Реферат: Разгосударствление и приватизация в Узбекистане
|
Название: Разгосударствление и приватизация в Узбекистане Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
|
Мировой опыт экономического развития наглядно свидетельствует о том, что наличие различных экономических укладов обеспечивает более высокую эффективность производства, поскольку способствует более тщательному учету многих объективных и субъективных условий предпринимательской деятельности. Переход от монопольной государственной собственности к многоукладной экономике - это широкомасштабная мирная революция, которую должна совершить экономическая реформа. Основу любого экономического уклада составляют организационно-правовые формы предприятий. При этом не важно, в какой плоскости рассматривается общественное производство: как совокупность определенных отраслей, территориальный или межотраслевой комплекс. В любом случае в центре внимания окажутся предприятие или какая-то комбинация предприятий. В бывшем СССР и других социалистических странах господствующим в народном хозяйстве экономическим укладом являлся государственный сектор, который был представлен государственными предприятиями, функционирующими на принципах хозяйственного расчета. Одним из главных и, в то же время, сложных вопросов в процессе продвижения стран постсоветского пространства по пути рыночных преобразований, формирования многоукладной экономики является вопрос приватизации государственного имущества и формирование на этой основе новых отношений собственности. Важность вопроса обусловливается тем, что он затрагивает интересы не только хозяйствующих субъектов, но и всего населения страны. Разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности. Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ. Приватизация осуществляется во многих странах, в том числе с развитой рыночной системой хозяйствования, и отличается задачами, формами и масштабами ее осуществления. Хорошо известно, что в Великобритании в период правления правительства, возглавляемого Маргарет Тетчер, был приватизирован ряд крупных государственных предприятий. Правительства Франции, Японии и некоторых других стран также неоднократно принимали решения о приватизации отдельных государственных предприятий, которые могли успешно развиваться без прямого государственного вмешательства в их деятельность и не получая государственных субсидий. Средства, поступающие от продажи государственных активов, направлялись на пополнение государственного бюджета. Переход к рыночной экономике в Узбекистане в постсоветский период вызвал существенные изменения как в общих условиях функционирования субъектов хозяйства, так и в отношениях собственности.
Частная собственность как разновидность собственности граждан была впервые легализована в Узбекистане в 1990 г . В отличие от личной собственности, которая подразумевала личное потребление, частная служила целям извлечения прибыли (дохода). С момента введения предполагалось ее наличие в виде правовой формы осуществления индивидуально-трудовой деятельности с ограниченным использованием наемного труда. После провозглашения государственной независимости Узбекистана и разработки собственной модели перехода к рынку реальное укрепление и дальнейшее развитие частной собственности стали приоритетными. Сначала Закон "О собственности", затем Конституция Республики Узбекистан утвердили частную собственность как одну из необходимых предпосылок функционирования рыночной экономики. Важнейшими стимулами к развитию частного предпринимательства в Узбекистане стали конституционно обоснованные принципы: свобода и равенство различных форм собственности, свобода экономической деятельности. В Узбекистане собственность неприкосновенна и охраняется законом. За годы независимости правовая основа регулирования частной собственности значительно усовершенствовалась. Так, принятие Гражданского кодекса в 1996 г. внесло принципиальные изменения в гражданские правоотношения в условиях рыночной экономики. Согласно его положениям имущество граждан и всех негосударственных юридических лиц стало объектом частной собственности, значительно расширен перечень оснований для возникновения права собственности, в правовом порядке закреплены условия осуществления права на частную собственность и правовые способы ее защиты. Однако закрепление возможностей развития частной собственности только лишь в законодательном порядке не решало проблему формирования частного предпринимательства на начальном этапе реформ, необходима была их практическая реализация, поскольку на протяжении многих десятилетий в экономике страны полностью господствовал государственный сектор в виде, так называемой, общенародной собственности, фактически находившийся в распоряжении государственной бюрократической системы. Поэтому на начальном этапе реформ важнейшими задачами стали создание условий для расширения частной собственности на средства производства путем разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Фактически, в республике началось формирование новых экономических укладов одновременно двумя путями. Во-первых , путем реорганизации существовавших ранее предприятий - их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых , путем стимулирования создания в инициативном порядке новых предприятий, а также развития индивидуальной предпринимательской деятельности. Указанный процесс базируется на ключевых принципах экономической политики переходного периода, сформулированных Президентом И. А. Каримовым, из которых можно выделить следующие концептуальные положения. 