
I. Инвестиционный механизм 5
II. Государственное регулирование иностранных инвестиций. 8
III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в
экономику России 14
IV Взаимодействие российского и иностранного капитала. 18
Заключение 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………….………33
Введение
В связи с продолжающейся нестабильностью в экономического положения
Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей
страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику
иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в
России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни
населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от
инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества.
Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы –
либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо
бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-
технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение
иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее
получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают
общий государственный долг.
Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения
среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния,
подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы
не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно
привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций,
одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.
Данная задача разрешима, что и подтверждается мировым опытом
(например, образование новых индустриальных стран), но для нахождения каких-
либо определенных действий по ее выполнению нужно в первую очередь изучить
конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в
настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную
базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, в моей
работе большое внимание уделено последней из указанных, так как сегодня
именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс,
то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по
привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной,
удерживающей инвесторов от крупных вложений.
Цель и задачи написания данной курсовой работы – более полно осветить
положение иностранных инвесторов в России, инвестиционный механизм,
сущность инвестирования, государственное регулирование иностранных
инвестиций и выявить проблемы и перспективы привлечения иностранных
инвестиций в экономику России.
Предметом исследования данной работы являются иностранные инвестиции,
привлекаемые, как в финансовый, так и нефинансовый сектор, типы иностранных
инвестиций, методы, применяемые иностранными компаниями при инвестировании
средств, правовая база для иностранных инвесторов и основные меры,
принимаемые с целью привлечения иностранных инвестиций в Россию.
Базой для написания данной работы являются материалы периодической
печати за 1994-99г.
I. Инвестиционный механизм
Инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные
отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать,
что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть
взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на
которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).
В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность,
торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
1. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции,
облигации и иные ценные бумаги).
1. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного
капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым
учреждениям.
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо
полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над
ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10%
акционерного капитала.
Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую
очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых
инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии
возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).
Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до
второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на
отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны
с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение
сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь
преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри
нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала
становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже
превышает их отток.
Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования
акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками.
В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об
увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных
портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки
(посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся
финансированием долгосрочных вложений).
На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме
процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая
норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов,
особенно японских.
В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на
денежный рынок и рынок собственно капиталов.
1. Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их
помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных
средств.
1. Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских
кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в
основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.
В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные
формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование,
заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные
проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного
кредитования сближается с прямыми инвестициями.
Выделим теперь главные причины привлекательности Российской Федерации
и ее предприятий для иностранных кредиторов.
Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитой
промышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, что она
обладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК, тяжелая
промышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его существования большое
внимание уделялось разработке новых технологий. Перспективные в плане
прибыли, они в большинстве своем, однако, не были реализованы в
промышленности.
Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и являются
природные ресурсы России, основная часть которых была слабо исследована из-
за недостатка материальных средств и устаревшего технологического
оборудования.
И все-таки, несмотря на явную прибыльность проектов, иностранные
инвесторы на сегодняшний день пока воздерживаются от крупных инвестиционных
вложений. Для выяснения причины данных действий внимательно рассмотрим
динамику и структурные характеристики инвестиционного процесса в России.
Специального рассмотрения заслуживает развитие и современное состояние
инвестирования в РФ. Остановимся на некоторых его структурных
характеристиках.
1. Инвестиции сокращаются быстрее производства.
В 1986-1990 гг. темпы прироста капиталовложений, по официальным
данным, были значительно выше соответствующих показателей национального
дохода. В последующие годы ситуация качественно изменилась: темпы
сокращения капиталовложений оказались выше показателей национального
дохода. Вместе с тем за исключением 1992 года динамика НД близка к динамике
инвестиций.
2. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов также не
имеют тенденцию к расширению, несмотря на предпринятые меры. Национальный
инвестиционный комплекс переживает сложные времена. Экономический спад
особенно сказывается на высокотехнологичных отраслях, аккумулирующих
научный потенциал страны. Более того, их удельный вес, в том числе в
структуре инвестиционного комплекса, сокращается, что получило название
“примитивизация” экономики.
3. Падает удельный вес капиталовложений в АПК. Наряду с уменьшением
капиталовложений в инвестиционный комплекс, это, пожалуй, наиболее крупный
структурный сдвиг в производственной сфере.
Итак, экономика страны в настоящее время находится в сложном
положении. Сокращаются условия роста и, следовательно, будущего
потребления, одновременно наблюдаются затруднения с получением
промежуточных результатов (неэффективность инвестирования в АПК). В итоге
сокращающийся инвестиционный ресурс концентрируется в основном в
промежуточном (сырьевом) секторе экономики и из него в наиболее прибыльных
отраслях ТЭК (прежде всего в нефтяной промышленности), что грозит
превращением страны в сырьевой придаток развитых капиталистических
государств.
Таким образом, сегодня Российской Федерации прежде всего необходима
комплексная программа инвестирования, направленная на привлечение
отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов и гармоничное развитие
структуры отраслей народного хозяйства.
II. Государственное регулирование иностранных инвестиций.
В реализации комплексной программы стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствование
законодательной базы инвестиционной деятельности в России, проведение
необходимых организационных мероприятий. Основными из которых являются:
стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и
нетарифном регулировании инвестиций;
заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях
правовых норм;
отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных
действий органов управления.
Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первую
очередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированного
права пользования землей нельзя рассчитывать на приток иностранного
капитала.
Предлагаемый к принятию в 1999 году Закон об иностранных инвестициях
рассматривается в качестве инструмента создания в России благоприятного
инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое использование
амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие
вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и
гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата
отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.
Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных
и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия
законодательных и нормативных актов.
Необходимы ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность
оставлять в заграничных банках на счетах российских юридических и
физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и
импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг, проекты которых должен
подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности
принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный
кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными
санкциями уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение
закона.
В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам необходимо внести
дополнения в налоговое законодательство и нормативные документы,
регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить
порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят
налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых
проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам
об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.
Среди основополагающих законопроектов в области международного
инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в
РСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах,
заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о
разделе продукции”.
При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие
принципы:
а) необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора
стабильного развития экономики;
б) содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную
систему через производственно-инвестиционное сотрудничество;
в) предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по
итогам конкурсов и аукционов;
г) обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала
в экономику России.
Неотложные вопросы создания экономических условий активизации
отечественных и иностранных инвестиций в 1998 - 1999 годах решаются
подготавливаемых указах Президента Российской Федерации.
Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных
интересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации.
Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций:
перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от
причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении
которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам
ущерб;
размеры страхового взноса;
порядок заключения страховых договоров;
круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при
наступлении страхового случая.
Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности
страховых учреждений.
Для подготовки постановления Правительства Российской Федерации
намечается предоставить предложения по совершенствованию рынка ценных
бумаг, регистрационной депозитарной деятельности. В настоящее время
Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве
Российской Федерации совместно с некоторыми российскими банками и
брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой
компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными
бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажи
ценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная
деятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранных
инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты
депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.
Если затронуть вопрос о мобилизации внутренних инвестиций, то в
постановлении правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 года “О
привлечении внебюджетных инвестиций” одобрено предложение Минэкономики
России и Минфина России о создании инвестиционного финансового консорциума,
участникам которого — коммерческим и инвестиционным банкам — разрешен
выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования
инвестиционных проектов.
В целях же более активного использования иностранного капитала
необходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должны
поощряться. Предусматривается утвердить постановлением Правительства
Российской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей и
производств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут быть
дифференцированны исходя из специфики отраслей и видов деятельности, их
экспортного потенциала.
В соответствии с мировой практикой должны быть также установлены
ограничения при размещении иностранных инвестиций на территории Российской
Федерации как страны, принимающей иностранный капитал. Необходимо
разработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранных
инвестиций или таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их в
законодательном порядке.
Создание инвестиционного поля на котором протекает процесс усиливает
актуальность принятия необходимого числа подзаконных актов, дающих более
детальные разъяснения и толкования действующих законов.
Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий,
предусмотренных в заключенных и намечаемых к подписанию международных
договоров в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в
Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение
о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними
документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с
Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о
поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании
двойного налогообложения и другие).
Таким образом, в стране имеется правовая база для иностранных
капиталовложений. Однако, сегодняшнее неблагополучие в области привлечения
иностранных инвестиций свидетельствует, что ряд юридических норм все еще
нуждается в определенной коррекции, то есть необходимо частичное обновление
законодательной базы с тем, чтобы она отвечала современным экономическим
требованиям.
В настоящее время можно утверждать, что в России сложились
неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим
инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и
сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, продолжающимся
экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой,
транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая
незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют
инвестициям вообще, а иностранным в особенности.
Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов -
неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие
для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих
развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов
отпугивает непоследовательность экономической политики государства,
постоянное изменение “правил игры”.
Российское законодательство, регулирующее иностранные инвестиции
неполно - оно направлено, главным образом, на прямые иностранные
капиталовложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала
на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. С другой
стороны, некоторые аспекты деятельности иностранного капитала сильно
зарегламентированы.
Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений -
одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта
зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов
(в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника
принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого
действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на
недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать
и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости
большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не
образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих
стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и
времени.
Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании Coca-
Cola понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно
сооружение завода, а 30 - всевозможные согласования. Отсутствие нормальных
отношений в сфере купли\продажи земли и пользования коммуникациями привело
к тому, что компании пришлось “выбивать” участок для завода у горсовета
(уверенного, что Coca-Cola должна платить за сам факт своего присутствия и
обустраивать окружающую территорию) и возможность подключиться к инженерным
сетям[1]. Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине фирме
Mars потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики[2].
Нефтяным СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз
нефти. Возможность получения таких льгот решается в субъективном порядке, а
сами льготы действуют в течение ограниченного срока - после чего процесс
начинается с начала[3]. Однако даже получение таких льгот не означает, что
подобное соглашение будет выполнено. Например, американская Occidental
Company приостановила инвестиции в СП “Парманефть” (республика Коми) после
того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенное
оборудование начиная с 1993 г., что противоречит условиям инвестиционного
конкурса на право недропользования[4].
Сложилась ситуация, когда одно из основных условий реализации любого
сравнительно крупного проекта - поддержка на правительственном или
региональном уровне.
Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным
компаниям. Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые
ставят инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и
выполнение которых требует значительных усилий и расходов. Например, для
проектов с участием иностранных компаний в Татарстане предусмотрены
значительные налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль и
НДС, уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготы
действуют только при вложении иностранной стороной не менее $100 тыс., а
главное, для их получения необходимо положительное решение специальной
республиканской комиссии, которая должна определить: работает ли проект на
благо республики[5].
Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства
заключается в том, что иностранной компании приходится работать с
предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового
обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных
условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных
сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в
модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто
выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран
или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному
инвестору предоставляются разнообразные льготы. Например, Президент
российского представительства концерна ABB М.Асгари считает, что в России
ABB вкладывает на каждый доллар “материальных” инвестиций три доллара
“неосязаемых”: помощь специалистов и т.п.[6] Глава представительства
японской компании АТС в Москве А.Лежепеков заявил, что более половины
доходов от реализуемых проектов уходит на поиск информации и обучение[7].
Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные
инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных
проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно
сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение
законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от
субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное
выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет
сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма
часто не рискует наращивать инвестиции в России.
Иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителей
предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся,
что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на
их место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечь
инвестиции и эффективно работать, деградируют. Так Балтийское морское
пароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их в
результате своей неплатежеспособности. До этого руководство пароходства
отвергло план шведско-российского СП “Болтик экспресс лайн” (занимающейся
маркетингом и организацией продажи билетов) по перестройке управления
компанией, сокращения персонала и переделки судов в соответствии с
европейскими требованиями безопасности. Этот план позволил бы пароходству
эффективно действовать на европейском рынке (причем спрос на его услуги
обеспечивала бы “Болтик экспресс лайн”) и привлечь средства, но требовал
передачи в залог части собственности, что было неприемлемо для руководства
предприятия[8]. Имеются примеры, когда администрация предприятий всячески
препятствовала участию иностранных компаний в инвестиционных конкурсах, а в
случае продажи им (или их партнерам) акций отказывалось вносить
соответствующие изменения в реестр акционеров.
Тем не менее, потенциально Россия могла бы стать одной из самых
привлекательных стран для вложения инвестиций благодаря богатым запасам
природных ресурсов, достаточно высоким (по сравнению со многими
развивающимися странами) уровнем образования населения, емкому рынку. При
этом не стоит переоценивать дешевизну рабочей силы в России, поскольку во
многих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимость
рабочей силы ниже, а работники более дисциплинированны.
III. Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного
капитала в экономику России
Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в
российской экономике благоприятного инвестиционного климата.
В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации были
предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата
для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов
инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с
иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость
и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части
к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте,
полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено
ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий,
учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен
вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса
рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой
прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 года налога на
сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.
В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение
макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как
следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для
инвестиционных целей.
