Реферат: «компьютерные методы в физике»
|
Название: «компьютерные методы в физике» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Движение тела переменной Курсовая работа Москва - 2003 АннотацияВ задаче рассматривается пример старта ракеты с поверхности различных планет солнечной системы и их спутников; сравниваются характеристики ракет с различным числом ступеней и их пригодность для выполнения различных задач; исследуется влияние сил инерции на движение ракеты в процессе полёта; находится необходимая масса топлива для полёта с некоторых планет солнечной системы. Постановка задачиВыполнить компьютерное моделирование движения тела переменной массы на примере старта ракеты с поверхности планеты. Теоретическое введение1. Уравнение Мещерского.Рассмотрим движение тела переменной массой во внешнем силовом поле. Уравнение Ньютона в общем виде
переписанное в системе центра масс, примет вид:
где
где 2. Формула ЦиолковскогоРассмотрим движение ракеты в отсутствие внешних сил. Уравнение движения в скалярном виде (с учётом того, что векторы
Это уравнение с разделяющимися переменными; проинтегрировав его в конечных пределах
получим:
эта формула называется формулой Циолковского [3]. Из неё следует, что для сообщения телу массой
Рассмотрим теперь модель, в которой учитывается однородное поле тяжести
где
так как
так как в широком диапазоне реализуемых начальных условий Применяемые модели
В данной задаче производится численное интегрирование уравнения Мещерского для движения ракеты во внешнем силовом поле. Рассматривается двумерная задача движения ракеты, стартующей с экватора планеты в её экваториальной плоскости. Задача рассматривается в декартовой системе координат с началом отсчёта в точке старта ракеты (см. рис. 1
). Начальный угол старта ракеты может изменяться в направлении вращения планеты. При движении тела учитывается изменение силы тяжести с высотой[1]
и центробежная сила инерции, а также имеется возможность учитывать или не учитывать силу Кориолиса
где В программе реализована возможность выбирать режим работы двигателя: 1. Неограниченное ускорение (одноступенчатый режим). Расход топлива и сила тяги двигателя постоянны на протяжении всего процесса ускорения и определяются при запуске. 2. Двухступенчатый режим. Два фиксированных режима. Начальный расход топлива определяется при запуске; при израсходовании 0.5 начальной массы топлива расход уменьшается в 2 раза, а масса ракеты единоразово уменьшается на 10 т. В дальнейшем режим работы двигателей не меняется. Максимальное ускорение a max =½ a 1 [2] . 3. Трёхступенчатый режим. После отработки половины топлива расход уменьшается в 2 раза, а масса на 15 т. После отработки 90% начальной массы топлива расход уменьшается ещё в 2 раза, а масса на 5 т. Максимальное ускорение a max =¼ a 1 4.
Режим с ограниченным ускорением.
Авторегулируемый режим. Ускорение ракеты ограничено величиной Интегрирование уравнений движения (11) производится по схеме Эйлера с фиксированным шагом интегрирования
Выбор шага интегрирования производился с учётом анализа работы программы. Увеличение шага интегрирования приводит к потере устойчивости решения. Например, при
является устойчивым (см. [4], гл.VII, §6). Дальнейшее уменьшение шага интегрирование до величин, меньших Комментарии к программеПрограмма реализована с помощью двух потоков. Основной поток обрабатывается оконной функцией WindowFunc и отвечает за обработку системных команд и команд меню. Дополнительный поток, описываемый функцией ThreadProc, производит необходимые вычисления и выводит на экран траекторию движения ракеты в реальном времени, а также графики, описывающие движение, после выполнения вычислений. В процессе вычисления на каждом шаге все основные параметры выводятся в файл, имя которого может быть указано в пункте меню Параметры->Файл Вывода (по умолчанию ballista.dat). Перед началом вычисления определяются параметры запуска: планета, с которой производится запуск, полезная масса В пункте меню Параметры->дополнительно выбираются варианты применяемых моделей ускорения и учёта сил инерции (силы Кориолиса). Анализ результатов1. Сравнение режимов ускоренияОпределим максимальные достигнутые в различных режимах скорости при одинаковых параметрах запуска. Запуск ракеты производится с поверхности Земли при начальных условиях
Из рис. 3 видно, что в режиме 4 скорость набирается существенно медленнее, чем в режимах с несколькими ступенями. Так, например, скорость 10 км/с достигается в одноступенчатом режиме за 69 с , в двухступенчатом за 100 с , а в режиме с ограничением ускорения за 130 с .