1 . Многоукладная экономика формируется не в интересах реализации идеологии и политических амбиций отдельных групп граждан (партий, движений и т.д.), а в интересах достижения целей социально-экономических преобразований, одобренных подавляющим большинством населения нашей республики. 2 . Государство, инициируя процесс формирования многоукладной экономики, определяет его направления и непосредственно участвует в решении задач каждого из них. Активное участие государства обеспечивает осуществление этого процесса правовыми методами. 3. Все формы собственности и хозяйствования должны находиться в равных экономических условиях, каждая из них может иметь свою нишу, а рынок – главный судья в их конкурентной борьбе. 4. Ориентация системы государственного регулирования процесса формирования многоукладной экономики на преимущественное развитие в каждой сфере общественной деятельности тех форм собственности и хозяйствования, которые наиболее эффективны в условиях Узбекистана: соответствуют менталитету народа, историческим традициям, природно-климатическим условиям, нынешнему состоянию экономического развития и другим факторам. 5. Поэтапное развитие процесса формирования многоукладной экономики, обеспечивающее плавную, эволюционную трансформацию ранее сложившихся производственно-экономических отношений. 6.
Широкомасштабная приватизация, которую предстояло осуществить Узбекистану и другим постсоциалистическим странам, ранее не было ни в одной стране. Цель приватизации в этих странах заключается в создании базовых условий для становления рыночной системы хозяйствования, то есть в формировании института частной собственности, создании экономической и правовой базы и институтов рыночной экономики, без которых невозможно функционирование негосударственного сектора экономики. В Узбекистане исходят из того, что в результате приватизации должны быть решены, как минимум, две главные задачи: Во-первых , имущество, которым располагает республика, должно обрести реального хозяина. В передаче собственности настоящим хозяевам, предоставлении им широких возможностей для предпринимательской деятельности и состоит основной смысл проводимых экономических реформ. При этом речь идет не о механической смене собственника - государственного на коллективного, акционерного или частного, а о наделении имуществом такого собственника, который смог бы рачительно, по-хозяйски этим богатством распорядиться. Вторая важная задача , решаемая в ходе приватизации, - это создание многоукладной экономики и стимулирующей конкурентной среды. Приватизация позволяет ликвидировать существующие монополизм отдельных предприятий и целых сфер деятельности, создать возможности для становления свободной экономики и конкуренции. Появляется экономическая состязательность за результативность производства, за рынки сбыта. Решение задач приватизации должно обеспечить эффективное функционирование, как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом посредством приведения в действие таких важнейших факторов экономического роста как частная предпринимательская инициатива и конкуренция.
2.Законодательное и нормативно-правовое обеспечение приватизации. Его задачи:
Установлен механизм защиты неотъемлемого права частной собственности, гарантирующего независимость и самостоятельность хозяйственной деятельности граждан и частных предприятий, защиту и неприкосновенность частной собственности. Одним из первых законов республики, принятых в 1991 году, стали Законы «О собственности», «О разгосударствлении и приватизации». Принятие Гражданского кодекса в 1996г. внесло принципиальные изменения в гражданские правоотношения в условиях рыночной экономики. По Гражданскому кодексу имущество граждан и всех негосударственных юридических лиц стало объектом частной собственности. Значительно расширился круг оснований возникновения права собственности, в правовом порядке закрепились условия осуществления права частной собственности и правовые способы ее защиты. За период 1991-2003 г.г. было принято около 200 нормативно-правовых документов прямо или косвенно регулирующих процессы разгосударствления, приватизации, развитие частного предпринимательства, в числе которых законы: «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О хозяйственных товариществах», «О частном предприятии», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и др.
