Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации
Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ВАЛОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автореферат магистерской диссертации
Новосибирск 1999
1. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Важнейшая задача экономики страны на
современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно
участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее
активный рычаг государственного регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных
отраслей.
Обзор литературы по теме диссертационного исследования свидетельствует
о том, что действующая в России уже пять с половиной лет налоговая система
вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов,
депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых
налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление,
что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут
коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания
не оправдываются, надежды на улучшение налоговой системы рассеиваются,
поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем
совершенствуют, а критика остается.
Предметами для критики выступают:
- излишне фискальный характер налоговой системы;
- отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;
- чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);
- низкое налогообложение имущества;
- высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с
западными странами оплате труда;
- слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;
- недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;
- частые изменения отдельных налогов.
И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные
предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и
вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.
Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая
система России возникла и с первых же дней своего существования развивается
в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает
нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего
хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев,
финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает
текущим задачам перехода к рыночной экономике.
Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и
необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и
методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям
развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-
экономической политики и условия для экономического роста России.
Цель работы: выявление проблем в налоговой системе Российской
Федерации и вынесение предложений по реконструированию системы
налогообложения России.
В соответствии с поставленной целью в диссертации рассматривались и
решались следующие задачи:
- исследование основных этапов развития налоговой системы в России;
- проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской
Федерации;
- рассмотрение зарубежной практики построения налоговой системы;
- оценка влияния последних реформ в налоговой системе на финансово-
хозяйственную деятельность предприятия.
- разработка предложений по реконструированию налоговой системы
России.
Объект исследования – совокупность теоретических и практических
вопросов, связанных с формированием налоговой системы Российской Федерации
и ее влиянием на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.
Теоретической и информационной базой исследования служат труды
отечественных и зарубежных экономистов, нормативные, инструктивные и
методические материалы, касающиеся рассматриваемых в диссертации вопросов,
а также фактические материалы деятельности ООО «Титан», собранные автором в
период стажировки.
Научная новизна исследования:
- рассмотрены недостатки существующей налоговой системы и обоснована
необходимость их совершенствования;
- проведено обобщение анализа влияния действующей системы
налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий
и сделана попытка усовершенствования его методики.
Практическая значимость:
- предложена методика расчета налоговых платежей на основании
измененной налогооблагаемой базы и ставок основных налогов;
- произведены расчеты основных налогов до и после реформирования, и
в результате анализа выявлена эффективность снижения налоговых
ставок не только для предприятия, но и для повышения собираемости
налогов, что в глобальном масштабе означает увеличение доходов
консолидированного бюджета.
Апробация результатов исследования: Основные положения
диссертационной работы обозначены автором в статье «Налоговая система: от
проблем к их решению», принятой к опубликованию в сборник научных работ
НГАЭиУ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения,
трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы
цель, задачи научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Налоговая система: необходимость, сущность и принципы
построения» определяется экономическое содержание налогов, подчеркивается
их роль для государства и предпринимательской деятельности в период
становления рыночной экономики, раскрываются сущность и принципы построения
налоговой системы в Российской Федерации.
Во второй главе «Современное состояние налоговой системы Российской
Федерации и тенденции ее изменения» рассматривается действующая система
налогообложения, определяется роль и значение основных налогов, их влияние
на предпринимательскую деятельность предприятий и организаций, исследуются
зарубежные методики налогообложения, и оценивается возможность применения
некоторых положений в российской практике.
В третьей главе «Налоговая реформа и создание эффективной налоговой
системы в Российской Федерации» рассматривается методика снижения
налоговых ставок, изменения существующей системы налоговых льгот,
рассчитывается эффективность этих мер для предпринимателей и государства,
доказывается необходимость реформирования налоговой системы в соответствии
с произведенными расчетами.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по
результатам научного исследования.
2. Содержание работы
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного
регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии,
внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве,
ускоренного развития приоритетных отраслей.
С самого начала построения налоговой системы России был взят
фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный
характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли.
Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала,
которое в современных условиях развития должно осуществляться при
реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и
регулирующей.
Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде
всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только
преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем
понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями
международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления
кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного
дефицита.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она
ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов
предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики
и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой
взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе,
а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие
поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия
заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого
налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому
способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном
ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству,
стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем
больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”.
В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение
производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-
либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании
интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников,
государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют
большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов
имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В
ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10%
населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими
доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое
соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает
социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана
смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов
физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада.
Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту
функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в
условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный
характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне
закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя
налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров -
население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный
характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на
потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что
производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и
увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного
использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении
возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление
увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики
высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз)
рост цен на потребительские товары.
Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям
теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость
является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь
созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу
этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого
отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним
налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого
налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и
практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог
с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента
цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.
Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается
на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом
свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем
начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость
продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского
страхования и другие фонды).
Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают
по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания
системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности
налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на
самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс
“накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность
бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его
расходы.
Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой
системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике
наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является
соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как
на макро- , так и на микроуровне.
Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное
поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана
попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на
сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный
необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает
главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда,
вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия
фонда заработной платы, и, прежде всего его распределения на большую
численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный
труд с минимальной оплатой, падение его производительности.
Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам
ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики,
не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых
стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача
обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая
способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов
рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности
бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к
экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике
принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в
условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию.
Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть
принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая
направленность налогов.
Пути оптимизации налоговой системы России.
Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая
реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных
изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее
совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и
финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной
системы, создать необходимые механизмы контроля над эффективностью
использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого
этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального
бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой
степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте
видятся следующими:
1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем
отмены низкоэффективных налогов;
2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот,
расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в
соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на
физических лиц;
4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем
за соблюдением налогового законодательства.
На данный момент целесообразно:
- резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей
как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать
в доход государства;
- расширить права местных органов при установлении ставок налогов на
имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств)
и граждан;
- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса
и преимущественного направления предприятиями средств на развитие,
совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса,
поддержку аграрного сектора;
- усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно
увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с
другой - ставку подоходного налога для лиц с очень высокими доходами, а
также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки
акцизов на них.
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в
полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно
ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов,
выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей
государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.
Какие стратегические цели в области планирования налогообложения
должно иметь наше государство на ближайший период?
Очевидно, ответ на этот вопрос таков:
1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного
института налогоплательщиков;
2) упрощение налоговой системы;
3) налоговое стимулирование производства и реализации
конкурентоспособных отечественных товаров;
4) совершенствование принципов федерализма, развитие в стране
муниципальных налоговых систем.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в
направлениях создания благоприятных налоговых условий для
товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в
инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для
иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач
развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное
отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них
ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость,
которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей
и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным
рычагом его стимулирования.