Прокурорский надзор
Прокурорский надзор
Прокурорский надзор
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и
исполнением законов, действующих на территории РФ.
Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с
указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась
прокуратура как государственно-правовой институт)
Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в
соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные
органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных
сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-
территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))
Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не
относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из
элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.
Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности,
обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.
Прокурорский надзор (П.Н.) как…
…вид государственной деятельности:
Деятельность специально уполномоченных государственных органов
(прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:
1) Обеспечения верховенства закона;
2) Единства и укрепления законности;
3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и
государства.
Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и
правовых средств их осуществления.
…отрасль юридической науки:
Изучает закономерность возникновения, становления и развития
правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н.,
содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм,
деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.
…как учебная дисциплина:
Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с
определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и
охватывает собой общую и особенную части курса.
Объект П.Н.-
Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов
исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных
органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов
военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих
органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также
других органов и граждан, на которых распространяется компетенция
прокуратуры.
S-ты П.Н.
Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной
властью в пределах своей компетенции.
Предмет П.Н.
Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора,
спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями
прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.
Средства П.Н.
Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для
достижения цели и осуществления задач прокуратуры.
Методы П.Н.
Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и
способов применения и реализации правовых средств П.Н.
Сущность П.Н.
Состоит в том, что;
1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной
деятельности, которая является исключительной компетенцией
органов прокуратуры.
2) П.Н. осуществляется от имени государства.
3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и
исполнения законов, действующих на территории РФ.
4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение
правонарушений, восстановление нарушенной законности,
привлечение виновных к ответственности.
Цели и задачи П.Н.
Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос.
устройстве и понимаются как то:
-к чему надо стремится;
-что надо осуществлять;
-результат, на достижение которого направлена деятельность органов
прокуратуры, регламентируемая законодательством.
Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:
1. Обеспечение верховенства закона;
2. Обеспечение единства и укрепления законности;
3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи непосредственно направлены на достижение целей.
Задачи П.Н.:
1. Общие.
2. Специальные
3. Частные.
1.- Характеризуют весь П.Н.
2.- –//– какие-то направления деятельности.
3.- –//– какую-то частную деятельность.
Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от
посягательств:
–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от
формы собственности;
-общественного и государственного устроя РФ.
Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед
конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач
определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).
Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на
данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение объяснений по
поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для
проверки их соответствия законам и т.д.).
Правовая основа курса «Прокурорский надзор»
Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры,
к которым относятся:
1) Конституция РФ;
2) ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от
17.11.95 и др.;
3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и
процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52
АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.)
4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ
(нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно
прокуратуры)
5) Указы Президента РФ;
6) Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции
Генпрокурора.
7) Постановления Конституционного Суда;
8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.
Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности
прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры это закрепленные в
законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие
построение П.Н., характеризующие признаки деятельности органов прокуратуры
и основные требования, предъявляемые к ней.
Сущность принципов заключается в следующем:
1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования;
2) Принципы обязательны для прокурорского работника, независимо от
занимаемой должности.
Система принципов организации и деятельности прокуратуры
подразделяются на:
- общие;
- внутрипроизводственные.
Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4):
1)законность;
3) единство и централизация органов прокуратуры;
4) гласность;
К внутренним относятся:
-зональный (территориальный)
-предметный.
Характеристика общих принципов
1.Законность.
Закреплен в ч.2, ст.15 Конституции РФ и означает, что органы
государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения,
обязаны соблюдать Конституцию и законы (органы прокуратуры обязаны
следить за исполнением законов всеми юр. и физ. лицами) при
безусловном соблюдении предусмотренных законодательством их прав и
интересов.
2. Единство и централизация органов прокуратуры
Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура – единая федеральная
система территориальных и специализированных прокуратур, подчиняющихся
единому центру – Генпрокуратуре.
Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры
выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех
прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и в
сочетании единого руководства инициативой прокуроров на местах. Содержание
принципа также включает ответственность вышестоящего прокурора за
эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.
3.Принцип независимости.
Согласно ст.4 «О прокуратуре» заключается в том, что органы
прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, независимо от
федеральных органов, органов государственной власти S-в РФ, органов
местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и
руководствуются законами и изданными в соответствии с ними принципами и
указаниями Генпрокурора.
Реализация принципа независимости обеспечивается:
1) установленным порядком назначения прокуроров;
2) определенной законом системой подчиненности и подотчетности
прокуроров;
3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов
( финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет
средств федерального бюджета);
4) Материальным и социальным обеспечением работников органов
прокуратуры.
Соблюдение принципа независимости гарантируется ст.5 ФЗ «О
прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н.
Признаком данного принципа является политическая независимость
прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных объединений,
преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности).
Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной
оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской,
научной, творческой деятельности.
4.Принцип гласности
Закреплен в п.2, ст.4 «О прокуратуре» и означает что органы
прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит
требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а
также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом
тайне.
Реализация обеспечивается:
1) сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от
должности;
2) Ежегодным представлением Генпрокурором палатам Федерального
собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности
и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению;
3) Созданием в органах прокуратуры специальных подразделений,
осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре центр информации и
общественных связей)
В тех случаях, когда предание гласности информации о работе
прокуратуры по конкретным делам может причинить вред интересам
личности, общества и государства, то предание гласности о работе
прокуратуры не допускается.
Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур
Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию
деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных
подразделений между работниками по определенным территориям
(территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема
работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил
нескольких S-в Федерации.
В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор
оформляет соответствующее производство, в котором содержаться документы,
находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются
сведения о положительном опыте работы.
Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и
характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным
направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за
прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности,
относящееся к предмету ведения).
В органах прокуратуры для организации работы используется предметно-
зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и
определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).
Вопрос о распределении обязанностей в органах прокуратуры в
соответствии с зональным и предметными принципами организуется прокурором-
руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным
распоряжением или приказом.
Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает
прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие
данные прокуратуры об исполнении законов, анализировать соответствующие
материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).
Система органов прокуратуры РФ
Возглавляемая Генпрокурором единая централизованная совокупность
федеральных органов и учреждений и учреждений, выполняющих взаимосвязанные
задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности,
правопорядка, федеративной государственности РФ, построенная на единых
принципах с учетом административно-территориального устройства государств
В соответствии со ст.11 з-на «О прокуратуре» систему прокуратуры РФ
составляют:
1) Генпрокуратура РФ;
2) Генпрокуратуры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры;
3) Прокуратуры городов и районов, другие территориальные военные и
иные специализированные прокуратуры;
4) Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий,
являются юр. лицами.
Возглавляет систему органов прокуратуры Генпрокуратура РФ. В структуру
Генпрокуратуры входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему
органов военной прокуратуры.
К территориальным относятся:
- прокуратура республики в составе РФ;
- прокуратура края, области;
- прокуратуры Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области,
автономных округов;
- прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры
(межрайонные).
Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и
районных, и подразделяются на военные и иные специализированные
прокуратуры.
Военные прокуратуры:
- Главная военная прокуратура;
- Прокуратуры родов войск, военного округа, флота, группы войск, армии,
флотилии, соединения, гарнизона;
Иные специализированные прокуратуры:
- природоохранные;
- транспортные;
- по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
- по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых
учреждениях;
- иные специализированные прокуратуры.
В систему органов прокуратуры входят также научно-образовательные
учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при
прокуратуре РФ; институты повышения квалификации руководящих кадров
Генпрокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий органов
прокуратуры («Законность»)
Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не
входящих в единую систему органов прокуратуры – не допускается (п.2,п.3
ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).
Генпрокуратура РФ.
Структура и порядок образования
Генпрокуратура – высшее звено органов прокуратуры РФ, в ней образуется
Коллегия, в составе генпрокурора (председатель), его первого зама и
заместителей (по должности), других прокурорских работников,
назначаемых генпрокурором. Коллегия является совещательным органом
(на ней вырабатываются решения по наиболее актуальным вопросам
организации деятельности органов прокуратуры). Заседание Коллегии
проводится не реже 1 раза в 2 месяца, а решения реализуются приказами
и указаниями генпрокурора.
Структуру Генпрокуратуры РФ составляют:
1. Главное управление;
2. Управление;
3. Отделы (на правах управлений, в составе управлений).
В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие
прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи
по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их
помощники.
В состав прокуратуры входят:
1. Главное следственное управление Генпрокуратуры (ГСУ) (управление по
надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности
(ОРД) в ОВД, управление по надзору за расследованием преступлений
органами прокуратуры);
2. Управление криминального(?) обеспечения;
3. Управление кадров;
4. Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;
5. Управление по надзору законностью судебных постановлений по уголовным
делам;
6. Управление по надзору за законностью судебных постановлений по
гражданским делам;
7. Международно-правовое управление;
8. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
9. Отдел реабилитации жертв политических репрессий;
и др. В состав Генпрокуратуры на правах подразделений входит Главная
военная прокуратура (ГВП).
В состав Генпрокуратуры входят ряд подразделений обеспечивающего
характера:
1) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;
2) Секретариат;
3) Управление делами;
4) Центр информации и общественных связей;
5) Финансово-хозяйственное управление и другие.
В Генпрокуратуре создан информационно-аналитический центр для
обобщения и анализа информации по вопросам деятельности органов
прокуратуры.
10. Для аттестации прокурорско-следственных и других работников в
Генпрокуратуре
образуется Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) и Аттестационная
Комиссия (АК). ВАК возглавляет генпрокурор, а АК – начальник управления
кадров.
При Генпрокуратуре действует научно-консультативный совет (НКС) для
рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов
прокуратуры (целью деятельности НКС является научное содействие органам
прокуратуры в выполнении задач, возложенных на них законом «О
прокуратуре»).
Генпрокурор и его полномочия
Генпрокурор – высшее должностное лицо прокуратуры РФ, осуществляющее
общее руководство Генпрокуратурой РФ. Назначается и освобождается от
должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению
Президента. Срок полномочий – 5 лет.
Генпрокурор ежегодно представляет палатам Федерального собрания и
Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о
проделанной работе по её укреплению.
Полномочия (стю17 закона «О прокуратуре»)
1) Руководит системой прокуратуры;
2) Издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры,
приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции;
3) Устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и
учреждений прокуратуры;
4) Устанавливает штаты и структуру Генпрокуратуры в пределах
выделенной штатной численности и фонда оплаты труда;
5) Несет ответственность за выполнение задач возложенных на органы
прокуратуры;
6) Назначает на должность и освобождает от должности директоров
(ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры
и их замов.
Генпрокурор имеет первого зама и заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от неё Советом Федерации по представлению
Генпрокурора.
Распределение обязанностей между замами осуществляется прокурором.
Организация прокурорского надзора в федеральных округах
Обеспечение прокурорского надзора в округах приказом Генпрокурора от 5
июня 2000 №98 «Об образований управлений Генпрокуратуры РФ в федеральных
округах» возложено на образованные управления Генпрокуратуры в Центральном,
Северо-западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном
федеральных округах. В Южном федеральном округе данные функции возложены на
главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной
безопасности и межнациональных отношениям на Северном Кавказе.