3. Особенности процессов разгосударствления и приватизации в Узбекистане Страны с переходной экономикой, к которым относится Республика Узбекистан, различаются стартовыми условиями перехода к рынку и спецификой отраслевой структуры экономики, историческими традициями и менталитетом народа, другими факторами, влияющими на решение проблем приватизации государственного имущества. Все это обусловливает невозможность применения единого для всех стран с переходной экономикой подхода к приватизации. Поэтому в Узбекистане, с учетом особенностей собственной модели перехода к рыночным отношениям, разработаны и осуществляются свои принципы и подходы к приватизации государственного имущества.
Разгосударствление и приватизация в Узбекистане осуществляются в следующих формах :
Первоначально существовала и такая форма приватизации как преобразование государственного предприятия в арендное с возможным последующим выкупом арендованного имущества, однако впоследствии она была отменена. Выбор рекомендуемой формы собственности осуществляется Госкомимуществом с учетом масштабов производства, специфики отрасли, численности работающих, стоимости основных фондов, связей с другими объектами в процессе кооперации производства и разделения труда. Сохранение за государством доли, превышающей 25 процентов акций, допускается только по отраслям и предприятиям, определяющим научно-технический потенциал страны на перспективу, а также обеспечивающим экономическую независимость республики. Приватизация в Узбекистане имеет ряд особенностей , к которым можно отнести следующие: Отказ от бесплатной приватизации . Во многих странах Восточной Европы и постсоветского пространства - таких, как Чешская, Словацкая республики, Польша, Россия, Казахстан, и других, массовая приватизация предполагала распределение среди населения акций государственных предприятий - либо бесплатное, либо за минимальную плату, как правило, путем раздачи ваучеров. В Узбекистане, несмотря на ряд настойчивых внутренних и внешних предложений направить приватизацию по пути ваучеризации, от такого метода отказались. Причины отказа состояли в следующем: Во-первых , ваучеризация, предполагающая оценку стоимости государственного имущества и распределение его поровну среди всех членов общества, означала бы не соблюдение принципа социальной справедливости, а извращенную форму социалистической безликой уравниловки. Во-вторых , бесплатная раздача собственности не привела бы к заботе о ее сохранности и приумножению. То, что достается бесплатно, не так ценится, как-то, что достается трудом. Смысл такого подхода к разгосударствлению и приватизации был предельно прост: уйти от безликого "ваучеризированного" собственника и передать имущество тому, кто сумеет правильно распорядиться переданным ему имуществом, обеспечить наибольшую эффективность его использования. Особенностью приватизации в Узбекистане является ее адресная направленность . Она является альтернативой различным методам раздачи собственности всем поровну и направлена на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения. Адресная направленность приватизации выражается в том, что в процессе приватизации жилья его бесплатно получили работники непроизводственной сферы - народного образования, здравоохранения, культуры и других бюджетных организаций. Кроме того, члены трудовых коллективов получили возможность выкупа акций своих предприятий на льготных условиях, а также возможность бесплатно пользоваться объектами социальной инфраструктуры. Льготный порядок приватизации имущества совхозов, ферм, садов и т.п. получили коллективы аграрных хозяйств.
