1. Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Фонды обязательного
медицинского страхования РФ созданы в
Здоровье населения – важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей [4].
Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получении необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной, и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС [2].
Объектом медицинского страхования служит страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования: • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; • территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Правовой
базой этих фондов является: Положение, утвержденное постановлением Верховного
Совета РФ от 24 февраля
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.
Устав
Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден
постановлением Правительства РФ 29 июня
Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением).
Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:
§ финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
§ обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан РФ»; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
§ обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
§ аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования;
§ финансирование целевых программ.
Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
ü части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных Федеральным Собранием РФ;
ü ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
ü добровольных взносов юридических и физических лиц;
ü доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.
Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [4].
Обязательные отчисления предприятий в Фонд обязательного медицинского страхования с 1993 года в размере 3,6% начисленной оплаты. Размер страховых взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства РФ.
Федеральным законом от 4 января 1999 года «О страховых взносах...» установлен для предприятий, организаций тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6%, в том числе: • 0,2% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; • 3,4% в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивает в Фонд правительства субъектов РФ и местная администрация за счет средств, предусмотренных в бюджетах. Страховые взносы уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Перечисляются средства на специальный счет в банке.
От уплаты на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящихся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей.
Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в рассчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.[2]
Бюджетные
средства – наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В
значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение
населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в статье
41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно». Для обеспечения
этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения
постановлением Правительства РФ от 11сентября
Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Базовая программа государственных гарантий включает:
1) перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
2) базовую программу обязательного медицинского страхования;
3) нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
4) подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.
Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:
· средств бюджетов здравоохранения всех уровней;
· средств фондов обязательного медицинского страхования;
· других источников поступления средств в здравоохранение.
Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу здравоохранения, а также федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Используя базовую программу государственных гарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы государственных гарантий.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов РФ разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
В рамках этой Программы, финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений, финансируемой за счет бюджетов здравоохранения и средств ОМС, населению оказываются следующие виды бесплатной медицинской помощи:
|
Бесплатная медицинская помощь, финансируемая за счет средств бюджетов здравоохранения |
|
1. Скорая медицинская помощь 2. Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным с социально значимыми заболеваниями, включая следующие болезни: · кожно-венерологические заболевания · туберкулез · СПИД · психические расстройства · наркологические заболевания · нарушения течения беременности и родов · некоторые виды патологии детей и новорожденных 3. Диспансерное наблюдение здоровых детей 4. Льготная лекарственная помощь и протезирование 5. Некоторые виды дорогостоящей медицинской помощи |
В рамках программ государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.
|
Бесплатная медицинская помощь, финансируемая за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС |
|
Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным по следующим заболеваниям: · инфекционные и паразитные заболевания, исключая венерические заболевания, туберкулез и СПИД · онкологические заболевания; болезни эндокринной системы; кожные болезни · нарушения питания; заболевания нервной системы · болезни крови; иммунная патология; заболевания сердца и сосудов · глазные болезни; болезни уха; болезни органов дыхания · болезни органов пищеварения; все виды травм и отравлений · болезни костно-мышечной системы · некоторые виды врожденных аномалий у взрослых · некоторые другие заболевания |
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.[5]
Проблемы функционирования ФОМС.
В функционировании Федерального ФОМС существуют некоторые проблемы, некоторые из которых можно выделить. Главная из них – это не достигается основная генеральная цель – обеспечение здоровья граждан. Как известно, смертность в настоящее время возросла по сравнению с 80 годами.
§ Существующее финансирование в медицинских учреждениях и оплата труда медицинского персонала явно недостаточны для обеспечения основной (генеральной) цели. Оплата труда медицинских работников понизилась в 1,5 - 2 раза по сравнению с концом 80-х годов.
§ Психологическое отношение граждан к новой системе – никакое, так как они видят только обнищание здравоохранения, ухудшение отношения врачей (некоторые врачи совершенно откровенно говорят больному, как мал их заработок и как им плохо – будто бы больному от этих слов становится лучше).
§ Загруженность и трудоемкость системы ОМС, что проявляется: в сложной структуре системы, множестве взаимосвязей, большей занятости в ней работников, громоздкой системе документирования и документооборота (в т.ч. отчетности), необходимости содержания на федеральном и территориальном уровнях специального контрольного аппарата для проверки деятельности органов ОМС, в отвлечении всех граждан от работы, своих личных целей и планов для оформления страховых полисов или магнитных карт и т. д.[1]
§ Структура
предложения медицинских услуг не соответствует реальным потребностям в
получении медицинской помощи. Многие виды помощи, которые гораздо дешевле
оказывать в поликлиниках, предоставляются в больницах и госпиталях. Бюджетное
финансирование используется, по существу, для поддержания избыточных штатов и
коечного фонда, в то время как недофинансируются мероприятия, наиболее
эффективные в плане охраны здоровья (например, мероприятия профилактической
направленности). Средства, расходуемые на здравоохранение из консолидированного
бюджета и внебюджетных фондов, хотя и превышали, вплоть до начала
В социальном плане, сложившаяся система финансирования здравоохранения оказывается крайне несправедливой: она фактически лишает беднейшие слои населения доступа к медицинской помощи, гарантированной государством, поскольку они не имеют средств на внесение соплатежей на неформальной основе.[3]
2. Тестовые задания.
1 – 3
2 – 6
3 – 3
4 – 1
5 – 1
6 – 2
7 – 2
8 – 1
9 – 1
10 – 2
3. Задача.
Таблица 1
|
|
Товар А |
Товар Б |
Товар В |
Всего |
|
1. Количество единиц |
10000 |
20000 |
5000 |
|
|
2. Переменные издержки – всего |
20100 |
42000 |
20500 |
|
|
на зарплату производственных рабочих |
3500 |
8000 |
12000 |
23500 |
|
на материалы |
16600 |
34000 |
8500 |
59100 |
|
3 Общие постоянные издержки |
х |
х |
х |
82600 |
|
4. Распределение постоянных издержек между товарами: |
|
|
|
|
|
4.1.Пропорционально зарплате производственных рабочих |
12302 |
28119 |
42178 |
82599 |
|
4.2.Пропорционально затратам на материалы |
23200 |
47519 |
11879 |
82598 |
|
4.3.Пропорционально переменным издержкам |
|
|
|
|
|
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек |
|
|
|
|
|
по способу 4.1 |
32402 |
70119 |
62678 |
|
|
по способу 4.2 |
43300 |
89519 |
32379 |
|
|
по способу 4.3 |
|
|
|
|
|
6. Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат |
|
|
|
|
|
по способу 4.1 |
3,68 |
4 |
14,38 |
|
|
по способу 4.2 |
4,979 |
5 |
7,5 |
|
|
по способу 4.3 |
|
|
|
|
4. Практическое задание.
Таблица 2. Расходы бюджета г. Барнаула
|
Статьи расходов |
|
|
2006 в % к 2005 |
||
|
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
||
|
Общегосударственные вопросы |
299,8 |
7,23 |
856,6 |
18,45 |
285,7 |
|
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности края |
58,5 |
1,4 |
73,3 |
1,58 |
125,3 |
|
Транспорт |
51,2 |
1,24 |
52,3 |
1,13 |
102,1 |
|
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов |
1,9 |
0,046 |
1,9 |
0,04 |
100 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1109,1 |
26,77 |
675,3 |
14,54 |
60,9 |
|
Образование |
1372,6 |
33,13 |
1545,1 |
33,28 |
112,6 |
|
Культура, искусство, кинематография |
48,9 |
1,18 |
54,5 |
1,17 |
111,5 |
|
Здравоохранение и физическая культура |
611,9 |
14,77 |
667,7 |
14,38 |
109,1 |
|
Социальная политика |
584,9 |
14,12 |
716,7 |
15,43 |
122,5 |
|
Прочие |
3,8 |
0,091 |
- |
- |
- |
|
Всего |
4142,6 |
99,977 |
4643,4 |
100 |
112 |
Приоритетными направлениями расходов городского бюджета являются образование, социальная политика, здравоохранение и физическая культура, а также общегосударственные вопросы. Они составляют наибольший процент расходов бюджета г. Барнаула.
Список литературы
1. Бородина В.В., Ключникова Н.П. Социально-экономические аспекты создания и развития системы обязательного медицинского страхования // http: www.hrm.ru/db/hrm/default.html
2. Таранов А.М. Центральная проблема ОМС – неисполнение обязательств регионов//Медицинское обозрение № 13, http://www.rosmedstrah.ru/articles.php?show=1&id=73&srch=1
3. Федоров В.А. Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях, 2003 // http://www.humanities.edu.ru/index.html
4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.
5. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
6. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп . / под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.