Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Институт экономики и финансов.
Кафедра «Физического воспитания и спорта».
Реферат на тему:
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Исполнитель: Дудинова М. В.
Преподаватель: Маврина С.Б.
Москва
1999 год.
Содержание.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ 4
Формы ППФП в высшем учебном заведении 5
Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков,
физических и специальных качеств 15
Заключение. 18
Список литературы. 20
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в
различных сферах народного хозяйства осуществляется в вузах страны
последующим основным направлениям:
o овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами
отдельных видов спорта;
o акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств,
особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной
профессии;
o приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств
физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся
условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).
Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе —
с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье — с
приобретением прикладных знаний по использованию средств физической
культуры в режиме труда и отдыха, а также с проблемой подготовки
общественных физкультурных кадров для производства. Указанные направления
имеют достаточно глубокое научно-методическое обоснование в советской
теории и методике физического воспитания и изложены в специальной,
литературе.
Этим определяется и структура изложения материала в данном реферате:
она основана на положениях теории и методики физического воспитания,
применительно к задачам ППФП вообще и студентов высших учебных заведений в
частности.
При разработке ППФП студентов конкретной профессии общие положения
ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения
социологических исследований, должны дополняться более углубленными
психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением
методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной
тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер,
обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных
изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под
влиянием научно-технической революции.
Следует отметить, что при определении содержания ППФП студентов все
шире используются математические методы анализа полученных материалов.
Есть все основания полагать, что более широкое применение
дисперсионного, корреляционного и регрессионного методов для объективной
оценки существенности значения различных компонентов в ППФП намного повысит
научность подбора средств и методов для ее реализации в системе
физического воспитания студентов.
В идеале необходимо построение многофакторных статистических моделей
ППФП специалиста будущего с определением наиболее существенных факторов,
влияющих на его профессиональную работоспособность, а также, форм связи и
степени взаимозависимости различных параметров, включенных в модель.
Необходимость в перспективе решения этой сложной проблемы для каждой
профессии подчеркивается временным разрывом между периодом изучения
существующих условий труда специалистов и реализации ППФП студентов в вузе,
с одной стороны, и условиями и характером труда будущих специалистов в
течение последующих 30—35 лет—с другой. Естественно, что эта проблема тесно
связана с проблемой определения профессиограммы специалиста будущего, над
которой работают философы, социологи и психологи труда, специалисты по
организации производства и др. Результаты этих исследований должны быть
также использованы при построении модели ППФП специалистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
Организация ППФП студентов в процессе их физического воспитания и
особенно на учебных занятиях связана с рядом объективных трудностей,
главными из которых являются: отсутствие или недостаток надлежащей базы для
проведения занятий по данному разделу физического воспитания;
неподготовленность преподавателей кафедры физического воспитания для
проведения отдельных разделов ППФП студентов; влияние климатических и
погодных условий на возможность проведения специально организованных
занятий по ППФП; недостаточная физическая подготовленность поступающих в
вуз, затрудняющая реализацию некоторой части ППФП в учебное время.
Последнее положение является одним из существенных, так как основой
физического воспитания студентов (и, в частности, ППФП) является
всесторонняя физическая подготовка, которая определена программой и
зачетными нормативами по этому разделу физического воспитания.
Поэтому любые колебания уровня физической подготовленности
абитуриентов, погодных условий и др. требуют увеличения учебных часов на
общую физическую подготовку, вынужденного сокращения других разделов
программы физического воспитания, а следовательно, гибкого планирования и
использования различных форм ППФП в системе физического воспитания
студентов.
Формы ППФП в высшем учебном заведении
В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе
физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему
принципу: учебные занятия (обязательные и факультативные), самодеятельные
занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные,
физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну или
несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно
использованы или для всего контингента студентов, или для его части.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических
и практических занятий.
Программой физического воспитания предусматривается проведение
теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-
прикладная физическая подготовка студентов», цель которых — вооружить
будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и
методически правильное использование средств физической культуры и спорта
для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого
факультета.
Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это
единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-
прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и
спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:
o краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением
психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на
данном факультете;
o динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением
особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в
течение рабочего дня, недели и года;
o влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-
климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности
специалиста;
o использование средств физической культуры и спорта для повышения и
восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий,
характера и режима их труда и отдыха;
o основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта
в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики
профессиональных заболеваний;
o влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение
профессионального обучения.
Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий.
Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях
с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников
данного факультета. При избытке материала некоторая часть его может быть
изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда и
отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.
Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственно
связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного факультета:
o характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста
в процессе труда, на различных рабочих местах;
o основные требования к физической и специальной прикладной
подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую
продуктивность его труда;
o перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых
специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности
труда;
o использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки
(самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения
профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха
в свободное время.
Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований
работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и
содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов
конкретной профессии, специальности специализации.
При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность
подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть
рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку
как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и
понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и
масштабы использования средств физической культуры и спорта в
производственном или другом коллективе.
Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может
быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует
использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения
практических занятий по разделу физического воспитания. В частности,
вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно
объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.
Следует указать, что в различных вузах наряду с обязательными
теоретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по
физическому воспитанию, проводятся занятия и на другие темы, освещающие
отдельные разделы ППФП. В содержании таких занятий, как правило,
раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов данного учебного
заведения. Так, в университетах и педагогических вузах чаще всего
дополнительно читаются лекции о формах и методах физического воспитания в
школе, об основных организационно-методических положениях проведения
познавательных туристских походов, о подготовке мест для проведения учебных
занятий по физической культуре, об организации и проведении массовых
спортивных соревнований, о страховке при выполнении упражнений в отдельных
видах спорта.
На естественных факультетах университетов, в геологоразведочных,
сельскохозяйственных и некоторых других вузах на теоретических занятиях
студентам даются знания об основах альпинизма, топографии, спортивного
ориентирования и различных видов туризма.
Подобные темы в различных вузах раскрываются с разной степенью
детализации отдельных вопросов, зависящих от профиля подготовки
специалистов. Следует отметить, что при достаточном качестве этих лекций,
вполне компенсируется соответствующее сокращение часов практических занятий
в связи с повышением уровня подготовки и сознательности студентов в ходе
освоения ими практического материала.
Практические учебные занятия по ППФП могут проводиться в учебных
группах всех отделений (специального, подготовительного и спортивного
совершенствования).
В процессе этих занятий могут в той или иной степени решаться все
основные задачи ППФП. Однако главная целевая направленность этих занятий —
преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и
специальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в
профессиональной деятельности.
Программа и содержание этих учебных занятий для учебных групп
подготовительного отделения разрабатывается кафедрой физического воспитания
также на основе изучения условий и характера труда выпускников данного
факультета.
Так, например, в разделе ППФП слушателей институтов гражданской
авиации и некоторых морских училищ уделяется большое внимание специальной
тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов (элементы
акробатики, упражнения на батуте, вращающем колесе и т.п.). В то же время
для студентов «полевых» и др. подобных факультетов необходимо применять
средства, направленные на акцентированное развитие общей и специальной
выносливости и т. д.
В то же время следует учитывать, что само содержание практических
занятий, методических разработок и указаний по одному и тому же виду ППФП,
но на разных факультетах может иметь свою специфику. Например, туристская
подготовка будущих специалистов, связанных в своей работе с полевыми
изысканиями, имеет существенное отличие от подготовки к познавательным
туристским походам будущих педагогов, художников и т. д. По этой причине
существующие методические разработки по отдельным разделам ППФП студентов в
некоторых вузах (например, для естественных факультетов МГУ) зачастую не
могут быть использованы другими вузами без тщательной корректировки.
При проведении практических учебных занятий в специальном учебном
отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно быть
согласовано с возможностями каждого студента в зависимости от характера
отклонений в состоянии его здоровья. При проведении подобных занятий в
учебных группах отделения спортивного совершенствования должны быть
максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания
прикладных физических и специальных качеств для успешного формирования
прикладных умений, и .навыков.
Имеющиеся теоретические работы, опыт ряда кафедр физического
воспитания указывают на возможность опосредствованной реализации задач ППФП
студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и для
тех практических занятиях, целевая направленность которых — общая
физическая подготовка. По этому поводу проф. В. В. Белинович справедливо
отмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между
общеразвивающими и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладная
физическая подготовка, поскольку они не противопоставляются, должны идти
параллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или
другой подготовки может меняться как на протяжении определенного периода,
так и в каждом отдельном занятии. Таким образом, прикладные физические
упражнения могут одновременно служить средством всесторонней физической
подготовки, и наоборот.