При приватизации предприятий была создана целая система льгот :
Особенностью приватизации в Узбекистане является ее проведение в комплексе с решением проблемы разукрупнения и демонополизации сложившихся производственных и управленческих структур. Из состава многих приватизируемых предприятий были выделены в самостоятельные субъекты хозяйствования объекты торговли и сферы обслуживания, а при экономической целесообразности и технической возможности - вспомогательные и обслуживающие цеха и участки. В первые годы рыночных реформ были почти полностью ликвидированы отраслевые министерства и на их базе созданы рыночные структуры - республиканские и территориальные хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, корпорации и др.), учредителями которых стали государство и предприятия, вошедшие в их состав. В дальнейшем, по мере обретения предприятиями частных собственников, были осуществлены меры по децентрализации управления предприятиями и организациями некоторых сфер экономики (местной промышленности, строительства, автомобильного транспорта и др.). Важнейшей особенностью приватизации в Узбекистане является и то, что значительная часть средств от разгосударствления идет на постприватизационную поддержку и развитие предпринимательства. На протяжении всего 2-го этапа денежные средства, поступившие в результате приватизации государственной собственности, аккумулировались на счетах специального внебюджетного фонда, а не направлялись в бюджет, как это имело место практически во всех странах постсоветского пространства. Дивиденды по государственной доле акций оставались в полном распоряжении приватизированных предприятий и направлялись на их реконструкцию и техническое перевооружение. Только в 1995г. из централизованного внебюджетного фонда на постприватизационную поддержку и развитие предпринимательства было использовано 2,4 млрд. сумов и в распоряжение приватизированных предприятий по дивидендам, начисленным в счет государственной доли акций, 2,9 млрд. сумов было направлено на реновацию. Кроме того, в этот период 20 процентов поступлений от приватизации направлялись на кредитование приватизированных предприятий различных отраслей народного хозяйства. В настоящее время средства, поступающие от приватизации также, используются, в основном, на цели реформирования экономики. Так, 25 процентов этих средств, поступающих от продажи акций, передается самим приватизируемым предприятиям на осуществление мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производства, пополнение оборотных средств. Средства же от продажи акций предприятий отдельных отраслей промышленности, скорейшая реструктуризация которых имеет особо важное значение для экономики страны (электроэнергетики, телекоммуникаций, железнодорожного транспорта и др.), передаются в размере 50 и более процентов в распоряжение этих отраслей. Значительная часть средств, поступающих от приватизации, используется на цели поддержки малого и среднего бизнеса, формирования рыночной инфраструктуры. Программный подход и поэтапность осуществления приватизации . Разгосударствление и приватизация государственной собственности осуществляется на основании действующих программ, постановлений правительства. Разгосударствление и приватизация государственной собственности может осуществляться и вне программ - на основании заявок членов трудовых коллективов, негосударственных юридических и физических лиц. Так, право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации имеют граждане, негосударственные юридические лица Узбекистана и юридические лица других государств, трудовой коллектив и Госкомимущество. При этом учредителями акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, выступают Госкомимущество и его территориальные подразделения, а также негосударственные юридические и физические лица, изъявившие желание вложить собственные средства в покупку акций.
Первый этап (1991-1993гг.) - так называемая "малая" приватизация. На этом этапе приватизация государственного жилищного фонда, мелких и средних предприятий системы торговли, услуг, местной, легкой, пищевой промышленности, автомобильного транспорта, строительства и производства строительных материалов позволила около 5 миллионам человек стать собственниками приватизированного жилья, появилось 52268 собственников объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, потребкооперации и др., 95% которых не имели ранее статуса юридического лица. В период "малой" приватизации были преобразованы в коллективные предприятия и акционерные общества закрытого типа, малые и средние объекты таких отраслей, как "Махаллий саноат" (местная промышленность), "Узбытсоюз" (бытовое обслуживание), "Узбексавдо" (торговля), с предоставлением льгот трудовым коллективам. Этот этап характеризуется передачей сельскому населению в личное пользование под подсобные приусадебные хозяйства земельных участков. Второй этап (1994-1998гг.). На этом этапе в процесс приватизации были вовлечены тысячи средних и крупных предприятий, причем приватизация шла путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества открытого типа (широкомасштабная приватизация). Именно в этот период благодаря массовому выпуску в обращение акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий, были заложены основы рынка акций. В результате широкомасштабной приватизации всех отраслей промышленности (кроме базовых), включая агропромышленный комплекс в стране сформировался класс собственников, включающий в себя около 2 млн. владельцев акций, долей, паев приватизированных предприятий, 3 млн. владельцев личных подсобных хозяйств, 85 тысяч владельцев частных и малых предприятий, 14 тысяч владельцев объектов недвижимости. В этот же период была принята первая Государственная программа по углублению процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности Республики Узбекистан, разработанная в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 марта 1994 года и утвержденная постановлением Кабинета Министров от 29 марта 1994 года № 171. Третий этап (начался с 1998г.). Он характеризуется определением Кабинетом Министров республики перечня объектов государственной собственности, имеющих стратегически важное значение для народного хозяйства республики и не подлежащих приватизации. В настоящее время осуществляется процесс приватизации практически всех объектов и предприятий, не вошедших в этот список. Разгосударствление и приватизация на современном этапе экономического развития отличается индивидуальным, дифференцированным подходом в изменении формы собственности крупных стратегических государственных предприятий республики с привлечением международных технических и финансовых консультантов. Приватизация индустриальных гигантов, вспомогательных и обеспечивающих предприятия топливно-энергетического комплекса, химии, металлургии и машиностроения, осуществляется с широким привлечением иностранного капитала в процесс приватизации, что является базовой основой для формирования среднего класса. Для обеспечения дальнейшего углубления процессов разгосударствления и приватизации все эти подходы и принципы последовательно отражались в принимаемых Программах разгосударствления и приватизации. В рамках реализации основных задач и во исполнение указов Президента Республики Узбекистан, директивных решений Правительства проводилась целенаправленная работа по реструктуризации, демонополизации и приватизации с реформированием систем управления в энергетике, хлопкопереработке, железнодорожном транспорте, коммунальном хозяйстве и химической промышленности.
