Происхождение, сущность и типы государств
Происхождение, сущность и типы государств
Группа: 4 – 10 – 98
БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес: г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв.
18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: политология
факультет: дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Калюжный
МАУП 2000.
Тема: Происхождение, сущность и типы государств
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………..…... 3
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа,
общественная власть…………………………………………………… 5
1.2 Общие закономерности возникновения государства,
его признаки и сущность………………………………………………. 8
1.3 Теории происхождения и сущности
государства………………………………………………..………………12
2. Типология государства
2.1 Основные вопросы типологии государств…………………..……14
2.2. Общая характеристика отдельных типов государств…………15
Выводы………………………………………………………………………..…..20
Список использованной литературы……………………………………….22
Введение
Создание новой Украины обусловливает постоянную потребность в
теоретическом осмыслении и предоставлении созидающим силам научного
инструментария, с помощью которого только и может быть достаточно
эффективным процесс этого создания.
Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества,
занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом
плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью
требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития
государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в
украинской действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении
различных общественных сил, политических организаций к государству в силу
того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы,
функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а
государство представляет собой особую разновидность властвующей
организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда
пассивно.
Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как
собственника основных орудий и средств производства, определяет основные
направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает
организацией всех граждан.
Основная задача настоящей работы заключается в раскрытии такого
теоретически важного понятия, как государство – его происхождение,
сущность, типология.
Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых,
исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения
государства; во-вторых, получить представление об основных категориях,
отражающих особые свойства государства; в-третьих, исследовать общие черты
различных государств, систему их важнейших свойств и сторон, порождаемых
соответствующей эпохой и получить представление о типах государств
характеризующихся общими сущностными признаками
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение,
без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических
явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое
значение данной темы связано с определением исторических рамок
существования государства.
Работа написана с учетом громадного исторического и политического
материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы
прошло в своем развитии и чем стало теперь.
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть
При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его
историческое происхождение (образование, возникновение), а также
предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству.
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в
познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно-
правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику
функционирования. Практическое значение данной темы связано с определением
исторических рамок существования государства.
В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как
государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной
собственности и государства», написанный с учетом громадного исторического
и политического материала, где показано, как государство появилось, какие
основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его
образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип
коллективного или кооперативного производства, который был результатом
слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой.
Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако
с момента естественного возникновения коллективности труд человека
становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая
выступала экономической формой организации людей.
Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда,
добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и
т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию
использовались коллективно, распределение продуктов труда было
уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным
«коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как
естественное состояние первоначально возникшей коллективности.
Формой социальной организации в тот период (после первобытного строя)
был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства,
но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения
хозяйства.
Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в
своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в
государственно-организованное общество.
Стала другой общественная организация – первобытное стадо
преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда,
который постоянно совершенствуется. Роды объединились в племена, а
последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении
общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не
было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже
существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с
государством.
Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой
социальной организации. В своем первоначальном, зачаточном виде
родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего
общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы
старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по
старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех
сородичей и соплеменников.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась
только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать
новые, не свойственные ей изначально черты.
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено
образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов
классообразования в сфере материального производства признается переход от
охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной
литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению
прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях
сделало рабочую силу человека способной производить большее количество
продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция
создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные
условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к
возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все
эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал
родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению
государственно-организованного общества.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению
объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности,
что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к
экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему
роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов
рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках
отдельной семьи.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей
экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и
проникновение в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок
рабства.
На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать
кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где
индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной
собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих
интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в
органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к
возникновению государства.
У разных народов возникновение частной собственности вызывало
различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и
эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию
непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного
времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом
столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением
эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри
общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение,
органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные
разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому
появляется новая организация уже не всего общества, а только его части –
собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических
отношений имущественного неравенства.
1.2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность
с марксистской точки зрения государство есть продукт развития
общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство
появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые
противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на
эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и
укреплением этого деления возникает и развивается особый институт –
государство.
Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и
внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув,
он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более
преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного
класса и чем более явно осуществляет его господство.
Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и
государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не
представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть
продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание,
что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на
непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна
была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах
«порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все
более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Если общественное производство в результате тысячелетней революции
пришло к частной собственности, то для всех других областей организации
общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в
производстве. Возникновение государства – это приспособление общества к
новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве
(экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения
частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались.
Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в
надстройке, к которой относится государство.
Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно
сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и
раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать
выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство есть
«продукт» и «проявление» непримиримости классов.
Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности
на средства производства, развивается под охраной и защитой государства;
государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде
угнетенные классы; государство не примиряет, а только, умеряет,
столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга в
бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.
Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход
того или иного народа от догосударственного к государственно-
организованному обществу, специально определяются признаки государства,
отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.
Государственная власть отличается от родовой в первую очередь
территориальным, а не родовым принципом организации населения.
В качестве признака государства рассматривается не территория как
таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному
признаку, их организация по месту жительства.
второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы
которой не совпадают с интересами населения. Государственная власть – это
власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом,
отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только
экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую
власть, власть над обществом, называют публичной.
Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный
аппарат). Первоначально государственная власть существовала в виде особого
отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный
аппарат принуждения.
Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата
управления первобытно-общинного строя:
- во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием
которых является управленческий труд;
- во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчинения
чужой воли насилию (полиция, армия);
- в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для
поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к
введению налогов и займов;
- в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом,
который означает независимость и самостоятельность в определении и
проведении политики как внутри, так и вовне государства;
- в-пятых, возможностью государства заниматься правотворчеством, в
результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко
всему обществу или его части;
В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает
выявление главного и определяющего в процессе, как возникновения, так и
дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание
закономерностей развития государственно-организованного общества. Есть
несколько подходов в исследовании этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как
машина для поддержания господства одного класса над другим, причем
меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в
диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие
государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое
является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие
классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии.
Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих
государств.
Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата
осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем
самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже
полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на
осуществление преимущественно функций подавления, на первое место
выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной
базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и
интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические
положения в социалистических государствах так и остались только в теории,
на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией;
государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-
государственной верхушке.
Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с
общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в
социалистических, так и в западных буржуазных государствах.
Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло,
сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом
используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство
как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из
депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство
призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло
соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского
общества.
Государственный механизм превратился из орудия преимущественно
подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент
достижения согласия и поиска компромиссов.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый
план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для
эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все
больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и
постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них,
то характеристика сущности государства будет ущербной.
Сущность государства как политической организации особенно ярко
проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в
себя все богатство общественных отношений за пределами политического
государства. Государство и гражданское общество предстают как единство
формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его
содержание – гражданским обществом.
Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от
населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может
рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая
самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал,
что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К.
Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как
определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое
публично-властными структурами и отношениями.
1.3 Теории происхождения и сущности государства
Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные
теории, в которых связь государства с процессами классообразования не
учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных
идеологических представлений и интересов.
Теологическая теория довольно многоаспектна.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим
истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть
общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле
такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей,
общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой,
права и обязанности.
Основная идея теологической теории – божественный первоисточник
происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей
безусловную обязательность и святость.
Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное
справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха
олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие
между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой;
государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного
уважения и отеческой любви.
Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении
Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем
передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам –
королям.
Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.).
Согласно этой теории государство возникает в результате заключения
общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»
состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого
первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма
– государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и
безопасности заключивших договор индивидов.
Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К.
Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они
видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении
одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия
образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и
подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и
побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея
свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы,
война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная
бабка государства», - заявил Л. Гумплович.
2. Типология государства
2.1 Основные вопросы типологии государств
Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем,
который считал, что основными критериями разграничения государств являются,
во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых,
осуществляемая государством цель.
Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г.
Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие
черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон,
порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными
признаками.
До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались
преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том,
что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической
формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей
соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций
государства с позиции его социального назначения.
Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:
первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную
(коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями
такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной
собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-
третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно,
государственно-организованное общество – элемент экономической общественной
формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства:
азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления
истории социального развития положена идея естественноисторического
процесса смены одной общественно-экономической формации другой.
