Проблемы развития предпринимательства в Казахстане

Проблемы развития предпринимательства в Казахстане

Введение.

Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает

значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и

будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной

экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в

зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой

общественного производства, нет.

Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся новая

экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся организовать

собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в

них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности.

Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности.

Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований

структуры производства, направленных на преодоление монополизма и развитие

конкуренции. Решение этой задачи невозможно, как подтверждает мировой опыт,

без развития предпринимательства, основанного на различных формах

собственности.

Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает

развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом. Страна

процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря

поддержке государства.

В Республике Казахстан интенсивно создаются все условия для развития

предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа

по приватизации собственности, ставшей прочной экономической основой для

развития предпринимательства.

В стране применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке

предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

В своей работе я использовала множество различных источников, проблемой

развития предпринимательства занимались многие экономисты. Изучая эту

проблему, я ознакомилась с работой Ричарда Кантильона «Эссе (очерк) о

природе торговли вообще», изданной в 1775 году. Исследователи считают ее

«наиболее систематичным, ясным и в то же время наиболее оригинальным из

всех изложений экономических законов до «Богатства народов»»1. Кантильон

подчеркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо

производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои

деньги. Взаимодействию предпринимателей Кантильон придавал первостепенное

значение в экономике. Еще одним экономистом, занимавшимся этой проблемой,

является французский экономист Ж-Б Сэй. В своих трудах «Трактате

политической экономии»(1803) и «Полном курсе практической политической

экономии»(1828) Сэй изложил развитую теорию производства и распределения,

отводящую главную роль предпринимателю. Главную функцию предпринимателя Сэй

видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого

фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для

производства продукта и организации производственного процесса. Проблемой

развития предпринимательства занимались и занимаются и казахстанские

экономисты, в частности это доктор экономических наук профессор М.Б.

Кенжегузин, доктор экономических наук академик АН РК С.С. Сатубалдин, я

ознакомилась с работой Кантарбаевой А.К.- «Предпринимательство:

институционально-эволюционный подход», в которой предпринимательский сектор

рассматривается как полюс интенсивного экономического роста.

Я хочу отразить в своей работе сущность предпринимательства, его

преимущества и недостатки, современное состояние и тенденции и проблемы

развития.

Цель данной работы – показать основную тенденцию развития

предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их

решения.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных

отношений способствует повышению материального и духовного потенциала

общества, создает благоприятную почву для практической реализации

способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации,

сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство(предпринимательская деятельность)-инициативная,

самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица,

направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от

своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от

имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель

может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не

запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве

индивидуального предпринимателя1.

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание

борьбы, особый творческий характер его труда.

Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и

национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов,

снижения потерь, кто создает новые рабочие места.

Глава I. Предпринимательство как вид деятельности.

1. Экономическое содержание предпринимательства.

Определение предпринимательства. Природа предпринимательского дохода. В

научный оборот термин «предприниматель» был введен впервые экономистом

Ричардом Кантильоном в 1975 году, обозначив так человека, покупающего по

известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего

риск1.

До сих пор отсутствует единый подход к определению феномена

«предпринимательства». Четкое определение «предпринимательство» является

одной из проблем в условиях формирования парадигмы стратегического развития

Казахстана по инновационному пути.

Современное определение предпринимательства опирается на множество

точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в

широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства

(наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую

динамику воспроизводственных процессов через создание новых более

эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.

В более конкретной форме, предпринимательство – это система

хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью

которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая

либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство,

распределение, обмен и потребление).

Предпринимательский доход отличается от «среднестатистической» прибыли

и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно

рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению

индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых

формируется рыночная цена.

В экономической теории понимание предпринимательского дохода базируется

на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой

предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую

прибыль (сверхприбыль).

Бухгалтерские (внешние) издержки – учтенные денежные выплаты и расходы,

плата за привлекаемые ресурсы.

Внутренние (субъективные) – затраты собственного ресурса, которые

невозможно учесть в финансовой деятельности предпринимателя как

хозяйственного субъекта. Внутренние издержки содержат в себе нормальную

прибыль и альтернативные издержки предпринимателя.

Альтернативные издержки – возможные максимальные доходы от

альтернативного использования собственных ресурсов (имущества, труда,

капитала), выступающие как рента, проценты на капитал, зарплата.

Нормальная прибыль – минимальное вознаграждение за реализацию

предпринимательских способностей, которого достаточно для того, чтобы

удержать предпринимателя в данной сфере хозяйствования.

Риск как ключевой аспект предпринимательства. Самые первые исследователи

предпринимательства (Р.Кантильон и его последователь Иоган Генрих Тюнен)

связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-

управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не

рассматривались.

По Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий

предвидением и желанием принять на себя риск. устремленный в будущее, чьи

действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к

потерям.

Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и

неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы

между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той

неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет

продать.

Последователи Кантильона определили предпринимательский доход как

плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и

заработной платы. Таким образом, существует качественное отличие

предпринимателя от собственника капитала и менеджера. Одной из причин,

вызвавшей необходимость подобного разграничения послужила индустриальная

революция, высветившая роль предпринимателей и собственников капитала в

экономическом развитии.

Разница между функцией предоставления капитала и предпринимательской

функцией является основой для развития современного венчурного капитала.

Венчурный капиталист - это профессионал в сфере распределения капитала

(собственного или средств держателей акций) в рискованные предприятия с

целью получения высокой, заранее оговоренной, нормы прибыли.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательского риска и

понимание его природы привнес американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт

(1885-1974). Он разграничил понятия риска и неопределенности. Появление

предпринимательского дохода он связал не с любым видом риска, а только с

тем, который является следствием настоящей неопределенности, и в связи с

чем выделил две его категории:

1. Страхуемый риск, который неуникален по своей природе или типизирован в

хозяйственной жизни, и его можно учесть как постоянный элемент издержек в

виде страховки. В таком качестве риск не может являться фактором

неопределенности и соответственно служить причиной его прибылей и потерь.

2. Предпринимательская функция реализуется в ситуации не типичной по

отношению к прошлому опыту в условиях уникальной неопределенности и

конечной ответственности предпринимателя. В ситуации, когда вероятностный

характер событий неизвестен, особую важность приобретает способность

самостоятельного предпринимательского суждения и умения преодолеть

неопределенность, что не может страховаться, поскольку зависит от сочетания

случайных факторов с экономическими условиями и поведения предпринимателя.

При этом ключевыми для понимания важности самостоятельного

предпринимательского суждения является то, что необходимость в нем

возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на

основании прошлого опыта и собственно вероятностный характер событий

неизвестен.

Выработка предпринимательской точки зрения и следование ей в конкретном

бизнесе подразумевает готовность человека заняться такой деятельностью,

при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенны.

Наличие такой готовности является необходимым признаком предпринимателя.

Известную же достаточность определение предпринимателя приобретает тогда,

когда человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей

точки зрения.

Только тот риск ведет к предпринимательской прибыли, который

представляет собой уникальную неопределенность, вытекающую из понятия

конечной ответственности, что по своей природе не может ни страховаться,

ни капитализироваться, ни компенсироваться жалованьем1.

Инновативность в предпринимательстве. Инновационная теория

предпринимательства связана с исследованиями американского экономиста

Йозефа Шумпетера (1883-1950). Он выдвинул концепцию «созидательного

разрушения» как условия динамического развития экономики. «Созидательное

разрушение» обеспечивает создание новой производственной функции, которая

характеризуется новыми комбинациями факторов производства и наибольшей

экономической эффективностью.

В соответствии с его теоретическими воззрениями предпринимателем может

быть любой, кто осуществляет новые комбинации благодаря их новаторским

способностям.

В целом, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделяет

следующие пять случаев:

1. Изготовление неизвестного потребителям, блага или создание нового

качества известного блага;

2. Внедрение нового способа воспроизводства. Это могут быть инновации в

процессе производства и коммерческой деятельности.

3. Освоение новых рынков или новых сегментов рынка.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того,

существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание,

или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5. Внедрение новых методов организации труда.

На основании этих посылок Й.Шумпетер считает, что предпринимателями

следует называть хозяйственных субъектов, функцией которых является

осуществление новых комбинаций, которые выступают как его активный

элемент, при этом право собственности на промышленное предприятие или

вообще на любое имущество не является существенным признаком

предпринимателя.

Теоретические представления Й.Шумпетера являются непосредственным

развитием представлений Ф.Найта. Именно с созданием новой производственной

функции, создание которой не основано на опыте прошлого, связано

возникновение уникальной неопределенности1.

2. Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования.

Предпринимательство как экономический феномен - уже категории бизнеса,

но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы

и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.

Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения,

возникающие между всеми участниками рыночной экономики, и включает в

действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников,

государственные структуры.

Предпринимательство - динамичный элемент бизнеса, представляющий

собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой

риск и под свою имущественную ответственность гражданами, объединениями

граждан по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с

целью получения прибыли. Предпринимательство включает в оборот своего

субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Отсюда мы можем

вести речь о предпринимательском бизнесе, наряду с потребительским,

трудовым и государственным. Существуют 3 формы предпринимательского бизнеса

(индивидуальное предпринимательство, хозяйственное товарищество и

акционерное общество).

Философией предпринимательства является свободный индивидуализм,

главная черта которого - обеспечение личного процветания за счет

собственных усилий, но это не противоречит интересам общества. Возможности

обогащения одних не должны сдерживаться слабостями других. Только богатый

может быть меценатом, спонсором, милосердным. Извлекая пользу для себя,

предпринимательство действует на благо общества.

Предпринимательство формирует вокруг себя среду, в которой

утверждается уважение к личности, реализует стремление к самоутверждению,

позволяет высвободить творческий потенциал людей, обеспечивает им сферу

деятельности, выступает как тип хозяйствования. Являясь следствием

демократизации общества, предпринимательство само, по мере проникновения в

экономические структуры и в психологию людей, поддерживает процесс

освобождения общества и личности от рутинных стагнаций производства,

формирует тип мышления, образ жизни. Бизнеса без предпринимательства не

бывает, это не только элемент его системы, но и фактор развития.

