Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

Российский Государственный Гуманитарный Университет

РЕФЕРАТ по дисциплине:

«Экономика природопользования»

Тема: «Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от

передвижных источников»

Выполнила: студентка ФКЗ-1У

Сигеева Елена Сергеевна

Проверил: Крысов

Виктор Владимирович

Москва 2003

План.

1. Введение

2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных

источников.

Выводы

Введение.

Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу.

Загрязнение природной среды промышленными выбросами оказывает вредное

действие на людей, животных, растения, почву, здания и сооружения, снижает

прозрачность атмосферы, повышает влажность воздуха, увеличивает число дней

с туманами, уменьшает видимость, вызывает коррозию металлических изделий.

Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение

среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них -

аэрозольные и газообразные загрязнители промышленно-бытового

происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере.

Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию

в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.

В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы:

промышленность, бытовые котельные, транспорт.

В данной работе нам хотелось бы рассмотреть расчет платы за выбросы

загрязняющих веществ в атмосферу именно от передвижных источников.

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных

источников

1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников

подразделяется на:

. плату за допустимые выбросы;

. плату за выбросы, превышающие допустимые.

2. Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных

источников, образующихся при использовании 1 тонны различных видов топлива,

определяется по формуле:

Ye = Hбнi атм х Мi транс (1),

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3....... n);

e - вид топлива;

Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ,

образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.);

Hбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го

загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно

допустимые нормативы выбросов (руб.);

Мi транс - масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в

отработавших газах технически исправного транспортного средства,

отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода

изготовителя, при использовании 1 тонны е-го вида топлива (по

данным НИИТа Минтранса России).

3. В качестве основных нормирующих загрязняющих веществ для передвижных

источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа,

соединения свинца, диоксид серы.

4. Удельная плата для различных видов топлива составляет (руб./т или

руб./м3):

|1. |Бензин этилированный АИ-93 |38,0 |

|2. |А-76, А-72 |25,0 |

|3. |Бензин неэтилированный АИ-93 |10,0 |

|4. |А-76, А-72 |11,0 |

|5. |Дизельное топливо |21,0 |

|6. |Сжатый природный газ |9,0 |

|7. |Сжиженный газ |11,0 |

5. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от

передвижных источников определяется по формуле:

Пн транс = Ye х Te (2),

где:

e - вид топлива (e = 1, 2, 3....... r);

Пн транс -плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в

атмосферу от передвижных источников (руб.);

Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих

веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида

топлива (руб.);

Te - количеств е-го вида топлива, израсходованного

передвижным источником за отчетный период (т).

6. При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за

выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по

типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их

эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов

работы на уровне 85%-ой обеспеченности, топливо с наиболее экологически

неблагоприятными характеристиками и так далее).

Годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники

составляет (в тыс.руб./год за 1 транспортное средство):

|1. |Легковой автомобиль |2,7 |

|2. |Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым|4,0 |

| |ДВС | |

|3. |Автомобили, работающие на газовом топливе | |

| | |1,4 |

|4. |Грузовой автомобиль и автобус с дизельным |2,5 |

| |ДВС | |

|5. |Строительно-дорожные машины и с/х техника |0,5 |

|6. |Пассажирский тепловоз |16,2 |

|7. |Грузовой тепловоз |21,4 |

|8. |Маневровый тепловоз |2,5 |

|9. |Пассажирское судно |15,0 |

|10. |Грузовое судно |20,0 |

|11. |Вспомогательный флот |6,0 |

7. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от

передвижных источников определяется по формуле:

Псн транс = 5Пнj х dj (3),

где:

j - тип транспортного средства (j = 1, 2, 3....... p);

Псн транс - плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих

веществ от передвижных источников (руб.);

Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го

типа транспортного средства (руб.);

dj -доля транспортных средств j-го типа, не соответствующих

стандартам. Определяется как соотношение количества

транспортных средств, не соответствующих требованиям

стандартов, к общему количеству проверенных

транспортных средств.

Плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными

органами Минприроды России по результатам контроля соответствия

транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание

загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

Контроль соответствия транспортных средств требованиям стандартов,

регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах,

осуществляется органами Минприроды России, Российской транспортной

инспекции, Госавтоинспекции, а также специальными организациями, имеющими

разрешение на проведение данного вида работ.

Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в

территориальные органы Минприроды России.

Количество транспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке

(раздельно по видам топлива) должно составлять не менее:

100% - для предприятий с числом ТС до 20 единиц;

50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц;

30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц;

20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц;

10% - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц.

Если в результате проверки, доля транспортных средств, не

соответствующих нормативным требованиям, составляет более 90% или менее

10%, то для повышения достоверности результатов выборку рекомендуется

увеличивать вдвое.

При соблюдении указанных размеров выборки, доля выявленных ТС, не

соответствующих нормативным требованиям, распространяется на всю

численность ТС предприятия, находящихся в эксплуатации.

Для определения доли ТС, не соответствующих нормативам, не могут

приниматься результаты проверок, проведенных в предыдущие годы.

8. При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ

от конкретных видов передвижных источников территориальные органы

Минприроды России могут определять плату за допустимое загрязнение

атмосферного воздуха передвижными источниками с учетом этих данных.

9. Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников

определяется по формуле:

Птранс = (Пн транс + Псн транс) х Кз атм (4),

где:

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической

значимости атмосферы в данном регионе;

10. При использовании для обезвреживания отработавших газов двигателя

передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются

понижающие коэффициенты:

для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо

- 0,05;

для остальных транспортных средств - 0,10.

При проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению

токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в

количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного

мероприятия.

Заключение.

Следует отметить, что в настоящее время в мире уделяется особое

внимание состоянию окружающей среды. Создаются альтернативные,

экологически безопасные виды топлива, источники энергии, характерным

примером являются электромобили и автомобили на солнечных батареях, при

современных темпах прогресса можно надеяться на то что вскоре появятся и

экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. К автомобилям с

двигателями внутреннего сгорания и дизелями применяются строгие

экологические нормы Евро-4. Хотелось бы верить, что и в нашей стране в

ближайшем будущем будут предприниматься усилия для обеспечения

благоприятной экологической обстановки.

Список литературы:

1. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение

окружающей природной среды, утверждены Минприроды России письмом N 01-

15/65-265 от 26 января 1993 года (57К)

http://www.ecology.sp.ru/

2. Голуб Е.Б. «Экономика природопользования»