Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление и приватизация

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Мурманск

1999

Тема: «Разгосударствление и приватизация»

Содержание

1. Введение. 3

2. Разгосударствление. 4

3. Приватизация. 7

4. Особенности приватизации в России. 11

5. Заключение. 14

Литература. 15

1. Введение.

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении

и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль

играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой

экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы

собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и

частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не

занималось активно хозяйственной деятельностью. Преобладание

государственной формы собственности в экономике страны ведет к

возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития

экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает

монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в

качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму

собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует

функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо

разгосударствление и приватизация.

2. Разгосударствление.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию

государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли

государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства

большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих

полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей

горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть

важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного

предпринимательства, но государство остается структурным элементом

смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а

последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления

сохраняет государственную собственность и направлен на повышение

эффективности функционирования остающихся в государственном секторе

предприятий.

Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все

более редкой становится ситуация, при которой демократические партии

выступают за расширение государственного сектора, а их политические

противники – за частный.

Основными способами разгосударствления являются:

. либерализация рынков;

. коммерциализация;

. стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных

предприятий (государственно-частных);

. денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их

освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования

конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых

характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода

запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной

рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в

результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может

поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес

(через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения

иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это

делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает

разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их

переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам

рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий

предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство

либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование,

отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной

задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе

критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных

объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению

дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от

субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это

в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению

уровня инфляции.

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных

форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием

и налогообложением. Речь в данном случает идет не только и не столько о

создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении

в структуры государственной собственности других форм собственности

отечественного происхождения.

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей

своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом

собственность государственных предприятий может переходить не только в

частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий,

кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в

изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма

рыночной экономики.

3. Приватизация.

В экономической теории и практике современный процесс

разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,

заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и

юридических лиц.

Цели приватизации в странах рыночной экономики:

. сокращение задолженности государственного сектора;

. развитие рынка;

. стимулирование предпринимательства;

. расширение индивидуальных свобод;

. развитие народного капитализма;

. ослабление профсоюзов.

Цели приватизации в России:

. формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

. повышение эффективности деятельности предприятий;

. создание конкурентной среды;

. содействие демонополизации экономики;

. привлечение иностранных инвестиций;

. социальная защита населения и развитие объектов социальной

инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

. бесплатной передачи собственности;

. выкупа предприятий на льготных условиях;

. продажи акций;

. сдачи предприятий в аренду;

. продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

В законе о приватизации Российской Федерации продажа госимущества с

незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых

коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым

коллективам безвозмездно) признается преобладающей.

Формы приватизации в развитых странах:

. продажа предприятий непосредственно в частные руки;

. выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

. продажа акций работникам предприятий;

. распространения акций предприятия среди населения;

. сдача государственных предприятий в аренду;

. заключение контракта на управление предприятием.

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется

путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать

владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему

наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия

приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой

прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает

число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица

могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия,

купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны

государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему

захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами

общества.

Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью

конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной

собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями,

выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие

расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая

цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не

только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов,

средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы»

выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества

предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой

покрывают взятые в кредит ссуды.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает

развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является

эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей

работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная

продажа акций населению, при которой государственное предприятие

превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению

осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по

фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При

конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных

предприятий.

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее

главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного

имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным

капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда,

когда физические или юридические лица приобретали часть государственного

имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.

Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный

процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести

финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как

правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью

повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться

такая форма, как заключение контракта на управление предприятием.

Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над

функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного

управления предприятием.

Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются

временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности

государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по

разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний,

эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы

более достоверно оценить стоимость предприятия.

Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента,

торговли и сферы услуг.

Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам,

с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

4. Особенности приватизации в России.

Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем

сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было

официально признано.

Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер.

Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс,

она представляет собой государственную экономическую политику. В результате

государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.

Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанный

тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее

осуществления.

В целом процесс приватизации в России характеризуется высоким темпами,

чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки

частный сектор предпринимательства.

В Росси приватизация началась с октября 1992г. На первом ее этапе –

так называемой ваучерной приватизации – ставились задачи:

а) покончить с государственным монополизмом;

б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов

превратиться в зажиточный «средний класс» (это совершенно не достижимая

цель, особенно в условиях кризисного спада производства).

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1 июля

1994г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля

государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила

35%.

Результаты первого этапа приватизации:

. разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе

трансформации экономики России;

. в первые была создана и начала работать модель приватизации,

позволившая передать в собственность десятки тысяч предприятий;

. центральное место в приватизации государственных предприятий заняли

чековые аукционы, обладающие положительными моментами с точки

зрения инвестирования.

Однако результаты первого периода приватизации оцениваются

неоднозначно:

. пока еще рано говорить о формировании широкого слоя частных

собственников;

. недостаточно использован отраслевой подход;

. отсутствует разделение и закрепление в отдельных законах малой и

большой приватизации;

. оценка стоимости государственного имущества;

. не удалось в большом объеме привлечь иностранные инвестиции;

. не были придуманы механизмы защиты от негативных последствий.

С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации – постваучерный

или денежный, за время которого имущество государственных и муниципальных

предприятий должно продаваться за деньги. При этом преследовалась основная

цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут

заинтересованы развивать производство и вложат в него средства.

Но появлению «новых собственников» мешал ряд обстоятельств:

. ѕ акционированных предприятий находится в собственности трудовых

коллективов, которые не собираются продавать свои акции какому-то

постороннему лицу;

. большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие

собственники, и они заинтересованы лишь в получении дивидендов, без

вливания дополнительных средств;

. имеющие большие денежные накопления предприниматели, банки и

иностранные капиталисты не стремятся приобретать акции

приватизированных предприятий, большинство из которых не дает

высокую прибыль или даже убыточны.

Только с улучшением общего экономического положения в стране могут

быть решены проблемы повышения эффективности работы приватизированных

предприятий.

5. Заключение.

Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к

реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры

предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление

и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой

составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь

объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в

целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения

эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов,

регионов и каждого из нас.

Литература.

1. Иохин В.Я. «Экономическая теория: введение в рынок и

микроэкономический анализ» учебник – Москва: «Инфра-М», 1997.

2. «Экономическая теория (политэкономия)» учебник / Под редакцией

Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – Москва: «Инфра-М», 1997.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» учебник – Москва:

«Норма-Инфра-М», 1998.

4. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов

высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997.