Функции управлений Генпрокуратуры в федеральных округах
1. Координация деятельности всех правоохранительных органов,
находящихся в пределах федерального округа по борьбе с
преступностью.
2. Надзор за исполнением законов федеральными органами,
находящимися в пределах федерального округа, органами
контроля, их должностными лицами.
3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
федеральными органами, органами контроля и их должностными
лицами.
4. Надзор за исполнением законов федеральными органами в округах,
осуществляющих предварительное следствие, дознание и
оперативно розыскную деятельность, а также управлениями по
борьбе с оргпреступностью, региональными отделами
следственного комитета при МВД.
5. Расследование уголовных дел о наиболее опасных, общественно
значимых преступлениях.
Управления Генпрокуратуры в федеральных округах возглавляют начальники
управлений, которые являются старшими помощниками Генпрокурора.
Прокуратуры S-в РФ
Прокуроры S-в РФ назначаются на должность сроком на 5 лет
Генпрокурором по согласованию с органами гос. власти S-в Федерации,
освобождаются им от должности без согласования с органами гос. власти S-та.
Структура
В пределах S-в РФ образуются:
- Коллегии в составе прокурора S-та РФ (председатель), его первого зама
и заместителей по должности и других прокурорских работников,
назначаемых прокурором S-та РФ;
- В пределах S-в образуются управления и отделы (на правах управлений,
в структуре управлений);
- В пределах S-в РФ устанавливается должности старших помощников и
помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и
отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов,
следователей по особо важным делам, старших следователей и их
помощников.
Полномочия прокуроров S-в РФ (ст.16 ФЗ «О прокуратуре»):
1) Руководят деятельностью прокуратур городов и районов;
2) Издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения
подчиненными работниками;
3) Представляют Генпрокурору для назначения на должности прокуроров и
прокурорских работников
Прокуратуры районов (городов)
Основное звено органов прокуратуры.
Прокуратуры районов (городов) возглавляют соответствующие прокуроры,
которые назначаются на должность на 5 лет и освобождаются от нее
Генпрокурором.
В указанных прокуратурах устанавливается должности первых заместителей
и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и
помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-
криминалистов, старших следователей и следователей (в прокуратурах городов
– следователей по особо важным делам) и их помощников.
Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому
статусу приравниваются к прокурорам городов с районным делением.
Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:
1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления;
2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) за исполнением законов городскими органами предварительного
следствия, дознания и ОРД;
4) за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов
внутренних дел.
Компетенция прокуроров городов с районным делением:
1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными в УПК;
2) производят расследование по наиболее сложным условным делам;
3) участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской
прокуратурой заявлениям и искам;
4) вносят представление на судебное постановления по делам, в
рассмотрении которых принимали участие;
5) разрешают жалобы, заявления и иные обращения;
6) координируют деятельность городских правоохранительных органов.
Обязанности прокуроров городов с районным делением:
1) изучают и распространяют положительный опыт подчиненных прокуратур;
2) принимают меры повышению квалификации прокурорско-следственных
работников;
3) вносят предложения вышестоящим прокурорам об улучшении организации
работы и совершенствования прокурорской практики.
Специализированные органы прокуратуры и их компетенция.
Особенности организации деятельности органов военной прокуратуры:
Главная военная прокуратура (ГВП)
Возглавляется главным военным прокурором – заместителем генпрокурора.
Назначается и освобождается Советом Федерации по представлению
генпрокурора.
Структуру ГВП составляют:
- управление;
- отделы;
- канцелярия;
- приемная;
В управлениях и отделах:
- старшие военные прокуроры и военные прокуроры;
- старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты;
- старшие следователи и следователи по особо важным делам.
Компетенция военных прокуратур:
-осуществляет надзор:
1) за исполнением законов и других НПА органами управления и
военного управления военной части и подразделений ВС;
2) за исполнением законов при производстве предварительного
следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам о
преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами,
проходящими военные сборы и лицами гражданского персонала в
ВС.
3) За исполнением должностными лицами пограничных войск ФСБ РФ
законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС, подвергнутых
административному задержанию на основании положений закона РФ
«О государственной границе».
Полномочия военных прокуроров:
(ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)
1. Участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных
совещаниях, органов военного управления;
2. Назначают вневедомственные ревизии и проверки;
3. По предъявлении служебного удостоверения имеют право
беспрепятственного входить на территорию и в помещения
военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов,
независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их
документами материалам.
Военные прокуроры осуществляют надзор при котором осуществляют
следующие полномочия:
1) проверяют законность содержания под стражей осужденных,
арестованных и задержанных военнослужащих на
гауптвахтах, в дисциплинарных частях;
2) вправе требовать обеспечение охраны, содержания и
конвоирования лиц, находящихся на войсковых и
гарнизонных гауптвахтах.
Специализированные природоохранные прокуратуры
Создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по
объективным причинам обеспечит выполнение всех возложенных на прокуратуру
функций в сфере экологии в полном объеме.
Осуществляет надзор:
1) за исполнением законов, направленных на защиту О.С.;
2) за экологическими правами граждан, органами исполнительной власти,
местного самоуправления и т.д., а также за соответствием законам
издаваемых ими НПА;
3) осуществляют уголовное преследование по делам об экологических
преступлениях.
Созданы и действуют на правах областных (Волжская природоохранная
прокуратура и др.). В Волжскую природоохранную прокуратуру входят 15
межрайонных прокуратур, которые осуществляют надзор за исполнением законов
на территории всего Волжского бассейна.
