Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации

Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ВАЛОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автореферат магистерской диссертации

Новосибирск 1999

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Важнейшая задача экономики страны на

современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно

участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее

активный рычаг государственного регулирования социально-экономического

развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности,

структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных

отраслей.

Обзор литературы по теме диссертационного исследования свидетельствует

о том, что действующая в России уже пять с половиной лет налоговая система

вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов,

депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых

налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление,

что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут

коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания

не оправдываются, надежды на улучшение налоговой системы рассеиваются,

поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем

совершенствуют, а критика остается.

Предметами для критики выступают:

- излишне фискальный характер налоговой системы;

- отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;

- чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);

- низкое налогообложение имущества;

- высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с

западными странами оплате труда;

- слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;

- недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;

- частые изменения отдельных налогов.

И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные

предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и

вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.

Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая

система России возникла и с первых же дней своего существования развивается

в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает

нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего

хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев,

финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает

текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и

необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и

методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям

развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-

экономической политики и условия для экономического роста России.

Цель работы: выявление проблем в налоговой системе Российской

Федерации и вынесение предложений по реконструированию системы

налогообложения России.

В соответствии с поставленной целью в диссертации рассматривались и

решались следующие задачи:

- исследование основных этапов развития налоговой системы в России;

- проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской

Федерации;

- рассмотрение зарубежной практики построения налоговой системы;

- оценка влияния последних реформ в налоговой системе на финансово-

хозяйственную деятельность предприятия.

- разработка предложений по реконструированию налоговой системы

России.

Объект исследования – совокупность теоретических и практических

вопросов, связанных с формированием налоговой системы Российской Федерации

и ее влиянием на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Теоретической и информационной базой исследования служат труды

отечественных и зарубежных экономистов, нормативные, инструктивные и

методические материалы, касающиеся рассматриваемых в диссертации вопросов,

а также фактические материалы деятельности ООО «Титан», собранные автором в

период стажировки.

Научная новизна исследования:

- рассмотрены недостатки существующей налоговой системы и обоснована

необходимость их совершенствования;

- проведено обобщение анализа влияния действующей системы

налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий

и сделана попытка усовершенствования его методики.

Практическая значимость:

- предложена методика расчета налоговых платежей на основании

измененной налогооблагаемой базы и ставок основных налогов;

- произведены расчеты основных налогов до и после реформирования, и

в результате анализа выявлена эффективность снижения налоговых

ставок не только для предприятия, но и для повышения собираемости

налогов, что в глобальном масштабе означает увеличение доходов

консолидированного бюджета.

Апробация результатов исследования: Основные положения

диссертационной работы обозначены автором в статье «Налоговая система: от

проблем к их решению», принятой к опубликованию в сборник научных работ

НГАЭиУ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения,

трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы

цель, задачи научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Налоговая система: необходимость, сущность и принципы

построения» определяется экономическое содержание налогов, подчеркивается

их роль для государства и предпринимательской деятельности в период

становления рыночной экономики, раскрываются сущность и принципы построения

налоговой системы в Российской Федерации.

Во второй главе «Современное состояние налоговой системы Российской

Федерации и тенденции ее изменения» рассматривается действующая система

налогообложения, определяется роль и значение основных налогов, их влияние

на предпринимательскую деятельность предприятий и организаций, исследуются

зарубежные методики налогообложения, и оценивается возможность применения

некоторых положений в российской практике.

В третьей главе «Налоговая реформа и создание эффективной налоговой

системы в Российской Федерации» рассматривается методика снижения

налоговых ставок, изменения существующей системы налоговых льгот,

рассчитывается эффективность этих мер для предпринимателей и государства,

доказывается необходимость реформирования налоговой системы в соответствии

с произведенными расчетами.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по

результатам научного исследования.

2. Содержание работы

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного

регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии,

внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве,

ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был взят

фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный

характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли.

Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала,

которое в современных условиях развития должно осуществляться при

реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и

регулирующей.

Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде

всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только

преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем

понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями

международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления

кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного

дефицита.

Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она

ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов

предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики

и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой

взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе,

а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие

поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия

заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого

налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому

способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном

ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству,

стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем

больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”.

В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение

производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-

либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании

интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников,

государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют

большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов

имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В

ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10%

населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими

доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое

соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает

социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана

смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов

физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада.

Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту

функцию, что является существенным ее недостатком.

Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в

условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный

характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне

закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя

налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров -

население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный

характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на

потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что

производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и

увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного

использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении

возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление

увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики

высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз)

рост цен на потребительские товары.

Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям

теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость

является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь

созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу

этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого

отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним

налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого

налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и

практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог

с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента

цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.

Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается

на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом

свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем

начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость

продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского

страхования и другие фонды).

Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают

по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания

системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности

налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на

самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс

“накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность

бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его

расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой

системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике

наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является

соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как

на макро- , так и на микроуровне.

Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное

поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана

попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на

сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный

необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает

главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда,

вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия

фонда заработной платы, и, прежде всего его распределения на большую

численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный

труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам

ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики,

не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых

стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача

обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая

способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов

рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности

бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к

экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике

принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в

условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию.

Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть

принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая

направленность налогов.

Пути оптимизации налоговой системы России.

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая

реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных

изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее

совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и

финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной

системы, создать необходимые механизмы контроля над эффективностью

использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого

этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального

бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой

степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте

видятся следующими:

1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем

отмены низкоэффективных налогов;

2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот,

расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в

соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на

физических лиц;

4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем

за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

- резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей

как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать

в доход государства;

- расширить права местных органов при установлении ставок налогов на

имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств)

и граждан;

- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса

и преимущественного направления предприятиями средств на развитие,

совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса,

поддержку аграрного сектора;

- усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно

увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с

другой - ставку подоходного налога для лиц с очень высокими доходами, а

также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки

акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в

полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно

ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов,

выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей

государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Какие стратегические цели в области планирования налогообложения

должно иметь наше государство на ближайший период?

Очевидно, ответ на этот вопрос таков:

1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного

института налогоплательщиков;

2) упрощение налоговой системы;

3) налоговое стимулирование производства и реализации

конкурентоспособных отечественных товаров;

4) совершенствование принципов федерализма, развитие в стране

муниципальных налоговых систем.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в

направлениях создания благоприятных налоговых условий для

товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в

инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для

иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач

развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное

отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них

ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость,

которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей

и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным

рычагом его стимулирования.