Профилактика девиантного поведения

Профилактика девиантного поведения

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм,

приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в

центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников

правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение в

молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств -

это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм

описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения

индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не

соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к

современной России.

Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего

поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна

алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление

наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными

привычками, как факторами риска.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю

историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда

общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от

поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На

первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем

понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие

правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия.

Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и

более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению

к девиантному поведению.

Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в

последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до

сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного

поведения молодёжи.

Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность,

алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит.

Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея,

постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий,

как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще

приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается

рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению

числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-

интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.

Было проведено социологическое исследование по употреблению алкоголя и

наркотиков студентами вуза и колледжа. Приобщение респондентов к алкоголю

происходило от 5-6 лет до 17 лет включительно. До 10 лет впервые

попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет — 7,6%. В 13-14 лет — интенсивность

приобщения увеличилась и составила 27,0%, а в 15-16 лет — уже 39,3%. В 17

лет впервые познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых.

Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейные

традиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4%

девочек из числа употребивших впервые, познакомились с алкогольными

напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Остальные мотивы

первого знакомства с алкоголем, курением и наркотиками таковы: «из

любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».

Это говорит о необходимости принятия соответствующих мер органами

здравоохранения, просвещения и другими заинтересованными ведомствами. Для

организации и проведения профилактической работы среди детей и подростков,

для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо

постоянно отслеживать ситуацию, т. е. школьные психологи должны проводить

мониторинг факторов риска на местах.

Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются

в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации.

В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности,

нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его

психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм

и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена,

она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию,

значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до

минимума. Одной из причин этого является то, что сейчас Россия равняется на

Запад. Это неправильно, так как мы не похожи на них, у нас другой

менталитет. На наш взгляд, это наиболее актуальная проблема на данный

момент, сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи,

как важнейшей среды формирования и воспитания человека.

Семья и школа

Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но,

даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный

кризис в отношениях, как между супругами, так и в отношениях с детьми.

Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом),

деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в

семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот -

попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо

гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: ''жертва

судьбы'', ''несчастный'', ''невыносимый'' или ''самый лучший''. Особое

внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается

тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если

родители (или один из них) – «холодные рационалисты».

Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою

семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершённое их ребенком

- полная неожиданность, событие, не имеющее причин. Они могут видеть

причину во влиянии улицы, школы, но очень редко в собственных ошибках в

воспитании. Необходимо отметить, что каждая семья является уникальной

системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и

многовариантным.

Ребёнку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь.

Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком

положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там,

где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и

ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными

их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают

нормальными.

Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является

организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Школа,

как мощный институт социализации несовершеннолетних, должна стать центром и

правовой культуры, и социализации подростков. Из школьных учреждений должны

уйти в прошлое безразличие, грубость и хамство, жестокость в обращении с

учащимися, вымогательство с родителей под различными предлогами. В каждой

школе необходимы психолог и социальный педагог. На наш взгляд, школьный

психолог должен начинать свою работу с детьми и родителями с первого

класса. Сотрудничество школы с семьей, изучение семьи, необходимо, прежде

всего, потому, что личность матери и личность отца, их характер,

темперамент, индивидуальные особенности, качество их супружеских

взаимоотношений, повседневное поведение в быту, степень их культурности,

образованности являются решающим фактором воспитания детей.

Школьные психологи в сотрудничестве с родителями и всеми

заинтересованными организациями должны участвовать в создании и внедрении

молодежных программ здорового образа жизни, основывающихся на объективной и

вызывающей доверие информации об алкоголизации, наркотизации и их

последствиях. Целью этих программ должно быть формирование у подростков

«здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации

личностного потенциала.

Достижение успеха в профилактике и преодолении раннего формирования

зависимостей возможно только при координации работы всех структур,

работающих с подростками: правоохранительных, психолого-педагогических,

социологических, медицинских. Следует признать приоритетную роль в борьбе с

распространением наркотических веществ среди учащихся социальных педагогов

и психологов. Результаты исследования показывают, что не страх наказания

способен удержать подростков от употребления алкоголя и наркотиков, а

объяснение последствий их злоупотреблением. На вопрос анкеты «Если бы Вы

знали о вреде алкоголя и наркотиков, стали ли бы Вы их принимать?»