В 1999 году предложен к принятию Закон об иностранных инвестициях в
Россию, цель которого – предоставить гарантии иностранному инвестору,
прежде всего от необоснованной национализации.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики
предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и
организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие
годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот,
сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах
России на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во
многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие
которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в
и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции
приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен
для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как
нефтяная промышленность, энергетика, связь.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда
значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет
идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских
акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное
значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по
привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют
благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации
выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных
проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных
изданиях.
Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало
совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации
и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по
вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный
документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и
предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных
инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья
служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития
экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без
согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию
и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых
Государств должно осуществляться путем совместного государственно-
коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного
финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа
консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо
также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в
производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых
заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со
странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного
сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.
В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в
экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и
скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ
приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных
инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г.
Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение
национального режима к иностранным инвесторам.
До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в
виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на
значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры
привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике
незначительна.
Необходимо совершенствовать способы определения доли российских
инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать
методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в
качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с
иностранными инвестициями.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых
ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают
прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады
для кредитования развития российских предприятий с условием возврата
кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).
Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер
поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на
встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном
оборудовании.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является
стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных
банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки
капиталов из России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных
территориях следует использовать механизм создания свободных экономических
зон.
Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной
поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не
относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой
связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка,
осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается
защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке
законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по
ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для
мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду
производственных помещений.
В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать
единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности,
растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого
арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате
Российской Федерации.
Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует
разработать специальные государственные программы предупреждения
преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с
повышенным уровнем правонарушений.
Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое,
информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных
служб, следственных органов и судов.
В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности
представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым
коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-
планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного
обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и
актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах
развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже
акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного
информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных
инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа
России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства
Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия
иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”.
По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно
новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в
России, в состав которого входят представители зарубежных фирм,
осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.
Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством
Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки
конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в
России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации,
созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых
инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими
международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным
валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским
банком реконструкции и развития и другими.
При реализации широкой программы стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и
оперативной корректировки состава мероприятий.
IV Взаимодействие российского и иностранного капитала.
Привлечение российскими банками средств частных иностранных инвесторов
осуществляется, в основном, с помощью размещения своих ценных бумаг на
западном фондовом рынке, через индивидуальные кредитные соглашения, при
обслуживании инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и при
выполнении заказов на покупку российских ценных бумаг.
Можно отметить, что привлечение средств обычно становится возможно при
условии, что российский банк выполняет роль партнера, который занимается
поиском выгодного вложения иностранных денег на фондовом рынке или в
предприятия и берет на себя часть рисков. При этом иностранный инвестор
часто стремится получить возможность влиять на деятельность банка или даже
осуществлять полный контроль над ним.
Один из крупнейших банков Франции - Banque Nationale de Paris (BNP)
подписал соглашение с российским “Внешэкономбанком” в 1996 году о кредите
на сумму 465 млн. французских франков (около $94 млн.). Кредит предназначен
для финансирования проекта по строительству в Ставропольском крае (юг
России) сахарного завода и поставкам для него оборудования. BNP возглавляет
консорциум в составе ряда западных банков, созданный для реализации этого
проекта[9].
“Столичный банк сбережений” (СБС) заключил уникальное (для России)
кредитное соглашение с немецким CommerzBank в 1996 году. Российскому банку
была открыта чрезвычайно крупная кредитная линия в DM1.3 млрд. с целью
кредитования предприятий Челябинской области. СБС полностью отвечает за
отбор и непосредственное финансирование проектов. СБС был выбран для
обслуживания этой кредитной линии, потому что он сотрудничает с
челябинскими предприятиями, обладает информацией о них и имеет хорошие
отношения с областной администрацией[10].
Все более широкое распространение получает практика привлечения
средств с помощью американских депозитных расписок (ADR), обмениваемые на
акции. Выпуск этих ценных бумаг, распространяемых с помощью американских
банков, стал возможен благодаря начавшейся работе этих банков на российском
фондовом рынке и приобретению ими соответствующего опыта. Российские банки,
выпускающие ADR, также имеют опыт тесного сотрудничества с зарубежными
партнерами. Обычно в составе акционеров таких банков имеются иностранные
финансовые институты.
Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только
учреждения, контролируемые правительством той или иной страны, но и
международные институты, такие как ЕБРР. Средства международных финансовых
институтов также будем называть государственными.
Российские финансовые институты привлекают средства иностранных
государственных банков, в основном, под программы помощи и развития и при
обслуживании инвестиционных проектов.
Однако списки банков, через которые осуществляется финансирование тех
или иных программ и проектов, зачастую определяются не зарубежными
инвесторами, а российскими властными структурами. Например, под давлением
российского Правительства Всемирный банк был вынужден пересмотреть список
банков, через которые будет осуществляться целевая инвестиционная
программа[11]. Список банков, претендующих на получение помощи в рамках
программы развития финансовых учреждений (финансируется ВБ и ЕБРР)
составлялся Правительством и ЦБ.
Программа развития финансовых учреждений в России финансируется за
счет средств займов ВБ и ЕБРР. Проект предполагает, в частности, доведение
стандартов деятельности российских банков до мирового уровня за счет
модернизации банковских технологий, а также установление партнерских
отношений с ведущими зарубежными банками. В настоящее время порядка сорока
российских банков являются претендентами на получение аккредитации для
участия в проекте ВБ и ЕБРР.
Ряду российских банков ЕБРР выделяет средства для микрокредитования и
кредитования малого бизнеса.
Сотрудничество российских банков с иностранными государственными
финансовыми институтами дает многие преимущества:
o позволяет привлекать средства на выгодных условиях;
o дает возможность интегрироваться в международную платежную систему и
освоить международные стандарты;
o служит катализатором развития отношений с частными зарубежными банками.
Однако с течением времени значение такого сотрудничества должно ослабевать.
Первые иностранные компании, начавшие целенаправленное внедрение на
российский рынок, - это крупнейшие транснациональные корпорации,
производящие недорогую продукцию массового спроса и считающие, что они
должны присутствовать на всех крупных рынках. В качестве примеров можно
привести McDonalds, Mars, Coca-Cola, Funai и т.д. После массовых поставок
товаров такие компании обычно приступают к их производству внутри страны.
Это диктуется высокими таможенными пошлинами и необходимостью размещать
производство ближе к потребителям.
