Программирование и планирование в ситуациях коллективного взаимодействия
Программирование и планирование в ситуациях коллективного взаимодействия
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение. 3
2. Лидерство. 4
3. Коллективное взаимодействие. 7
4. Заключение. 9
5. Список литературы по теме. 10
ВВЕДЕНИЕ.
Данный реферат посвящен теме программирования и планирования в
ситуациях коллективного взаимодействия. Причиной написания данного реферата
стала необходимость сдачи зачета по курсу "Психология самоопределения,
самооценки и самоорганизации". Следует заметить, что подобные ситуации
(ситуации коллективного взаимодействия) достаточно часто возникают в нашей
жизни, и поэтому, по моему мнению, отработка техник и навыков в этой
области не только приводит к положительным результатам в работе с
коллективом и многочисленными группами людей, но и является важным моментом
в процессе обучения будущих управленцев. Я буду ссылаться на тексты
докладов, прочитанных в Международной Академии.
ЛИДЕРСТВО.
В этой главе автор использует доклад Светланы Браниславовны Крайчинской
на тему "Назначение программирования и планирования в ситуациях
коллективного взаимодействия."
В докладе были представленны следующие схемы организации работ в
ситуациях коллективного взаимодействия : это схема лидерства и схема
сетевой организации. Начну с первой схемы. Лидер - это человек, который
обладает волей и наглостью. Относительно этой схемы в группе не может быть
больше одного лидера в одно и тоже время. Это заявление построено на основе
схемы лидерства (см. рис. 1.), где лидер управляет деятельностью и работами
группы.
[pic]
Рис. 1. Схема лидерства.
Условные обозначения:
Позиция участника группы.
Тот, кто выходит в рефлексивное пространство (лидер / рефлексирующий)
Граница рефлексивного пространства.
Выход в рефлексивное пространство.
Программа деятельности группы.
Граница группы.
Взаимоотношения между участниками группы.
Продолжу обсуждение темы и работу по схеме. Работы, как уже говорилось,
организовываются одним человеком, т.е. лидером, который держит цели,
задачи, программы деятельности и планы работ группы и т.д. Он раздает
указания на работы либо директивно каждому участнику группы, либо уже
сложившейся или объединенной чем-либо группе участников внутри группы.
Удержание целей, задач, планов, программ и т.д. наиболее значимые моменты
для лидера, т.к. они являются инструментами управления группой, а значит и
способом удержания лидера на его месте. В том случае, если появляется
другой претендующий на то же место, который также имеет свое видение
организации работ в ситуации коллективного взаимодействия, возникает
ситуация конкуренции за право "командования" в группе. В этой ситуации все
усилия лидера направляются на борьбу с конкурентом и на увеличение значения
своей персоны в группе. Ситуация незаметно начинает выходить из-под
контроля лидера. Дело кончается тем, что выигрывает и встает в позицию
лидера тот, кто обладает наибольшей настойчивостью, упорстом и наглостью.
Задача, присущая лидеру, в отличие от остальных участников, это сохранение
собственной обособленности от других. Процессы планирования и
программирования, в обсуждаемом контексте, носят индивидуальный для лидера
характер. Продукты этих процессов и решение по поводу их презентации или не
презентации являются исключительно прирагативой лидера.
Я наблюдал множество случаев, когда из группы людей, вернее из толпы
людей выделялся лидер и превращал толпу в группу. Приведу пример: в давние
времена обучения в Банк-колледже были такие ситуации, когда необходимо было
собраться всем курсом и обсудить какой-либо вопрос или принять решение. В
большинстве случаев, студент шел на собрание с надеждой, что кто-то, только
не он сам, все за него организует и решит, в лучшем случае, собирался
высказать свое мнение по поводу или предложить возможное решение
сложившейся ситуации или возникшей проблемы. И только один шел с намерением
все организовать, чтобы не потратить, как уже случалось множество раз, уйму
времени впустую. Обычно, это был человек, который уже пользовался
авторитетом и доверием у студентов Банк-колледжа. Действительно, с
появлением лидера продуктивность работы значительно увеличивалась, хотя я
сомневаюсь в наличии у лидера четко выраженных целей и программ, но все-
таки план собрания у него был. Нужно добавить, что этот лидер был
кратковременным, т.е. на определенный момент, когда в нем появлялась
необходимость.
коллективноЕ взаимодействиЕ.
Особенность схемы коллективного взаимодействия в том, что там
отсутствует лидер как таковой, но работы выполняются и присутствуют
результаты этих работ. Группа, которая выбрала такую организацию работ,
может утверждать, что она является коллективом. Коллектив является
самодостаточной и самоорганизующейся единицей, способной на автономное
функционирование и работу.
[pic]
Рис. 2. Схема коллективного взаимодействия.
Условные обозначения:
Функциональное место участника группы.
Тот, кто выходит в рефлексивное пространство (лидер /
рефлексирующий)
Граница рефлексивного пространства.
Выход в рефлексивное пространство.
Программа деятельности группы.
Граница группы.
Взаимоотношения между участниками группы.
Необходимым условием существования коллектива является наличие общих
оснований работ, которые должны быть обсуждены и отрефлексированы. Также
важно, чтобы об этих основаниях был осведомлен каждый. Каждый должен знать
что он делает, и отвечать за то, что ему поручено и что он обязался
выполнить. Ответственность за выполнение работ лежит на каждом и каждый
должен занимать позицию рефлексирующего с целью отслеживания ситуации
работы других членов коллектива (см. рис. 2.). В коллективе присутствуют
только функциональные места. Нужно добавить, что коллективное
взаимодействие основано на доверии. Программа совместной деятельности
коллектива отвечает на вопрос - "Зачем это все нужно ?"
Программы и планы в ситуации коллективного взаимодействия нужны для
обеспечения существования этой самой ситуации и требуются для определения
состава, смысла и назначения тех работ, которые проводятся в рамках
коллектива, а так же выделения целей и организации времени по выполнению
этих самых работ.
заклюЧение.
Назначение программирования и планирования в ситуации коллективного
взаимодействия, по первой схеме (см. рис. 1.), сводится к удержанию и
укреплению позиции лидера.
По второй схеме (см. рис. 2.) программирование и планирование служат
как обеспечение существования ситуации коллективного взаимодействия.
В заключении надо сказать, что автор не надеется на то, что ему удалось
представить на этих страницах все случаи применения программирования и
планирования в ситуациях коллективного взаимодействия.
Список литературы ПО ТЕМЕ.
1. С.В.Наумов. "Представления о программах и программировании в
контексте методологической работы."//М.:"Вопросы методологии",1992г.
2. В.К.Балабанов. "Анализ и планирование."//М.:"Финансы и
статистика",1992г.