Специализированная транспортная прокуратура
Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам:
1) исполнение законов о безопасности движения;
2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями,
организациями железнодорожного, морского и речного транспорта,
независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;
3) расследуют дела о преступлениях, совершенных на транспортных
объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных
работниками указанных предприятий.
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов
при исполнении уголовных наказаний
Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при
исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер
принудительного характера, назначаемых судом.
Осуществляют надзор:
1) за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-
исполнительной системы (УИС);
2) за администрацией этих учреждений;
3) за специальными подразделениями по обеспечению безопасности
объектов УИС;
Прокуроры наделены полномочиями по производству предварительного
расследования преступлений совершенных лицами, содержащимися в
исправительно-трудовых учреждениях УИС, а также преступлений по службе,
совершенные работниками этих учреждений.
Надзор за исполнением законов
Сущность и задачи общего надзора прокуратуры
Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль
прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере
госуправления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в
РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность
раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).
Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:
1) выявления нарушений законов;
2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;
3) принятие мер к устранению нарушений закона;
4) принятие мер по предупреждению нарушений закона;
5) установление лиц, допустивших нарушение закона.
Предмет О.Н.:
1) соблюдение Конституции РФ;
2) исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными
министерствами, службами, иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами гос. власти S-в РФ, органами местного
самоуправления (муниципалитет, управы), органами военного
управления (Минобороны и его подразделениями), органами контроля
(напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)),
их должностными лицами, органами управления (совет директоров,
управления и др.) и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций, граждан(?).
объекты общего прокурорского надзора
3) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами
и лицами.
Пределы О.Н.
Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен
осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.
Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:
1) полномочия по выявлению нарушений закона;
2) полномочия по устранению и предупреждению выявленных
правонарушений.
К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1
ст.22):
1) от руководителей и должностных лиц объектов надзора
представления необходимых документов, материалов и иных
сведений;
2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;
3) вызывать должностных лиц для объяснения по поводу нарушения
закона и др.
Ко 2 группе относятся:
1) требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности,
установленной законом;
2) по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело
или производство об административном правонарушении;
3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№
4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;
5) и др.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат
безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том
числе и в сфере О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность
(ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))
Средства реагирования на выявленные нарушения закона
Такими средствами являются:
1) протест;
2) постановление;
3) представление; ст.ст.23-25,25(1) ФЗ «О
прокуратуре»
4) предостережение;
1) Протест
Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора
выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или
частично не соответствуют Конституции и иным законам.
Содержание протеста заключается в требовании прокурора полностью или
частично отменить противоречащие закону акты, приведение акта в
соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному
лицу или органу, его принявшему, либо к вышестоящему органу или
должностному лицу, компетентному отменить акт.
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2:
по надзору за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники
прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов
протеста, но вносить их от своего имени они не в праве). В необходимых
случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей
юрисдикции или в арбитражный суд, с требованием о признании
несоответствующих закону актов недействительными (исключениями является
ограничения права прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с
требованием о признании закона S-та РФ недействительным – абз.3, п.3, ст.22
закона «О прокуратуре» признан несоответствующим Конституции РФ).
Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее
чем в 10 дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения
протеста на решение законодательного органа S-та РФ или органа местного
самоуправления – на ближайшем заседании.
О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной
форме незамедлительно, в том случае если протест не рассмотрен в
установленный законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно
отклонен, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с
заявлением о признании правового акта недействительным.
2) Постановление
Разновидностью постановления прокурора является постановление о ВУД
или производства об административном правонарушении;
Решение о ВУД оформляется мотивированным постановлением, материалами
уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства
расследования в органы дознания или предварительного следствия с
соблюдением признака подследственности, либо принимается к производству
прокурором.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении
приносится прокурором при наличии данных, указывающих на признаки
административного проступка и оформляется мотивированным постановлением,
которое направляется для исполнения органу, компетентному принимать меры
административной ответственности.
3) Представление
Означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать
устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения
или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые
причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства,
обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями
устранить выявленное нарушение закона.
Представление имеет письменную форму и должно быть юридически
обоснованным, подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со
дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по
устранению допущенных нарушений законов (о принятых мерах в письменных
форме сообщается прокурору)
4) Предостережение
Предостережение о недопустимости нарушения законов применяется когда
прокурор в процессе общего надзора получает сведения о том, что должностные
лица объектов надзора готовятся совершить противоправное деяние. В целях
предупреждения таких деяний прокурор в тексте предостережения сообщает
указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что при совершении
деяний они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом
порядке.
Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и его
заместителя, основанием для него является достоверная информация о
готовящихся противоправных деяниях.
Применению предостережения должна в обязательным порядке
предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях
конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных
объяснений.
Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется
должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Сущность, цель, задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина.
Выделение данного направления прокурорского надзора обусловлено
положением Конституции (ст.2) о том что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью.
Цель данного надзора заключается, в том чтобы добиться такого
состояния, при котором:
1) права и свободы действительно соблюдались всеми органами и
должностными лицами;
2) гражданин был убежден в том, что его права находятся под
защитой и в случае их нарушения он вправе обратиться за
защитой к компетентным гос. органам (их должностным лицам) у
которых есть обязанность по охране и защите прав и свобод
человека и гражданина.
Задачи:
1) обязательные вмешательство прокурора в связи с поступившей
информацией о нарушении права свобод личности;
2) защита закрепленных в Конституции прав и свобод человека и
гражданина;
3) защита личных и общественных интересов;
4) реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан и др.