Развитие предпринимательства означает рационализацию экономики,

повышение конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или

плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала

общества - человека. По этой причине предпринимательство не может быть

социалистическим или капиталистическим. Оно - неотъемлемая часть бизнеса,

рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная

рыночная среда и демократизация общества.

Всякое угнетение предпринимательства является основой для порабощения

человека.

Нельзя быть свободным гражданином, не имея своего дохода, своего дела.

Общество, в котором все люди - наемные работники по отношению к

государству, не может быть гуманным. Экономика, превращенная в единую

фабрику, где все работают по единому хозяйственному плану, отвергла

предпринимательство, по своей сути. Возникшее, так называемое,

социалистическое государство, демагогически проповедовавшее якобы свое

процветание при нищем народе и разоренной, дефицитной экономике, было

обречено. Практика показала, что современные социалистические тенденции

знаменуют резкий разрыв со всем ходом западной цивилизации, которую

современный человек создавал, начиная с эпохи возрождения, и, которая была,

в свою очередь, цивилизацией, основанной на принципах предпринимательства.

Поэтому сегодня возврат к предпринимательству - это возврат к цивилизации,

это путь выхода из тупика, в который нас завели глашатаи «строительства

коммунизма».

Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может быть отделено от

труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает.

Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной деятельности по

производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства

труд - главное условие его развития и источник создания жизненных благ, то

предпринимательство - это средство, оплодотворяющее труд творчески,

осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона

деятельности, характеризующаяся самопринуждением субъектов, выбравших

данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью

к конечным результатам труда.

Предпринимательство - это качественно новый эффективный тип ведения

хозяйства, который требует прогрессивных способов, приемов, методов его

ведения, а также конкретного собственника, хозяина производства. Таким

образом, предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент

бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни.

1.3 Виды и характер предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может

осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В

соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления

экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии

с действующим законодательством) управлять государственным имуществом

(государственное предприятие), или органами местного самоуправления

(муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть

форма обособления части государственного или муниципального имущества,

части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких

предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим

обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни

государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по

обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической

активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве

такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без

найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное

предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные

принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае

осуществление такой деятельности предполагает инициативность,

ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной

на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е.

производство товара (продукта) или оказание услуги (например,

машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с

продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно

приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его

потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны,

приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности,

поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества

жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере

материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой

стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на

практике не носит действительно приоритетного характера — общество

способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е.

посредничества, прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство

и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня

развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя

организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по

почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров

производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не

является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом —

посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до

разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей

товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и

функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с

интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется

главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или

приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже

выявил; любую продукцию, производимую непосредственным

товаропроизводителем, он приобретать не будет).

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи

с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды

предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое,

посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам

предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов

орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы,

информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям,

покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в

этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным

производством товаров, может носить:

1) традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность,

инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров

может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок

традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской

деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс.

Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается

на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров

осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов,

связанных с организацией производства, техническими элементами производства

или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли

коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других

лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль

образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-

коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом

основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением

правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной

спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого

предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают

деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или

предоставляемые ему в кредит.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель

гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату

компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия.

Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-

кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель

получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных

обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств

невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход1.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан определены

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В

Казахстане существует 3 основные форма предпринимательства. Их преимущества

и недостатки указаны в таблице 1:

Преимущества и недостатки основных форм предпринимательства (табл. 1).

|Формы |Преимущества |Недостатки |

|Индивидуальное |Легко учредить, |Полная имущественная |

|предпринимательство |значительная свобода |ответственность, |

| |действий, полностью |ограниченность |

| |распоряжается своей |финансовых средств, |

| |прибылью. |ограниченные |

| | |возможности |

| | |кредитования, узкая |

| | |специализация. |

|Хозяйственное |Простота организации |Имущественная |

|товарищество |деятельности, более |ответственность каждого|

| |широкие финансовые |из участников за |

| |возможности, более |результаты |

| |высокий уровень |деятельности, |

| |специализации, |возможности |

| |привлечение |несовпадения интересов |

| |дополнительных |партнеров в управлении,|

| |инвестиций для |риск распада фирмы при |

| |расширения производства|выходе одного из |

| |и совершенствования его|владельцев |

| |технологической базы | |

|Акционерное общество |Широкие возможности |Сложность их |

| |привлечения капитала, |организации, |

| |ограниченная |государственная |

| |ответственность, |регистрация и изменение|

| |преимущества |структуры, двойное |

| |объединения капиталов |налогообложение, |

| | |большие затраты времени|

| | |и средств на решение |

| | |вопросов управления на |

| | |собраниях1 |

Глава II. Государственная поддержка предпринимательства в Республике

Казахстан.

2.1 Методы государственного регулирования и их роль в повышении

эффективности предпринимательской деятельности.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством

административных и экономических методов. Для командной экономики

характерно преобладание административных методов регулирования. Система

государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на

использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают

свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые

задания по объему и ассортименту производимой продукции или

централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы

административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие

альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и

косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы

предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или,

скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами

экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление

инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают

капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного

выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и

инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента

делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами

регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать

любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное

решение соответствующих государственных органов, например решение об

изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже

Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые

экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же

время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие

субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное

косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов.

Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый

уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и

предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные

методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических,

косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий

позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике

экономические методы от административных. Разграничение между ними

принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны

природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов.

Если предприятию, например, директивно определены объем производимой

продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение

рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем

выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера

распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка.

Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее,

косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например,

увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских

товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен

и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения.

Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок

посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными

изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением

прежней системы административных методов и созданием новой системы

экономических регуляторов.

Разрушение системы административно – командных методов управления,

блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и

саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует

собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не

означает, однако, полного отказа от использования административных методов

в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства,

не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения,

государство на первых этапах реформ может, например, сохранять

административный контроль над производством и реализацией небольшой группы

товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации.

По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической

ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство

полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не

отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся

рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное

значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной

политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и

ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых

естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений,

препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование

активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей

среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов

производства, прямые запреты на использование опасных технологий,

производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и

т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к

административным методам регулирования. Нередко используются методы

регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и

т. д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание

целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все

страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные

реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая

банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством

экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой

сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя

формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для

коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный

банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.

Однако было бы ошибкой полагать, что государственное регулирование

заключено в рамки лишь командной или переходной экономики, наоборот, в

пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все

более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная

задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно

поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны,

- не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых

индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что

достижение такой золотой середины возможно.

В Казахстане, так же как в ряде других пост социалистических стран, мы

сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание

экономической роли государства мешает разработать приемлемую концепцию

государственной экономической политики. Не секрет, что реформы у нас

проводятся «сверху», и в этом никакой трагедии нет, более того, это

единственно приемлемая форма. Иначе будет разброд, анархия, что, в конечном

счете, ничего, кроме новых разрушений, не принесет. И особенно ответственна

роль государства в переживаемый нами исторический период, получивший

название переходного. Без активной государственной экономической политики

невозможно реформировать экономику.

Экономика Казахстана переживает небывалый в истории кризис, где

переплелись все экономические «болезни». Кризис имеет объективные причины,

и поэтому ни одна пост социалистическая страна не избежала его. Где-то он

оказался менее, где-то более глубоким, чем у нас. Некоторые ученые убеждены

в том, что в этом небывалом кризисе немаловажную роль сыграл и

форсированный отказ пост советских правительств от своих «естественных»

функций. «Разгосударствление», объявленное одним из основных направлений

реформирования экономики, само по себе правильное, но некритически

воспринятое, привело в первые, решающие годы реформ к полной потере

управляемости экономики, в том числе и государственного сектора, который

был у нас практически единственным «легальным» сектором во всей стране.

В современной высокоорганизованной рыночной экономике практически нет

сфер, которые бы как-то не регулировались государством. Невозможно в

«разовом порядке» сформулировать весь спектр современной экономической

политики применительно к рыночной системе, которой у нас еще нет. Для нашей

страны вопрос может ставиться о постепенном овладении современными формами

и методами государственного регулирования рыночной экономики, выдвигая на

первый план те «вечные» функции государства, которые и составляют каркас

экономической политики государства. При таком подходе государственная

экономическая политика может приобрести достаточную целеустремленность,

надежные ориентиры.

При разработке национальной экономической политики следует учесть и то,

что у нас сильна психология отторжения всего государственного, казенного.

Не случайно в пост советском пространстве очень популярны идеи «либерал-

монетаристов», экономические взгляды которых к тому же наиболее полно

сочетаются с идеями политической демократии

Но отказ от тоталитарной системы нельзя воспринимать как отказ

государства от своих экономических функций. В условиях современного

Казахстана, где наряду с экономической реформой происходит и становление

нового независимого государства, без «здоровой государственности» не на что

рассчитывать.

В нашей стране роль предпринимательства постоянно и неуклонно

возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в

сегодняшней экономике, как:

-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство

многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников

сырья;

-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на

крупных предприятиях;

-ускорить научно-технический прогресс;

-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности предпринимательство сталкивается с очень большим

количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность

роли, которую играет предпринимательство в казахстанской экономике в данный

период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В советскую эпоху различные формы хозяйствующих субъектов были

неактуальны, поскольку государство владело и управляло всеми предприятиями.

Согласно советскому законодательству существовала только одна форма

предприятия - государственное предприятие, которое осуществляло почти все

виды хозяйственной деятельности. Так как средства производства являлись

государственной собственностью, другие формы хозяйствующих субъектов просто

не существовали.

В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято

распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических

лиц на свободу предпринимательской деятельности».

Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к.

дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для

себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным

чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя.

Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием

служебного положения - это факт, который питает коррупцию.

Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана

является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает

поддержка предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших

сфер экономики ,где предприятия характеризуются малой численностью занятых,

невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.

С развитием предпринимательства связываются надежды на наполнение

потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем

экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства по следующим

направлениям:

*создание льготных условий использования субъектами предпринимательства

государственных финансовых, статистических, материально-технических и

информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и

технологий;

*установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов

предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их

продукции;

*устранение правового режима благоприятствования для субъектов

предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения,

уплаты таможенных пошлин;

*создание системы привлечения и использования инвестиций, включая

иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

*принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с

определением финансовых источников;

*предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении

государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

*поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства,

включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных

связей с зарубежными партнерами;

*организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для

субъектов предпринимательства.

Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию

предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и

поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем

определенные льготы для них.

2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане.

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в

сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях

транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и

снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного

сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей

объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному

развитию.

Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и

недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего

импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

Трудности субъективного характера связаны с тем, что в обществе до сих

пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения.

Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась

в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний

рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и

кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном

бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и

предоставления более совершенной услуги. Нет быстрой реакции на динамичное

изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости.

Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и

маркетинга. При оплате труда сильная ориентация на уравниловку. Не все еще

четко осознали неизбежную необходимость смены парадигмы мышления. Престиж

личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется с

сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху

постоянного социалистического дефицита и в период первоначального

накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.

Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно

различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части

отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным

отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и

мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный работник

часто нуждается в смене ментальности(поскольку он, как правило, не умеет

пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь сразу.

Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение

указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному

неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности

за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным мотивом

для повышения производительности.

Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны,

не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен

использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих

работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и

передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером,

предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за

профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе

такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу

постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила,

основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре

бизнеса.

Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления

предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни

общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В

Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой

волны.

Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование

крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию

объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий

и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и

часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в

частный сектор экономики.

Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая

численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с

6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.).

На государственных предприятиях и организациях в указанные годы

соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2

тыс. чел. 1

В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов

предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике

насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что

составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике

Казахстана.

В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя- фермера,

производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997

г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из

числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более

84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс.

единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

Реализация двух государственных программ поддержки и развития

предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы

частного предпринимательства в Республике Казахстан.

Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период

малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к

макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме

того, высвобождалось значительное количество населения в государственном

секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого

предпринимательства.

Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства

оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном

бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни

населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в

полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В

частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой

деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная

торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная

производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная

деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности

часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.

2.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления.

В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось

неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников.

Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается

криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства

часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная

система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых

на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной

инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная

государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены

отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено

как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать,

чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная

связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг

происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была

налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и

тактического характера.

В создавшихся условиях Президентом Республики Казахстан был

своевременно подписан Указ №3036 от 18 июля 1996 года «О дополнительных

мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской

деятельности». Данным указом гражданам Казахстана были предоставлены

дополнительные государственные гарантии по либерализации

предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного

вмешательства в бизнес бюрократических структур.

Ученым советом Института экономики Министерства образования и науки

Республики Казахстан была произведена систематизация проблем развития

предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики

государственной поддержки на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в

таблице:

|Существующие |Предлагаемые способы преодоления трудностей и |

|трудности и |барьеров. |

|барьеры на пути | |

|предпринимательств| |

|а. | |

|1. Финансовые: |Участие в завершающейся стадии приватизации |

|отсутствие |государственной собственности, в денежной |

|основного капитала|приватизации. |

|(служебных и |Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых |

|производственных |приватизированных помещений, объектов незавершенного |

|помещений, машин, |строительства, земельных участков, выявленных по |

|оборудования , |результатам инвентаризации недвижимости и земли, |

|земли и др.), |субъектам малого предпринимательства на тендерной |

|отсутствие или |основе. |

|недостаток |Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых|

|оборотных средств.|объектов, выявленных по информации предпринимателя |

| |(предусмотреть меры по совершенствованию |

| |законодательства). |

| |Разработка институциональных основ для развития |

| |лизинга в Казахстане, Национальной программы развития |

| |лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в |

| |международной Оттавской конвенции по лизингу. |

| |Подготовка предложений по стимулированию целевого |

| |использования приватизированного имущества, |

| |полученного на льготных условиях. В случае, если |

| |имущество, полученное на льготных условиях не |

| |используется, то применение меры лишения |

| |предоставленных ранее льгот с предложением выкупить |

| |объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре|

| |изъятия (разработка соответствующих законодательных |

| |механизмов). |

| |Привлечение займов международных финансовых, |

| |экономических, частных фондов и грантов общественных и|

| |благотворительных организаций (Всемирного банка, |

| |Международного валютного фонда, Международной |

| |финансовой корпорации, Европейского банка |

| |реконструкции и развития и др.) для финансирования |

| |проектов предпринимательства. |

| |Выработка мер по стимулированию банков второго уровня |

| |в кредитовании субъектов малого предпринимательства. |

| |Целевое кредитование из Фонда развития малого |

| |предпринимательства по приоритетным направлениям. |

| |Развитие микрокредитования предпринимательства |

| |Внедрение механизмов страхования рисков при |

| |финансировании объектов предпринимательства. |

|2. |Внедрение института предпринимательства в Казахстане. |

|Институциональные:|Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане |

|отсутствие или |Разработка Кадастра недвижимости Казахстана |

|недостаточное |Создание условий для расширения сети юридических, |

|развитие института|консультационных и аудиторских фирм |

|предпринимательств|Поддержка развития коммерческих банков, |

|а, неразвитая |специализирующихся на предоставлении кредитов и займов|

|рыночная |для бизнеса. |

|инфраструктура. |Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов. |

| |Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, |

| |коммуникационных служб. |

| |Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес |

| |инкубаторов, информационно-аналитических центров, |

| |научно-исследовательских и консультационных центров. |

|3. |Разработка и внедрение новых программ обучения основам|

|Образовательные: |бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация |

|недостаток |существующих программ начального и среднего, высшего |

|систематических |образования к новым требованиям; совершенствование |

|знаний, навыков и |программ ежегодной переподготовки специалистов. |

|опыта организации |Повышение эффективности использования технической |

|и управления |помощи контрактной системы и обязательств по |

|бизнесом в |распространению полученных знаний. |

|рыночных условиях.|Развитие центров инкубации знаний и опыта организации |

| |и управления бизнесом, инновационных кластеров. |

| |Открытие в каждом областном и городском акимате |

| |дежурных консультационных пунктов для |

| |предпринимателей. |

|4. |Дальнейшее углубление реформы государственной службы. |

|государственные: |Совершенствование работы Высшего дисциплинарного |

|бюрократизм, |совета Республики Казахстан. |

|волокита, |Обеспечение строгого соблюдения и верховенства |

|коррупция, |законов. Введение упрощенной системы регистрации, |

|вымогательство. |страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и |

| |процедур согласований для субъектов |

| |предпринимательства. |

| |Достижение прозрачности работы всех органов |

| |государственной власти, задействованных в сфере малого|

| |и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и |

| |контролирующий орган должен иметь список необходимых |

| |документов, который вывешивается в доступном для |

| |посетителей месте. Отмена для отдельных |

| |государственных органов прав по оказанию платных |

| |услуг, не предусмотренных законодательством Республики|

| |Казахстан. |

| |Упрощение системы обслуживания субъектов |

| |предпринимательства в соответствующих государственных |

| |органах, банках, страховых, нотариальных, юридических |

| |фирмах и др. |

| |Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия |

| |служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям |

| |предпринимателей на противоправные действия отдельных |

| |лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета)|

| |и шантажа под угрозой применения силы. |

| |Создание структур по защите собственности и бизнеса. |

|5. Информационные:|Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ|

|слабый уровень |и в сети электронной информации. |

|отражения проблем |Издание специальных брошюр, буклетов, информационных |

|предпринимательств|листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса|

|а и |в сети Интернет. |

|распространения |Организация специальных циклов передач по радио и |

|положительного |телевидению. |

|опыта с СМИ, |Подготовка газетных и журнальных публикаций по |

|слабая |актуальным вопросам предпринимательства(. |

|информированность | |

|предпринимателей и| |

|общества, | |

|экономическая, | |

|правовая и | |

|налоговая | |

|культура. | |

Содействие предпринимателям в решении проблемы основного капитала

предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по

адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам

предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных

фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных

участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных

площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с Указом Президента, в Республике проводилась

инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных

помещений и объектов незавершенного строительства на государственных

предприятиях. Всего по Республике выявлено 1343 неиспользуемых и 524

недостроенных объектов. Неиспользуемые помещения передаются на тендерной

основе.

Порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду

неиспользуемых помещений.

Другая проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства,

приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма

далеких от предпринимательства в подлинном смысле слова. В итоге этот

капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от

бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой

проблемы. В 1997 году было разработано Положение о механизме передачи таких

объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о

неиспользуемых объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с

последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и

создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам

предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых

производственных помещений.

Необходимо также доработать действующее законодательство и нормативно-

правовую базу с целью устранения дискриминационных по отношению к

предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики

создания бюрократических преград и установления незаконных поборов

контролирующими и инспектирующими органами.

Целесообразно обеспечить координацию технической помощи, поступающей со

стороны иностранных государств, неправительственных организаций и

международных институтов, для повышения эффективности ее использования.

Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и

консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан.

Агентство по стратегическому планированию и реформам совместно с

акимами областей на базе утвержденных приоритетов, учитывающих местные

условия, устанавливает объемы финансирования предпринимательства по

регионам. Наблюдательный совет Фонда рассматривает приемлемость

распределения и утверждает условия размещения ресурсов в данных регионах,

исходя из анализа активов и пассивов Фонда. Фонд проводит тендер, отбирает

уполномоченные банки и заключает с ними кредитные отношения.

