Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Тема реферата: Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Шаганов. Макроэкономика.

1. Управление внешнеэкономической деятельностью: сущность, функции и

специфика

Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на

субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание

управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и т.

п.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой,

предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает

многообразие отношений и находится под воздействием совокупности

объективных и субъективных факторов. Характер управления, его методы,

принципы определяются конкретными экономическими, политическими,

социальными условиями соответствующего этапа развития страны.

Экономика СССР носила закрытый характер и строилась на основе монополии

внешней торговли, административном управлении, абсолютном господстве

государственной собственности и практически полном отсутствии конкуренции.

Управление внешней торговлей в СССР также осуществлялось на принципе

монополии, введенном декретом Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918

г., согласно которому государство:

- в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью

как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей

органы;

- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять

операции по внешнеэкономическим связям;

- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких

количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

- непосредственно регулировало ввоз. вывоз и операции внешнеторговых

организаций посредством системы лицензий и контрактов.

Усиление централизованного государственного управления

внешнеэкономической деятельностью и монополизации этой сферы относится к 30-

м гг., когда существовало незначительное количество всесоюзных экспортно-

импортных объединений, каждое из которых было монополистом-экспортером или

монополистом-импортером того или иного товара, например, монополия

"Союзвнештранса" на транспортно-экспедиторское и складское обслуживание

внешнеэкономических операций, монополия "Союзфрахта" на фрахтование

морского тоннажа для перевозки внешнеторговых грузов, и т. д.

Государственное управление, основанное на принципе монополии,

осуществлялось административными методами. При таком управлении

производитель не был заинтересован в экспортной деятельности; стремление к

увеличению и расширению импорта часто было необоснованным; не было четкого

распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за

организацию и осуществление внешнеэкономических связей; при оценке

результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат; были

слабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за

поставки продукции для зарубежного потребителя; прямые связи между

производителями и потребителями практически отсутствовали; не было четкой

концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических

целей, приоритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой

сферы деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государственным

интересам.

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в

целом и внешнеэкономическую деятельность, в частности, меняется: оно

принимает форму регулирования, т. е. создания определенных условий,

обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее

составных частей с использованием, главным образом, экономических методов.

Наряду с термином "регулирование" в документах ГАТТ и ряде стран

используется термин "регламентация".

В исследованиях экономистов западных стран большое значение придается

разработке практических рекомендаций по усилению роли государства в

повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом

рынке. В этом отношении представляет интерес книга американского ученого М.

Портера, который отводит государству важную роль в создании условий для

усиления конкурентных преимуществ нации в мировом хозяйстве.

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой

хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран.

Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В

условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер

законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных

совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры

осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и

общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и

приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся

условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения

национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка

концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития

внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей

развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности

указанной сферы. Разработка концепции включает определение

внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом

специфических условий внутреннего развития, а также международной

экономической конъюнктуры.

Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два подхода во

внешнеэкономической политике: свободу торговли и протекционизм. Под

свободой торговли понимают свободу при принятии решений по вопросам внешней

торговли самими предпринимателями внутри страны, а также неограниченный

доступ на национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм предполагает

вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую

очередь во внешнеторговую деятельность, осуществление различных ограничений

по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального

производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют

одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или

другого, что также определяется внутренними и внешними факторами.

В современных условиях внешнеэкономическая политика - это система

мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное

развитие экономических, научно-технических, производственных и других

связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ

с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно-историческими

условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков

лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, ведут сейчас борьбу

за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров

производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов,

которые используются главным образом для оплаты технической модернизации

экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют

транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий,

объединенных кооперационными связями. Американское правительство в

последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую

деятельность малых и средних предприятий.

Япония, в силу крайней бедности природных ресурсе», традиционно

ориентируется на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов. Ее

успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный

импорт, а "сэкономленные" платежи экспортировать как капитал для увеличения

производства готовой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии

возросла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из

ведущих мест в мире.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные

инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также

миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют

объединения представителей капитала (национальные ассоциации

промышленников, отраслевые объединения предпринимателей), транснациональные

корпорации, малый и средний бизнес, торговые палаты и другие общественные

объединения.