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств
широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит
идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом
духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как
социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия
жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы,
степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической,
политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её
ценности влияют не только на социальную, но и на государственную
организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем
государствам, существующим в её рамках.
2.2 Общая характеристика отдельных типов государств
1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом
государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия,
Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и
Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение
государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали
рабовладельческий строй.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляли
производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью
рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых
нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и
т.д.
В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт,
создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое
хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо
ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и
рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в
производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях
полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
Рабовладельческое государство представляло собой орган классового
господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими
производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина
военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения:
вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые
являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые
показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции
рабовладельческого государства:
- подчинение сопротивления рабов;
- охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства
производства;
- идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;
- обороны страны и мирного контакта с другими народами;
- захвата чужих территорий;
- по управлению завоеванными территориями.
2. Феодальное государство является исторически вторым типом
государства, который отображает качественный скачек в поступательном
развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила
рабовладение в крепостничество.
Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная
рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые
условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному
– удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся
тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства.
Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть
продан, куплен, наказан своим господином.
В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху
(V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов,
государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в
сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия
между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными
группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество.
Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и
к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя
существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века).
Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-
экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала
организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии.
Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его
расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-
представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего
средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и
зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные
монархии.
3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе
разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических
общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение
господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления
этих отношений является универсализация существующей частной собственности,
растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит
капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства,
но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение,
отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном
масштабе.
В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование
современного западного общества и его государства закономерно, что при
достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении
эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с
оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его
государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название
постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует
трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается
как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а
национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование,
государственная система социального страхования есть свидетельство
конвергенции двух социально противоположных систем.
4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип
государства, который может возникнуть только в ходе социалистической
революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного
общества.
В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую
абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков,
принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В
первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок,
связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках
меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению
классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.
Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое
выступает политической организацией большинства населения во главе с
рабочим классом.
Если все предыдущие государства были основаны на частной
собственности, то экономической основой социалистического государства
является общественная собственность в различных её формах, что дает
возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все
причины, её порождающие.
Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном
огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства
во все сферы общественной жизни; административно-командной организации
труда и других видов общественной деятельности; примате общественного
интереса перед личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод
граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной
безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на
граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм
и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический
вакуум.
Современная модель социализма реально ставит человека с его
потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его
от патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм
собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует
социальную справедливость в распределительных отношениях; социальную
защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды
Выводы
I. Причины происхождения государства:
I.I Экономические причины
1. «Неолитическая революция» – переход от собирательства к
производящей экономике.
2. Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства
от земледелия; отделение ремесла; появление купцов.
3. Рост производительности труда и появление излишков.
4. Появление частной собственности.
I.II Социальные причины
1. Разложение рода и появление семьи.
2. Появление антагонизмов.
3. Раскол общества на классы.
II. Признаки отличающие государство от общественной власти
- наличие публичной власти, не совпадающей с населением;
- территориальное подразделение граждан (подданных) государства;
- взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания
публичной власти.
III. Признаки государства, отличающие его от других политических
организаций:
- наличие особого аппарата управления (публичная власть);
- государство есть официальный представитель всего общества;
- разделение населения по территориальному признаку;
- суверенитет;
- наличие аппарата принуждения;
- налоги, займы.
IV. Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть
политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над
другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства
заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
Государство (общесоциальный подход) – политическая организация-
ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными
отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса
между ними.
Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам (И.
Кант).
V. Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных
государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых
соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.
V.I Типы государств (формационный подход)
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое.
Критерии классификации:
- наличие или отсутствие частной собственности;
- наличие или отсутствие противоположных классов;
- наличие или отсутствие товарного производства.
V.II Макроформации
1. Первичная – первобытно-общинный строй.
2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная;
буржуазная.
3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза
социализм).
Список использованной литературы
1. Боднар А. Основы политологии. – К., 1991.
2. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.
3. Санистебан Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.
4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.
6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –
К.:МАУП, 1999. – 268 с.
7. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и
современность. – 1996. - №3.