Проверка знаний и умений в обучении истории

Проверка знаний и умений в обучении истории

Содержание

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся ………………………………….. 3

Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12

Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам

методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической

литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков

убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного

выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.

Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако

система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно

тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.

Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и

вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:

- во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки

где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;

- во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго

пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.

Функции и виды диагностики. Диагностика познавательной деятельности

учащихся включает пять функций и три вида:

- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают

учащиеся в ходе обучения.

- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке

всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать

советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты

в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более

жесткое методическое и организационное русло.

- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории,

влияющего на формирование его взглядов и убеждений.

- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений

правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения

историческими знаниями учащимися.

- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие

поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и

собственные усилия по управлению ею.

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок

времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту:

ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется

тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие

программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью

выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,

соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании

исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом

уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость

и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка

по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю

жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ

знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных

учебных заведений в современных условиях.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что

показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не

достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности

выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные

оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не

справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном

общении с ними.

Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть.

Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей

изучаемой теме или нескольким тема.

Организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-

методических моментов, обязательных во всех классах.

1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это –

обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,

чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;

подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно

оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся

нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование

проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по

указанию учителя открывают учебник на нужной странице.

Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно

держать открытой.

2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом,

мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой

паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае

ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни

в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог

между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных

школьников.

3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости:

отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к

теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет

основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).

Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу

предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы

получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и

показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного

урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от

возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.

Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.

Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми

стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно

рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных

действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного

ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем,

но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.

В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при

ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее

развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой

рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его

показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,

сопоставлять и сравнивать.

Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал

почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит

дополнительный вопрос на понимание изложенного.

Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному

материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для

закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой.

Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение,

учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из

прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего

урока.

Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением

нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется

соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой

раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов

производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и

владения учащимися данным видом учебы.

Тест – это:

- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той

или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,

профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и

форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)

- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного

развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других

сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)

- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных

количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-

психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих

оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста»

(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)

Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы

оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней

легкостью контроля.

Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило

выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к

показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и

поступков личности и т.п.

2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так

как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.

3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до

двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или

отлично или неудовлетворительно.

4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции

учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос

выявления реализации методической функции (умение говорить,

доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического

опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.

5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы».

Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией.

Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории

лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему

именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.

Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над

неординарными и способными.

И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях,

когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования

и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного

натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в

пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к

экзамену, проще будет выучить учебник истории.

Но и сейчас нет более оптимального способа осуществления текущего или

промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с

охватом наибольшего количества учащихся, чем тестирование.

Целесообразнее всего использовать тестирование:

1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний

учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или

раздела курса.

2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися

по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.

3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-

исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым

столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям,

терминам по теме позволит учителю убедиться в правильности выбранного

метода проведения занятия.

4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися

на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).

5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу

даже в течении месяца не всегда представляется возможным.

Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:

- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса

истории);

- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого

раздела и т.д.);

- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-

событийных, хронологических, синхронических).

Вырисовывается типология тестовых заданий по истории. Так, система,

разработанная группой О.И. Бородиной, предполагает тестирование в ходе

обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер,

охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают

выбор варианта ответа из 3-4. Авторы рекомендуют следующую организацию

тестирования:

«Итоговое тестирование.

… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый

ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо

выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8

правильных ответов - оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся,

ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на

усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На

итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени

подготовленности учащихся…

Тестирование в ходе обучения.

Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе

обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается

выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае

преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую

оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в

определенных случаях может быть организовано. Например, для слабо

успевающих учащихся…

Самопроверка.

Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими

учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как

домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде

домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады

для получения ими дополнительной оценки.

Тесты могут быть использованы и абитуриентами, для того чтобы проверить

свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…»

(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: -

1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при

отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:

1. выявления хронологических знаний

2. выявления картографических знаний и умений

3. выявление знания главных и неглавных исторических фактов

4. выявление теоретических исторических знаний.

В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням

(понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),

соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.

В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по

структуре и содержанию характер (осторожно назовем их тестами второго

поколения). Главная цель, наряду с традиционной при использовании такого

типа тестов состоит: во-первых, в выявлении углубленного понимания

тестируемыми заложенных в тесте вопрос; во-вторых, в выявлении знаний о

важнейших исторических событиях, выдающихся личностях и т.п. в обобщенно-

логическом виде.

Такой тип тестов поднимет познавательную деятельность учащихся на более

высокую ступень, а сам процесс работы с тестами будет более интересным и

осмысленным.

Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.

Чтобы тесты были эффективным средством контроля знаний учащихся, они должны

отвечать ряду критериев.

Во-первых, нормирование тестирования. Оно включает объем знаний, уместность

знаний, значимость знаний и т.п.

Во-вторых, полезность теста. Это значит, что тестирование проводится не

ради тестирования, а для быстрого по времени и глубокого по содержанию

выявления знаний учащихся.

В-третьих, экономичность теста. Обработка теста не должна требовать больших

затрат времени.

В-четвертых, соответствие теста педагогическим задачам. Тесты используются

в основном для проверки знаний изолированных фактов. Понимание взаимосвязи

между ними тесты пока не обеспечивают.

Контрольная работа носит письменный характер. При выделении времени на

контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы

и способы ее проведения.

Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по

одному или нескольким вариантам без использования каких бы то ни было

источников. Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний

учащихся.

Второй способ - учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по

одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных

самими учащимися источников. Второй способ соответствует подотчетной

лабораторной работе. Это значит, что общая тема контрольной работы

сообщается учащимся за 1-2 недели. За это время они анализируют список

литературы по теме и выбирают соответствующие источники. Вопросы же

контрольной работы сообщаются учителем в начале урока. На основе этого

способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного

кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только

изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее

сильными учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью

урока, если же урок носит характер повторения значительного объема

изученного материала и учащимся предстоит заполнить несколько контурных

карт, этому виду работы может быть посвящен весь урок.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.

Например, учитель задает вопрос о военном состязании рыцарей, учащиеся

вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча

показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов,

связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос.

Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то

лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3

минуты.

Уроки взаимоопроса. При благоприятном на слух звучании такие уроки

представляют большую сложность в организации и проведении. Учитель в праве

проводить такой вид урока, если:

- четко определена его цель;

- осуществлен верный подбор пар собеседников;

- выработаны эффективные формы контроля за ходом и содержанием опроса.

Ряд методистов предлагают такую структуру данного вида занятия:

- учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок;

- на их основе учащиеся составляют вопросы и задания;

- накануне занятия учитель корректирует формулировки вопросов и заданий;

- на уроке к доске выходит 1 (или несколько) учащийся;

- учащиеся по выбору учителя задают ему вопросы, находящийся у доски

отвечает на них (Шаталов В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории

СССР 7 класса – М., 1981).

На взгляд многих учителей такое занятие трудно организовать, оно громоздкое

и малоэффективное. Низкая результативность вызывается в первую очередь

ментальностью российского школьника: заранее заготовленные вопросы и ответы

к ним еще до урока при любом контроле учителя становятся достояние всех

заинтересованных лиц.

Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или

письменные) из разных областей знания». (словарь русского языка.)

Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные,

противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух

состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них

участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

Зачеты и экзамены. Зачеты практикуются лишь к той части учащихся, которые

имеют высокие текущие показатели в учебе: они их получают автоматически.

Экзамены могут проходить в различной форме в зависимости от творчества

учителя и отношения к предмету учащихся. В связи со скорым введением ЕГЭ,

данный вид контроля знаний, навыков и умений претерпит кардинальное

изменение.

Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у

учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному

проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и

зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия.

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах

Недостатки проверки и учета знаний по истории в 5-6 классах.

В содержании и организации проверки знаний учащихся 5-6 классов наблюдаются

серьезные недостатки:

1. Нередко проверка знаний ограничивается предложение воспроизвести

текст учебника или вопросами, требующими односложных ответов учащихся.

2. Работа с учащимися, вызванными к доске или карте, проводится без

активного участия остального класса: школьники не вносят исправлений и

дополнений к ответам своих товарищей.

3. Ответы учащихся учитель не рецензирует.

4. Не соблюдается дифференцированный подход к учащимся в проверке знаний.

5. Проверка подчас проводится только по содержанию предыдущего урока и

не связана с повторением пройденного ранее.

6. Задания и вопросы к параграфам учебников, рассчитанные на

самостоятельное осмысление материала, на проверку и самопроверку

учеников, и развитие умений учащихся мало используются.

7. Дополнительные вопросы учащимся иногда не связывают с основной

тематикой урока и служат лишь формальной проверке знания

хронологических дат и исторической карты, в то время как они могут и

должны быть направлены на повторение текущего материала.