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного

регулирования (регламентации), включающий цели, задачи, принципы,

направления, организационные структуры. Современная внешнеэкономическая

политика осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и

стимулирующих внешнюю торговлю. Для регулирования внешнеэкономических

связей во всех странах создаются специальные государственные структуры,

например, в Италии - Министерство внешней торговли, Межминистерский комитет

по внешней экономической политике, Главное управление таможен. Главное

экономическое управление Министерства иностранных дел, Институт внешней

торговли, который имеет свои коммерческие представительства за рубежом (в

том числе в России). Помощь при экспорте товаров оказывают находящиеся за

рубежом посольства и консульства, имеющие экономические отделы.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает

своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной

экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства

считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое

государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью

своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих

национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано

действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными

организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с

одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития

форм международной кооперации, а с другой - правилами международных

организаций.

Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД

являются:

- стимулирование национальных экспортеров:

- осуществление различных организационных мер для укрепления позиций

национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Кроме того, все государства используют различные методы ограничения

действий конкурентов своих национальных фирм, например, препятствование их

проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их

функционирования, запреты, повышенные экологические требования и т. д.

Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что

наряду с регулированием на национальном уровне начало осуществляться

регулирование внешнеэкономической деятельности внутри региональных

группировок, т. е. на региональном уровне. Так, в конце 50-60-х гг., после

образования на основе Римского договора Европейского экономического

сообщества (ЕЭС), начался процесс унификации, гармонизации нормативной базы

стран-членов ЕЭС, осуществления единообразных форм оказания финансового и

организационного содействия экспортерам, малому и среднему бизнесу,

проведения единой антимонопольной политики. Так начала складываться

политика коллективного протекционизма.

Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки

для поддержки своих экспортеров активно используют политические средства.

Так, США и ЕЭС заключили Соглашение о сотрудничестве по вопросам политики в

области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется

арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих

экспортеров (например, антидемпинговая политика ЕЭС, от которой страдают

российские металлургические предприятия - производители труб). Таким

образом, выход российских экспортеров на рынки любой страны предполагает

хорошее знание не только норм права, но и реальной практики государства по

поддержке своих производителей и ограничению проникновения импортеров.

2. Международная регламентация мировой торговли

Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране

обязательно отражается на результатах внешнеэкономической деятельности

других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран

мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением

внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации

ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права,

двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними

соглашениями в рамках международных организаций.

Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена

договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не

входящих в систему ООН. Это прежде всего Генеральное соглашение по тарифам

и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных

вопросов мировой торговли.

Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла

отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:

- недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего

благоприятствования;

- использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков;

- систематическое снижение таможенных тарифов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

ГАТТ с 1948 по 1994 г. была единственной международной организацией,

регулирующей мировую торговлю. (Решения по торгово-политическим вопросам

ряда других организаций, например, ЮНКТАД, носят рекомендательный

характер.) ГАТТ представляет собой ряд кодексов и соглашений, выработанных

и принятых на так называемых "раундах". За время существования ГАТТ было

проведено 8 раундов. На каждом из них обсуждались вопросы, связанные со

снижением таможенных тарифов в промышленно развитых странах, в результате

чего средневзвешенная ставка импортных тарифов уменьшилась с 40-60% в 1947

г. до 3-5% в начале 90-х гг.

Национальное таможенно-тарифное регулирование должно быть унифицировано

(гармонизировало) с соглашениями и кодексами ГАТТ. Это относится как к

странам - членам ГАТТ, так и к готовящимся ко вступлению в эту организацию.