Другая группа компаний, активно внедряющиеся на российский рынок - это
те фирмы, которые сотрудничали с СССР в 70-80-е годы, например, ABB,
Siemens, Nokia. Высокий интерес к России проявляют также компании,
специализирующиеся на добыче и\или торговле сырьевыми ресурсами, особенно
те, которые имеют опыт работы в развивающихся странах, например, Exxon,
Amoco, Chevron, Conoco, Trans World Metals.
Тем не менее, обычно происходит изолированное проникновение
иностранной фирмы на российский рынок, без разработки глобальной стратегии
работы в России. Лишь немногие иностранные компании решились не только
осуществить отдельные проекты в России и странах СНГ, но и создать
масштабную сеть своих производственных структур (для этого требуются как
инвестиции в производство, так и создание всей необходимой инфраструктуры,
характерной для ФПГ).
Так, швейцарско-шведская машиностроительная группа ABB произвела
инвестиции в десятки предприятий бывших коммунистических стран и теперь
существенная часть ее ФПГ находится в Восточной Европе (включая Россию). В
1994 г. эти предприятия произвели продукцию на $1.66 млрд.[12] Характерно,
что ABB намеревался приобрести некоторые российские банки[13] и учредил
шведско-российский инвестиционный фонд[14].
В настоящее время ABB владеет акциями 20 российских предприятий,
специализирующихся в самых различных областях: контрольно-измерительная
аппаратура, производство газовых турбин, электрогенераторов, кабелей,
оборудование для нефтехимической промышленности[15]. Консорциум ABB-Chevron
принимает участие в реконструкции ведущих нефтеперерабатывающих заводов
России: “Киришинефтеоргсинтез”, “Пермьнефтеоргсинтез”,
“Куйбышевнефтеоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Ангарская нефтехимическая
компания”, Московский НПЗ.
Высокую активность на российском рынке проявляет концерн Siemens,
который создал здесь 11 совместных предприятий и одно предприятие со 100%-м
иностранным капиталом, получил крупные заказы на строительство
магистральных и местных коммуникационных линий, на выполнение ряда проектов
некоторых металлургических заводов, на реконструкцию ТЭЦ и автоматизацию
сборочных линий ГАЗа[16]. Концерн приобрел крупные пакеты акций ряда
российских предприятий, в частности Калужского турбинного завода[17], АО
“Электросила”[18].
При этом продвижение на российский рынок не происходит бессистемно.
Siemens создает структуры для координации своих действий и анализа
российских условий. В частности, в концерне создан спецотдел, занимающийся
проблемами организации финансовых потоков в России, выработкой мер против
нехватки оборотных средств, в т.ч. организацией бартерных поставок[19].
Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемой
доли рынка достигается благодаря характерной для ФПГ связке финансовые
структуры - промышленность - торговые структуры, а не методами
административного характера. Например, одно из характерных обвинений
американских производителей против Японии - это недопущение американских
товаров в японскую торговую сеть (часто при отсутствии законодательных
ограничений и таможенных барьеров). Поэтому в рамках стратегии по внедрению
на российский рынок иностранные ФПГ создают собственные финансовые и
торговые структуры в России.
Примером создания развитых структур при внедрении на российский рынок
может служить российско-швейцарский холдинг “Э.К.С.Интернешнл” (Пермь).
Холдинг контролируется швейцарской инвестиционно-торговой компанией
Norrexim (Цюрих). В него входят: “ЭКС опт” (оптовая торговля), ООО “ЭКС
лимитед” (розничная торговля и управление инвестициями), ООО “Доктор ЭКС”
(поставка медикаментов) с филиалами в Москве, Екатеринбурге, Ижевске и
Пермской области, российско-швейцарское предприятие “ЭКС Хандельс АГ”.
Кредитование импортных поставок осуществляет компания Norpexal. Холдинг
владеет 35% АКБ “Развитие” (Пермь) и 19% АКБ “Заря Урала”.[20]
Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции на
российском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россию
часто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданием
дистрибьюторской сети. Иностранная компания может создать, купить (или
поставить под контроль иным способом) российскую торговую фирму и выдать ей
льготный товарный кредит с целью внедрить свой товар на рынок. После этого
проводится планомерное расширение присутствия на рынке, включающее (кроме
рекламы и привлечения дилеров) создание сервисных центров, конечных
производств (из иностранных комплектующих или полуфабрикатов), привлечение
к сотрудничеству финансовых структур. Финансовые структуры используются не
только для денежных расчетов, но и для покупки российских предприятий
схожего профиля.
Одна из причин успехов компании Coca-Cola на российском рынке -
развитая сеть дистрибьюторов[21]. Характерно, что многие российские
производители проиграли конкурентную борьбу на рынке прохладительных
напитков именно из-за отсутствия сбытовой сети.
Компания Rank Xerox создала на территории России 17 франчайзинговых
центров (полиграфические центры, действующие самостоятельно, но от имени
Rank Xerox). Характерно, что за использование торговой марки Xerox
российская сторона обязуются закупать расходные и комплектующие (включая
бумагу) только у Rank Xerox.
Специфика российского рынка требует создания специальных структур,
которые хорошо ориентируются на рынке и занимаются выработкой стратегии,
координацией действий, установлением контактов и связей, заключением
контрактов на поставку продукции. Так, для продвижения на российский рынок
автомобилей “Мерседес” создано АОЗТ “Мерседес-Бенц Автомобили”.
Необходимость создания такой компании диктуется тем, что, по мнению одного
из дистрибьюторов, “благодаря политике государства процесс торговли
автомобилями стал скорее творческим, чем технологическим”.[22]
Иностранные компании, внедряющиеся на российский рынок, стараются
применять современные финансовые инструменты, уменьшающие издержки
потребителей их продукции. Это ставит иностранные компании в более выгодное
положение по сравнению со многими российскими производителями. Например,
компания General Electric предполагает передать Челябинскому
электрометаллургическому комбинату в лизинг работающую на газе
электростанцию стоимостью $125 млн.[23] Учитывая, что основная стоимость
электростанции приходится на турбины, можно утверждать, что General
Electric имеет преимущество перед российскими производителями турбин,
которые не работают через лизинг, а также не могут наладить поставки
электростанций “под ключ”.
Некоторые крупные фирмы, реализуя масштабную стратегию продвижения на
рынок СНГ, не только захватили часть рынка, но и активно внедряют свои
стандарты: например, концерн Siemens получил крупный контракт по
модернизации системы телевещания Узбекистана и к 2000 году переделает ее со
стандарта SECAM в немецкий стандарт PAL[24].
Один из методов захвата сектора рынка - приобретение ключевого звена в
технологической цепочке. После этого может быть спровоцирован кризис на
технологически зависимых предприятиях, которые, в результате, могут быть
куплены по низкой цене. Возможности такого воздействия на предприятия
продемонстрировала компания Japan Chrome, которая, поставив под контроль
казахстанских производителей хромовой руды, фактически разорила российские
заводы, выпускающие хром[25].