8. Некоторые учителя спрашивают каждого ученика только 1-2 раза в

четверть.

9. Иногда учителя затрачивают на проверку знаний свыше половины

времени на уроке; это наносит серьезный ущерб изучению нового

материала, усвоению которого в основном переносится на домашнюю работу

школьников.

Необходимо дальнейшее усовершенствование методики проверки знаний по

истории.

Основные формы проверки и учета знаний в 5-6 классах.

В 5-6 классах эффективно используются разнообразные формы проверки и учета

знаний и умений учащихся.

Вызов учащихся для развернутых ответов. Такие ответы играют особенно

большую роль в развитии у школьников устной речи, стимулируют тщательную

подготовку рассказа по тексту учебника или по содержанию его иллюстраций.

Было бы ошибочно и вредно отказываться от вызова учащихся для развернутых

ответов. Однако , эта форма проверки знаний, как и всякая другая,

применяемая изолированно, имеет свои отрицательные стороны. Развернутое

опрашивание учащихся на уроках в 5-6 классах, где у детей еще относительно

слабо развиты речевые умения, занимают много времени.

Учитывая указанные недостатки развернутого опрашивания, передовые учителя

сочетают эту форму опроса с привлечением внимания всего класса к разбору

ответов и их дополнению.

Вызов учащихся для кратких ответов по наиболее существенным вопросам темы.

Кроме развернутых ответов у карты или доски учащиеся кратко отвечают с

места. Эта формы проверки учит школьников выделять главное в содержании

урока и темы, кратко формулировать ответы. При этом можно за короткое время

опросить многих учеников.

Однако вызов учащихся для кратких ответов имеет недостатки, если он

превращается в основную форму проверки знаний в 5-6 классах: появляется

известный схематизм ответов и недостаточная конкретизация общих положений;

у школьников ослабевает внимание к тщательной работе с текстом учебника;

снижается требовательность учителей к речи учащихся; оценки, выставляемые

за краткие ответы, часто носят случайный характер, если они не выставляются

не по совокупности ответов, данных на нескольких уроках.

Одна из важнейших форм вызова учащихся для ответов с места – привлечение

школьников к дополнениям и исправления ответов своих товарищей. Обычно

учащиеся в 5-6 классах проявляют при этом высокую активность, внимательно

слушают ответы вызванных школьников и охотно вносят исправления и

дополнения. Особенностью дополнений и поправок пятиклассников является их

желание повторить одни и те же факты с небольшими вариациями. Постепенно

рецензии ответов, при условии показа их приемов учителем и частых

упражнений, становятся более содержательными. Учащиеся исправляют, уточняют

и дополняют не только факты, но и обобщения в ответах товарищей, замечают

нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие вывода или

его обоснования. Все реже восполняются мелкие детали рассказа;

шестиклассники обращают внимание преимущественно на более существенные

пропуски.

Рецензирование ученических ответов самими школьниками имеет большое

развивающее значение. Важно к исправлениям и дополнениям ответов

школьников привлекать по возможности всех учащихся класса, как из числа

желающих отвечать, так и из наиболее пассивных. Необходимо выставлять за

эти дополнения соответствующие оценки. На уроках истории в 5-6 классах

удается иногда выставлять некоторым учащимся так называемый «поурочный

балл», то есть оценку по совокупности за их работу на уроке в целом. Нам

представляется целесообразным выставление отметки по совокупности за

краткие ответы, данные не только на одном, а на нескольких уроках. В этом

случае учитель в особой тетради правильные и неправильные ответы с мест,

дополнения ответов товарищей и т. п., с тем чтобы выставить общую оценку в

журнал.

Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний:

развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным

составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или

хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п.

Разбор выполненной на доске работы проходит при высокой активности всего

класса. Такая форма проверки знаний и умений позволяет разбирать и наглядно

иллюстрировать наиболее сложные вопросы, выявлять некоторые зрительные

представления учащихся об изучаемых исторических объектах, о связях и

отношениях между ними, интенсивно формировать умения и навыки

самостоятельной работы учащихся.

Подобная организация опроса сопряжена со значительными трудностями: работа

одного-двух учеников у доски может отвлечь внимание класса от устных

ответов учеников, и требует от учителя умелого руководства работой всех

учащихся во время опроса.

Примерно один-два раза в четверть целесообразно проводить письменную и

географическую проверку знаний школьников всего класса без предварительного

предупреждения о времени и содержании такой проверки. На выполнение работы

в 5-6 классах учитель обычно отводит 15-20 минут. Содержание такой проверки

соответствует в основном характеру учебных упражнений на уроке и при

выполнении домашних заданий. Она может выразиться в составлении простого

или развернутого плана, таблицы, схемы, выполнении задания по контурной

карте или в тетради для самостоятельных работ, ответе письменно на один-два

вопроса и т.п.

