Происхождение, сущность и типы государств

Происхождение, сущность и типы государств

Группа: 4 – 10 – 98

БУБ

студент: Заболотный

Александр Эдуардович

адрес: г. Запорожье,

ул. Мира, д. 10, кв.

18

телефон: 33 – 16 – 77

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: политология

факультет: дистанционное обучение

специальность: БУБ

отделение: бакалаврат

Преподаватель консультант: Калюжный

МАУП 2000.

Тема: Происхождение, сущность и типы государств

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………..…... 3

1. Происхождение и сущность государства

1.1 Первобытное общество: экономическая основа,

общественная власть…………………………………………………… 5

1.2 Общие закономерности возникновения государства,

его признаки и сущность………………………………………………. 8

1.3 Теории происхождения и сущности

государства………………………………………………..………………12

2. Типология государства

2.1 Основные вопросы типологии государств…………………..……14

2.2. Общая характеристика отдельных типов государств…………15

Выводы………………………………………………………………………..…..20

Список использованной литературы……………………………………….22

Введение

Создание новой Украины обусловливает постоянную потребность в

теоретическом осмыслении и предоставлении созидающим силам научного

инструментария, с помощью которого только и может быть достаточно

эффективным процесс этого создания.

Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества,

занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом

плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью

требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития

государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в

украинской действительности.

Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении

различных общественных сил, политических организаций к государству в силу

того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы,

функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а

государство представляет собой особую разновидность властвующей

организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда

пассивно.

Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как

собственника основных орудий и средств производства, определяет основные

направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает

организацией всех граждан.

Основная задача настоящей работы заключается в раскрытии такого

теоретически важного понятия, как государство – его происхождение,

сущность, типология.

Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых,

исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения

государства; во-вторых, получить представление об основных категориях,

отражающих особые свойства государства; в-третьих, исследовать общие черты

различных государств, систему их важнейших свойств и сторон, порождаемых

соответствующей эпохой и получить представление о типах государств

характеризующихся общими сущностными признаками

Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение,

без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических

явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое

значение данной темы связано с определением исторических рамок

существования государства.

Работа написана с учетом громадного исторического и политического

материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы

прошло в своем развитии и чем стало теперь.

1. Происхождение и сущность государства

1.1 Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть

При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его

историческое происхождение (образование, возникновение), а также

предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству.

Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в

познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно-

правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику

функционирования. Практическое значение данной темы связано с определением

исторических рамок существования государства.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как

государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной

собственности и государства», написанный с учетом громадного исторического

и политического материала, где показано, как государство появилось, какие

основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его

образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип

коллективного или кооперативного производства, который был результатом

слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой.

Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако

с момента естественного возникновения коллективности труд человека

становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая

выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда,

добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и

т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию

использовались коллективно, распределение продуктов труда было

уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным

«коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как

естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного строя)

был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства,

но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения

хозяйства.

Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в

своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в

государственно-организованное общество.

Стала другой общественная организация – первобытное стадо

преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда,

который постоянно совершенствуется. Роды объединились в племена, а

последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении

общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не

было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже

существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с

государством.

Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой

социальной организации. В своем первоначальном, зачаточном виде

родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего

общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы

старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по

старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех

сородичей и соплеменников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась

только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать

новые, не свойственные ей изначально черты.

С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено

образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов

классообразования в сфере материального производства признается переход от

охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной

литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению

прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях

сделало рабочую силу человека способной производить большее количество

продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция

создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные

условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к

возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все

эти явления порождены общественным разделением труда, который взорвал

родовой строй, привел к расколу общества на классы, появлению

государственно-организованного общества.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению

объёма избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности,

что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к

экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему

роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов

рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках

отдельной семьи.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей

экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и

проникновение в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок

рабства.

На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать

кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где

индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной

собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих

интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в

органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.

Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к

возникновению государства.

У разных народов возникновение частной собственности вызывало

различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и

эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию

непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного

времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом

столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением

эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри

общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение,

органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные

разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому

появляется новая организация уже не всего общества, а только его части –

собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических

отношений имущественного неравенства.

1.2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки и сущность

с марксистской точки зрения государство есть продукт развития

общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство

появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые

противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на

эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и

укреплением этого деления возникает и развивается особый институт –

государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и

внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув,

он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более

преуспевает в этом, чем более он становится органом одного определенного

класса и чем более явно осуществляет его господство.

Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и

государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не

представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть

продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание,

что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на

непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна

была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах

«порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все

более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Если общественное производство в результате тысячелетней революции

пришло к частной собственности, то для всех других областей организации

общества характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в

производстве. Возникновение государства – это приспособление общества к

новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве

(экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения

частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались.

Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в

надстройке, к которой относится государство.

Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно

сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и

раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать

выводы о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство есть

«продукт» и «проявление» непримиримости классов.

Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности

на средства производства, развивается под охраной и защитой государства;

государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде

угнетенные классы; государство не примиряет, а только, умеряет,

столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга в

бесплодной борьбе. Полный мир между классами невозможен.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход

того или иного народа от догосударственного к государственно-

организованному обществу, специально определяются признаки государства,

отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.

Государственная власть отличается от родовой в первую очередь

территориальным, а не родовым принципом организации населения.

В качестве признака государства рассматривается не территория как

таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному

признаку, их организация по месту жительства.

второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы

которой не совпадают с интересами населения. Государственная власть – это

власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом,

отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только

экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую

власть, власть над обществом, называют публичной.

Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный

аппарат). Первоначально государственная власть существовала в виде особого

отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный

аппарат принуждения.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата

управления первобытно-общинного строя:

- во-первых, наличием особой категории людей, главным призванием

которых является управленческий труд;

- во-вторых, наличием особого аппарата принуждения для подчинения

чужой воли насилию (полиция, армия);

- в-третьих, наличием самостоятельного фонда материальных средств для

поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к

введению налогов и займов;

- в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом,

который означает независимость и самостоятельность в определении и

проведении политики как внутри, так и вовне государства;

- в-пятых, возможностью государства заниматься правотворчеством, в

результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко

всему обществу или его части;

В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает

выявление главного и определяющего в процессе, как возникновения, так и

дальнейшего развития, функционирования государства, а также познание

закономерностей развития государственно-организованного общества. Есть

несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как

машина для поддержания господства одного класса над другим, причем

меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в

диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие

государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое

является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие

классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии.

Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих

государств.

Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата

осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем

самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже

полугосударство. Со сломом государственного аппарата, рассчитанного на

осуществление преимущественно функций подавления, на первое место

выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной

базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и

интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические

положения в социалистических государствах так и остались только в теории,

на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией;

государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-

государственной верхушке.

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с

общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в

социалистических, так и в западных буржуазных государствах.

Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло,

сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом

используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство

как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из

депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство

призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло

соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского

общества.

Государственный механизм превратился из орудия преимущественно

подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент

достижения согласия и поиска компромиссов.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый

план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для

эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все

больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и

постсоциалистических обществах. Если же отказаться от какого-либо из них,

то характеристика сущности государства будет ущербной.

Сущность государства как политической организации особенно ярко

проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в

себя все богатство общественных отношений за пределами политического

государства. Государство и гражданское общество предстают как единство

формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его

содержание – гражданским обществом.

Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от

населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может

рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая

самыми различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал,

что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К.

Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как

определенную ассоциацию, в которой члены её объединяются в единое целое

публично-властными структурами и отношениями.

1.3 Теории происхождения и сущности государства

Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные

теории, в которых связь государства с процессами классообразования не

учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных

идеологических представлений и интересов.

Теологическая теория довольно многоаспектна.

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим

истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть

общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле

такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей,

общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой,

права и обязанности.

Основная идея теологической теории – божественный первоисточник

происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей

безусловную обязательность и святость.

Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.

Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное

справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха

олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие

между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой;

государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного

уважения и отеческой любви.

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII в. в сочинении

Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем

передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам –

королям.

Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.).

Согласно этой теории государство возникает в результате заключения

общественного договора между людьми, находящимися в «естественном»

состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого

первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма

– государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и

безопасности заключивших договор индивидов.

Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К.

Каутский.

Причину происхождения и основу политической власти и государства они

видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении

одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия

образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и

подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и

побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея

свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы,

война, борьба, опустошение, словом, насилие, - «вот родители и повивальная

бабка государства», - заявил Л. Гумплович.

2. Типология государства

2.1 Основные вопросы типологии государств

Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем,

который считал, что основными критериями разграничения государств являются,

во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых,

осуществляемая государством цель.

Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г.

Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие

черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон,

порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными

признаками.

До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались

преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том,

что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической

формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей

соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций

государства с позиции его социального назначения.

Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:

первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную

(коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями

такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной

собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-

третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно,

государственно-организованное общество – элемент экономической общественной

формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства:

азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления

истории социального развития положена идея естественноисторического

процесса смены одной общественно-экономической формации другой.

Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств

широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит

идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом

духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как

социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия

жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы,

степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической,

политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её

ценности влияют не только на социальную, но и на государственную

организацию общества. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем

государствам, существующим в её рамках.

2.2 Общая характеристика отдельных типов государств

1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом

государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия,

Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и

Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение

государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали

рабовладельческий строй.

Экономическую основу рабовладельческого государства составляли

производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью

рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых

нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и

т.д.

В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт,

создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое

хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.

Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо

ведшим его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и

рабовладельческой формой собственности, между рабами и рабовладельцами.

Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в

производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях

полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.

Рабовладельческое государство представляло собой орган классового

господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими

производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина

военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения:

вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые

являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые

показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции

рабовладельческого государства:

- подчинение сопротивления рабов;

- охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства

производства;

- идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;

- обороны страны и мирного контакта с другими народами;

- захвата чужих территорий;

- по управлению завоеванными территориями.

2. Феодальное государство является исторически вторым типом

государства, который отображает качественный скачек в поступательном

развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила

рабовладение в крепостничество.

Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная

рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые

условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.

Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному

– удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся

тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства.

Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть

продан, куплен, наказан своим господином.

В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху

(V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов,

государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в

сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия

между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными

группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество.

Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и

к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя

существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века).

Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-

экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала

организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии.

Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его

расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-

представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего

средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и

зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные

монархии.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе

разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических

общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение

господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления

этих отношений является универсализация существующей частной собственности,

растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит

капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства,

но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение,

отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном

масштабе.

В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование

современного западного общества и его государства закономерно, что при

достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении

эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с

оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его

государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название

постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует

трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается

как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а

национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование,

государственная система социального страхования есть свидетельство

конвергенции двух социально противоположных систем.

4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип

государства, который может возникнуть только в ходе социалистической

революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного

общества.

В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую

абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков,

принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В

первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок,

связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках

меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению

классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.

Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое

выступает политической организацией большинства населения во главе с

рабочим классом.

Если все предыдущие государства были основаны на частной

собственности, то экономической основой социалистического государства

является общественная собственность в различных её формах, что дает

возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все

причины, её порождающие.

Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном

огосударствлении основных средств производства, вмешательстве государства

во все сферы общественной жизни; административно-командной организации

труда и других видов общественной деятельности; примате общественного

интереса перед личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод

граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной

безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на

граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм

и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический

вакуум.

Современная модель социализма реально ставит человека с его

потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его

от патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм

собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует

социальную справедливость в распределительных отношениях; социальную

защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды

Выводы

I. Причины происхождения государства:

I.I Экономические причины

1. «Неолитическая революция» – переход от собирательства к

производящей экономике.

2. Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства

от земледелия; отделение ремесла; появление купцов.

3. Рост производительности труда и появление излишков.

4. Появление частной собственности.

I.II Социальные причины

1. Разложение рода и появление семьи.

2. Появление антагонизмов.

3. Раскол общества на классы.

II. Признаки отличающие государство от общественной власти

- наличие публичной власти, не совпадающей с населением;

- территориальное подразделение граждан (подданных) государства;

- взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания

публичной власти.

III. Признаки государства, отличающие его от других политических

организаций:

- наличие особого аппарата управления (публичная власть);

- государство есть официальный представитель всего общества;

- разделение населения по территориальному признаку;

- суверенитет;

- наличие аппарата принуждения;

- налоги, займы.

IV. Государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть

политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над

другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства

заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

Государство (общесоциальный подход) – политическая организация-

ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными

отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса

между ними.

Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам (И.

Кант).

V. Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных

государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых

соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.

V.I Типы государств (формационный подход)

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное;

- социалистическое.

Критерии классификации:

- наличие или отсутствие частной собственности;

- наличие или отсутствие противоположных классов;

- наличие или отсутствие товарного производства.

V.II Макроформации

1. Первичная – первобытно-общинный строй.

2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная;

буржуазная.

3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза

социализм).

Список использованной литературы

1. Боднар А. Основы политологии. – К., 1991.

2. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.

3. Санистебан Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.

4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.

6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –

К.:МАУП, 1999. – 268 с.

7. Мамут Л. Государство: Полюсы представлений //Общественные науки и

современность. – 1996. - №3.