большинство студентов (96,7%!) ответили отрицательно. Для предупреждения

алкоголизации и наркомании среди подростков в сферу деятельности школьного

психолога входит выявление групп риска, анализ кризисных ситуаций в

подростковой среде и предложения по социально приемлемым способам

разрешения этих ситуаций.

Важное значение имеет и подготовка учителей для работы с трудными

детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют специализированной

социально-педагогической подготовки. Им не оказывается необходимая помощь

для работы с «трудными» детьми.

Иногда в существующей социально-педагогической системе отсутствуют

службы, с которыми школа могла бы взаимодействовать с целью достижения

необходимых воспитательных результатов для каждого «трудного» ребенка

(консультации, региональные социальные учреждения и др.). Необходимо, чтобы

школы располагали специально подготовленными кадрами — психологами,

социальными педагогами и др.

Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального

поведения детей и подростков, если присутствуют асоциальные элементы в

системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены группы в своем

поведении; если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный

стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная

субкультура.

Детская нервность, её профилактика

Детская нервность обусловлена как биологическими, так и

микросоциальными причинами, но чаще всего – их сочетанием. Биологические

причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные

воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые месяцы или

годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К

микросоциальным причинам относятся переживания беременной или недавно

ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия

жизни ребёнка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно

связаны с биологическими, что их трудно разделить.

Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого

периода с момента зачатия ребёнка до первого вдоха новорожденного.

Беременность протекает по-разному в зависимости от того, желанна она,

досадна или, ещё того хуже воспринимается женщиной как катастрофа и не

приемлема для мужчины, будущего отца. В первом случае вероятность

благополучного протекания беременности выше, во втором вероятное

осложнение, угроза прерывания беременности.

Приведём несколько возможных ситуаций, способствующих

неблагоприятному течении беременности. Женщина беременна, но психологически

не готова к тому, чтобы стать матерью, психически инфантильна, незрела,

эгоистична, сама играет в семье роль ребёнка. Малыш внесёт в её жизнь лишь

заботы и попросту будет конкурентом ей.

Женщина беременна, но она не замужем. Ей уже не мало лет. Сохранить

беременность или прервать! Остаться одной страшно. Ребёнок придаст жизни

новый смысл. Но тогда – конец надеждам выйти замуж. И что скажут люди? А

если аборт закончится бесплодием, что тогда?

Женщина не ожидала беременности «так быстро, так не своевременно».

Ещё несколько лет необходимо учиться, ещё не «пожила для себя». Мать выйдет

на пенсию уже через несколько лет, вот тогда – пожалуйста.

Женщина беременна, но не уверенна, что её брак прочен. У неё имеются

серьёзные основания считать, что жизнь с мужем не сложилась, в будущем

возможен развод.

Женщина беременна, с радостью сообщила об этом мужу, а он

категорически против рождения ребёнка. Решилась: «Буду ждать ребёнка». Но

беременность воспринята конфликтно, и мрачная тень недовольства уже легла

на неё. Позже отец полюбит ребёнка, полюбит ребёнка и бабушка по отцу,

издёргавшая невестку в период беременности ссорами и упрёками. Однако зло

уже свершилось – в семье растёт невропатичный, трудный ребёнок.

Сомнения и колебания женщины по поводу рождения будущего ребёнка, её

страхи и опасения, недовольство супруга и свекрови, вызывает тягостные

переживания беременной, сказываются на состояние и развитие плода.

Существует мнение, что дети, которые родились в семье, где родители живут в

любви и согласии, красиво, уверенны в себе и оптимистичны.

На пятом месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца

взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется,

когда она отдыхает. В 6 – 7 мес. плод реагирует на резкое изменение

положения тела матери, спокойно, если не взволнованна беременная.

Если беременная женщина проводит 9 чрезвычайно важных месяцев в своей

жизни в душном помещении, спит с закрытой форточкой, мало гуляет, то плод

развивается в условиях кислородного голодания – гипоксии. В результате

ребёнок может родиться с меньшими интеллектуальными возможностями. Пройти

остановку-другую пешком или воспользоваться транспортом? Так ли это важно?

Очень важно. Ходьба, движение, избегание большого скопления людей,

длительное пребывание на свежем воздухе способствует сохранению и

укреплению психического и физического здоровья плода и здоровья будущей

матери в столь ответственный период.

Если беременность протекала неблагоприятно и ребёнок родился слабым,

осложненным окажется не только период новорожденности – первый месяц жизни,

не только первый год жизни. Будут осложнены воспитания, формирование

характера, личности в целом. Слабый ребёнок беспокоен, у него плохой

аппетит, он медленно набирает массу тела. В дом, где он живет, чаще заходит

врач. Родители озабочены состоянием его здоровья; ему уделяется больше

внимания, чем его брату или сестре; он пользуется особыми льготами и как-то

улавливает это. В результате уже с первого года жизни у ребёнка формируется

трудный характер. Ребёнок уже окреп, но остаётся по прежнему не в меру

требовательным. Он и хочет есть, да в начале пожеманится, покапризничает.

Каждый пустяк, естественное отправление он выполняет не просто, а с

претензией. Родители встревожены, а он достиг желаемого: он вновь в центре

внимания. Ему всего-то год-два, а он уже эгоистичен, истеричен.

Очень важно, чтобы беременность протекала нормально, чтобы она была

здоровой. Природа даёт женщине в этот естественный период её жизни

дополнительные ресурсы физических сил и выносливость. Слабая женщина

становится крепче, физически инфантильная – расцветает. Помогать природе, а

не препятствовать ей – задача будущей матери. Ей следует отказаться от чего-

то приличного, изменить в чем-то прежний образ жизни. Всё в этот период:

прогулка, одежда, режим, сон, питание – должно быть подчинено будущему

материнству. И если женщина приготовила себя к беременности морально и

физически, старается избегать отрицательных переживаний, живёт по режиму,

проводит день активно, много гуляет, родные её оберегают, то родится

здоровый ребёнок.

Воспитание в раннем возрасте

Уже на 7-м месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и

спокойно подчиняется или капризно сопротивляется. Ласково, но твёрдо

капризы, сопротивления пресекаются. А он всё настойчивее стремиться

добиться своего, что у многих младенцев получается. Ещё в самом малом, но

уже неуклонно требования взрослых игнорируются, а его – выполняются. Он

пытается подчинить себе мать.

Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон.

Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны. Следует

укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет. При

неправильном воспитании в 8 – 9 месяцев ребёнок может истерически

изгибаться и кричать в манеже. В таком случае необходимо быть твёрдым.

Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться истерикой.

Один, два раза родители стерпят, выдержат истошный крик, но малыш не

получит желаемого, и истеричность исчезнет, не получив подкрепления. Лучше

уйти из комнаты, где буйствует ребёнок. Без зрителей истерика, всегда

рассчитанная на них, прекращается. И, конечно, родители, когда ребёнок в

истерике, всем своим видом демонстрируют недовольство им. Родителям часто

приходится проявлять твёрдость. Ребёнок с младенчества должен усвоить, что,

если он переходит грань допустимого, любящие, ласковые, добрые родители

становятся суровыми. Это важный рычаг воспитание. Ласка – всегда поощрение

и знак для ребёнка: всё хорошо, так себя и надо вести. Родители вдруг

становятся строгими – стало быть, они огорчены им. Малыш пытается настоять

на своём, однако родители непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая

урок: за определённую черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя, но

и твёрдо настаивая на своём в случае необходимости. И тогда ребёнок очень

рано уловит смысл слов «можно» и «нельзя», как и научится понимать просьбу

«подожди». Если такое понимание будет воспитано вовремя, не придется

прибегать к наказаниям, когда малыш подрастёт. Необходимость в наказании –

свидетельство уже упущенного в воспитании. Ребёнка, правильно воспитанного

с самого раннего возраста, наказывать не приходится. Наказание – всегда

перевоспитание. Наказание – всегда насилие, беда для родителей и для

ребёнка. Это уже борьба между ними. Хорошо воспитанный ребёнок не подаёт

повода для наказания. И если пришла такая необходимость, нужно помнить

следующее. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать

ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация

глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. Такая демонстрация уже

наказание, если он любит родителей и они авторитетны для него. Наказание –

всегда лишение ребёнка того, чего он более всего хочет, что ценит,

демонстрация презрения не к нему, а к его поступку, изменение отношения к

нему. От него отворачиваются. С ним обращаются сухо, говорят только по делу

до тех пор, пока он не заслужит возвращения к нему доверия и прежнего

сердечного отношения. Унижающее, запугивающее, причиняющее боль наказание

ни к чему хорошему не приводит и ничего не решает. Поскольку в

необходимости наказать ребёнка виноваты и родители (просчёт воспитания),

лишение касается всех – все не идут на прогулку, все не смотрят интересную

передачу, как бы говоря о проступке: вот как всё огорчительно, вот к каким

последствиям это приводит. Переживания, связанные с наказанием, подвигают

ребёнка и к раннему постижению чувства стыда.

Если понятное, справедливое «хочу» и «не хочу» удовлетворяется,

ребёнок поймет разумность, справедливость «нельзя» и «надо». В начале он

воспримет это не осознаваемо, затем как осознанную категорию. «Нельзя» и

«надо» войдут в его плоть и кровь, превратятся в стержень чувства

собственного достоинства, которое будет ущемляться как раз тогда, когда

человек вынужден переступить через упомянутые понятия. Самостоятельность

проявится больше в самоограничении «нельзя» и в выполнении «надо», чем в

достижении запретного «хочу» и в преодолении «не хочу», если «надо». И

только в таком случае нет причин для возникновения нервности или трудности.

В «можно» и в «нельзя» не должно быть разногласия у взрослых, если они есть

– тогда нет воспитания.

Детей никогда нельзя обижать, но им и нельзя подчиняться. Детей не

балуют, им не потакают в недопустимом.

Приславутое сюсюканье, восхищение детскостью «милые малютки»,

сверхопека, воспитание трёхлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как

трёхлетних чреваты тяжелейшими последствиями. В угоду эгоистическим

тенденциям, приносится в жертву будущее человека.

Отсутствие воспитания – тоже воспитание. Безнадзорность, дурные

влияния при безнадзорности также воспитывают. Не ощущая внимания к себе,

ребёнок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным. Нет

направленного воспитывающего влияния, но есть косвенное. Ребёнок живёт в

семье, и на него оказывает воздействие жизнь её взрослых членов. Его

воспитывают в том случае, когда всё скрывают от него, и тогда, когда жизнь

родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда все молчат. Всё это

воздействует на формирование личности ребёнка. Воспитывают, когда говорят о

работе и о других, и тем, как об этом говорят; когда ссорятся или мирятся,

когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кого-то третируют

и когда отец – «квартирант»: приходит поздно, молча смотрит телевизор,

читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тоже воспитание.

На ребёнка воздействует всё: добры или нет родители; удовлетворены

они жизнью или завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда «смертельно

усталые» и им «всё надоело». Для него не безразлично, что у них разные

характеры, то, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему

радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит,

слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует

буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно:

как его всё это воспитывает?

Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей.

Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное

неприятие. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда один

ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию

таких же ущемлённых и безнадзорных, он праздно проводит время, пренебрегает

учебой. В компании к нему проявляют внимание, встречают его с радостью, в

чем он и нуждается. Там весело, и он забывает о своих горестях. Но на этом

пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости,

негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их

советам и требованиям. Чертами характера становится необязательность,

безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей, когда тот

и приятель, кто с ним сегодня.

У другого формируется истероидный характер со склонностью к бурным

сценам протеста «с двигательной бурей», при которой наблюдаются потеря

самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, когда

возможны демонстративное нанесение порезов, и столь же демонстративные

попытки самоубийства. Вызывающее поведение наблюдается и вне семьи. В этом

случае чертами характера становится эгоистичность, лживость, манерность,

склонность всегда и во всём обвинять других, начиная от родителей и кончая

всёми окружающими. Здесь особенно отчетливо видно, к чему приводит

подавление в темпераменте, его альтруистической сущности.

Время от времени необходимо внимательно всмотреться в своего ребёнка.

Задать себе вопросы, вдумчиво и объективно ответить на них. Многое станет

яснее. Что делали не так, что упустили, что необходимо наверстать.

Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка,

задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся

предупредить детскую нервность или трудность. Перевоспитывать в более

старшем возрасте, когда нервность или трудность уже фиксированы, - тоже

самое, как говорили древние мудрецы, что начинать копать колодец, когда уже

мучит жажда.

Характер ребёнка закладывается с раннего детства, поэтому

предупреждение развития у него вредных привычек необходимо проводить именно

в этом возрасте. Прежде всего, ребенок должен как можно реже видеть бутылку

с вином (и др.) на столе родителей. В накуренном помещении следует обратить

внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать

здесь трудно и противно. На прогулке следует обращать внимание ребенка на

пьяниц, на их неопрятный вид, рассказать, как трудно приходится родным

этого человека, подчеркнуть его бесполезность для общества. Необходимо,

чтобы реакция взрослых была эмоциональной. Вредные для здоровья последствия

курения и алкоголизма в раннем возрасте объяснять бесполезно.

Невропатия

Невропатия – это врождённая детская нервность. Ребёнок с таким

диагнозом, по словам родителей «не ребёнок, а комок нервов». У 63,2%

матерей, родивших детей с невропатией, имели место тяжёлые переживания в

период беременности. Нервничала мать – «нервничал плод», таким образом, не

случайно Невропатия – именно врожденная детская нервность.

Воспитание детей, страдающих невропатией.

Общение с невропатичным ребёнком требует чрезвычайной деликатности и

такта. Основные требования – не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он

непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если

родители начинают кричать на него, он будет кричать ещё сильнее, доходя до

неистовства. Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что

взрослые просто не воспринимают, такого ребёнка раздражает, непереносимо

для него. Работающий с приглушенным звуком телевизор для него, спящего в

соседней комнате, - то же самое, что для его родителей бульдозер,

работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное, сдержанное

поведение взрослых – условие его спокойствия, сдержанности. В шумной семье

такой ребёнок находится в состоянии постоянного перевозбуждения.

И так, все спокойны с невропатичным ребёнком, никто не повышает

голоса. Его не дергают поминутно запретами, укорами, замечаниями. Родители

должны многие мелочи не замечать, так как жизнь такого ребёнка станет не

переносимой, если каждый поступок будет вызывать реакцию взрослых. Он

слишком громко закричал от радости, возбуждения, сдвинул ковёр на полу,

стянул скатерть и разбил стоявшую на столе посуду, порвал газету, ест стоя.

Конечно, всё это неприятно, но у ребёнка врожденная детская нервность, и

родители все это благоразумно не должны замечать. Но вот он в гневе ударил

бабушку, упорно берёт и зажигает спички, или, вопреки запрету, подошел к

плите, на которой кипит в кастрюле суп. Вот это уже проступок. В этом

случае не должно быть места колебаниям. Ему строго указывают на

недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним

никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься

своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно

успокаивается. Ребёнок с невропатией предрасположен к истерическому типу

реагирования. Он, как искусный дипломат, использует любую трещинку в

отношениях между членами семьи. Вот он бросается с криком на пол, добиваясь

своего. Родители непреклонны. Крепиться и бабушка, но её стойкости хватает

ненадолго, и она говорит: «Перестаньте мучить ребёнка, уступите ему». А ему

только этого и надо. Он кричит и требует ещё настойчивее. Очевидно, что его

демонстративное поведение и было рассчитано на бабушку. Но родители не

позволяют ему добиться желаемого с помощью истерических выходок. В то же

время они должны быть терпеливыми, компромиссными и уметь отделять

маловажное от принципиального.

Истероидное поведение ребенка страдающего невропатией в общественных

местах нередко рассчитано не столько на мать, сколько на посторонних. Мать

крепится, она понимает – уступи ему сейчас, и отныне каждое посещение

магазина с ним превратиться в кошмар. Но не тут-то было. На нее

обрушивается «общественное мнение». Особенно радикальны сердобольные

старушки. И если мать, побежденная, уступает, отныне ей лучше не выходить с

ним из дома. Он только и будет ждать случая, чтобы с криком улечься в самом

не подходящем месте.

Итак, не реагируя на «советы» прохожих, мама уходит, не оглядываясь.

Ребёнок долго не выдержит, побежит вслед за ней. Мать, не глядя на него,

ждет у первого же светофора. Нельзя перейти улицу, так как он помчится

следом, не обращая внимания на движущийся транспорт. Мать молча берет его

за руку и продолжает путь в молчании, потом, успокоившись, тихим голосом

говорит: «Я тебя таким не люблю. Никогда ничего такими постыдными

поступками ты не добьешься». Если он вырывает руку и матери его не

перевести через дорогу, следует выбирать путь так, чтобы не пересекать

проезжую часть, и пусть он бежит следом. Не следует обращать внимания на

его крик, на высказывания прохожих, когда он успокоится, с ним не

разговаривают как можно больше. Пусть он поймёт, что виноват. Пусть

научится видеть своё поведение как бы со стороны.

И если потакание всем прихотям ребёнка вообще не допустимо при

воспитании, то тем более не допустимо оно при воспитании ребёнка с

невропатией. Такого ребёнка ни в коем случае нельзя воспитывать

эгоцентрически, как кумира. Его хвалят, когда он достоин похвалы, но не

чрезмерно, его наказывают, но адекватно, его не демонстрируют, как

вундеркинда гостям. Он склонен общаться со взрослыми, особенно с

добренькими, уступающими ему, а ему необходимо освоить очень трудное для

него общение со сверстниками.

Ребёнок с невропатией быстро устаёт, поэтому не следует водить его на

детские утренники, в цирк. Там он быстро истощится от впечатлений,

перевозбудится, и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько

суток выйдет из строя, будет капризнее обычного. По телевизору ему можно

разрешить смотреть только мультипликационные детские фильмы и, пожалуй,

все.

Ребёнок, страдающий невропатией, быстро развивается психически, но эту

тенденцию не следует поощрять. Родители читают ему сказки, дарят игрушки по

возрасту, давая информацию его пытливому уму, но не форсируют его

умственное развитие, а уделяют больше внимания нравственному воспитанию.

Его неустанно готовят к бесконфликтному и равноправному общению со

сверстниками, укрепляют физически.

Механизмы

Неправильное поведение закрепляется с помощью нескольких механизмов,

основные из них - реакции подражания и протеста - это нормальные

человеческие реакции, но главное, на что они направлены, с каким знаком они

идут - положительным или отрицательным.

Если ребенок или подросток подражает положительным образам, если он берет

пример с достойных людей - это хорошо. А если мальчик подражает пьянице и

дебоширу отцу, если девочка имитирует поведение капризной, склочной и

грубой матери, если ребенок берет пример с циничных, жестоких и злых людей,

вполне понятно, к чему это может привести. Ребенок замечает противоречия в

жизни окружающих его взрослых, он видит, что за явное неуважение взрослых к

правовым нормам они не несут ответственности, следовательно, он также может

поступать и сам. Наблюдая за двойной моралью взрослых, за их призывами к

правильному поведению в то время как они явно пользуются ненормативной

лексикой и жаргоном, ребенок также вырабатывает двойной стандарт по

отношению к друзьям, к школе, установленным правилам.

Реакция протеста может быть направлена и на добро и на зло. Протест

бывает пассивным и активным. Если ребенка в семье обижают, и он переживает

это, перестает разговаривать в присутствии членов семьи, то он пассивно

протестует против несправедливого к нему отношения. Бывают реакции

активного протеста: дети убегают из дома, дерутся, портят вещи, воруют.

Некоторые из них, стремясь обратить на себя внимание, чтобы скрыть свою

несостоятельность, отвлечь внимание от своих реальных недостатков ведут

себя нахально, агрессивно. Здесь нужна работа с психологом.

Влияние домашнего насилия на психическое здоровье детей

Ситуация с домашним насилием приобретает огромные размеры. Между тем,

изучение психологии как насильников, так и жертв насилия показывает, что

зачастую они росли в семьях, в которых они сами, или их матери,

подвергались насилию. Это еще раз доказывает аксиому: то, как человек будет

строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит от того, какой

опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именно в семье

ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит

первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому. От

модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом будет

строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели отцовского

поведения - каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик. Сама атмосфера

семьи воздействует на психику ребенка, его эмоциональное состояние. Можно

сказать, что любовь родителей друг к другу и к ребенку является известной

гарантией психологического благополучия ребенка.

Каким же образом воздействует неблагополучие, конфликтная атмосфера в

семье на ребенка? Анализ обращений женщин, подвергающихся насилию в семье,

показывает, что их дети испытывают во многом похожие проблемы в

эмоциональной, поведенческой сферах, в сфере общения, и часто именно

беспокойство за ребенка заставляет женщину обратиться за помощью.

Мальчики (а иногда и девочки) моделируют поведение по принципу семьи.

Они видят проявление насилия у себя дома и считают, что это приемлемый вид

поведения. Часто получают прямое напутствие от “доброжелательного” отца:

“Если тебя кто-нибудь обижает, стукни его”. Иногда старшие братья начинают

прибегать к насилию в отношениях с младшими членами семьи. Дети из таких

семей отыгрывают агрессию на своих одноклассниках или на более слабых

ребятах своего двора. В результате - неприятие со стороны сверстников, что

еще более ожесточает ребенка и служит помехой в общении.

У находящихся в атмосфере постоянных конфликтов детей вырабатывается

низкая стрессоустойчивость, они более чем другие дети подвержены

психосоматическим заболеваниям. В результате - частые пропуски школьных

занятий, низкие успехи в учебе. Конечным итогом становится неверие в себя,

в свои силы, невозможность достичь успехов в какой-либо деятельности. Часто

за маской агрессивности у ребенка скрываются неуверенность в себе,

недоверие к людям, постоянное ожидание неприятностей со стороны других.

Негативное восприятие себя толкает его на неблаговидные поступки. Подростки

пытаются недостающее чувство любви и семейного тепла компенсировать с

помощью суррогатов любви: алкоголизма и наркомании. Невыносимая атмосфера в

семье толкает ребенка на побег из дома, бродяжничество, противоправные

действия.

Школа тоже реагирует на таких детей по-своему - классами коррекции. Но

корригирующего, как правило, в этих классах мало, а вот унижающего

достоинство - достаточно. Часто атмосфера в этих классах напоминает

семейную, где сильный может унизить слабого.

На одном из занятий с таким классом дети моделировали свою жизнь на

необитаемом острове. И если сверстники в других - обычных классах -

рисовали театры, школы, заводы, то подростки из коррекционного класса в

первую очередь построили бы на острове тюрьму, следственный изолятор и

вытрезвитель. То есть исподволь, своими нареканиями, увещеваниями взрослые

готовят детей к определенному будущему, и они так же безропотно

воспринимают это как судьбу.

Таким образом, домашнее насилие становится серьезной угрозой для

полноценного формирования личности ребенка, способствует становлению

негативной “Я-концепции” и служит одной из основных причин девиантного

поведения детей и подростков.

Хотя общество чаще всего рассматривает проблему домашнего насилия как

дело частное и внутрисемейное, практика доказывает обратное. Эти дети более

всего нуждаются в социальной, психологической реабилитации. Можно сказать,

что в известной степени профилактическая работа по предотвращению домашнего

насилия - это профилактика девиантного поведения детей и подростков.

Совершенно необходимо сотрудничество различных городских структур,

работающих с детьми и подростками.

Профилактика девиантного поведения в летний период

Родители, педагоги, психологи, медики, работники милиции и другие

лица, работающие с молодежью, хотят видеть, как молодые люди становятся

здоровыми и ответственными взрослыми. Однако слишком многие из этих молодых

людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных

отрицательным влиянием среды и отсутствием навыков, необходимых для

успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели

негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как

низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые

связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к этому списку добавляются

Интернет - зависимость, азартные игры, зависимость от неформальных

группировок, сект.

Решение проблемы профилактики наркомании и других видов зависимости

становится сейчас "задачей номер один" не только для родителей и педагогов,

но и для государственных, муниципальных управлений и комитетов. В последнее

время этому способствует увеличение числа детских и подростковых клубов в

России, а также едва налаживающееся сотрудничество образовательных

учреждений с социально - психологическими центрами "Семья", другими

профилактическими и реабилитационными центрами и фондами. Однако система

взаимодействия таких центров и образовательных учреждений не всегда

достаточно эффективна по причине ограниченности программ, их

однонаправленности: имеется в виду тот факт, что работа с детьми ведется

лишь в школьный период, в пределах школы. На каникулах (особенно это

касается летнего отдыха) дети попадают в летние оздоровительные учреждения,

центры, лагеря, остальные - остаются либо на попечении родителей, либо во

власти улицы.

В связи с этим становится актуальным вопрос о планомерной и системной

организации летнего отдыха детей, в частности, в детских центрах, лагерях,

загородных комплексах.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного

времени детей, а с другой стороны - учреждением дополнительного

образования, в задачи которого входит обучение и воспитание детей.

Сейчас летние лагеря являются частью социальной среды, в которой дети

открывают, реализуют свои возможности, приобретают опыт социального

взаимодействия в отрыве от привычной семейной или школьной атмосферы.

Дополняя и расширяя влияние семьи и школы на ребенка, преследуется цель:

содействие социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому

физическому и психическому развитию ребенка. С учетом сегодняшнего

характера развития нашего общества ведущие задачи воспитания должны быть

направлены на формирование у детей умения ориентироваться в достаточно

сложной ситуации, развитие навыков саморегуляции, коммуникативной

компетенции, навыков преодолевающего поведения.

Вместе с этим встает проблема обучения специалистов, которые бы

выполняли задачи профилактики наркомании в детских лагерях. По

распространенному сейчас мнению, профилактика наркомании входит в

должностные обязанности медицинских работников (профилактику наркомании

относят к санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию детей).

Однако сейчас уже становится очевидным, что медицина некомпетентна и

неэффективна в вопросах профилактики, поскольку имеет дело только с

организмом, а не с личностью ребенка, которая и должна стать адресатом

профилактики.

С другой стороны, этим могут заниматься педагоги, воспитатели,

вожатые, в задачу которых входит воспитание детей. Они могут больше времени

уделять "разговорам по душам", проводить мероприятия, беседы и т.д. Это

входит в их прямые обязанности. Однако помимо педагогических обязанностей

вожатые и воспитатели имеют множество дополнительных организационных

обязанностей. Более того, иногда для профилактических целей необходима

коррекция поведения ребенка, что не может входить в компетенцию вожатого

как педагога.

Заключение

В настоящее время большинство исследователей указывают на

взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-

политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается

на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и

ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин

особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению

сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной

системы ценностей.

В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики

выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений,

необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности

российских граждан.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-

профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с

изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное

положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных

норм.

Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует

выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное

организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания

воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного

эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики,

как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда

поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры

предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью

его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного

воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки

у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они

нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в

воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным,

знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей

будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он

сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются,

и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а

на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью

собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к

людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в

семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все

это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем

осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том,

что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в

руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Литература:

1. Д.В. Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников»,

М.1984.

2. М.И.Буянов «Ребёнку нужна родительская любовь», М.1984

3. «Дети с девиантным поведением: психолого – педагогическая

реабилитация и коррекция», издат-во МАИ, М.1992

4. «Теория и методика социальной работы» (курс лекций) под ред-й

В.И.Жукова, М.1994

5. В.И.Гарбузов «Нервные дети», М.1990

6. Василькова «Социльная педагогика», М.1999

7. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика

воспитания», М.2000

8. «Девиантное поведение подростков» методическое пособие»,

М.1999

9. Г.Крайг «Психология развития», СПб, 2001

10. Материалы конференции «Мир семьи», 2001