Если
дословно переводить с английского слово image, то в буквальном смысле оно
означает "образ".
Следовательно, когда говорят об имидже человека: "У него имидж делового
человека", "У него отрицательный имидж", то говорят о том его
образе, который возник у других людей. Причем, под "образом" имеется
ввиду не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ его
мышления, действий, поступков. Иначе говоря, в данном случае, слово
"образ" должно употребляться в широком смысле - как представление о
человеке.
Что же означает слово "образ"? Обратимся к "Словарю русского
языка", например, С.И. Ожегова. Оказывается, в русском языке это слово
имеет пять разных значений:
1)
вид, облик; 2) представление; 3) в литературе как обобщенное художественное
отражение; 4) тип, характер; 5) порядок.
Когда мы сталкиваемся с этим словом, то оно у нас, прежде всего, ассоциируется
с "обликом", "видом", поскольку чаще всего употребляется
именно в этом значении (поэтому и у С. И. Ожегова это значение на первом
месте). Поэтому слово имидж чаще всего употребляют только в значении
"внешний вид человека".
Теперь давайте рассмотрим термин "представление".
Для психологов этот термин имеет сугубо узкое значение: психический процесс
воображения или припоминания образов, предметов, объектов. А профессор С.И.
Ожегов указывает еще на четыре интерпретации. Нет и это не годится, чтобы
передать то, что в современном западном (англоязычном) мире вкладывается в
понятие "имидж".
Это понятие там трактуется следующим образом: когда говорят: " У господина
V. такой-то имидж", - то это значит, каким люди видят данного человека,
как его оценивают, как они к нему относятся. Это -
"мнение" как
суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на
что-нибудь" (С.И. Ожегов).
Имидж может быть у какого-то конкретного человека, и мнение может быть о
каком-то конкретном человеке; имидж может формироваться на основе данных не
только о внешности человека, но и о его психике, и мнение может создаваться как
по первому впечатлению, так и на основе оценки характера, темперамента и других
характеристик.
Так что эти термины - "имидж" и "мнение" - достаточно близки по своему
содержанию.
Различие же между ними заключается в следующем. "Имидж" правильнее
употреблять в словосочетаниях типа "имидж человека, политика,
банкира)", а "мнение" - в словосочетаниях типа "мнение о
человеке, политике, банкире)".
Понятие "имидж" может быть применено не только к человеку, но и
организации и стране. А создают имидж фирмы люди, так что каков имидж Украины
на Западе (да и на Востоке) - это каков имидж украинцев, имидж людей,
представляющих Украину внешнему миру.
Так
что имидж Вашей фирмы зависит и от Вашего личного имиджа.
Верно и обратное утверждение: имидж фирмы влияет на ее сотрудников.
Очевидно, конечно, что имидж руководителя фирмы будет в большей мере будет
влиять на имидж фирмы, чем имидж какого-либо сотрудника. Хотя, если этот
сотрудник имеет дело с клиентами, пусть даже просто отвечает по телефону, то
мнение об этом сотруднике вольно или невольно будет распространяться и на
мнение о фирме. Например, Вы звоните на фирму и вам отвечают- в одном случае
(мягкое и доброжелательное): "Альянс-клуб" слушает Вас", а в
другом - только скупо равнодушное "Да-а".
Когда у человека складывается определенное мнение о другом человеке или о
каком-то объекте, то это сформированное в сознании или подсознании отношение,
как и любое отношение человека к чему-либо, формирует, определяет его
готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным
образом. А на языке психологов такая готовность называется психологической
установкой. Значит и сложившееся о Вас мнение окружающих будет определять и их
психологическую готовность действовать в отношении вас определенным образом,
причем действовать подчас на подсознательном уровне.
На чем же основывается это мнение?
Во-первых, на полученной о Вас имиджеформирующей
информации. По характеру ее получения
имиджеформирующая информация подразделяется на прямую и косвенную.
Косвенная
имиджеформирующая информация
- это та информация о Вас, которую человек получает через третьи руки, например
как о Вас отзываются Ваши соседи. Сюда же относятся и легенды, слухи, сплетни,
анонимки. Слухи наиболее действенными являются в обществе, где имеется низкий
уровень доверия к официальной информации, что характерно для тоталитарных
режимов, для обществ с низким уровнем гласности.
Прямая
имиджеформирующая информация -
это та, которую человек получает при непосредственном контакте с Вами.
Это информация:
1. О Вашей внешности - одежде, прическе, физических данных (рост, телосложение,
осанка...), т.е. габитарный имидж ("габитарный" от
"габитус" - лат. Habitus - "внешность").
2. Об особенностях Вашей психики - темперамент, интеллект, характер, а также
Ваши установки, мировоззренческие и иные позиции