Предполагается, что другими источниками пополнения Фонда будут средства

по кредитной линии на сумму 80$ млн. от Европейского Банка Реконструкции и

Развития (ЕБРР). Кроме того, прорабатывается вопрос о специальном займе на

кредитование предпринимательства со стороны Азиатского Банка Развития

(АБР). Второй транш уже действующего займа АБР на $50 млн. также идет на

финансирование предпринимательской деятельности. Межведомственной комиссией

принято решение ограничить верхний предел индивидуальных кредитов суммой

$200 тыс. Через НПО «Микрокредит» можно получить минимальное финансирование

бизнеса в объеме $400.

Кроме того, Постановлением об образовании Фонда установлено, что

средства, предусмотренные в бюджете Фонда занятости в размере 1,2 млрд.

тенге, также пойдут на создание рабочих мест в бизнесе.

Следующим важным направлением поддержки предпринимательства в

Казахстане является законотворческая деятельность с целью создания для

предпринимателя комфортной институциональной среды, избавления его от

искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно устанавливаемых со

стороны государственных органов. В соответствии с Законом «О внесении

изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам

упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» вводится

упрощенный порядок регистрации бизнеса.

В соответствии с указами Президента Республики Казахстан и

постановлениями Правительства в течение 1997-1998 гг. было проведено

изъятие несвойственных функций по оказанию платных услуг у ряда

государственных органов, список которых приведен на схеме 1:

Список государственных органов, у которых были изъяты функции по

оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики

Казахстан((схема 1).

|1. Государственная инспекция по |9. Государственная автомобильная |

|карантину растений. |инспекция. |

|2. Государственный стандарт. |10. Государственный надзор за |

| |техническим состоянием в |

| |машинно-тракторном парке. |

|3. Государственная противопожарная |11. Государственная |

|служба. |санитарно-эпидемиологическая служба |

| |Республики Казахстан. |

|4. Пенсионный фонд Республики |12. Торгово-промышленная палата |

|Казахстан. |Республики Казахстан. |

|5. Организации, взимающие |13. Комитет по стандартизации, |

|предлицензионный сбор. |метрологии и сертификации. |

|6. Национальная комиссия по ценным |14. Комитет финансово-валютного |

|бумагам. |контроля. |

|7. Национальная комиссия по |15. Государственный комитет по |

|бухгалтерскому учету. |землеустройству. |

|8. Государственный комитет по |16. Комитет по жилью, |

|надзору за безопасным ведением работ|градостроительству и архитектуре. |

|в промышленности и горному надзору. | |

Существует немало государственных организаций, предоставляющих платные

услуги в соответствии с решениями Правительства (схема 2):

Список государственных органов, предоставляющих в соответствии с

решениями Правительства принудительные платные услуги, не предусмотренные

законами (схема 2).

Схема 3 иллюстрирует, как трудно предпринимателю пробиваться со своим

бизнесом через частокол установленных преград:

Процедура получения разрешения на открытие торгового киоска, магазина,

пункта общественного питания (схема 3).

Все эти проблемы могут и должны решаться на уровне региональных

властей. Правительство в апреле 1997 года изъяло ряд функций по

лицензированию, выдаче разрешений и оказанию платных услуг у 16

республиканских организаций. Список отмененных незаконных актов,

контролирующих и регулирующих функций таких организаций показан на схеме 4.

Перечень отмененных незаконных действий, контролирующих и регулирующих

функций местных исполнительных органов(.

|Лицензирование видов |

|деятельности: |

|1. Функционирование |

|пунктов общественного |

|питания. |

|2. Содержание и |

|эксплуатация заправочных |

|станций. |

|3. Лицензионные сборы.((( |

|1. Лицензирование дополнительных видов |

|продукции, взимание предлицензионных |

|сборов. |

|2. Принудительные сборы на развитие |

|городов и районов, проведение |

|празднований, ярмарок, прием делегаций.|

|3. Отчисления во внебюджетные фонды. |

|4. Отчисления за услуги лицензирования,|

|консультации, рассмотрение заявлений на|

|выдачу лицензий, продажа бланков, |

|ксерокопирование документов, договоров |

|о совместной деятельности, дивидендов |

|от доходов предприятий. |

|5. Взимание платы за въезд |

|автотранспорта на территорию города. |

|6. Взимание платы за право торговли. |

|7. Взимание платы за регистрацию сделок|

|о поставках продукции на рынки. |

|8. Присвоение акимами полномочий и |

|функций судебных органов, распоряжение |

|имуществом предпринимателей, ликвидация|

|хозяйствующих субъектов. |

|9. Издание незаконных актов и |

|поручений, препятствующих |

|предпринимательской деятельности. |

|10. Другие незаконные виды сборов. |

Законы, в которых в свое время необоснованно были заложены

контролирующие и регулирующие функции таких организаций, как Госветнадзор,

санэпидемслужба, экологическая экспертиза, подлежат корректировке, над чем

сейчас работает Правительство. На рассмотрении также находится проект

постановления по изъятию прав на оказание платных услуг у Госэнергонадзора,

Минтранскома, паспортно-визовой службы, хлебной инспекции, комиссии по

испытанию и регистрации химических и биологических средств. Схема 5

содержит список государственных органов, у которых предполагается изъять

часть прав по предоставлению платных услуг, связанных с непосредственной их

деятельностью.

