Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

План

I Введение

II Формирование познавательных интересов в обучении

1. Новый материал

2. Самостоятельная работа

3. Проблемное обучение

4. Занимательный материал

5. Геометрический материал

III Развитие познавательных способностей

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

3. Развитие мышления

4. Развитие памяти

IV Литература

I Введение

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили : “Как делаются

открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И

вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и

делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно,

Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе

и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания,

изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из

озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том,

чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать

на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не

останавливаетинерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности

людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а

норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление

человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,

использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о

существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро

в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной

деятельности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы

и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется

постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям

. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится

основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит

(поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают

вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом

поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает

эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно

влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание

психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые

под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и

направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения

школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная

работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации

деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной

деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и

оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех

учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной

деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения

необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный

интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и

как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на

результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией

ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В

интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие

организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все

важнейшие проявления личности.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он

учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый

из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя

ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое

время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе –

важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой

мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у

первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит

первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения

ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении

таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе

обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему

хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

II Формирование познавательных интересов в обучении.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности

школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в

учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить

по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных

предметовсодержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной

организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников –

это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания

учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,

являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,

который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,

заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный

элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он

находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова

за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну

зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может подддерживаться все

время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к

удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что

предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а

отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на

фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного

интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,

повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о

которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,

и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого

сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим

изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей

повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно

новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится

стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его

чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на

уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.

Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ,

знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И

тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса

– сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно

развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а

это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить

привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе

положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу

учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества

знаний, умний и навыков ученика.

Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том

что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников

которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время.

Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работу. Те кто

выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически

переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель

в какойто мере помогает ученикам крторые не справились с заданием. Но

верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая

изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и

привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика

работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные

упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную

последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и

наглядность.

ФРАГМЕНТ 1

Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по

действиям :

Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе

18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?

Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я

открываю на доске краткую запись задачи:

Было-80 кн.

Сделали- 16 кн и 18 кн

Осталось-?

Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно

рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с

решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение

задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) и прошу 2-3

учеников, справившихся с заданием, объяснить его,

Другим ученикам даю карточки с заданиями:

1. Узнать сначала сколько всего книг подклеили два звена вместе …. + …. =

….

2. Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: … - … = …

Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания

всеми учащимися в классе.

ФРАГМЕНТ 2

Самостоятельно решить задачу разными способами:

Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько

стоила вся покупка?

Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на

выражение (4+3)*2

Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается

рассмотреть рисунок к задаче

|20 |20 |20 |20 |

|10 |10 |10 |10 |

| 20 20 |

|20 20 |

|10 10 |

|10 10 |

И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за все покупку.

Ученикам которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами:

Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбом вместе.

Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.

Запиши решение задачи: (…+…)*…=…

Вспомни, как можно сумму умножить на число.

Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…

Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических

действий, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечили

самостоятельное решение задачи всеми учащимися

Опорные схемы

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности

содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда

это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.

Проблемное обучение

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания

фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое

обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема,

содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на

однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные

ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 т например 12765:3.

Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему

примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ.

Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают

думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос

КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать,

научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.

Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми.

Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много

времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться

с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эти

напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая

их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не

ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения

приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию,

когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать

внимательно. Вернусь к этому уроку математики.

После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала

объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет.

Решение стерла.

Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я

предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись

за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня

вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у

всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так

просто?

У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время

для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное

задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.

В конце урока показываю микрокалькулятор, с помощью которого за несколько

секунд можно произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркиваю, что

эту умную машину изобрел человек.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения.

Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка

увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении

школьника к учению.

Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных

задач.

Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию

нового. Например:

1 Заселите домик числами

|10 |

|3 | |

| |4 |

|2 | |

| |5 |

|1 | |

2 Решить удобным способом

(40+10)-7

(60+10)-4

После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи

суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число

10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом

(40+10)-7

(60+10)-4

Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число,

которое вычитается.

В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 30-6

Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в

круглыхдесятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде

суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10

3 Вставить числа в окошки по данному образцу

40 = 30 + 10 80 = … + 10

60 = 50 + 10 50 = … + …

При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что умения

заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный

способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10

пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного

приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям

интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении

устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания.

Задачи на применение знаний и умений также способствуютразвитию

познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам

оперировать знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой

стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для

себя заключения о продвижении.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с

работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и

умениями. Для этой цели использую опорные схемы:

| |

| |

? на ? больше

| |

| |

? на ? меньше

| |

= .

| |

Было - .

Взяли - .

Осталось - .

Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является

занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное

вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,

помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют

различные упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять

арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра

ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда –

стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко

выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества

личности. На своих уроках постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА,

МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ

ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрический материал

Развитию познавательных интересов способствует использование

геометрического материала.

1 Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.

Спрашиваю

Из каких фигур состоит рисунок кошки?

Какой фигурой представлено туловище?

Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон

2 Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных

фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

Задания, направленные на развитие внимания

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для

развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение,

сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени

его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие

другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно

ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают

психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания,

восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и

совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при

целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и

расширение познавательных возможностей детей.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом

зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как

внимание.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные

на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости,

умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его

на различные предметы и виды деятельности.

1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах

2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами

3 Отыскание чисел по таблицам Шульте

4 Быстрее нарисуй

5 Найди, кто спрятался

6 Найди сходство и различие

7 Прочитай рассыпанные слова

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения

действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии

на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности

как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в

окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что

одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания

наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более

глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в

самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1. Подбери заплатку к сапожку

2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки

3. Упражнение Геометрические фигуры

4. Упражнение Треугольники

5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями

6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы

7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера

8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и

черного цвета

9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами

Задания, направленные на развитие логического мышления

Логическое мышление

Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им

знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной

школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать

информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только

действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно

логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и

закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1. Задачи на смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые фигуры

4. Задачи с геометрическим содержанием

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы

7. Кроссворды и ребусы

8. Комбинаторные задачи

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали

богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных

наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть

человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью.

Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но

следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее

обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика,

способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из

необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая.

Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене,

поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится

запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к

запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их

мышления.

1. Запомни двузначные числа.

2. Запомни математические термины.

3. Цепочка слов.

4. Рисуем по памяти узоры.

5. Запомни и воспроизведи рисунки

6. Зрительные диктанты

7. Слуховые диктанты

Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и

заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и

способностей, расширяет математический кругозор младших школьников,

способствует математическому развитию, повышает качество математической

подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в

простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее

использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у

него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои

способности.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные

интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание

своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы

познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими,

продуктивными.

Литература

1. Валина В. Праздник числа – М 1993

2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей

на уроках математики Начальная школа 19990 –7 1991-7 1992 –7,8

1993-7

3. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных

классах М 1985

4. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах М

1985

5. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку М 1994

6. Педагогика под ред. Щукиной М 1966

7. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай Санкт-Петербург 1997

8. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках

математики Начальная школа 1994-8