Многие иностранные компании стремятся захватить конечные звенья
технологических цепочек российских экспортноориентированных производств,
т.е. поставить под контроль торговые компании, которые получают российскую
продукцию и продают ее на мировом рынке. Это облегчается тем, что
российские поставщики часто в должной степени не ориентируются на рынке и
не в состоянии создать собственные сбытовые структуры за рубежом. Кроме
того, российским поставщикам выгодно иметь дело только с одним партнером (с
которым имеются доверительные отношения), т.к. в российских условиях бывает
необходимо переориентировать финансовые потоки за поставленную продукцию на
посредников.
Ряд иностранных компаний, имеющих опыт работы в развивающихся странах,
при продвижении на рынок большое внимание уделяют лоббированию своих
интересов во властных структурах. Иногда компания находит чиновника,
который “курирует” ее деятельность и защищает ее интересы. Особенно это
касается нефтедобывающих СП.
Внедрение иностранных компаний на российский рынок часто
сопровождается давлением и финансовой поддержкой государственных институтов
этих стран. Например, значимая доля поставок оборудования в Россию
финансируется эксимбанками стран-экспортеров (для стран ЕЭС эту функцию
выполняет также ЕБРР); при этом деньги перечисляются непосредственно
производителям продукции (т.е. российские потребители фактически получают
товарный кредит). Один из ярких примеров - финансирование Эксимбанком США
производства самолетов Ил-96 с американскими двигателями фирмы
Pritte&Whitney. Переход российского авиастроения на использование
американских двигателей устраняет последнего конкурента Pritte&Whitney - АО
“Пермские моторы” - на мировом рынке двигателей для магистральных
гражданских самолетов и делает эту фирму полным монополистом[26].
Иностранные государства также осуществляют политическое давление с
целью дать выход продукции своих производителей на российские рынки.
Особенно часто это касается таможенных пошлин. Могут приниматься также
специальные стандарты, ставящие “своих” производителей в более
благоприятные условия. Например, когда российские авиакомпании начали
использовать самолеты российского производства в рейсах Россия - США, то
американские экологические стандарты на самолеты были изменены таким
образом, чтобы российские самолеты им не соответствовали. В результате, в
этих рейсах российские компании используют самолеты американского или
европейского производства.
Во многих странах созданы специальные государственные органы, в
функции которых входит содействие в сбыте национальных товаров за рубежом.
Например, в США имеется Американская торговая палата, в Совет директоров
которой входят представители крупнейших компаний, в т.ч. присутствующие на
российском рынке - Coca-Cola, General Electric и др. Устав этой организации
включает положение о том, что в ее обязанности входит “обеспечение связи с
российским правительством”.[27]
Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут
преследовать следующие цели:
1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску
продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России
значительно выше мировых.
2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой:
сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена
некоторых видов сырья.
3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и
других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в
других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.
4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных
ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых
ресурсов и полуфабрикатов.
5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно
экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой
прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта,
проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой
продукции.
6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-
сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение
своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа
подталкивают и высокие таможенные сборы.
7) Использование морально устаревшего или экологически вредного
оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых
странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой
хорошо отработана.
8) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных,
чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.
Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке
не заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали
инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным
образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство
товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств
по выпуску бытовой техники.
Одними из первых свои предприятия в России организовали McDonalds
(рестораны быстрого обслуживания), Coca-Cola (производство одноименного
напитка), Funai (сборка видеотехники). Собственное пищевое производство в
Подмосковье организует компания Mars (объем инвестиций - $100 млн.)[28],
инвестиционный проект намерена реализовать компания Cadburi (производство
шоколада)[29]. Компания Philipp Morris купила контрольный пакет
Краснодарской табачной фабрики и намерена финансировать ее реконструкцию в
объеме $60 млн.
СП Poly Form создано американской ассоциацией производителей де- ловых
и защищенных бумаг Standard Rotator и российскими частными лицами. Сейчас
СП специализируется на выпуске финансовых документов и защищенных бумаг по
заказу российских страховых компаний и пенсионных фондов. Его нынешняя
мощность позволит обрабатывать 5 тыс. тонн бумаги в год, в основном
финской.[30] Продукция СП пользуется высоким спросом, т.к. до недавнего
времени в России было лишь одно предприятие этого профиля - Гознак.
Еще один мотив для вложения средств в российские предприятия -
невысокая стоимость рабочей силы и некоторых видов сырья.
Японская фирма Ensu организовала на Стерлитамакском станкостроительном
заводе выпуск обрабатывающих центров из японских комплектующих. За счет
невысокой стоимости труда и дешевой энергии себестоимость продукции на 40%
ниже, чем в Японии[31].
В отличие от слаборазвитых стран в России нет чрезвычайно дешевой
неквалифицированной рабочей силы, но стоимость труда квалифицированных
работников занижена. Это способствует использованию российских научных и
инженерных кадров иностранными компаниями. Например, фирмы Motorola и
Samsung проинвестировали создание собственных научно-исследовательских
центров в области электроники в России. Подобный центр намерена создать
американская фирма Texas Instruments[32].
Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы
России. Прежде всего - это нефтедобыча; в этой области создано более 30 СП,
которые добыли в 1994 г. около 12 млн. тонн нефти[33] (общероссийское
производство - около 300 млн. тонн). Добыча газа монополизирована
“Газпромом”, поэтому интерес инвесторов вызывают либо глобальные проекты,
реализуемые совместно с “Газпромом”, либо разработка небольших
месторождений (при поддержке местных властей), газ которых используется в
этом же регионе. Подобный небольшой проект реализуется, например, в
Оренбургской области[34]. Кроме того, при помощи иностранного капитала
некоторые нефтяные компании реализуют проекты по использованию попутного
газа.
Ряд факторов препятствуют вложениям иностранного капитала в разработку
российских полезных ископаемых. Один из них - неясность прав собственности
на землю и недра. Кроме того, часто возникают транспортные и таможенные
проблемы, например, нефтедобывающие СП сталкивались с отказами доступа к
нефтепроводам и с произвольными повышениями тарифов за перекачку нефти и
таможенных пошлин.
Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российских
предприятий - возможность купить потенциально прибыльное предприятие по
низкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легко
могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-
за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания
рынка (особенно западного), неумения находить и работать с западными
партнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что
приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакета
акций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия с
помощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным образом
в создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная
фирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовые
каналы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии и
векселя при расчетах).