Предмет
(Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)
Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной
власти, законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами
местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций.
В сферу данного надзора входит:
1) соблюдение права и свобод граждан РФ;
2) граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное
гражданство);
3) иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории РФ.
Объекты
Такие же как и в общем надзоре.
Пределы надзора
Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением
законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).
Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и
гражданина
Прокурор:
1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о
нарушении прав и свобод человека и гражданина;
2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
3) принимает меры по предупреждению пресечению нарушений права
свобод и человека и гражданина;
4) принимает меры по привлечению к ответственности лиц,
нарушивших закон;
5) принимает меры по возмещению причинению ущерба;
6) вызывает должностных лиц и граждан для объяснения по поводу
нарушений законов и осуществляет иные полномочия;
7) и др. (см. статью)
Средства реагирования
Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их причин и условий
восстановления, прокурор вправе использовать все предусмотренные законом
средства прямого реагирования (протест, представление, постановление,
предостережение)
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознания
и предварительное следствие
Прокурорский надзор за ОРД это вид деятельности, осуществляемый
уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством
использования ими определенных законом методов проверки и средств
расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми
оперативно-розыскными органами (оперативные подразделения органов
внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об оперативно-розыскной
деятельности» в части «S-ты ОРД»).
Задачи
1) охрана прав и защита прав и свобод личности;
2) обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных
мероприятий;
3) обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к
ответственности;
4) предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов,
осуществляющих ОРД.
Предмет
(ст.29 закона «О прокуратуре»)
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении
оперативно-розыскных мероприятий;
2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных
мероприятий;
3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.
Указанные управления(?) детализируются в нормах оперативно-розыскного
законодательства.
В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие
решений:
1) о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета
(ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)
2) о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных
мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной
деятельности»)
3) предоставление результатов ОРД органу дознания, следователю
или в суд (ст.11)
4) о рассекречивании сведений, полученных при проведении
оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)
5) правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц, их
сочувствующим (ст. 12(?) закона «об оперативно-розыскной
деятельности»).
Перечень объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 закона «об
оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть
изменен или дополнен только законом.
Пределы надзора
Определяется содержанием закона «об оперативно-розыскной
деятельности», приказами и указаниями (указами?) генпрокурора РФ.
В предмет прокурорского надзора не входят:
1) сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления
ОРД;
2) проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения
материалов, об ограничении конституционных прав граждан при
проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об ОРД»
(к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных
переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное
обследование жилища)
3) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о
штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о
лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной
основе представляются соответствующим прокурором только с
письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев,
требующих их привлечение к уголовной ответственности.
Предела полномочий органов прокуратуры
1) прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную
деятельность поднадзорных органов;
2) исполнению подлежат только законные требования прокурора,
вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД;
3) прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные
мероприятия или участвовать в их подготовке;
4) прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих
оперативно-технические характер (последовательность проведения
оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных
оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ
и т.п.);
5) оперативно-служебные документы об осуществлении
контрразведывательной деятельности могут быть истребованы
только в порядке надзора по поступившим в прокуратуру
материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим
о нарушении органами ФСБ и службы военной разведки (СВР)
законодательства;
6) в органах СВР прокурор вправе изучать только те оперативно-
служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением
собственной безопасности;
7) надзор за исполнением законов ФСБ и СВР не входит в
компетенцию районных (городских) прокуратур;
8) осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не
подменяет руководителя органа, оперативные подразделения
которого вправе осуществлять ОРД.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими ОРД
Полномочия прокурора носят властно-распорядительный (императивный)
характер.
Полномочия прокурора осуществляющего данный надзор:
1) вправе проводить проверки исполнения законов органами
осуществляющими ОРД;
2) вправе знакомится с документами, содержащими сведения об
основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных
мероприятий;
3) требовать письменные объяснения от должностных лиц,
осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
4) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам
комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их
прекращения;
5) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания
руководителей органов, осуществляющих ОРД;
6) вправе вносить представления об устранении нарушений закона,
допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
7) про проведении проверок прокурор знакомится с материалами
секретного делопроизводства; прокуроры вправе требовать
предоставления подлинных оперативно-служебных документов,
однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не
предоставлять прокурору оперативно-служебные документы,
относящиеся к той части деятельности, которая не входит в
предмет прокурорского надзора;
8) одним из полномочий являются также указания прокурора о
проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.11 ч.2 ст.37
УПК), которые являются обязательными для органов дознания и
даются в письменной форме.
Организация прокурорского надзора
S-ты по осуществлению данного прокурорского надзора именуются
уполномоченные прокуроры.
Уполномоченный прокурор – прокурор, компетентный осуществлять надзор
за исполнением законов органами осуществляемыми ОРД, имеющий для работы с
документами допуск, оформленный надлежащим образом:
1) прокуроры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры;
2) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные
и иные специализированные прокуратуры;
3) в Генпрокуратуре – замы генпрокурора, главный военный прокурор
и его заместители, начальники управлений и отделов и их
заместителями, старшие прокуроры и прокуроры.
Для осуществления надзора в сфере ОРД прокуроры должны иметь допуск
для работы с документами, оформленный в соответствии с положениями
инструкции «о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к
государственной тайне» утвержденной постановлением Правительства РФ от
28 октября 95 года, №1050.
Сущность и задачи надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими дознание и предварительное следствие
Сущность надзора заключается в организации непрерывного надзора за
законностью производства дознания и предварительного следствия.