На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства

осуществления внешнеторговой политики снижается. Это, конечно,

свидетельствует о либерализации международной торговли. Но конкурентная

борьба на мировом рынке не прекращается, напротив, она обостряется и влечет

за собой усиление протекционистских тенденций как на национальном, так и на

региональном уровне (коллективный протекционизм). В условиях

функционирования международных организаций, признания международных правил

торговли, направленных на ее либерализацию, страны пытаются осуществлять

протекционизм различными завуалированными средствами, которые получили

название нетарифных ограничений.

Для непосредственных участников ВЭД особое значение имеют соглашения двух

последних раундов ГАТТ - Токийского и Уругвайского - по урегулированию

нетарифных ограничений, т. е. разнообразных препятствий проникновению

иностранных товаров на внутренний рынок.

По классификации ГАТТ нетарифные ограничения представлены пятью группами:

1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях: субсидирование

производства экспортных товаров, система государственных закупок товаров.

В Соглашение ГАТТ по субсидиям и компенсационным мерам было введено

понятие "специфической" субсидии, т. е. предоставляемой отдельному

предприятию или группе предприятий. В случае обнаружения того, что

импортный товар произведен с субсидиями государства, страна-импортер имеет

право, в строгом соответствии с установленными процедурами, наложить на

ввезенный товар так называемую компенсационную пошлину, тогда национальные

и импортные товары будут находиться на рынке в равных условиях. Величина

компенсационной пошлины определяется величиной государственной субсидии.

Законодательство ЕС относит государственное субсидирование производства в

любых формах к недобросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением правил

конкуренции возложен на комиссию ЕС, которая имеет право налагать штраф на

предприятия третьих стран за нарушение правил конкуренции.

2. Таможенные и административные импортные формальности: антидемпинговые

пошлины, методы оценки таможенной стоимости, требования к

товаросопроводительным документам.

Демпинг, по определению ГАТТ, это распространение продуктов одной страны

на рынке другой страны по ценам "ниже нормальных", если оно причиняет или

угрожает причинить значительный вред национальным производителям,

существенно замедляет создание новой национальной продукции. Под ценой

"ниже нормальной" понимается цена ниже мировой иди ниже той, по которой эта

продукция продается в стране-экспортере. Процедура введения антидемпинговой

пошлины непростая, длительная и если такое решение принято, то результаты

для экспортера разорительны.

В 1997 г. антидемпинговая пошлина в размере свыше 30% к стоимости была

наложена на российские трубы, ввозимые в государства - члены ЕС.

3. Стандарты и требования, связанные с безопасностью для потребителей,

санитарными нормами, требования к упаковке и маркировке.

В последнее время ужесточились ограничения, связанные с обеспечением

экологической безопасности. Это:

- запреты на импортные товары, если они содержат опасные вещества в

концентрации, превышающей предельные значения.

- обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных

материалов;

- экологические налоги и т. д.

Одно из соглашений ГАТТ заключено по санитарным и фито-санитарным мерам.

В соответствии с ним страны имеют право вводить меры с целью защиты жизни и

здоровья людей, животных и растений, в том числе с более жесткими нормами,

чем существующие международные стандарты. Унификацией стандартов занимаются

Международная организация стандартов. Международная электротехническая

комиссия. Международная организация мер и весов. Международная организация

законодательной метрологии и др.

4. Количественные и валютные ограничения экспорта и импорта.

Количественные ограничения - это прямая мера, направленная на сокращение

импорта или экспорта. В современной торгово-политической практике

применяются два основных вида количественных ограничений:

контингентирование и лицензионный порядок. ГАТТ запрещает дискриминационное

применение количественных ограничений, под которым понимается их применение

к товарам, вывезенным только из каких-то определенных стран.

Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том

случае, если они используются в равной степени в отношении всех стран.

Выборочное использование количественных ограничений в отношении отдельных

стран разрешается ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться

равновесия платежного баланса или по соображениям государственной

безопасности.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению

"добровольного" количественного ограничения, которое принимает на себя

экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано

долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в

многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное"

ограничение экспорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно"

ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изделий из

него, также некоторых других видов продукции. В случае отказа экспортера

сократить объем вывоза продукции страна-импортер может осуществить более

жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза.

Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения

экспорта. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в течение

четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также

устанавливает порядок проведения расследований, предваряющих введение

защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия

"серьезного ущерба", причиняемого национальной промышленности, отсутствие

которых в прошлом часто способствовало неоправданному введению подобных

мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в

течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и

повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной

промышленности.

Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии

с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими

товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.

5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по классификации ГАТТ

- это ограничения, связанные с механизмом платежей: импортные депозиты -

средства, вносимые в банк импортером как гарантия последующей оплаты, что

приводит к замораживанию денежных средств: налоги и налоговые льготы.

Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошлины

регулируются на международном уровне, и государства вынуждены с этим

считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные

налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело

государства. В стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, налоги

иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в

стране происхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить

двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние

соглашения.

Среди соглашений ГАТТ важными являются договоренности по мировой торговле

отдельными группами товаров, например молочными продуктами и говядиной, в

соответствии с которыми вводятся некоторые ограничения на государственное

регулирование цен на них, их производство и экспорт. В результате

переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошлины на некоторые

виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное

оборудование, офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для

российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм

регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных

тарифов.

На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно-

правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации -

Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные

соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее

либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении

тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого

товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением

подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-

политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и

доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей

информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО

создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой

торговле товарами и услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной

регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением

международных правил торговли.

3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности в РФ.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности используется в настоящее время в России. Новое в

государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в

самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет

содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается,

содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые

задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования

ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных

экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД

и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со

стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего

законодательства, обеспечения национальной безопасности.

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм

и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях

административно-командной экономики, принципах. Эти принципы

государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в

ст. 4 Закона. Среди них:

- равенство участников ВЭД и их недискриминация;

- защита государством прав и интересов участников ВЭД;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во

внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное,

кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение

экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в

связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются

на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства является разработка концепции

внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе

которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России

господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой

выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и

идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание

во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать

конкурентные преимущества России, анализировать состояние

внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в

указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:

- рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в

МРТ;

- повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

- расширение рынков сбыта и изменение их географии;

- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

- развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими

странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или

"конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к

мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права

самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению

стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в

современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию

России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую

экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика

представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место

в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта,

повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие

прогрессивных форм международной производственной и научно-технической

кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации

инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель -

производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

- охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество

может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и

инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):

- расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе

взаимных экономических интересов;

- совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-

импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным

кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые

технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех

стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и ее переработке,

при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда

вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки.

Международная кооперация способствует повышению эффективности как добычи,

так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и

готовая продукция. Например, эффективность экспорта круглого леса

составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов

- 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при помощи

использования отработанных мировой практикой приемов и средств

государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в

Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых,

предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно-

технические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений;

во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих,

направления создания модели:

- расширение иностранного инвестирования;

- установление прямых производственных связей между предприятиями;

- совместное предпринимательство;

- интеграция отраслей;

- налаживание сотрудничества между территориально - производственными

структурами;

- совершенствование структуры внешнеэкономического комплекса.

Целью государственного регулирования является создание правовых,

экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную

внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе

государство должно создавать условия реализации стратегической цели,

определенной в Федеральной программе развития экспорта: "совершенствование

структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный

процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на

основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой

продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта,

использования прогрессивных форм международного торгово-экономического

сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса

задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во

внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При

решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше,

должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы:

1. Учет требований международных организаций, например:

- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования;

- Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их

унификации:

- Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных

видов товаров, например, текстильных;

- специализированных организаций ООН;

- МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому

требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и

оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в

военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами.

В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в

области внешней политики, которые будут способствовать реализации

стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во

Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая

политика России с любым государством превращается в многостороннюю с

возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложнением

процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с

согласованием встречных требований и многим другим.

Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными странами,

предусматривающих либерализацию взаимной торговли, решение на уровне

межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству

проблем структуры и динамики торговых потоков между заинтересованными

странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве

способствует продвижению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на

его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и

стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на

территорию ФРГ.

В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование

торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному

протекционизму стран - участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения

двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций

российских торговых представительств за рубежом по консультированию и

информированию участников ВЭД, а также государственных органов и

общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к

государствам - членам СНГ. Экономические интересы России во многом

определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимосвязью

государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в

отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Реформы и

развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на:

- развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в

масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение

(прежде всего продовольственное) населения;

- сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта

российской готовой продукции;

- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие

союзные республики;

- гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций,

обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;

- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных

преобразованиях производства, в оптимизации размещения производственных

сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья

рассматривается правительством как один из рычагов оздоровления российской

экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения

полноправного членства России в мировом сообществе. В этой связи предметом

первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ

должны стать:

- выполнение обязательств по взаимным поставкам;

- ликвидация задолженности по товарным поставкам;

- возврат ранее предоставленных кредитов;

- недискриминационный режим транзита российских товаров

по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет

осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания

Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и

механизме поддержки производственной кооперации предприятий и отраслей

государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В

соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной

кооперации и специализации производства не применяются:

- ввозные и вывозные пошлины;

- налоги;

- акцизы;

- количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет

перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают

контракты с предприятиями- партнерами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Беларусь,

Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией "Об углублении

интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей

интеграции - формирование единого экономического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и

стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов,

обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер

следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими

экспортерами правил международной торговли, например, связанных с

ценообразованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г.

№ 1248 предусмотрены санкции к российским предприятиям, прибегающим к

методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники

ВЭД должны получать квалифицированные консультации по мировым ценам на

продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень

организаций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов

цен.

Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1

июля были временно введены антидемпинговые пошлины на ввоз бесшовных труб

из железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от

таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие

уральские заводы, а также Таганрогский металлургический завод, который

поставлял в Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам

ниже мировых. Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в

ЕЭК с требованием начать процедуру антидемпингового расследования, так как

из-за экспансии на итальянский рынок бесшовных труб Таганрогского

металлургического завода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре

компании, производившие трубную продукцию, число сокращенных рабочих мест

составило 13 тыс.

Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия на

участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Это воздействие

осуществляется на основе закона РФ "О валютном регулировании и валютном

контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней

торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную

валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные

ограничения": государственный контроль за валютными операциями,

сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на

вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны государства проявилось во введении паспортов

сделок: экспортных - для контроля возврата валюты, импортных - для контроля

за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок'.

Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на

обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под

которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних

неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование

процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая

неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность

определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень

социального, политического и оборонного существования и прогрессивного

развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по

отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Регулирующая роль государства реализуется посредством применения

экономического и административного методов. Оба эти метода, их

инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти

методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной

программе развития экспорта.

К экономическому методу относятся меры, связанные с использованием

стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы

гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений

поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с

использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам.

Экономический метод используется и при регулировании импорта посредством

таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использования различных видов

пошлин.

4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Под административным методом регулирования понимают систему

организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения,

распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных

видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или)

импорт отдельных видов товаров.

Правительство РФ в соответствии с общепринятыми нормами международного

права может принимать защитные меры для устранения серьезного ущерба

производителям или предотвращения его. Под общественным ущербом понимается

общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли,

отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности.

Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут также устанавливаться

исходя из национальных интересов.

С этой целью органы государственного управления издают акты правового

регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства,

таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на

основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на

внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития

экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-

экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия

взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть

зафиксированы долгосрочные соглашения -5-10 лет и более - о торговле и

других формах взаимодействия. А также практикуется и заключение ежегодных

протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя

друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного

сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров,

соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой

законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической

заинтересованностью предпринимателей.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда

страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации.

При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются

таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс,

утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в

соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи

и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и

использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за

нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные

формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования

ВЭД.

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и

импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и

импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам,

странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений, выдаваемых

государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование

применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам,

включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.

Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные

внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-

импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке

на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи

индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим

лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются

следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные,

групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один

вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и

административные разбирательства претензий, которые предъявляют

национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в

продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным

производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны

приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по

существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке

некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым

товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей.

Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на

импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже

цен американских производителей как минимум на 6 %.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке

государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по

проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и

национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации

продукции, товаров ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в

специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям

стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным

показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если

заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных

операции при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях

покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее

выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае,

если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство Российской Федерации,

Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный

комитет Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в

случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения

обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных

товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта

по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной,

валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка

внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД,

так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

Согласно ст. 15 Федерального чакона "О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности", нетарифные ограничения во внешней торговле, в

том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты

на них, будут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и

правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и

международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей

среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия

России.

В настоящее время в РФ подлежат лицензированию следующие группы товаров;

При экспорте:

- товары и технологии двойного назначения, т.е. используемые как в

мирных, так и в военных целях;

- оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании

ракетного оружия;

- наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества,

минеральные удобрения;

- ресурсы животного и растительного происхождения;

При импорте;

- трансграничные перевозки опасных отходов;

- озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция;

- спирт этиловый и водка;

При экспорте и импорте:

- ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и

соответствующие технологии;

- радиоактивные вещества и изделия на их основе;

- драгоценные металлы;

- лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

- химические вещества защиты растений.

5. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.

Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он

вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и

специальным законодательством. Общее законодательство регулирует

экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения

в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в

рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как

неприкосновенность собственности, новый метод регулирования

предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено",

недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность

субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе

РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и

предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово

- промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации",

"О сертификации продукции и услуг" и др.

Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во

внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли,

предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам,

организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного

предпринимательства, усилению контролирующей функции государства,

расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития

национального законодательства в соответствии с международным. Правовое

регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на

основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

- международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными

договорами России с другими странами:

- национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами,

кодексами, а также подзаконными актами.

Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс,

который несет на себе отпечаток развития как национальной экономики, так и

международных обязательств РФ, предстоящего вступления во Всемирную

торговую организацию. Поэтому в ряд законов, принятых в 1991-1993 гг., уже

внесены изменения и дополнения.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном

регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и

валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях";

"Таможенный кодекс Российской Федерации".

Особо остановимся на регулировании иностранного предпринимательства.

Основой его является закон "Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации" с внесенными в него изменениями и дополнениями (июль 1995 г.).

Закон устанавливает формы иностранных инвестиций, гарантии, правовое

положение иностранных предпринимателей, правила регистрации. В соответствии

с Законом, иностранное инвестирование может осуществляться не только путем

долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в существующих

предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий,

полностью принадлежащих иностранным предпринимателям.

Для практики важно и то, что законодательство прямо предусматривает

возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении

разгосударствления и приватизации. Закон РФ "О приватизации государственных

и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г. №

1431-1 (изменен и дополнен 24 декабря 1993 г.) предусматривает, что

приобретение таких предприятии иностранными физическими и юридическими

лицами регулируется этим Законом, законодательством РФ об иностранных

инвестициях и другими законодательными актами.

Для иностранных предприятий исключительно важен вопрос о гарантиях. Для

любого инвестора опасны национализация, т. е. возможность отчуждения его

собственности и перехода ее в собственность государства, а также применение

иных принудительных мер (например, национализация, проведенная в советской

России и других странах Восточной Европы). Все это обостряет вопрос о

гарантиях и делает необходимым их установление во внутреннем

законодательстве и в международных договорах России с другими странами.

Общее представление о гарантиях иностранных инвестиций дает следующий их

перечень, предусмотренный российским законодательством. Это гарантии:

- от изменения законодательства;

- от национализации и реквизиции:

- при прекращении инвестиционной деятельности;

- перевода платежей в иностранной валюте, доходов;

- сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

- сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;

- компенсаций при национализации;

- компенсаций при возмещении убытков;

- использования прибылей в национальной валюте каждого государства.

Определение круга лиц, которые являются иностранными инвесторами, имеет

существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица

иностранным инвестором зависит предоставление ему соответствующих льгот,

которые устанавливаются внутренним законодательством и международными

договорами. Во-вторых, статус иностранного предпринимателя имеет значение

при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-

третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на него

могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные

международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая

защита со стороны государства - страны инвестора.

К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории

субъектов:

1. Иностранные юридические лица.

2. Иностранные физические лица:

а) иностранные граждане;

б) лица без гражданства.

3. Отечественные граждане, проживающие за рубежом.

4. Международные организации.

5. Иностранные государства.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в тех

организационно-правовых формах, которые предусмотрены для предприятий

законодательством. В России на них распространяется действие закона "О

предприятиях и предпринимательской деятельности" от 30 ноября 1994 г. и

Федерального закона "Об акционерных обществах" от 13 июня 1996 г., с 1

января 1995 г. в отношении предприятий с иностранными инвестициями

действует часть первая Гражданского кодекса РФ 1994 г., а с 1 марта 1996 г.

- и вторая часть Гражданского кодекса РФ.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными

способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате

приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее

учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем

приобретения такого предприятия полностью.

Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется

Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ.

Палата ведет государственный реестр предприятий с иностранными

инвестициями, сводный государственный реестр аккредитованных на территории

РФ представительств иностранных компаний и регистрацию российских

инвестиций за рубежом. Сама же регистрация предприятий в России, независимо

от их вида, осуществляется в соответствии с Положением "О порядке

государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности",

которое утверждено Указом Президента РФ от 8 июдх 1994 г. № 1482 с

соблюдением особенностей, оговоренных в "Законе об иностранных

инвестициях". Есть и децентрализованная система регистрации. В Санкт-

Петербурге регистрация предприятий с иностранными инвестициями проводится в

соответствии с правилами, утвержденными мэром города.

Необходимо подчеркнуть, что размер уставного капитала (фонда) предприятия

с долевым участием иностранных инвестиций, независимо от организационно-

правовой формы, не может быть менее 1000-кратного размера минимальной

оплаты труда в месяц, который установлен законодательством РФ на дату

представления учредительных документов для регистрации.

Кроме названных источников права (Международные договоры и национальные

законы) существуют негосударственные источники права, которые широко

используются в практике ВЭД. К ним относятся:

1. Публикации Международной торговой палаты, например, Международные

торговые термины - "Инкотермс-90", "Унифицированные обычаи и практика для

документарных аккредитивов" .

2. Документы Европейской экономической комиссии ООН, например, общие

условия поставок, проформы контрактов и т. п.

3. Обычное право (обычаи и обыкновения)'.

4. Судебно-арбитражная практика.

Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контракты между

непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, но это

такой регулятор, который основывается на нормах национального права,

имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного

права, носящих диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать

от этих норм. Диспозитивным характером обладают международные конвенции,

например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров

(Венская конвенция 1980 г.). Диапозитивные нормы права играют большую роль

во взаимоотношениях иностранных партнеров, так как способствуют

единообразию в понимании самих терминов, прав и обязанностей сторон, не

требуют знания законодательства страны иностранного партнера, способствуют

ускорению проведения переговоров.

Все регуляторы ВЭД должны действовать в системе, не противоречить друг

другу. Через нормы права осуществляется защита участников ВЭД, интересов

общества в целом.

Любые внешнеэкономические операции оформляются международным контрактом.

Обязательства по контракту могут быть одной из сторон не выполнены, что

причинит ущерб второй стороне. И если урегулировать спор не удается,

потерпевшая сторона может обратиться в государственный суд или в арбитраж.

Это может быть арбитраж или страны одной из сторон, или третьей стороны.

Однако место арбитражного разбирательства определяется при подписании

самого контракта, это так называемая "арбитражная оговорка".

В РФ действует закон "О международном коммерческом арбитраже", вступивший

в силу 14 августа 1993 г. Этот закон соответствует типовому закону,

разработанному комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В

России созданы также постоянно действующие третейские суды, например, при

Московской торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи "аd

hос", т, е. для рассмотрения конкретного спора. Этот вид арбитража

действует в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛа.

6. Статистика внешнеэкономических связей (СВЭС)РФ

Статистика внешнеэкономических связей (СВЭС) является составной частью

экономической статистики, исследующая количественную сторону экономических

явлений в неразрывной связи с и качественным содержанием. Одной из задач

статистики внешнеэкономических связей является разработка показателей,

отражающих международные экономические связи, экономическое и научно-

техническое сотрудничество стран, определение методологии сопоставлений

показателей развития народного хозяйства разных стран.

Метод статистики ВЭС на организацию массового статистического наблюдения

ведется на основе контрактов, паспортов сделок (ПС), извещений об их

заключении, транспортных товарных документов и счетов, поступающих от

национальных поставщиков товаров, внутриведомственной статистической

отчетности (формы:

8 МВС, 10 МВС, 12 МВС и др.).

С 1-го апреля 1989г. официальным статистического наблюдения

внешнеэкономических связей стала также таможенная декларациях экспортера и

импортера.

Материалы статистического наблюдения позволяют установить величину

изучаемого явления (например, внешнеторговый оборот, его динамику,

структуру, темпы роста и Др.). Кроме того, статистика ВЭС разрабатывает

методы группировки данных, а также приемы вычисления индексов, построения

статистических таблиц и графиков. Эти данные широко используются при

разработке целей внешнеэкономической политики и ее осуществления.

В регионах имеются Комитеты по статистике, которые являются важнейшими

организациями во внешнеэкономических связях с предприятиями и

организациями, так как они включают в состав Единого государственного

регистра их во всех формах собственности и хозяйствования (ЕГРПО),

присваивает коды общероссийского классификатора предприятий и организаций

(ОКПО) и классификационных признаков, подчиненность министерству - СООГУ,

местонахождение — СОАТО, вид деятельности - ОКОНХ. Тай, например,

Петербургкомстат (Санкт-Петёрбургский Комитет по статистике) в 1993 У.

видал справку за № 8889 совместному советско-лихтенштейнскому предрия-тию

«СОВЭКС», указав:

Коды: ОКПО-0505И87, СОАГО-Ц40, СООГУ-6414, ОКОНХ-15100, 15210,15230,

72200, 71ЦО,

71211,16514,84300,84500,90310 Адрес: 197101г.Санкт-Петербург, проспект

Каменоостровский,

д. 10-а, телефон 252-33-84. Также указываются данные регистрации;

орган, регистрационный номер решения, дата регистрации. В феврале 1995 г.

Петербургкомстат дополнил справку новыми кодами: форма собственности - КФС

(30), организационно-правовая форма - КОПФ (49).

Участники внешнеэкономических связей ежемесячно (до 6-го) представляют

региональным организациям комитета по статистике отчеты по форме 8 МВЭС, по

форме 10 МВЭС, по форме 12 МВЭС. Копии этих отчетов также направляются

Экономическому управлению МВЭС РФ.

Завершая рассмотрение «Основы внешнеэкономических связей в Российской

Федерации», следует иметь в виду, что если раньше сфера внешнеэкономических

связей была по существу уделом десятков специализированных внешнеторговых

организаций, то теперь внешнеэкономическим бизнесом занимаются многие

тысячи производственных и торговых структур, что имеет как положительные,

так и отрицательные последствия.

Действительно, появление на внешних рынках российских деловых людей, часто

профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с конъюнктурой рынка, а

также с актами внешнеэкономических связей, нередко приводит к печальным

результатам. Участники ВЭС должны хорошо знать акты, руководствоваться ими

и в случае необходимости, опираясь на них, защищать свои права.