Вместе с тем, отсутствие опыта и теоретической базы широкомасштабного преобразования отношений собственности наряду с количественным подходом к ее осуществлению обусловили ряд ошибок и просчетов в приватизации. Так, в первые годы приватизации значительное количество предприятий строительства, торговли и других отраслей экономики были полностью проданы в собственность членов трудовых коллективов. Предполагалось, что образование коллективных предприятий станет мощным фактором повышения эффективности производства. Однако в Узбекистане, как и других странах СНГ, создание коллективных предприятий не дало ожидаемых результатов. Члены трудового коллектива не стали эффективными собственниками, которым назначаемые ими управленцы должны результатами предпринимательской деятельности постоянно подтверждать свою состоятельность в качестве наемных менеджеров. Для этого у них нет достаточных побудительных мотивов и возможностей. Каждый член трудового коллектива получил на льготных условиях (по балансовой стоимости и в рассрочку) небольшую по стоимостной величине долю собственности в уставном фонде предприятия. Этой собственности оказалось недостаточно для побуждения ее владельцев к активным действиям, направленным на эффективное функционирование предприятия, совладельцем которого они стали. К тому же, многие члены трудового коллектива не имеют необходимых для этого знаний и опыта. Ослабление прямого государственного контроля за деятельностью приватизированных предприятий в условиях, когда новые собственники не до конца осознали свои контрольные функции над менеджментом, создало благоприятную среду для использования руководителями коллективных предприятий имущества, находящегося в их распоряжении, в личных интересах. Ошибочным оказалось и бытовавшее на первых этапах приватизации мнение о том, что члены трудового коллектива, получив акции предприятий, преобразованных в акционерные общества, станут эффективными собственниками. В дополнение к этому поспешная продажа в частную собственность больших пакетов акций некоторых предприятий, имеющих важное значение для экономики страны, привела к ослаблению роли государства в регулировании их деятельности. От правительства республики потребовалось принятие срочных мер для доведения доли государства в уставном фонде акционерных обществ, образованных на базе государственных предприятий, до 25%. Это было осуществлено в 1997-1998 годах. В последующем доля государства в уставном фонде некоторых акционерных обществ, в частности предприятий виноводочной промышленности, была повышена до 51% посредством увеличения уставных фондов этих обществ. В 2001-2002гг . Госкомимущество РУз, совместно с хозяйственными объединениями (ассоциациями, компаниями и др.), осуществило инвентаризацию уставных фондов акционерных обществ с целью увеличения ресурсов, направляемых для реализации на фондовом рынке, в том числе иностранным инвесторам, за счет сокращения доли трудовых коллективов и других пакетов акций. В результате принятых мер, доля акций, размещенных среди членов трудового коллектива, сократилась до 10% от общего их количества. Выкупленные (изъятые) у членов трудового коллектива акции в последующем были реализованы на фондовом рынке внешним инвесторам, в том числе иностранным. Несмотря на то, что реструктуризация пакетов акций по инициативе государства являлась вынужденной мерой, направленной на устранение прежних просчетов при приватизации, она отрицательно сказалась на доверии инвесторов к государству как гаранту их интересов, так как привела к размыванию пакетов акций, имеющихся у акционеров. Так, после реструктуризации пакетов акций в 1998 году, доля ПИФов в уставном фонде многих предприятий сократилась с 25-30 до 5-10 процентов, что сегодня не позволяет им активно влиять на деятельность этих предприятий. Другим просчетом при приватизации стало массовое преобразование средних и небольших по размерам предприятий в открытые акционерные общества. При этом не было учтено, что создание и функционирование этой организационно-правовой формы хозяйственного общества требует дополнительных непроизводственных затрат, связанных с выпуском и размещением акций, ведением реестра акционеров независимым регистратором, опубликованием результатов хозяйственной деятельности, обязательным проведением аудита и т.д., которые отрицательно влияют на результаты их финансово-хозяйственной деятельности.