Следует учитывать, что у учащихся 5-6 классов нет еще достаточного умения

письменно излагать свои мысли. Поэтому письменные работы школьников надо

рассматривать как дополнительное средство выявления знаний и главным

образом умений.

Известные положительные результаты приносит оценка домашних письменных

работ в тетради учащихся: самостоятельно выполненной несложной схемы,

составленного плана параграфа учебника, заполненной таблицы и т.п. обычно

учитель выставляет оценки за ведение тетради в целом.

Использование и сочетание разнообразных форм проверки знаний и умений

помогают преодолеть слабые стороны их отдельных форм и тем самым

обеспечивают осуществление всех функций проверки, повышают ее роль в

образовании, развитии и воспитании школьников.

Заключение

Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она

является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной

деятельности школьников на уроке: их внимания, активности,

добросовестности, правильности выполнения упражнений.

Прежде всего проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и

развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися

исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность

знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода

познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли

ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод

обосновать и доказать.

Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя

придает им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в

учебниках истории вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят

связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не

только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.

Совершенно правильно, что ученики учат и знают не совсем так как объясняет

учитель, как написано в учебнике, а так, как учитель спрашивает, каков

уровень требований. Ученик в основном обдумывает материал так, как требует

при ответе учитель.

Не только учителю, но и самим учащимся проверка позволяет увидеть и оценить

их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к

своим учебным обязанностям. Значение проверки особенно возрастает, если

учитель отмечает продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение

им ответа, прогресс в овладении картой, в развитой речи, более серьезное,

чем раньше, отношение к учению и пр.

Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее

значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлен6ии

того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения,

воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них

материалистического мировоззрения. Школьники 5-6 классов обычно охотно и

непосредственно выражают свое отношение к общественным явлениям, с которыми

встречаются в курсе истории и во внеклассной работе.

Учителю необходимо стимулировать высказывание учащимися моральных оценок

исторических явлений, одобрения или порицания действия исторических лиц.

Беседы на такие темы имеют большое значение для лучшего осмысления и

закрепления знаний, для выработки умений выражать и доказывать свои мнения

и для морального воспитания детей. Вместе с тем проверка воспитательных

результатов обучения не ограничивается уроками. В историческом кружке, на

экскурсии, в беседе о прочитанных исторических книгах наиболее полно могут

раскрываться интересы, запросы, а часто чувства и взгляды школьников,

относящиеся к явлениям общественной жизни. Проверка результатов обучения

истории и учебной деятельности учащихся является ключом к проверке, оценке

усовершенствования всего процесса обучения предмету.

Приложение 1

Примеры вопросов теста на:

1) выявление хронологических знаний:

Когда Финляндия вошла в состав Российской империи?

а) в 1812 г.

б) в 1815 г.

в) в 1809 г.

Где в 1849 году русская армия участвовала в подавлении революционных

выступлений?

а) в Пруссии

б) во Франции

в) в Венгрии

2) выявление картографических знаний и умений:

На территории какой современной страны произошла «битва народов» 1813 г?

а) Германия

б) Австрия

в) Польша

Отметьте среди перечисленных штатов примкнувший к конфедерации в ходе

гражданской войны севера и юга Америки:

а) Техас

б) северная Каролина

в) южная Каролина

3) выявление знания главных и неглавных исторических фактов

Кто был командующим кавалерией в наполеоновской армии во время войны 1812

г. ?

а) М. Ней

б) Е. Богарне

в) И. Мюрат

Сколько человек погибло, по данным министерства юстиции, в результате

подавления восстания декабристов на сенатской площади?

а) 80

б) 200

в) 1271

4) выявление теоретических исторических знаний

Что такое военные поселения?

а) особый вид войск

б) особый вид общины

в) временное поселение военных

Процесс обращения государством церковной собственности в светскую?

а) секуляризация

б) партикуляризация

в) национализация

Литература:

1. Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе». М.:1972

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методика преподавания истории в школе»

3. Коровкина Ф.П. и Запорожец Н.И. «Методика обучения истории древнего

мира и средних веков в 5-6 классах». М.: 1970

4. Короткова М. В., Студеникин М.Т. «Практикум по методике преподавания

истории в школе». М: 2000

5. Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.:2002

6. Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе». М.:2000