Задачи надзора заключаются в том, чтобы:
1) преступление не осталось нераскрытым;
2) никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к
уголовной ответственности;
3) соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок
ВУД, расследования уголовных дел, сроки расследования, права
участников уголовного судопроизводства);
4) выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им
условия, принимались меры к их устранению и др.
Предмет надзора
Предметом является законность деятельности органов расследования на
всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления и регистрации
его до принятия прокурором окончательного решения.
Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о
преступлениях;
3) проведение расследований;
4) законность решений, принимаемых органами дознания и
предварительного следствия.
Полномочия прокурора
(закон «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)
-прокурор вправе возбуждать уголовное дело и поручать его расследование
дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору или принимать его к своему
производству;
- давать согласие дознавателю, следователю на ВУД;
- давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом
ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения, либо о
производстве иного процессуального действия, которые допускаются на
основании судебного решения;
- вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания передавать его
следователю;
- продлевать срок предварительного срок предварительного расследования;
- поручать органу дознания производство следственных действий, а также
давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий;
- рассматривать жалобы на действия (без действия) и решения должностного
лица органа дознания (ст. 124 УПК);
- выносить постановления и давать письменные указания и др. Письменные
указания прокурора органу дознания дознавателю, следователю, в связи с ВУД
и их расследованием, данные в порядке установленном законом является
обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не
приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда следователь
предоставляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением
своих возражений, в случае несогласия со следственными(?) решениями или
указаниями прокурора:
1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;
2) о квалификации преступления;
3) об объеме обвинения;
4) об избрании меры пресечения, либо отмене или изменении меры
пресечения, избранной следователями в отношении подозреваемого или
обвиняемого;
5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об
избрании меры пресечения или производстве иных процессуальных
действий, осуществляемых по судебному решению;
6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
7) об отводе следователя ил отстранении его от дальнейшего ведения
следствия;
8) о передаче уголовного дела другому следователю.
Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений,
исполняющих наказания и назначаемые судом меры процессуального характера,
принимаемые администрациями мест содержания задержанных и заключенных под
стражу
Задачи, предмет и направление надзора
Задачи:
1) соблюдение установленных законодательством РФ прав и
обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц,
подвергнутым мерам принудительного характера в порядке условий
их содержания;
2) выявление и устранение фактов унижения человеческого
достоинства, произвола и жестокого обращения к вышеуказанным
лицам;
3) выявление и устранение фактов необоснованного водворения в
штрафные помещения;
4) обеспечение гуманных условий содержания и ряд других задач;
Правовая основа деятельности прокуроров в данном надзоре
1) Всеобщая декларация прав человека 1948г.;
2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4
ноября 1950г.;
3) ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений» от 21 июня 1995;
4) ФЗ «О прокуратуре» (ст.ст.32-34);
5) УПК РФ;
6) УИК РФ (ст.ст.10-16)
Предмет:
1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых и иных
органах и учреждениях и исполняющих наказания и меры принудительного
характера, назначенные судом;
2) соблюдение установленных законодательным РФ прав и обязанностей
задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера в порядке условий их содержания
3) законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.
Направление:
1) исполнение законов в местах содержания задержанных (ИВС);
2) исполнение законов в местах предварительного заключения (СИЗО органов
внутренних дел и органов ФСБ);
3) исполнение законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом (надзор за исполнением наказаний, не
связанных с лишением свободы)
Полномочия прокурора
(ст.ст.34 ФЗ «О прокуратуре»)
Прокурор вправе:
1) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения;
2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,
подвергнутым мерам принудительного характера;
3) знакомится с документами, на основании которых вышеуказанные лица
содержаться в этих учреждениях;
4) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права
вышеуказанных лиц;
5) требовать объяснений от должностных лиц;
6) выносить протесты и представления;
7) возбуждать уголовные дела и производство об административных
правонарушениях;
8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на
вышеуказанных лиц, немедленно освобождать их своим постановлением из
карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Осуществляя данный вид надзора, прокурор должен регулярно проверять
законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также
установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы.
Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными
приставами
Сущность:
Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП) осуществляла
свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и
свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие
закону.
Задачи:
1) законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ;
2) соблюдение требований законодательства в деятельности судебных
приставов;
3) соблюдение установленных законодательством РФ прав и свобод
физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;
4) соответствие законам решений судебных приставов.
Правовая основа:
1) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1);
2) ФЗ «О судебных приставах»;
3) ФЗ «Об исполнительном производстве»;
4) Приказы и указания генпрокурора.
Предмет, объекты и пределы надзора
Предмет:
1) надзор за исполнением законов судебными приставами;
2) надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц
судебными приставами;
3) надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.
Объектами:
1) Главный судебный пристав;
2) Департамент судебных приставов Минюста;
3) Служба судебных приставов (ССП) управления военных судов Минюста;
4) ССП органов юстиции S-в РФ;
5) Районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-
территориальному делению S-в РФ, подразделения судебных приставов.
Данный перечень является исчерпывающим.
Пределы:
См.ст.1 «О прокуратуре»
Полномочия прокурора:
1) лично, либо поручать вышестоящим ССП проводить проверки исполнения
законов судебными приставами соответствующих подразделений;
2) проверять законность применения физической силы, спец. средств
судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок
деятельности судов;
3) проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих
принудительному исполнению;
4) проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения
постановления о возбуждении исполнительного производства (3 суток),
направления копий постановления заинтересованным лицам (взыскателю,
должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца);
5) проверять соблюдение требований закона «О недопустимости ущемления
прав граждан и организаций в своей деятельности»;
6) рассматривать жалобы на действия (бездействия) судебных приставов;
7) истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства,
если заявлена претензия к их содержанию, а также иные материалы,
подтверждающие законность и обоснованность действий судебных
приставов.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами
Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении уголовных дел
судами
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел является одной из
функций органов прокуратуры (ч.3 ст.1 закона «О прокуратуре») и не
рассматривается законодательством как осуществление надзора.
Задачи:
1) вынесение законного и обоснованного приговора, постановления,
определения по каждому уголовному делу;
2) гарантирование прав и законных интересов участников разбирательства;
3) своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений,
выносимых судом в соответствии с требованиями закона;
4) и ряд других.
Прокурор вправе:
(ст.35,36 закона «О прокуратуре»)
1) участвовать в рассмотрении уголовных дел судами;
2) выступать в качестве гос. обвинителя в суде;
3) подавать уголовный иск в защиту материальных интересов физических или
юридических лиц в уголовном судопроизводстве;
4) вступать в дело в любой стадии судопроизводства, если этого требует
защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или
государства;
5) внести кассационное представление в вышестоящий суд на не вступившее
или вступившее в законную силу определение, постановление, приговор
суда;
6) генпрокурор имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда,
обратиться с представлением в Пленум ВС о даче судам разъяснений по
вопросам судебной практики по уголовным делам.
Формы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел
(ст.ст.35-39 закона «О прокуратуре»)
1) поддержание гос. обвинения и участия в качестве гос. обвинителя в
разбирательстве дела судом I инстанции;
2) принесение представления на приговоры, определения, постановления
судей, не вступивших в законную силу;
3) участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного и
надзорного производства, а так же при возобновлении дел по вновь
открывшимся обстоятельствам;
4) участие в суде при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением
приговора;
5) дача заключений по возникающим в суде вопросам.
Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания
1) Прокурор может обратиться с ходатайством о проведении предварительного
слушания;
2) Если предварительные слушания назначаются, то прокурор должен принять
в них участие;
3) Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном слушании в
виду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное
обвинение (этот вопрос гос. обвинитель должен согласовать с
прокурором, который утверждал обвинительное заключение или
обвинительный акт – п.16 приказа Генпрокурора РФ от13 ноября 2000
года, №141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением
конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»)
4) Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения, а также
переквалифицировать деяние в соответствии со статьей закона,
предусматривающей более мягкое наказание;
5) На решение судьи, принятое в стадии назначении судебного рассмотрения
прокурор вправе принести представление в кассационном порядке.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом I инстанции
Согласно ст246 УПК прокурор, поддерживая обвинение, руководствуется
требованиями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на
рассмотрении всех обстоятельств дела.
УПК устанавливает обязательное участие гос. обвинителя (ст.246) в
судебном разбирательстве дел публичного и частно-публичного обвинения.
Гос. обвинитель:
1) обеспечивает соблюдение прав и законных интересов лиц, вовлеченных в
сферу судопроизводства;
2) способствует всестороннему исследованию обстоятельств дела,
объективному его разрешению;
3) основывает свою позицию на результатах исследования доказательств в
судебном заседании и т.д.
В судебном заседании прокурор излагает суду свое мнение по существу
обвинения, а также по другим вопросам возникающим в ходе судебного
разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного
закона и назначении подсудимому наказания.
Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела
завершается выступлением в судебных прениях с обвинительной речью или
обоснованным отказом от обвинения.
Полномочия прокурора в стадиях апелляционного и кассационного
производства
Апелляционная стадия:
Рассматриваются представления прокурора на не вступившие в законную
силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.
Производство в суде апелляционной инстанции по правилам производства в
суде I инстанции.
Предмет и пределы судебного разбирательства ограничен той частью
приговора мирового судьи, и в отношении тех осужденных, которые указаны в
представлении.
Если дело рассматривается в связи с принесением представлением, то
первым в судебные прениях выступает прокурор.
Вынесенные судом апелляционной инстанции решения могут быть обжалованы
в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с общими правилами,
установленными УПК, в том числе и самим прокурором.
Полномочия прокурора в стадии кассационного производства
Прокурор в пределах своей компетенции может принести в вышестоящий суд
кассационное представление.
В кассационном порядке вносятся представления на приговоры любого
суда.
Прокурор может принести кассационное представление в течении 10 суток
со дня провозглашения приговора и приносится в суд, рассматривающий
уголовное дело или непосредственно в кассационную инстанцию.
Основания принесения представления:
1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре
фактическим обстоятельствам дела;
2) нарушение уголовно-процессуального законодательства;
3) неправильное применение уголовного закона;
4) несправедливость приговора.
Участие прокурора в судебном заседании кассационной инстанции является
обязательным.
В случае несогласия с решением кассационной инстанции прокурор может
подать ходатайство в порядке надзора, которое именуется надзорным
представлением (прокурор или его заместитель не зависимо от участия в
судебном разбирательстве вправе, в пределах своей компетенции, истребовать
из суда любое дело по которому приговор, определение или постановление не
вступили в законную силу и принести надзорное представление, если сочтут,
что они незаконны или необоснованны)
Надзорное представление рассматривается судом надзорной инстанции в
течение 30 суток со дня его поступления.
Изучив надзорное представление, судья выносит одно из следующих
постановлений:
1) об отказе в удовлетворении надзорного представления;
2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорного
представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с
уголовным делом, если оно было истребовано.
Далее в порядке надзора рассматриваются с обязательным участием
прокурора. Прокурор, участвую в заседании, поддерживает надзорное
представление. В результате рассмотрения дела представление прокурора может
быть удовлетворено или отклонено.
Прокурор принимает участие и в стадии возобновлении дела в виду вновь
открывшихся обстоятельств. При наличии предусмотренных законом
обстоятельств прокурор:
1) своим постановлением возбуждает производство в виду вновь
открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку,
истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в
законную силу;
2) производит расследование этих обстоятельств или дает
соответствующее поручение следователю;
3) если расследованием вновь открывшихся обстоятельств
установлены обстоятельства для возобновления дела, прокурор
направляет дело с материалами расследования и своим
заключением в соответствующий суд (непосредственно или через
вышестоящего прокурора), а при отсутствии таких оснований
прекращает возбужденное им производство (вопрос о
возобновлении дела рассматривается на судебном заседании с
участием прокурора по правилам рассмотрения представления в
порядке надзора)
Участие прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции
Сущность, цели, задачи правовая основа данного участия:
В соответствии с ч.3 ст35 закона «О прокуратуре» и ст.45 ГПК при
осуществлении гражданского судопроизводства прокурор вправе обратиться в
суд с иском или вступить в любой стадии процесса, если это требует защита
прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Цели участие прокурора в гражданском процессе:
- защита прав, свобод и охраняемых интересов граждан;
- интересов РФ;
- S-в РФ;
- муниципальных образований.
Задачи:
- предупреждение нарушения норм материального или
процессуального прав;
- вынесение по каждому гражданскому делу законного и
обоснованного решения, определения или постановления;
- обеспечение прав и законных интересов участников гражданского
судопроизводства;
- своевременное исполнение решений, определений и постановлений,
выносимых судом при осуществлении гражданского
судопроизводства.
Правовая основа участия:
1) закон « О прокуратуре» (ст.35-39)
2) ГПК РФ;
3) Приказ Генпрокурора РФ от 5 января 1997 года, №1, «об участии
прокурора в гражданском судопроизводстве»
4) И др.
Направление участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в судах
общей юрисдикции:
1) подача исков;
2) дача заключений по возникающим вопросам;
3) внесение представлений на решения, определения и постановления судов
(судей) не вступивших в законную силу и вступившие в законную силу;
4) участие в рассмотрении гражданских дел в стадиях апелляционного,
кассационного производства, а также при возобновлении дел по вновь
открывшимся обстоятельствам;
5) участие при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением
судебного решения по гражданским делам.
Обязательное участие прокурора при рассмотрении гражданских дел в
судах общей юрисдикции:
1) п.3(?) ст.45 ГПК
2) о лишении, восстановлении, ограничении родительских прав (ст.70,72,73
СК)
3) ч.3 ст.278 ГПК;
4) ч.2 ст.252 ГПК;
5) ч.3 ст.260 ГПК;
6) ст.273 ГПК;
7) ч.1 ст.284 ГПК;
8) ст.288 ГПК;
9) ст. 304 ГПК;
10) об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов,
работников соц. Обеспечения и образования, ущемляющих права и законные
интересы граждан при оказании им психиатрической помощи;
11) о выселении граждан без предоставлении жилого помещения;
12) об освобождении имущества от ареста;
13) возбужденных по заявлениям и искам прокуроров;
14) по которым суд признал участие прокурора необходимым;
15) участие, в которых прокурора требует охрана государственных или
общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов
граждан;
16) рассматриваемых по I инстанции Верховным Судом.
Полномочия прокурора в гражданском процессе
Ст.35 ГПК
Предъявление прокурором иска в суд общей юрисдикции
Обращение в суд с заявлением (иском) в защиту охраняемых законом интересов
других лиц, предусмотрено ч.4 ст.27 закона «О прокуратуре».
1) когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам
не может лично отстаивать в суде свои права и свободы;
2) когда нарушены права и свободы значительного числа граждан;
3) в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело общественное значение.
В этих случаях прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в
интересах пострадавших.
Прокурор вправе предъявить иск по любой категории дел, за исключением
дел о расторжении брака.
Требования к исковому заявлению прокурора
(Ст.131 ГПК)
Исковое заявление подается в письменной форме в соответствии с
требованиями ГПК (ст.131)
Основания отвода прокурора – ст.18 ГПК (?).
В исковом заявлении прокурор делает ссылку на конкретный закон, иной
НПА, в тех случаях, когда конкретно нарушены интересы лиц, участвующих в
деле, а также указывает какое конкретно право нарушено.
Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе
1) прокурор обладает процессуальными правами и обязанностями истца;
2) исковое заявление прокурора не облагается госпошлиной (ч.1 ст.89 ГПК)
3) прокурору не может быть предъявлен встречный иск и он не может
заключит мировое соглашение;
4) решение суда распространяется на лицо, в интересах которого заявлен
иск;
5) участие прокурора в суде I инстанции (ст.189,190 ГПК)
Участие прокурора в апелляционном, кассационном и надзорном
производстве.
На решение мирового судьи прокурор может принести апелляционное
представление. Может быть подано в течении 10 дней со дня принятия мировым
судьей решения в окончательной форме.
На решение всех судов в РФ, принятые на I инстанции, за исключением
решений мировых судей, прокурор может принести кассационное представление
(в течении 10 дней после вынесения судом решения)
Надзорная инстанция:
Производство в надзорной инстанции является исключительной стадией
гражданского судопроизводства.
При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет:
- законность и обоснованность решения нижестоящих судов;
- правильность применения и толкования норм материального и
процессуального права судами I и кассационной инстанции.
В пределах доводов и представлений и по имеющимся в деле материалам.
Участие прокурора в рассмотрении дела в порядке надзора является
обязательным.
Участие прокурора в стадии исполнительного производства
Ст.441 ГПК
И участие прокурора по вновь открывшимся обстоятельствам.