При осуществлении приватизации государственных объектов были и другие недостатки. Так, в первой половине 90-х годов много объектов было продано в частную собственность по балансовой стоимости, которая была значительно ниже рыночной. В дальнейшем эти объекты перепродавались новыми хозяевами по рыночной стоимости или перепрофилировались под складские и иные помещения без соблюдения условия договора, заключенного с Госкомимуществом, о сохранении специализации предприятия в течение определенного периода времени. Имели место и преднамеренное занижение стоимости приватизируемых объектов, факты коррупции и другие случаи противоправных действий, которые были выявлены по результатам последующих проверок.
4.Особенности современного этапа развития процесса разгосударствления, приватизации и расширения частного сектора.
Последовательно и поэтапно проводимая в нашей стране с 1992 года приватизация предприятий и объектов обеспечила ликвидацию монополии государственной собственности, становление частной собственности как определяющей формы экономических отношений, создала условия для формирования класса реальных собственников. К настоящему времени доля негосударственного сектора составляет в промышленности - более 80%, строительстве - 88,4%, связи - 96,6%, сельском хозяйстве - 99,9%, торговле - почти 100%. Формирование частной собственности, повышение ее роли и доли в структуре экономики является важнейшим приоритетом проводимых в стране экономических реформ. В результате формирования многоукладной экономики в стране частный сектор стал преобладающим почти во всех ее сферах, на долю которого приходится сегодня более 75% валового внутреннего продукта. Вместе с тем, как отметил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2006 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2007 году, «... нам необходимо коренным образом изменить наше отношение и подходы в деле приватизации, сделать решительные шаги по выставлению на аукционные торги акций предприятий ведущих отраслей экономики, таких, как химическая, электротехническая промышленности, сельхозмашиностроение, промышленность строительных материалов и других...». Много критических замечаний было высказано по положению дел на фондовом рынке и рынке ценных бумаг республики. Имеют место серьезные пробелы и недостатки в системе корпоративного управления на приватизированных предприятиях. В целях кардинального решения указанных проблем в области приватизации принято постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-672 от 20 июля 2007 года "О мерах по дальнейшему углублению процессов приватизации и активному привлечению иностранных инвестиций в 2007-2010 годах" , в котором утверждена обновленная Программа приватизации, рассчитанная на три с половиной года. В соответствии с утвержденной программой предусматривается в период до 2010 года:
Важнейшими, принципиальными положениями данного постановления Президента Республики Узбекистан является решение следующих вопросов: а) Государственной тендерной комиссии дано право принимать решение о реализации предприятий и объектов, не пользовавшихся спросом после проведения нескольких публичных торгов, по «нулевой» выкупной стоимости под конкретные инвестиционные обязательства; б) вносимые инвесторами в качестве инвестиционных обязательств средства и имущество не подлежат обложению налогами на доходы (прибыль), на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий и на добавленную стоимость, а вложения в иностранной валюте - обязательной продаже; в) вводится порядок, в соответствии с которым в течение инвестиционного периода вложения инвесторов не подлежат взысканию в принудительном порядке в счет погашения ранее образовавшейся задолженности приватизируемого предприятия, а задолженность перед бюджетом и государственными целевыми фондами предприятия, государственная доля которого реализуется потенциальным инвесторам с инвестиционными обязательствами, может быть реструктуризирована на инвестиционный период, определенный в договоре купли-продажи. В то же время предусматриваются нормы, направленные на повышение ответственности инвесторов за выполнение взятых при приватизации предприятий обязательств; г) Кабинету Министров поручено рассматривать и принимать решения по реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые фонды предприятий, государственные пакеты акций которых реализуются инвесторам с принятием инвестиционных обязательств на период их выполнения в соответствии с заключенными договорами купли-продажи; д) в рамках утвержденной Программы приватизации предусмотрено введение «золотой акции» в отношении приватизируемых предприятий хлопкоперерабатывающей и масложировой промышленности. Наряду с этим Госкомимуществу Республики Узбекистан поручено вносить, в установленном порядке, в Кабинет Министров предложения о целесообразности применения «золотой акции» при приватизации и других предприятий ведущих, стратегических отраслей экономики. Принятое постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему углублению процессов приватизации и активному привлечению иностранных инвестиций в 2007-2010 годах» является не только важнейшим шагом по дальнейшему углублению процессов приватизации, но и определяет стратегическое направление на пути последовательной реализации экономических реформ, направленных на кардинальное увеличение доли частного сектора в экономике страны, широкого привлечения иностранных инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение производств, как важнейшего фактора экономического роста и интеграции Узбекистана в международные мирохозяйственные отношения. В Узбекистане созданы специальные Правительственные комиссии, осуществляющие координацию, мониторинг проводимой работы и на высоком уровне оперативно решающие ключевые вопросы реализации принятых решений Процесс приватизации крупнейших предприятий осуществляется Бюро по индивидуальной приватизации предприятий и состоит из трех фаз: оценки предприятия, подготовки плана приватизации, заключения сделки купли-продажи. Во всех трех фазах участвует один и тот же инвестиционный банк, который большую часть вознаграждения получает в виде комиссионных от продажи. Инвестиционные банки отбираются путем открытого тендера в соответствии с рекомендациями Всемирного банка. Для решения многочисленных вопросов, возникающих в процессе индивидуальной приватизации и для окончательного отбора инвесторов Правительством Узбекистана создана Государственная комиссия по проведению тендерных торгов, возглавляемая заместителем Премьер-Министра и Межведомственные рабочие группы Кабинета Министров. Процедуры приватизации и принятия решений, проводимые этими двумя органами, представляют собой прозрачную и гибкую систему.
В настоящее время осуществляются проекты индивидуальной приватизации 19 крупных предприятий. Для приватизации данных предприятий и обеспечения объективности при отборе стратегических инвесторов на тендерной основе привлекаются авторитетные международные финансовые консультанты, в числе которых инвестиционные банки BNP Paribas (Франция) - по проекту приватизации НХК «Узбекнефтегаз», Commerzbank AG (Германия) - по проекту АК «Узбектелеком», Maxwell Stamp (Великобритания) - по проекту ГАК «Узкимёсаноат», Emerging Markets Financial Corporation (США) - по проекту ГАО "ТАПОиЧ", Creditanstaltbank (Австрия) -по АПО "Узметкомбинат", EPIC (Австрия) - по ОАО «Охангаронцемент» и «Кызылкумцемент» и другие. Предприятия, включенные в список объектов индивидуальной приватизации являются уникальными, они имеют мощный производственный потенциал. Высококвалифицированный персонал этих предприятий, геополитическое расположение республики, богатые природные ресурсы в виде более 100 наименований минерального сырья делают их высоколиквидными и привлекательными объектами инвестирования. В результате приватизации, развития и поддержки предпринимательства в Узбекистане возникли следующие типы хозяйств, присущие соответствующим экономическим укладам:
Эта классификация, по типам экономических укладов, формируемых в Узбекистане соответствует формам собственности и организационно-правовым формам хозяйствующих субъектов, предусмотренных Гражданским кодексом РУз. Исследование организационных основ формируемых экономических укладов показало, что каждый уклад имеет свои достоинства и недостатки. Реализация программ разгосударствления и приватизации, наряду с большим вниманием, уделяемым государством стимулированию и поддержке развития малого бизнеса, привела к коренному изменению структуры хозяйствующих субъектов по формам собственности. Если в предреформенном 1991 году основу экономики Узбекистана составляли государственные предприятия и огосударствленные колхозы, то ныне негосударственный сектор стал преобладающим почти во всех сферах экономики страны. Данный сектор образуют субъекты хозяйствования различных организационно-правовых форм: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, в том числе, с участием иностранного капитала, частные предприятия, сельскохозяйственные и другие кооперативы, фермерские и дехканские хозяйства, субъекты индивидуальной предпринимательской деятельности. За 2008г. изменили форму собственности на негосударственную 327 государственных предприятий и объектов, на базе которых создано 5 обществ с ограниченной ответственностью (1,5%) и 322 выкуплено частными собственниками (98,5%) . В основном это объекты, находящиеся в ведении хокимиятов (139) , министерств здравоохранения (51), народного образования (29), сельского и водного хозяйства (16) и др. отраслей экономики. Наибольшее количество приватизированных объектов приходится на г. Ташкент (78), Ташкентскую (69), Кашкадарьинскую (24), Наманганскую (23) области.