Так, купив петербургский пивзавод “Вена”, финская компания
Sinebrychoff уволила руководство завода и коммерческую службу, поставила
оборудование для разлива пива в бочки европейского образца (т.к. тара имеет
большое значение при сбыте)[35].
Многие иностранные фирмы, желая обеспечить спрос на свою продукцию на
российском рынке, создают сервисные центры, сборочные производства,
торговые предприятия.
Несколько сборочных производств организовала в России корейская фирма
Goldstar. Телевизоры этой фирмы начал собирать радиоэлектронный завод
“Авест” (Комсомольск-на-Амуре)[36]. Зеленогорский электрохимический завод
(Красноярск-45) приступил к сборке видеоплееров и телевизоров Goldstar из
корейских комплектующих[37].
Фирма Mercedes-Benz организовала несколько “отверточных” производств
по сборке своих автобусов. Автобусы собираются, в частности на Голицынском
заводе и в аэрокосмическом объединении “Полет”.[38]
Иностранные компании могут использовать в России экологически
“грязное” или устаревшее оборудование, которое запрещено или неэффективно
использовать в западных странах.
Германский концерн “Сименс” предложил России свои технологии и
оборудование для переработки оружейного плутония в урано-плутониевое
топливо для российских АЭС на предприятии “Комплекс-300” ПО “Маяк”
(Челябинская область). “Сименс” намерен использовать оборудование, которое
простаивает уже более 4 лет на законсервированном предприятии в Ханау
(Германия). Оно было построено в 1991 г., но из-за протестов общественности
по поводу экологии не проработало ни одного дня[39].
Возможно также перемещение звена технологической цепочки (связанного с
“грязным” производством) в Россию без перемещения оборудования, т.е.
покупка предприятия соответствующего профиля.
Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую
экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое
инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в
рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы
требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных
проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что
средства пойдут на “латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектов
есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную
около него структуру.
Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое
финансовое положение и устаревшую структуру. Иностранные инвесторы не
привыкли работать с такими предприятиями, например, неустойчивость
финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты,
с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою
очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это
позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку.
Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той
или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск
невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства
предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями
предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не
всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих
проблем можно избежать, создав СП.
Примером неудачных инвестиций в предприятие, не поставленное полностью
под контроль, может служить проект петербургского пивзавода “Вена” и
бельгийской фирмы De Konink. Бельгийская фирма поставила оборудование на
крупную сумму для выпуска высококачественного пива. Однако затем завод
отказался от сотрудничества, не вернул оборудование и стал использовать
фирменные наклейки, завезенные бельгийцами, на своей продукции.
Впоследствии при приватизации завод был куплен другой фирмой, которая
поставила его под контроль и уволила руководство[40].
Совместное предприятие позволяет “отгородить” отдельным юридическим
лицом выполнение какого-либо проекта (например, модернизация части
оборудования или производство новых видов продукции) от проблем основного
производства. Если российское предприятие находится в очень плохом
положении, то в совместное предприятие может быть выделена наиболее
жизнеспособная часть производства, которая в дальнейшем развивается с
помощью иностранных инвестиций. Кроме того, совместное предприятие
позволяет руководству российской стороны не бояться за сохранение своих
мест в рамках старой структуры и одновременно внедриться в “новую
экономику”.
Одна из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны
сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно
применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса,
позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать
текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное
обращение и т.д.
В целом, методы применяемые иностранными инвесторами при вложении
средств определяются тем, что иностранный капитал стремится:
контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в
которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от
вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;
по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от
экономического положения российского предприятия-партнера;
перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на
западные стандарты;
свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы,
таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же
методы, что и российские).
В целом, масштаб иностранных инвестиций в производственный сектор
будет зависеть от экономической политики Правительства и политической
ситуации. В настоящее время нет оснований говорить о том, что отношение к
иностранному капиталу изменится в лучшую сторону.
Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций - прежде
всего те, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют
хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная
промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий
немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство
товаров народного потребления).
Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только
учреждения, непосредственно контролируемые государством, но и международные
организации, такие как ЕБРР и Всемирный банк.
Можно выделить цели, которые преследуют государственные иностранные
финансовые институты, инвестирующие средства в России:
продвижение товаров национальных производителей на российский рынок;
помощь национальным компаниям, которые намерены инвестировать средства в
России, включая сбор информации, выполнение функций маркетинга, участие в
проектах, пробное (или венчурное) финансирование;
“привязка” определенных кластеров российской промышленности к
соответствующим отраслям национальной экономики; развитие двустороннего
экономического сотрудничества в целом.
Продвижение товаров “своих” производителей на российский рынок часто
осуществляется с помощью предоставления кредитов на закупку этих товаров.
Такие кредиты обычно не перечисляются на счет заемщика, а выдаются в виде
кредитной линии. При этом заемщик не может использовать эти деньги на какие-
либо другие цели и, по сути, не может ими распоряжаться.
Однако и в случае предоставления средств в непосредственное
распоряжение заемщика, иностранный кредитор устанавливает жесткий контроль
за их расходованием.
Обычно кредитор стремится, чтобы часть затрат была покрыта самим
заемщиком или профинансирована из других источников. В этом случае фирмы
страны-кредитора получают больше средств, чем было затрачено государством
на предоставление кредита.
Государственные кредиты используются как метод конкурентной борьбы -
например, в результате кредита Эксимбанка США на закупку американской
тяжелой техники была сорвана сделка по покупке подобной техники у японской
фирмы Comatsu[41].
Несколько лет назад значительная доля импорта, финансируемого
иностранными государствами приходилась на продовольствие и потребительские
товары; в настоящее время большая часть поставок - оборудование.
Зарубежные государственные банки и другие финансовые институты
оказывают многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на
российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.
Такая помощь осуществляется по следующим направлениям:
участие в проектах, осуществляемых частными инвесторами;
сбор информации о российских производителях, финансовых институтах,
правовых нормах и т.д.;
поиск и анализ проектов, которые могли бы быть интересны национальным (т.е.
зарубежным) инвесторам;
взятие на себя риска по “раскрутке” подобных проектов; т.е. государственный
банк может гарантировать вложенные на начальной стадии проекта частным
инвестором средства, либо банк самостоятельно участвует в проекте, а в
случае успеха привлекает к нему частные компании;
политическое и экономическое давление на российские властные структуры в
интересах “своих” компаний.
Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов
- включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных
компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для
товаров национальных производителей, а также конструирование таких
финансовых и технологических связей, чтобы “развивающий центр” совместного
производственного кластера находился в стране, интересы которой
представляет соответствующий государственный институт. Иначе говоря,
предполагается, что в развитой стране сосредоточены высокотехнологические
производства и, прежде всего, создание и внедрение новых технологий, а в
России - производство по отработанной технологии и\или по лицензии. Как
показывают ряд экономических исследований, управление “развивающим центром”
промышленного кластера дает в долгосрочной перспективе более эффективный
контроль над кластером, чем использование чисто финансовых методов
контроля[42]. Поэтому государственные банки охотнее кредитуют проекты с
долгосрочными перспективами (например, поставки оборудования), чем
краткосрочные закупки конечной продукции.
Например, Эксимбанк США ведет целенаправленную политику по захвату
американскими компаниями российского рынка нефтедобывающего оборудования. В
результате неразвитости в России ряда финансовых инструментов (таких как
лизинг и др.) нефтедобывающие предприятия вынуждены оплачивать российское
оборудование “живыми” деньгами, изымая их из оборотных средств. При закупке
американского оборудования нефтяная компания может получить сравнительно
дешевый кредит Эксимбанка США. Таким образом, российские производители
нефтедобывающего оборудования оказались практически вытеснены с рынка.
Причем такое вытеснение носит долгосрочный характер (учитывая грамотную
политику американских компаний в сфере послепродажного обслуживания и
маркетинга “старых” клиентов). Т.е. произошло “привязывание” российской
нефтедобывающей отрасли к американской машиностроительной промышленности и
образование устойчивого кластера “добыча нефти в России - производство
оборудования в США”.
Следует отметить, что в условиях неблагоприятного инвестиционного
климата подобные процессы закономерны и с ними бессмысленно бороться
административными методами. Более того, в тех областях, где технологическое
отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых
иностранным капиталом, способствует развитию экономики.
Государственные иностранные финансовые институты реализуют ряд
программ по развитию инфраструктуры в России (включая средства
коммуникаций, финансовые структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих
программ - создание условий для работы иностранного капитала. Естественно,
что проекты в этой области реализуются таким образом, чтобы дать
преимущества предпринимателям и компаниям из страны базирования
соответствующего государственного финансового института перед
предпринимателями из других стран. Например, развитие телекоммуникаций
финансируется в том случае, если это приводит к улучшению телефонной связи
с той страной, которая выделяет деньги. Одна из задач региональных
венчурных фондов ЕБРР - создание рынка акций российских предприятий (в
которые вкладывает деньги ЕБРР).[43] Очевидно, что на этот рынок будут
допущены прежде всего европейские инвесторы (либо инвесторы из тех
государств, которые выделили деньги для фонда).
Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки
своего бизнеса, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее
не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это
происходит во многом потому, что государственная политика нацелена прежде
всего на защиту так называемых “государственных интересов”, а не интересов
отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по
укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают
больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки
своих производителей.
Заключение
В РФ в последнее время происходят существенные изменения в структуре
источников финансовых капитальных вложений, повышается доля средств
негосударственного сектора экономики. Однако, в решении задач стабилизации
экономического положения главная роль остается по-прежнему за
государственными инвестициями.
Так, по ряду важнейших направлений государство вынуждено выступать в
виде инициатора инвестиционного процесса:
поддерживать эффективные направления будущего развития в промышленном
секторе, сохранять поддержку АПК, инвестировать в обеспечение безопасности
функционирования технических систем;
поддерживать и развивать социальную сферу, обеспечивая выполнение принятых
решений по обустройству военнослужащих, ликвидация последствий
экологических бедствий и других направлений социального развития;
заканчивать строительство объектов, которые не удалось продать или
приватизировать в связи с их незавершенностью.
Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать
иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности,
активизации международного инвестиционного сотрудничества возможно ожидать
увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики.
Например, по оценке премьер министра России В. Черномырдина, потребность
страны в зарубежных инвестиционных средствах составляет 10-12 млрд.
долларов в год.
Сдерживающим фактором здесь является инвестиционный климат, который
продолжает оставаться неблагоприятным из-за политической и экономической
нестабильности, высокого уровня криминогенности в предпринимательской
деятельности, наличия очагов военных конфликтов, что вынуждает западных
инвесторов проводить осторожную и выжидательную политику в области
инвестиционного сотрудничества с Российской Федерации.
Названные проблемы перевешивают такие черты России, как богатые
природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный
аппарат, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, высокий научно-
технический потенциал.
Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия
негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России, среди
которых в качестве первоочередных выделю:
1. Достижение национального согласия между различными социальными группами,
политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода
России из экономического кризиса.
1. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.
1. Внимательная разработка правовой базы инвестирования.
1. Радикализация борьбы с преступностью.
1. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам,
отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции
с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с
другими оборотам их деятельности.
1. Формирование общего рынка республик Союза со свободным перемещением
капитала, товаров и рабочей силы.
Данные меры не абсолютны, но они, на мой взгляд, могут сыграть
положительную роль в становлении отечественной экономики.
В заключение необходимо отметить, что инвестиции внутренние и внешние
представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной
степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех,
достигнутый в данной сфере, во многом предопределит реализацию всей реформы
в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Береговой С. Результат бездействия // Коммерсантъ - ДЕНЬГИ №5 09.02.99
2. Вардуль Н. Предварительный диагноз — асфиксия // Коммерсантъ. 24 октября
1995.
3. Гришаников Д., Быков П. Инвестиции в имидж страны // Эксперт №11,
22.03.99
4. Гришаников Д. Все решения принимаю я лично // Эксперт №18, 18.05.98
5. Гусева К. Государственное регулирование частных инвестиций // Экономист,
1999г, №5
6. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России в 1994-
96г и I полугодии 1997г. // Инвестиции в России 1997г, №11-12
7. Касаткин Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок
ценных бумаг. 1995. № 12.
8. Климович М. Акционирование московских предприятий // Российский
экономический журнал. 1995. № 1.
9. Кошкин В. К эффективной приватизационно-инвестиционной модели //
Российский экономический журнал. 1995. № 1.
10. Кравченко Н.А., Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост // ЭКО,
1997г.
11. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.
М. 1994. Гл. 9.
12. Кузнецов А. Превратим долги в капитал // Эксперт №9, 08.03.99
13. Куранов Г., Михайлов А. Социально-экономическое развитие страны в 1999г
// Экономист 1999г, №4
14. Миловидов В. Иностранные инвестиционные фонды в России: первые итоги
деятельности // Рынок ценных бумаг. 1995. № 13.
15. Мухетдинова Н. Иностранные инвестиции в России // Российский
экономический журнал. 1994. № 2.
16. Пичугин Б. Иностранные частные инвестиции в России // Мировая экономика
и международные отношения. 1994. № 11.
17. Уринсон Я. Порог чувствительности снизился // Эксперт №48, 21.12.98
18. Цакунов С. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: новые
ориентиры // Рынок ценных бумаг. 1995. № 9.
19. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов // МэиМО 1997г,
№3.
20. Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24
октября 1995.
21. Москва наиболее привлекательна для инвесторов // Коммерсантъ-daily. 6
октября 1995.
22. Основы внешнеэкономических знаний. М. 1994. Гл. 24.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица №1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ (млрд.$)
| |Всего |Прямые |Портфельные |Прочие |
|Накоплено на |2,9 |2,6 |0,07 |0,3 |
|01.01.94г | | | | |
|Поступило в: 1994г |1,1 |0,5 |0,00 |0,5 |
|1995г |2,8 |1,9 |0,03 |0,9 |
|1996г |6,5 |2,1 |0,05 |4,4 |
|1997г |14,4 | | | |
|1998г |(10 |3,36 | | |
|Ожидается в 1999г |3,5-4,5| | | |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПИВШИХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Таблица 2
| |1995 |1996 |1997 |
| |Всего |прямые |всего |прямые |всего|прямые |
|РФ – всего |266 |342 |233 |111 |333 |392 |
|Производственные отрасли |266 |319 |198 |112 |161 |186 |
|Из них: промышленность |161 |243 |180 |176 |185 |210 |
|всего | | | | | | |
|Из неё: топливная промышл. |50 |111 |191 |169 |386 |334 |
|Металлургия |172 |174 |348 |146 |137 |356 |
|Машиностроение |383 |223 |106 |72 |40 |89 |
|Хим. и нефтехим. пром-ть |1067 |402 |61 |98 |81 |69 |
|Пром-ть стой. материалов |175 |3031 |169 |169 |96 |96 |
|Деревообрабатывающая |322 |144 |181 |230 |70 |65 |
|пром-ть. | | | | | | |
|Легкая пром-ть |159 |173 |360 |425 |12 |12 |
|Пищевая пром-ть |1132 |1714 |264 |239 |254 |408 |
|Сельское хоз-во |28 |29 |109 |121 |158 |186 |
|Строительство |193 |276 |27 |17 |181 |211 |
|Транспорт и связь |240 |168 |240 |207 |71 |36 |
|Торговля и общепит |800 |1132 |64 |58 |157 |96 |
|Общая коммерческая деят-ть |9047 |8899 |1121 |38 |168 |940 |
|по обеспечению | | | | | | |
|функционирования рынка | | | | | | |
|Непроизводственные отрасли |915 |561 |374 |109 |742 |1226 |
|Жилищно-коммунальное хоз-во|42 |50 |453 |473 |60 |234 |
|Здравоохранение и соц. |10 |11 |89 |147 |1008 |501 |
|обеспечение | | | | | | |
|Финансы, кредит, |2135 |847 |483 |173 |795 |1632 |
|страхование, пенсионное | | | | | | |
|обеспечение | | | | | | |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПИВШИХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Таблица 3
| |1995 |1996 |1997 |
| |Всего |прямые |всего |прямые |всего|прямые |
|РФ – всего |266 |342 |233 |111 |333 |392 |
|Северный р-н |17 |45 |106 |114 |67 |143 |
|Северо-западный р-н |473 |509 |177 |92 |155 |137 |
|Центральный р-н |775 |675 |294 |110 |426 |754 |
|Волго-Вятский р-н |656 |155 |227 |547 |68 |53 |
|Центрально-Чернозёмный р-н |29 |24 |580 |629 |49 |3 |
|Поволжский р-н |793 |649 |71 |51 |170 |185 |
|Северо-Кавказский р-н |177 |210 |139 |164 |110 |93 |
|Уральский р-н |313 |303 |120 |121 |157 |129 |
|Западно-Сибирский р-н |166 |76 |172 |89 |292 |60 |
|Восточно-Сибирский р-н |58 |58 |66 |38 |159 |89 |
|Дальневосточный р-н |489 |333 |188 |162 |83 |95 |
|Калининградская обл. |213 |209 |192 |250 |62 |64 |
СТРУКТУРА ОБЩЕГО ОБЪЁМА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ,
НАКОПЛЕННЫХ В РОССИИ (в % к итогу)
Диаграмма 1
СТРУКТУРА ПОСТУПИВШИХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ
(млн.долларов)
ДИНАМИКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
СТРАНЫ, ВНЕСШИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
(общий объём накопленных инвестиций на 01.01.98г)
-----------------------
[1]Московские новости, 14-21.01.96.
[2]Коммерсант-Weekly, 24.10.95.
[3]Интерфакс, 30.01.96.
[4]Эксперт, 11.06.95.
[5] Интерфакс-Финансы, 18.01.96.
[6]Эксперт, 29.01.06.
[7]Рынки капиталов, 05.02.96.
[8]Финансовые известия, 16.01.96.
[9] Интерфакс-Финансы, 15.01.96.
[10]Коммерсантъ-DAILY, 09.02.96.
[11]Коммерсантъ-DAILY, 04.04.95.
[12]Финансовые известия, 16.01.96.
[13]Интерфакс-Финансы, 26.10.96.
[14]Интерфакс-Финансы, 06.12.96.
[15]Эксперт, 29.01.96.
[16]Коммерсантъ-DAILY, 18.01.96.
[17]Рабочая трибуна, 24.01.95.
[18]Рынки капиталов, 28.08.95.
[19]Коммерсантъ-DAILY, 18.01.96.
[20]Финансовые новости, 02.02.96.
[21]Эксперт, 29.01.96.
[22]Эксперт, 29.01.96.
[23]Финансовые новости, 02.11.95.
[24]Коммерсантъ-DAILY, 18.01.96.
[25]Коммерсантъ-DAILY, 14.02.96.
[26]Сегодня, 01.02.96.
[27]Коммерсантъ-DAILY, 14.04.94.
[28]Коммерсант-Weekly, 24.10.95.
[29]Коммерсант-Weekly, 08.08.95.
[30]Коммерсантъ-DAILY, 09.09.94.
[31]Рынки капиталов, 05.02.96.
[32]Коммерсантъ-DAILY, 26.01.96.
[33]"Иностранные инвестиции ", обзор Анком-ТАСС.
[34] Интерфакс-Финансы, 09.10.95.
[35]Коммерсантъ-DAILY, 01.02.96.
[36]Коммерсантъ-DAILY, 02.02.96.
[37]Финансовые известия, 05.10.95.
[38]Коммерсантъ-DAILY, 02.02.96.
[39] Деловая Россия, 16.01.96.
[40]Коммерсантъ-DAILY, 01.02.96.
[41]Эксперт, 29.01.96.
[42]М.Портер, "Международная конкуренция", 1993 г.
[43]Финансовые известия, 11.01.96.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]