Реферат: 2 Индивидуально-групповой компонент. 2
|
Название: 2 Индивидуально-групповой компонент. 2 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||
|
Воспитательная система «Здоровей-ка» Шелестова Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»пгт. Пойковский Содержание 1. Введение. 1.1. База создания воспитательной системы. 1.2. Проблемы. Противоречия. 2. Воспитательная система класса. 2.1. Индивидуально-групповой компонент. 2.2. Ценностно-ориентационный компонент. · Цель, задачи. · Идеальная цель. · Модель выпускника. · Принципы, положенные в основу воспитательной системы. 2.3. Функционально-деятельностный компонент. · Системообразующий вид деятельности. · Формы и методы организации совместной деятельности и общения. · Основные функции воспитательной системы. · Организация самоуправления в классе. Законы класса. 2.4. Пространственно-временной компонент. · Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. · Этапы становления и развития воспитательной системы. 2.5. Диагностико-аналитический компонент. · Критерии эффективности воспитательной системы. · Ожидаемые результаты. · Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. 3. Заключение 1. Введение Кредо «Компетентный учитель – здоровый ученик» Длительное время приоритет в образовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня, как никогда, остро встал вопрос о воспитании школьников, так как именно воспитание вводит ребенка в процесс социализации в обществе. В педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что взрослые ошибочно считают, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом. 1.1.База создания воспитательной системы: класса МОУ «СОШ №1» пгт Пойковский расположена в самом большом и оживленном микрорайоне. Воспитательная система школы разрабатывалась и корректировалась в течение многих лет, исходя из запросов меняющегося общества, условий внешней и внутренней среды, а так же в соответствии с государственными документами, в которых определена стратегия развития образования:
Системообразующим основанием воспитательной системы школы является детская организация РУМИД функционирующая с2001г. Создание воспитательной системы класса обусловлено требованием времени, социально-психологической ситуацией. Основополагающими при создании системы стали работы:
1.2.Проблемы и противоречия
Мы хотим быть здоровыми
2. Воспитательная система класса 2.1. Индивидуально-групповой компонент Состоит из нескольких элементов:
Приложение: 1. Характеристика классного коллектива. 2. 2.Социальный паспорт класса. 3. Мониторинг заболеваемости учащихся. 2.2. Ценностно-ориентационный компонент. Идеальная цель: Воспитать физически и психически здоровую личность, способную строить жизнь, достойную человека. Цель - создание условий для максимального разностороннего развития личности каждого ученика и подготовка к самореализации в жизни с сознательным выбором здорового образа жизни. Задачи:
Модель выпускника
Принципы, положенные в основу воспитательной системы. 1. Принцип ценности личности. Любить+понимать+принимать+помогать. 2. Принцип успешности и творчества . Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности. Успех помогает раскрытию потенциала. 3. Принцип демократизма. Учит интересам воспитанников, поощрение и поддержка самоуправления. 4. Принцип психологического комфорта. Позитивное самочувствие в школе, в классе человека, каждого ребенка, взрослого. Снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. 5. Принцип самоактуальности. Побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей. 6. Принцип доверия и поддержки . Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению. 7. Принцип дифференцированного подхода . Возраст, определенный период развития, знание особенностей каждого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Каждый возраст является ответственным за определенные психологические образования, которые служат опорой, базой для последующего развития. 2.3. Функционально – деятельностный компонент. Системообразующие ценности. Здоровье - главное условие человеческой жизни. За основу взята программа В.Н.Косаткина, разрабатывается программа по здоровью «Я здоровье сберегу» Компетенции в воспитательной системе приобрели следующие направления. Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что:
1.Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности. 2.Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми. 3.Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека
Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся, как отмечалось нами выше, его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими. Функции воспитательной системы по отношению к ребенку:
Педагогическое обеспечение:
Формы и методы организации совместной деятельности и общения.
Развитию и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы и приемы:
Схема построения ученического самоуправления. Законы класса: добра, правды, здоровья, заботы, уважения. Организация самоуправления в классе.
Классный коллектив, микрогруппы. (разделение происходит не по желанию, а в процессе или игры, или жеребьевки). Выбор командира путем голосования (открытого или закрытого). Командир назначает заместителей (актив класса). В классе создаются: группы творческих дел; санитары, физорги, библиотекари, цветоводы, редколлегия, ответственные за тетради. Актив – командиры групп. Планирование работы в классе, исходя из цели и задач, на котором этапе находится класс. 2.4. Пространственно-временной компонент. Место и роль класса в воспитательном пространстве школы. Воспитательная система имеет свою среду – жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельности и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации:
Этапы становления и развития воспитательной системы. Условно можно выделить четыре этапа в становлении системы: I этап – проектирование системы – 1 кл. II этап – этап внедрения системы – 2 кл. III этап – этап стабильного функционирования системы-3кл IV этап – этап завершения функционирования и обобщение результатов работы – 4 кл. 2.5. Диагностико-аналитический компонент. Критерии эффективности воспитательной системы:
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности – это комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий. Задачи мониторинга:
Ожидаемые результаты. Выпускник начальной школы личность, способная делать выбор, ответственный выбор в нравственном и здоровьесберегающем самоопределении, знающая свой край; позитивно относящаяся к миру, к людям, с развитой мотивацией самоактуализации; способная к сотрудничеству и взаимодействию в коллективе. При подведении результатов можно оценить уровень ключевых компетенций у учащихся.
Методы и приемы улучшения результативности воспитательной системы с детьми:
3. Заключение. В процессе формирования личности воспитание играет важную роль, именно через воспитательный процесс в сознание и поведение человека включаются основные нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Творческий день детей и родителей.
Конкурс будущих хозяюшек. Коллективные дела. Пожелания друзьям. Список использованной литературы: 1. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006. 3. Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003. 4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. 5. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57. 6. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004 7. Воспитательная система класса: Герасимова Наталья Федоровна, учитель физики. 8. Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002. 9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm |







