Профессиограмма учителя иностранного языка

Профессиограмма учителя иностранного языка

Содержание:

1.

Введение????????????????????????????????????????????????????????????????????

???3

2.Теоретическая часть

2.1. Характеристика педагогических функций

и методических умений?????????????????????????????????????????????????????4

2.2. Характеристика педагогических функций

и методических умений?????????????????????????????????????????????????????8

2.3.

Вывод???????????????????????????????????????????????????????????????????????

10

3.

Заключение??????????????????????????????????????????????????????????????????

12

4.

Приложение?????????????????????????????????????????????????????????????????1

3

. схема1

. схема2

. схема3

5. Список использованных источников??????????????????????????????16

1.Введение

Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения,

направляет их на целесообразность решения педагогических задач.

А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда

объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель

достигает нужного результата, а другой – нет?

Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения

педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с

помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик

враждебных отношений.

Проблема совершенствования образования, повышение его качества

существует уже давно. Важным условием для её решения является создание

профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы,

документа, устанавливающего основные функции его педагогической

деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным

качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом

специфики учебного предмета.

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя,

классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором

представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма

учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика

учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и

навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и

уровню подготовки.

Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее,

что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что

характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит

характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка,

его личностных качеств, общепедагогических и профессионально- методических

умений, обеспечивающих реализацию этих функций.

У студентов педагогических вузов, в период обучения в университете

формируются лишь основы профессионально значимых умений. Дальнейшее

развитие должно происходить в их самостоятельной работе в школе.

2.1.Характеристика педагогических функций и методических умений.

Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны

следующие функции:

. развивающая;

. воспитывающая;

. коммуникативная;

. гностическая;

. конструктивно-планирующая;

. организаторская.

Так как основной целью обучения иностранному языку в средней

общеобразовательной и профессиональной школе является овладение учащимися

иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функция педагогической

деятельности учителя иностранного языка является ведущей, основополагающей,

она определяет содержание в значительной мере всех других функций.

Соотношение функций представлено в схеме (см. схема 1).

Успешное выполнение педагогических функций предполагает владение

соответствующей им системой общепедагогических и методических умений и

необходимым объемом знаний.

Следует помнить, что в профессиограмме обозначены лишь самые важные

умения, составляющие основу педагогического мастерства, приобретаемого в

процессе самообразования и совершенствования личного педагогического опыта.

Важно уметь повышать своё педагогическое мастерство путём систематического

пополнения своих знаний и применения их в своей работе.

Перечисленные функции в профессиональной деятельности учителя можно

разделить на две группы: на группу целеполагающих и операционно-структурных

функций.

Целеполагающие функции.

Исследователи, занимающиеся функциональной структуры педагогической

деятельности учителя, отмечают ведущую роль коммуникативно-обучающей

функции и выделяют в ней информационно-ориентирующий, мотивационно-

стимулирующий и контрольно-коррегирующий компоненты (1).

Информационно ориентирующий компонент коммуникативно-обучающей функции

обеспечивается следующими умениями:

1) ориентировать учеников относительно связи между языком и культурой

страны изучаемого языка, особенностями проявления национальной

специфики в социокультурном поведении её представителей;

2) ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в

культурах родной и чужой страны.

Мотивационно-стимулирующий компонент коммуникативной функции включает

умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным

языком как средством общения в ситуациях опосредственной и непосредственной

межкультурной коммуникации:

1) путём включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен,

видеоматериалов и др.) в процесс изучения языка;

2) путём использования активных форм обучения (проблемных заданий,

ролевых игр социокультурной направленности), способствующих более

эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;

3) путём привлечения учащихся к различным видам внеклассной работы по

иностранному языку (культурно-страноведческие викторины и конкурсы,

переписка с зарубежным другом и др.) для развития интереса,

повышения мотивации к изучению иностранного языка и реализации его

коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.

Контрольно-коррегирующий компонент базируется на следующих методических

умениях:

1) выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным

языком как средством межкультурного общения;

2) планировать и осуществлять текущий, обучающий и итоговый контроль

речевых навыков и умений учащихся с целью выявления уровня владения

иностранным языком как средством межкультурного общения.

3) объективно и мотивированно оценивать учебно-коммуникативную

деятельность учащихся.

Развивающая функция предполагает умение учителя намечать пути

формирования и развития интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сфер

личности учащихся, их познавательных способностей с учетом выявленных

возможностей, специфики содержания и процесса обучения иностранному языку и

во внеклассной работе, формировать умение учащихся работать самостоятельно.

Эта функция реализуется учителем в единстве с коммуникативно-обучающей,

коммуникативно-воспитывающей функциями.

Воспитывающая функция формируется с нравственным, этическим и

патриотическим воспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной

работе средствами иностранного языка с учетом экстралингвистической,

страноведческой информации.

Развивающая и воспитывающая функции реализуются с помощью следующих

умений:

1) путём использования аутентичных материалов в учебном процессе для

расширения кругозора, развития памяти, воображения, интеллектуальных

способностей учащихся, формирования у них умения анализировать и

выделять черты сходства и различия в родной и изучаемой культурах;

2) формировать у учащихся умения самостоятельно познавать незнакомую

культуру, используя лингвострановедческие словари, разнообразную

справочную литературу, средства массовой информации;

3) воспитывать учащихся в духе уважения, симпатии к народу – носителю

изучаемого языка, а также его социокультурным ценностям;

4) воспитывать в учащихся глубокое уважение к национальным традициям,

обычаям, культурному достоянию родной страны.

Операционно-структурные функции

В соответствии с логикой и этапами решения педагогических задач в

деятельности учителя иностранного языка выделяют следующие операционно-

структурные функции: гностическая, конструктивно-планирующая и

организаторская.

Успешное осуществление гностической функции опирается на глубокое

осознание конечных целей обучения иностранному языку в школе, на знание

особенностей овладения разными видами речевой деятельности, а также на

знание познавательных возможностей учащихся и источников трудностей

усвоения ими учебного материала. Именно гностические умения позволяют

творчески осуществлять все другие структурно-операционные функции.

Гностическая функция реализуется через умения:

1) анализировать учебный материал, средства обучения с точки зрения

представленности в них сведений о культуре страны изучаемого языка и

их использования в учебном процессе;

2) предвидеть возможные случаи проявления лингвострановедческой и

социокультурной интерференции в речевой деятельности учащихся;

3) на основе сопоставления национально-культурных особенностей двух

лингвокультурных общностей определять наиболее трудные для усвоения

факты и явления действительности.

Конструктивно-планирующая функция предполагает планирование и

конструирование учебного материала в системе уроков, и отдельных уроков

разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности учителя

и учебно-коммуникативной деятельности учащихся с учетом условий обучения в

каждом классе.

Методические указания, обеспечивающие конструктивно-планирующую

функцию, выглядят следующим образом:

1) производить отбор, методическую обработку аутентичных материалов с

учетом возрастных особенностей и интересов учащихся и распределять

данные материалы по этапам обучения;

2) выбирать наиболее эффективные приемы и способы ознакомления

учащихся с культурой страны изучаемого языка;

3) готовить, подбирать, использовать различные средства наглядности с

целью семантизации тех или иных реалий.

Организационная функция реализуется на базе умений выбирать

оптимальные способы организации своей деятельности и деятельности учащихся,

с целью наиболее эффективного усвоения фактов иноязычной культуры.

Сформулированные выше профессиональные умения представляют собой

дидактический компонент лингвострановедческой компетенции учителя

иностранного языка и являются содержательными ориентирами для организации

подготовки высококвалифицированных учителей на языковых факультетах

педагогических вузов.

2.2.Характеристика профессиональных и личностных качеств учителя

Профессионально важные качества личности учителя иностранного языка

проявляются в профессионально-педагогической и познавательной

направленности его личности, в его нравственной, эстетической

воспитанности.

Психолог В.А.Крутецкий предлагает следующую структуру профессионально-

значимых качеств личности:

1. Мировоззрение личности;

2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

3. Педагогические способности;

4. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.

Т.И.Руднев предлагает профессиограмму учителя, содержащую когнитивный

компонент (знания, эмоциональность (направленность), практические

способности и профессионально-значимые качества)(2) (см. схема2).

1. Педагогическая направленность может сформироваться ещё в школе под

влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленности

находятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с

детьми,

учить и воспитывать, интерес к предмету. Очень важно и осознание наличия у

себя возможностей успешного овладения профессией.(2)

2. Научные знания, содержащие систему закономерностей в области

специального предмета, блок психолого-педагогических и методических знаний,

знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в

вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности

выбора профессии.

3. Уровень развития педагогических способностей проявляется в период

педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и при наличии

педагогической направленности обращая студента к работе над собой.

4. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера

учителя и спецификой педагогической системы.

Уместно обратиться к самодиагностике личностных качеств в структуре

профессиограммы. Предлагаемый оценочный лист построен по принципу

функциональной группировки личностных качеств. (см. Схема 3)

Первая группа качеств характеризует отношение к работе;

Вторая – активность в деятельности;

Третья – коммуникативность учителя.

2.3.Вывод

Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность

всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической

деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление

учебного процесса, можно отнести:

V ориентационные;

V академические;

V перцептивные;

V мобилизационные;

V организационные;

V коммуникативные;

V гностические;

V дидактические;

V конструктивные;

V прикладные;

V умения педагогического мышления;

V умения педагогической техники;

V речевые;

V исследовательские умения.

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно

составить профессиограмму.

Психолого-педагогические умения

читать и анализировать специальную психолого-педагогическую

литературу.

самостоятельно анализировать педагогические явления

анализировать передовой педагогический опыт.

проводить самоанализ

проявлять эмпатию к учащимся

организовать себя, управлять своим состоянием

I. Профессионально-личностные качества

1. потребность в самопознании

2. самостоятельность

3. трудолюбие и прилежание

4. самокритичность

5. дисциплинированность

6. культура поведения и общения

II. Частно-методические умения

1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный

материал по специальности

2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной

воспитательной работы

3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия

4. оценивать действия школьников и свою работу

5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям

6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность

III. Коммуникативно-организаторские умения

1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с

отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;

2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;

3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;

4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё

поведение;

5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

IV. Исследовательские умения

1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы

исследования;

2. подбирать и применять методы и методики изучения личности

коллектива;

3. иметь представление об инновационных технологиях по своей

специальности;

4. организовать эксперимент;

5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

3.Заключение

Часто профессиограмма используется как форма анкетирования при

организации констатирующего эксперимента. Целью эксперимента является

диагностика готовности к профессиональной деятельности.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно

говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором

осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с

теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью.

Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества

профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности.

Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и

профессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной из

методик самовоспитания.

Не стали бы люди такими колоссами,

Нет, не обрели бы такого величия,

Когда бы над каждым из них – непоседою,

Румяным невеждой, беспамятным олухом

Не бдил с ежедневной неспешной беседою

Всемудрый учитель, всебудящий колокол.

Достойно восторга его всетерпение!

За все, что прекрасно, за все, что значительно,

Пора человечеству в Храм Поклонения

Внести на руках Рядового Учителя. (2)

4.Приложение

Схема1

Педагогические функции учителя иностранного языка

Схема 2

Схема 3

|№ |качества личности |оценка |качества личности |

|1 |Целеустремленность |54321 |Непосредственность |

| |Ответственность |54321 |Безответственность |

| |Собранность |54321 |Разбросанность |

| |Организованность |54321 |Неорганизованность |

| |Требовательность |54321 |Безвольность |

|2 |Инициативность |54321 |Пассивность |

| |Решительность |54321 |Сомнительность |

| |Импульсивность |54321 |Заторможенность |

|3 |Общительность |54321 |Замкнутость |

| |Эмоциональность |54321 |Рациональность |

| |Заразительность |54321 |Скованность |

| |Принципиальность |54321 |Беспринципность |

| |Выдержанность |54321 |Несдержанность |

| |Тактичность |54321 |Бестактность |

| |Обаятельность |54321 |Непривлекательность |

5.Список использованных источников:

1) Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) /

отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабуновский.-Л.: ЛГПИ,1985

2) Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара:СИУ,1996

3)Словарь лингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.

-М.: Советская энциклопедия, 1969

4) Теоретические основы подготовки учителей иностранного языка средней

школы/ отв.редактор Пицкова Л.П.,М.:МОПИ, 1989

5) Воробьёва И.Е. Содержание и структура понятия «лингвострановедческая

компетенция учителя иностранного языка» www.pomorsu.ru

6) Непокрытых Н.И. Профессиографический метод как способ вхождения в

педагогическую деятельность www.pomorsu.ru

-----------------------

Профессиональная деятельность учителя иностранного языка

Целеполагающие функции

Операционно-структурные функции

Информационно-ориентировочный компонент

Мотивационно-стимулирующий компонент

Контрольно-коррегирующий компонент

2

Раз-

ви-

ваю-

щая

3

Вос-питываю-щая

4

Гно-

сти-

ческая

5

Кон-струк-

тивно-

плани-рующая

6

Орга-низа-тор-ская

1

Комму-ника-

тивно- обучающая

Учебная деятельность учащихся

структурные компоненты профессиограммы

учителя

знания

педагогическая направленность

качества

личности

способности