Дополнительный список государственных органов, у которых предполагается

изъять права на оказание платных услуг, ранее предоставлявшиеся

законодательством Республики Казахстан (схема 5).

Принятие таких решений- далеко не безболезненная мера, но государство

должно идти на нее, так как в свободном развитии предпринимательства лежит

путь к богатому, демократическому и свободному обществу1.

Заключение.

В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского

предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в

социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного

возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и

развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации

государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная

с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно

развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение

важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в

Государственной программе развития и поддержи предпринимательской

деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597.

Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по

реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие

инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в

частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные,

и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти

проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с

поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно ха счет этих

решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом.

Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том,

что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за

всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать

эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее Казахстана — и за

предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто

решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих

предпринимательских функций.

Список использованной литературы.

1.Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: «Экономика»,

1994

2. «Экономическая теория» учебник под редакцией Булатова А.С.,2-е издание,

Москва, 1997г.

3.Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа»,

2000

4.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.

- М.: Издательство “Финпресс”, 1998..

5.Горфинкель В.Я. «Предпринимательство», Москва, «Банки и биржи», 1999

6.Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997

7.Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации

предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996

8.Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство

«Республика», 1992г., том 2.

9. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. ,

Москва, 1992г.

10.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996

11. «Сборник предпринимателя» под редакцией Перхунова А.П., Сорокина В.П.

,часть 1, Москва, МНПП «РИД-7», 1992г.

12.Хоскинг А. Среда предпринимательства . Курс предпринимательства . -М. ,

1993

13.Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: «Юрист»,

2002г.

14.Гражданское право РК. – Алматы: “Жетi Жаргы”.1998г

15.// Экономика и статистика,2000, №4. Статьи ”Проблемы развития малого

бизнеса и пути их решения.”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. -

52стр

16.А.К. Кантарбаева «Предпринимательство. институционально-эволюционный

подход». «Раритет», Алматы,2000г.

17.Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997

18.Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы,

2000.

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроперспективе. М.: Дело, 1994. С.18.

1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

1 Cantilon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris’ 1952. P.28-

33

1 См. Найт Ф. Понятия риска и неопределенности // Thesis. Вып. 5. 1994.

С.14

1 См. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.

1 Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации

предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996

1 См. Крымова В. Экономическая теория. Алматы: Аркаим, 2002.

1 Предварительная оценка Комитета по статистике и анализу Агентства по

стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

( Кантарбаева А.К. //Барьеры перед казахстанским предпринимательством и

пути их преодоления. А.: Раритет, 2000. С. 125

( В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №505

от 8 апреля 1997 год

( В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №3398 от 6 марта

1997 года.

** В соответствии с законодательством Республики Казахстан.

((( В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан

№1127 от 16 августа 1995 года сбор равен 20-кратному расчетному показателю.

Из этой суммы 98 % отчисляется в местный бюджет, 2%- лицензиару (местной

администрации).

1 См. Кантарбаева А.К. //Экономические регуляторы поддержки

предпринимательства. А.: Раритет,2000. С.101

-----------------------

Тендерная комиссия:

отбирает на конкурсной основе победителей: в течение 10 дней заключает с

победителями договор аренды или контракт на доверительное управление.

Территориальный комитет по управлению гос. имуществом:

объявляет о проведении тендера через СМИ за 15 дней до тендера.

принимает заявки и изучает пакет документов от субъектов

предпринимательства, готовит документы на тендерную комиссию.

Территориальные представительства заинтересованных министерств и ведомств:

входят в тендерную комиссию, проводят экспертизу пакета представленных

документов и участвуют в принятии решения.

Предприниматель:

представляет заявку на участие в тендере; документы о государственной

регистрации; тендерне предложения.

Государственный энергетический надзор.

Министерство транспорта и коммуникаций.

Министерство внутренних дел (паспортно-визовая работа)

Хлебная инспекция Министерства сельского хозяйства.

Республиканская комиссия по испытанию и регистрации химических и

биологических средств защиты, феромонов, и регуляторов роста

сельскохозяйственных растений и лесных насаждений при Министерстве

сельского хозяйства.

предприниматель

Предварительное разрешение акима района.

Согласование архитектора района

Согласование санитарно-эпидемиологической службы

Согласование пожарной части

Разрешение акима района на торговлю (выдается 1 раз в месяц)

Разрешение городского комитета по землеустройству и земельным отношениям

Разрешение акима района на установку и открытие точки

Регистрация налоговой инспекции

Отмененные незаконные действия местных исполнительных органов*

Контролирующие и регулирующие функции местных исполнительных органов

власти**

Государственный ветеринарный надзор.

Министерство внутренних дел.

Санитарно-эпидемиологическая станция.

Пожарная инспекция.

Государственный комитет по землеустройству.

Экологическая экспертиза.

Министерство юстиции.