Также видно, сравнивая режимы с фиксированными ступенями, что эффективность разгона падает с ростом числа ступеней, зато уменьшаются перегрузки ракеты. Так как расчётные ускорения слишком велики, введён режим с ограниченным ускорением, позволяющий более эффективно моделировать реальные полёты. 2. Изучение влияния силы КориолисаСравним основные параметры полёта с учётом и без учета действия силы Кориолиса. Запуск производится с поверхности Земли с начальными условиями По результатам моделирования определено отклонение ракеты от начальной траектории (т.е. траектории без учёта силы Кориолиса). На рис. 6 представлены зависимости отклонений по координатам в зависимости от высоты.
Таким образом, анализируя графики рис. 6
, можно сказать, что сила Кориолиса слабо влияет на зависимости высоты и скорости от времени (при 3. Проверка формулы ЦиолковскогоПроверяется соответствие результатов моделирования полёта формуле Циолковского (6). Зафиксируем полезную массу груза
Как видно из рис. 6
, применяемая модель одноступенчатой ракеты достаточно хорошо соответствует теоретической модели, описываемой формулой Циолковского (8),однако, так как данная модель не учитывает уменьшения силы тяжести с выотой, то имеется систематическая погрешность: на рис. 6
видно, что развиваемые скорости превышают теоретический предел на величины порядка 0,05 км/с
. В модели с ограниченным ускорением максимальная скорость выходит на константу (при данных начальных условиях ≈11,31 км/с), меньшую, чем Также исследуем зависимость развиваемой скорости от стартовой массы топлива. На Рис 7 изображены две кривые v max (M f ) для одноступенчатого режима со значениями μ =3 т/c (a max ≈107g0 ) и μ =6 т/c (a max ≈217g0 ), а также для ограниченного режима (μ =6 т/c). При μ ≤3, т/c ограниченный режим эффективнее, чем одноступенчатый; при μ ≥3,4 т/c в одноступенчатом режиме требуется меньше топлива, однако при этом развивается ускорение a max ≈120g0 , что значительно больше, чем в ограниченном режиме. Для двухступенчатого режима эффективность большая, чем для ограниченного, достигается при μ ≥6,8 т/c (a max ≈120g0 ); для трёхступенчатого наибольшая эффективность достигается при M f =312 т, μ=15,4 т/c (a max ≈137g0 ).
Заштрихованными значками на рис 7 нанесены точки, в которых максимальная достигнутая скорость равна второй космической в момент прекращения работы двигателей. Так как с высотой величина второй космической скорости монотонно уменьшается, а при увеличении стартовой массы топлива увеличиваются как максимальная скорость ракеты, так и высота, на которой она достигается, то при заданном расходе топлива можно однозначно определить стартовую массу топлива, необходимую для достижения второй космической скорости. 4. Необходимые условия старта с планетНайдем минимальную массу топлива, необходимую для вертикального старта модуля с полезной массой С учётом исследования, проведённого в пунктах 2 и 3 , а также формулы Циолковкого (8), можно сказать, что с увеличением времени работы двигателей стартовая масса также должна увеличиваться для достижения той же конечной скорости, и основным критерием выбора режима полёта можно считать максимальное допустимое ускорение. В одноступенчатом режиме для минимизации стартовой массы необходимо увеличивать расход топлива, что, в конечном счете, приводит к увеличению ускорения. В связи с этим для исследования выбирается ограниченный режим ускорения, сила Кориолиса не учитывается.
Результаты моделирования, приведённые в таблице 2 , показывают, что для возврата посадочного модуля с небесных тел тяжелее Земли требуется снабжение их соответствующим количеством топлива, что делает подобные проекты практически неосуществимыми при существующей технике ракетных полётов. Приложение 1. База данных планет.Литература
3. Космонавтика: энциклопедия, под ред. Г.П.Глушко, 4. В.В.Степанов, Курс дифференциальных уравнений, М., Гостехиздат, 1953. [1]
применяется модель поля тяжести равномерной сферы с потенциалом [2] Под a 1 подразумевается максимальное ускорение в одноступенчатом режиме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
, (5)
; (6)
. (7)
, (8)
, (11)
(12)
(13)