Успешность подобной формы реализации ППФП во многом зависит от
правильного подбора средств на практических занятиях во всех учебных
отделениях, включая отделение спортивного совершенствования.
Кроме учебных занятий (обязательных и факультативных) все более
широкое распространение приобретают учебные занятия по ППФП под
руководством преподавателей в период учебных практик. По примеру МГУ в ряде
вузов страны (Горьковском университете, Тюменском индустриальном институте
и др.) ректоратом определен специальный обязательный курс ППФП и выделены
для этой цели дополнительные часы на учебных практиках студентов на втором
и третьем семестрах. Так, в Горьковском университете на учебных практиках
отводится по 6 ч. неделю (2 ч обязательных и 4 факультативных) для
проведения занятий по физическому воспитанию со сдачей зачетов по тем
разделам ППФП, которые направлены на обеспечение безопасности студентов во
время учебных и производственных практик.
Аналогичная работа проводится и в период инструкторской и
педагогической практик (в Калининском университете, Московском городском,
Дрогобычском пединститутах и др.). В некоторых педагогических вузах
(Ростовском, Хабаровском и др.) проводятся и специальные лагерные сборы по
подготовке студентов к педагогической практике в пионерских лагерях. На
этих сборах студенты, объединенные в отряды по типу организации пионерских
лагерей, поочередно отрабатывают практические навыки физкультурной работы.
В некоторых вузах различного профиля практикуется самостоятельное
выполнение студентами . заданий преподавателя физического воспитания,
требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспитанию и
формированию прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков.
Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в отдельных
случаях они включаются в зачетные требования по семестрам. К ним относятся
самостоятельное составление и проведение с группой своих товарищей
комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение
прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской
работы по физической культуре и спорту и др. Интересен опыт Латвийской
сельскохозяйственной академии, где ответственный преподаватель по виду
спорта или учебной группе в начале каждого учебного года дает студентам
персональные задания по общественной работе, которые заносятся в учебный
журнал. Ход и результаты проведенной общественной физкультурной работы
фиксируются в учебном журнале. Эти отметки в журнале являются основными,
подтверждающими общественную работу студента, и по ним выставляется зачет
(табл. 1).
Таблица1
Контрольные задания по общественно-физкультурной работе для студентов
Латвийской сельскохозяйственной академии
|Виды и формы работ (по выбору) |Требования |
|Судейство соревнований по избранному|Судить не менее 3—5 |
|и по массовым видам спорта |соревнований за учебный год|
|или | |
|Организовать и провести массовые |Представить отчет по |
|соревнования по любому виду спорта с|установленной форме о |
|участием 25—50 человек |проведенном соревновании |
|или | |
|Организовать на факультете |В начале учебного года |
|спортивную секцию по любому виду |представить план работы |
|спорта и руководить ею в течение |секции, а в конце года — |
|учебного года |отчет о проведенной работе |
|или | |
|Руководить работой физкультурного |Представить в начале |
|совета на факультете в течение |учебного года план работы |
|учебного года |совета, а в конце года — |
| |отчет |
|или | |
|Активно выполнять обязанности |Работа оценивается по |
|физорга группы, курса в течение года|членству спортивного клуба,|
| |участию студентов в |
| |соревнованиях, по |
| |подготовке разрядников |
|или | |
|Ведение учебно-тренировочной работы |Представить учебную |
|с командой по виду спорта в течение |документацию. Работа |
|учебного года или в детской |оценивается по спортивным |
|общественной спортивной школе |достижениям и результатам |
|или | |
|Ежедневное проведение утренней |По выполненной работе |
|гимнастики с группой студентов(10—15| |
|чел.), проживающих в обще житии | |
|или | |
|Ведение производственной гимнастики |По отзыву и результатам |
|на предприятиях города, в учхозе, |работы |
|колхозе периодически или в течение | |
|учебного года | |
|или | |
|Участие в строительстве, ремонте и |Проработать не менее 20 ч |
|содержании спортивных баз, летних |или заведовать объектом в |
|площадок, спортинвентаря и |течение учебного года |
|оборудования | |
|или | |
|Активно участвовать в работе |По выполненной работе, |
|общественных физкультурных |результатам и отзыву |
|организаций вуза в течение учебного | |
|года | |
|или | |
|Организовать на курсе, факультете, в|По представленным |
|общежитии туристскую группу и |маршрутным листам и |
|совершить с нею не менее 5 походов |оформленной документации по|
|выходного дня и подготовить не менее|значкистам «Турист СССР» |
|5 значкистов «Турист СССР» в течение| |
|учебного года | |
|или | |
|Изготовить и оформить на факультете,|По исполненной работе и |
|в общежитии в течение учебного года |положительной оценке |
|не менее двух фотовитрин, отражающих| |
|спортивную жизнь студентов | |
|или | |
|Поместить в стенной и периодической |По опубликованным статьям |
|печати не менее 5 статей о | |
|спортивной жизни академии, | |
|факультета, общежития, команды | |
|или | |
|Организовать или провести |По выполненной работе и |
|физкультурный вечер, спортивный |отзыву |
|праздник в вузе, на факультете, в | |
|общежитии, на местах практики | |
ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также
имеет несколько форм:
. занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-
тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, ДОСААФ, в
оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках;
. самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами
спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и
специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в
свободное время в течение учебного года, на учебных и
производственных практиках, в каникулярное время.