В Республике Узбекистан сегодня сформирована значительная нормативно-правовая база в области разгосударствления, приватизации и привлечения иностранных инвестиций. Закон "О разгосударствлении и приватизации" устанавливает основы преобразования государственной собственности, законами "Об иностранных инвестициях" и "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" установлены условия предоставления льгот и привилегий иностранным инвесторам, а также обеспечения их прав. С последовательным проведением структурных реформ, направленных на формирование многоукладной экономики, постепенно преобразовываются условия и среда, в которой функционируют предприятия и другие хозяйствующие субъекты, устанавливаются новые рыночные отношения. Исходя из "рамочных условий", созданных законодательными документами, Правительством на постоянной основе разрабатываются и принимаются меры по улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций в разгосударствление и приватизацию предприятий. Эти меры включают принятие новых нормативных актов, изменений и дополнений в действующие нормы, гибких подходов в преобразовании формы собственности государственных предприятий. В ходе работы с иностранными инвесторами при разгосударствлении и приватизации предприятий и объектов изучаются замечания и предложения, поступающие со стороны иностранных инвесторов, министерств и ведомств. В результате анализа и обобщения предложений, принимаются решения, предоставляющие новые льготы и возможности при приобретении пакетов акций предприятий или объектов целиком. В результате приватизации государственного имущества и стимулирования развития малого бизнеса возник новый, для Узбекистана, социальный слой общества -класс собственников. Данный слой общества образуют: около 1,2 млн. акционеров, 1,4 млн. владельцев имущественного пая сельскохозяйственных кооперативов (ширкатных хозяйств), 80 тыс. владельцев частных предприятий, 451 тыс. владельцев фермерских хозяйств, а также владельцы других форм имущества, приносящего доход. Класс собственников, формирующийся в Узбекистане, достиг к началу 2004 года около 5,0 млн. человек, включая владельцев хозяйств, зарегистрированных в качестве крестьянских (дехканских). Они составили 22,6% среднегодовой численности населения и 61,1% среднегодовой численности, занятых в экономике республики. Формирование негосударственного сектора экономики, состоящего из различных типов хозяйств, и высокая доля этого сектора в экономике страны свидетельствуют о том, что одна из задач приватизации государственного имущества - формировании многоукладной экономики успешно решается. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в результате разгосударствления экономики, рыночных преобразований в Узбекистане заложены основы многоукладной экономики. Дальнейшее ее развитие будет зависеть от углубления приватизационного процесса (включая привлечение в него иностранных инвестиций), формирования рыночных отношений, совершенствования механизмов поддержки предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие собственности в Узбекистане 2. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение приватизации 3. Особенности процессов разгосударствления и приватизации в Узбекистане 4. Особенности современного этапа развития процесса разгосударствления, приватизации и расширения частного сектора. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список используемой литературы
1. Постановления Каб.Министров РУз 2. Указы и постановления Президента РУз 3. Интернет сайты : www.finance.uz www.gki.uz
|
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие собственности и приватизации в Узбекистане.
Недопущение в результате формирования многоукладной экономики расслоения общества на чрезмерно богатых и бедных, осуществление упреждающих эффективных мер по защите социально уязвимых слоев населения и лиц с фиксированными доходами.
Выделим наиболее важные из них.
СОЖЕРЖАНИЕ:
Используемая литература: