Программа лекционных и практических занятий спецкурса экономическая психология

Программа лекционных и практических занятий спецкурса экономическая психология

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры Проректор по учебной работе

№ ___ от ___ « _____» 2000г. _________ М.А. Эскиндаров

Зав. кафедрой

Н.Н. Думная _____________

В.М. Соколовский

ПРОГРАММА

Лекционных и практических занятий

СПЕЦКУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСОХОЛОГИЯ»

По учебной дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

для студентов

МОСКВА. 2000 ГОД

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

|№ |Наименование тем |Колич|

|п/п | |ество|

| | |часов|

|Раздел 1. Введение в курс |

|1 |Основы экономической психологии |2 |

|2 |Личность в экономике |2 |

|Раздел 2. Психологические аспекты макроэкономики |

|3 |Деньги: психологические аспекты |2 |

|4 |Психология доходов и сбережений |2 |

|5 |Психологические аспекты экономической |2 |

| |политики | |

|6 |Финансовая психология |2 |

|Раздел 3.Психологические аспекты микроэкономики |

|7 |Психология трудовой деятельности |2 |

|8 |Психологические основы рынка и |2 |

| |потребления | |

|Раздел 4. Прикладная экономическая психлогия |

|9 |Психология взаимодействи с деловым |2 |

| |партнером | |

|10 |Деловая речь: психологический ракурс |2 |

|11 |Психологические правила экономического |2 |

| |текста | |

|12 |Преподаватель и студент: аспекты |2 |

| |взаимного психологического влияния | |

|ИТОГО: |24 |

ПРОГРАММИ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1 Основы экономической психологии

1. Становление экономической психологии как науки

2. Предмет исследования

3. Экономическая психология в поисках своего места

4. Ведущие теоретические концепции: мотивации, познания, взаимодействия

Тема 2. Личность в экономике

1. Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи

2. Основы психологического поведения человека с сфере экономики

3. Типы экономического поведения личности

Тема 3. Деньги: психологические аспекты

1. Деньги как объект психологических исследований

2. Восприятие ценности денег

3. Реакция на отток денег

Тема 4. Психология доходов и сбережений

1. Психология доходов

2. Сбережения: психологические аспекты

1) цели и мотивы

2) Изменения в сберегательном менталитете

Тема 5. Психологические аспекты экономической политики

1. "Государство" в сознании граждан

2. Разработка курса экономической политики' психологические основы

3. Субъекты экономики: восприятие экономической политики

4. Поведение субъектов. Психология теневой экономики

Тема 6. Финансовая психология

1. Психология восприятия системы государственных доходов

2. Психологическое отношение к государственным расходам

Тема 7. Психология трудовой деятельности

1. Психология выбора профессии

2. Мотивация к труду

3. Проблема удовлетворенности трудом

Тема 8. Психологические основы рынка и потребления

1. Особенности методологии исследования

2. Психология предложения

3. Психологическое воздействие цены

4. Психология рекламы

5. Психология спроса

Тема 9. Психология взаимодействия с деловым партнером

1. Объективная потребность в прикладной психологии

2. Психологические основы деловых контактов

3. Методы психологического влияния

Тема 10. Деловая речь: психологический ракурс

1. Устное выступление: принципы подготовки

2. Психология живой речи

Тема 11. Психологические правила экономического текста

1. Психологические правила подачи содержания

2. Воздействие оформлением

3. Удачный текст - хороший имидж

Тема 12. Преподаватель и студент: аспекты взаимного психологического

влияния

1. 1.Учеба в вузе: аспекты психологии восприятия. Методы наблюдения.

Систематизация типов поведения окружающих.

2. Активная психологическая позиция студента: принципы реализации своего

влияния. Коррекция внешних факторов. Воздействие на преподавателя

Методические указания о подготовке к зачету по предмету "Экономическая

психология"

Студенты, активно работающие в ходе семестра в рамках данного курса,

имеют возможность получить зачет-автомат. Конкретные условия активной

работы могут представлять собой следующие варианты:

. Активный процесс восприятия лекционного материала, выступления с

докладами, подготовка домашних заданий (в форме структурно-логических

схем, тезисов).

. Подготовка реферата или эссе по одной из предлагаемых тем.

. Подготовка практического задания, основанного на использовании методов

социальной психологии (перечень заданий прилагается).

Список тем, рекомендуемых для написания рефератов (или эссе) по курсу:

"Экономическая психология"

1. Основные сферы и проблемы экономической психологии в условиях социально-

экономических изменений в России

2. Личность в экономике

3. Поведение человека в экономике н его ожидания

4. Потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации человека в условиях

рыночных отношений

5. Рациональное и иррациональное в человеке

6. Сознание и подсознание личности

7. Менталитет населения как экономический фактор

8. Собственность как психологический н экономический феномен

9. Психология управления отношениями собственности

10. Социально-психологические проблемы адаптации населения к рынку

11. Рынок как объект социально-психологического анализа

12. Психологические аспекты трудовой деятельности

13. Восприятие обществом экономической политики государства

14. Основы финансовой психологии

15. Психологические аспекты восприятия населением системы государственных

доходов и расходов

16. Экономико-психологические проблемы налоговой политики и

налогообложения

17. Риск н экономическое решение: аспекты взаимосвязи

18. Экономико-психологический анализ эффективности использования трудовых

ресурсов организаций и фирм

19. Психология спроса и накопления, аспекты сберегающего поведения

20. Закономерности повеления субъектов рынка в условиях инфляции и

экономических кризисов

21. Социально-психологические основы управления

22. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющихся экономических

условиях

23. Психологические функции рекламы

24. Психология потребительского поведения

25. Динамика потребительских предпочтений у разных групп потребителей

26. Потребительское поведение субъекта в переходной экономике

27. Рост уровня притязаний в сфере благосостояния среди молодежи в условиях

переустройства российского общества

28. Психологическая готовность к экономическому риску

29. Психологические проблемы ценообразования

30. Психологические аспекты отношения к деньгам

31. Имидж как социально-психологическое явление

32. Психологические правила деловой речи

33. Психологические основы деловых контактов

34. Жесты и мимика в деловых контактах

35. Деловой партнер: методы его психологического изучения

36. Деловые партнеры: методы взаимного психологического влияния

37. Экономический текст как сфера психологического анализа

38. Внешность человека и его поведение: возможности психологического

анализа

39.Комплимент как социально-психологическое явление

Методические требования к рефератам (эссе)

1. Реферат должен иметь четкую логическую структуру.

2. Оглавление должно быть размещено в начале текста.

3. Оглавление должно быть сравнительно кратким: 3-4 пункта. Не

рекомендуется обозначать их главами.

4. Реферат должен показать умение автора теоретически обобщать,

классифицировать, находить интересные взаимозависимости экономико-

психологических явлений.

5. Автору реферата следует показать свое утаение пользоваться научным

аппаратом (системой ссылок, сносок, цитат, графиков, формул,

библиографии).

6. Одним из важных показателей подготовленности автора реферата - наличие

умело сделанного заключения (резюме) работы.

7. Приводимая в конце работы библиография - один из важнейших "сигналов",

свидетельствующая о подготовленности автора реферата. Неумение правильно

составлять список источников - типичная ошибка у 80% студентов. Первейший

принцип - опора на алфавит.

8. Объем реферата: 15-20 страниц

9. Межстрочный интервал: 1,5

10. Размер шрифта: 13, 14.

Перечень практических заданий, основанных на использовании метода социально-

психологических опросов

Подробное описание прелагаемых заданий содержится в книге: Соколинский В.М.

Психологические основы экономики. М, ЮНИТИ, 1999. Далее приводятся страницы

и номера заданий:

. С. 21, практическое задание 1;

. С. 44, практическое задание 1-4;

. С. 69, практическое задание 1-2;

. С. 98-99, практическое задание 1-3;

. С. 113-114, практическое задание 1;

. С. 131, практическое задание 1;

. С. 150, практическое задание 1;

. С. 166-167, практическое задание 1-2;

. С. 183, практическое задание 1.

Студент имеет возможность самостоятельно выбирать то задание, которое

ему покажется наиболее интересным.

Рекомендуемая литература:

1. Автономов B. C. Модель человека в экономической науке. С11Б, 1998.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996

3. Бердяев Н.А. Русская идея// Вопросы философии. 1990,№1-2.

4. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. М., 1998

5. Выготский Л. С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.. 1993.

6. Девис Ф. Создай себе имидж. Как своим видом излучать успех. Минск. 1998.

7. Ермолаева Е.П.. Ермаков А.Г., Спасенников В.В. Экономическая психология

предпринимательской деятельности. М.; 1999

8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на других людей.

Пер. с англ., М.: Прогресс, 1989

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998

10. Лебон Г. Психология социализма. СПБ, 1995.

11. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии.

1990, №4.

12. Ментальность россиян. М., 1997.

13. Основы экономической психологии // Под ред. В.М. Соколинского. М.,

1999.

14. Попов В.Д. Психология и экономика. М.. 1898.

15. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М., 1999.

16. Сопер П. Основы искусства речи. Книга о науке побеждать / Пер. с англ.

Ростов- на- Дону., 1995.

17. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

18. Хейне П. Экономический образ мышления. М.. 1992.

19. Шпигель Дж. Флирт - путь к успеху. Практическое пособие для мужчин и

женшин. СПБ. 1999.