Кроме того, во многих вузах знания и навыки общественно-физкультурной
работы будущие специалисты получают на соответствующем отделении факультета
общественных профессий. Эта форма подготовки студентов получила особое
распространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских вузах,
в высших учебных заведениях системы Центросоюза.
Не менее распространенной является форма подготовки студентов к
общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах
спортивных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом одной
из задач таких занятий является привитие будущим командирам производства
знаний и навыков, необходимых для управления группами людей.
Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм
подготовки студентов к общественно-физкультурной работе на производстве, а
во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих
в различных вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такой
подготовки.
Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и
спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь
внутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами,
факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами
спорта пли их элементами, регулярность проведения подобных соревнований
может во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется
опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического
воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами вузов.
В Московском институте инженеров землеустройства уже более 20 лет
проводится традиционная летняя спартакиада студентов, находящихся на
геодезической практике на загородной базе института. В программу
спартакиады, кроме обычных видов спорта, включается и специальная
прикладная геодезическая эстафета, правила и условия которой разработаны
преподавателями кафедры геодезии. Содержание этого специального командного
вида спартакиады предусматривает, например, упражнение по быстрейшему
преодолению заданного расстояния с обязательным выполнением серии
наблюдений с помощью приборов и точных расчетов.
Следует особо указать, что отдельные разделы (элементы) ППФП студентов
могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные предметы.
Из курса физического воспитания необходимо исключать те разделы или
элементы ППФП, которые осваиваются на профилирующих кафедрах. Так, в
Воронежском университете на естественных факультетах введено спортивное
ориентирование, а все необходимые для этого вида, спорта знания по
топографии студенты получают на кафедре топографии.
В некоторых вузах (Дальневосточном университете, Западно-Казахстанском
сельскохозяйственном, Тюменском индустриальном институтах) отдельные
раздели ППФП осваиваются студентами и на занятиях по физическому воспитанию
и на учебных занятиях, проводимых кафедрами военной подготовки как в
стационарных условиях, так и в период военно-лагерных сборов (стрельба,
вождение маломерных судов, управление автомототранспортом и т. п.).
Таким образом, многообразие условий работы вузов, целевой
направленности и содержания ППФП в них и на факультетах различного профиля
предполагает выбор и использование различных форм и методов ППФП студентов.
Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков,
физических и специальных качеств
Основное преимущество физических упражнений как фактора адаптации
заключается не только том, что с их помощью можно моделировать различные
ситуации трудовой деятельности, а, главным образом, в том, что они являются
наиболее адекватным средством воспитания необходимых качеств. Однако, как
показали специальные исследования, занятия различными видами спорта
оказывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельных
психофизиологических функций, необходимых для конкретной профессиональной
деятельности. Поэтому в процессе ППФП студентов должны быть использованы
вполне определенные виды спорта, избирательно (или преимущественно
избирательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения,
навыки, физические и специальные качества.
Работы ряда исследователей показали возможности использования
соответствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта с
целью комплексного решения задач ППФП студентов. Наиболее, обобщенная
характеристика и группировка видов спорта и спортивных упражнений
предложена А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым.
1-я группа — преимущественное совершенствование координации движений.
К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимнастика,
прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы развивают и
совершенствуют у человека «мышечное чувство», проприоцептивный
(двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве
при самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельных
групп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонние
требования в проявлении силы, быстроты, гибкости.
2-я группа —преимущественное достижение высокой скорости в циклических
движениях. В эту группу упражнений входят легкоатлетический бег, бег на
коньках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта
— достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения по
дистанции в каждом из видов 2-й группы зависит не только от
совершенствования самих циклических движений (техники), но и от способности
спортсмена преодолевать утомление.
3-я группа — совершенствование силы и быстроты движения. Физические
упражнения этой группы отличаются направленностью на достижение
максимальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и
соответственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это
осуществляется в двух крайних вариантах. Первый — за счет совершенствования
способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях массы,
что характерно, например, для занятий тяжелой атлетикой. Второй — путем
максимального увеличения ускорения при известной величине перемещаемых масс
(метание, прыжки в легкой атлетике).
4-я группа —совершенствование движений в обстановке непосредственной
борьбы с соперником. Спортивные игры и различные виды единоборств (бокс,
борьба, фехтование и т. п.), входящие в данную группу ациклических
упражнений, направлены на совершенствование функций анализаторов, быстрого
«освоения» широкого диапазона меняющейся информации в процессе
непосредственной борьбы со спортивным противником. Постепенно
совершенствуется комплекс физических качеств и способность к внезапным
действиям тренирующегося в этих видах. Физиологические нагрузки в процессе
упражнений весьма переменны, но в целом они довольно значительны. Эмоции,
связанные с упражнениями, требуют специального внимания, поскольку они
значительно усиливают влияние физических нагрузок на организм.
5-я группа — совершенствование управления различными средствами
передвижения. Эта группа упражнений (мотоциклетный, водной моторный, конный
спорт н др.) изучена в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотя
имеет бесспорно прикладное значение. Сами двигательные действия спортсменов
являются ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими для
своего выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-
за необходимости опережающих действий по отношению текущих движений и
ситуаций. Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость,
инициативу и для своего выполнения требуют достаточного проявления
координации, быстроты, силы и выносливости.
6-я группа — совершенствование предельно напряженной центральной
нервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря,
упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба,
шахматы и др.), поскольку двигательный компонент в них выражен в малой
степени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазоне
ациклических движений). Однако упражнения это? группы вызывают
напряженность функций центральной нервной системы. В процессе этих
упражнений развивается способность сосредоточения внимания на решении задач
в короткие отрезки времени при чередовании различных действий, с
управлением действиями вообще.
7-я группа — воспитание способности к переключениям в многоборье
(современное пятиборье, биатлон и др.). Физиологическое и педагогическое
значение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено к
простому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многоборья.
Каждое сочетание различных видов упражнений оказывает особое действие на
организм, подлежащее как частному, так и комплексному изучению и
сопоставлению.
Опираясь на данную классификацию и основные методические положения,
определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание
физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания вузов
могут обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целях
решения проблемы ППФП студентов различных факультетов.
Здесь будет уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортивной
подготовки вообще — элемент сознательности в занятиях, сопряженный с
повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использовать
спорт для совершенствования наиболее важных в современном производстве
психофизиологических функций, психологической закалки людей, воспитания
необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в командных
видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых в
студенческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами.
Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП студентов
оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и
оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая
спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к их
профессиональной деятельности, то должна. быть обеспечена ее доступность
для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному
виду спорта.
В то же время следует учитывать, что «спортивный метод» не может
являться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФП
студентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя не
признать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильная
постановка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного вида
спорта выхолостить его прикладную сущность.
Заключение.
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности
при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь
с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При
этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это
те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в
полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических
упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных
профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос
должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет
смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более
направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического
воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные
физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта;
прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические
факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного
процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных
видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить
воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а
также освоение прикладных умений и навыков.
Список литературы.
1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и
организационные основы. — М.,1978.
2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе.
— М., 1983.
3. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов
педагогических институтов. — М., 1980.