<< Пред. стр. 937 (из 1179) След. >>


что он отравлен греческим наемником), то на Византию мог бы обрушиться
решительный удар. Чтобы не стоять ниже византийского императора, С.
принял титул цезаря (царя), а чтобы предохранить своих подданных от
вымогательств византийского духовенства, сделал свою столицу Преслав
резиденцией патриарха. При нем болгарская литература переживала свой
золотой век и имела важное историческое значение. Ни одна из западных
литератур не представляет в столь отдаленную эпоху такого громадного
запаса заимствованных от греков сочинений библейского, богослужебного и
богословского содержания. Кроме того, болгары переводили с греческого
так назыв. апокрифы, распространившиеся в средние века по всей Европе и
у нас в России под именем "болгарских басен". Они прежде всех сделали из
древне церковно-славянского языка язык литературный, а их произведения,
распространявшиеся среди всех православных славян, содействовали
оживлению национальных литератур. Из писателей Симеонова века известны:
Иоанн, экзарх болгарский, который перевел "Шестоднев" Василия Великого,
и черноризец Храбр, оставивший важное сказание: "О письменех". Сам С.
также, по преданию, не был чужд литературе, но из его произведений
ничего не дошло до нас. С именем его связан лишь известный "Изборник С."
- свод статей различного содержания, переписанный впоследствии для
Святослава, великого князя киевского (1073-1076), известный теперь под
именем "изборника Святослава" и хранящийся в Имп. публичной библиотеке.
Литература. Богатейший материал для характеристики С. и его отношений
к грекам заключается в письмах к нему патриарха Николая Мистика (у
Migne, "Patrologiae carsus completus" т. 101), в открытой директором
афинской библиотеки И. Сакеллионом его переписке с посланником
императора Льва Мудрого, Львом Магистром, и с Романом Лакапином
(Deltxon, 1886 г.) и в слове неизвестного автора: "Boulgarwn sumbasei
изданном Проф. О. И. Успенским в "Известиях Новороссийского
Университета" за 1895 г. Этот материал отчасти разработан болгарским
ученым Н. Златарским ("Сборник за народни умотворения, наука и
книжнина", София, 1895 г., т. IX, X, XI). С историко-литературной
стороны время С. рассмотрено в соч. Палаузова: "Век болгарского царя
С.".
В. К-ов.
Симеон Новый Богослов - препод., писатель, родился в пафлагонском
селении Галате от знатных и богатых родителей, воспитание получил при
константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и
Константина. Двадцати лет С. оставил двор и поступил в Студийскую
обитель, где предался строгому подвижничеству под руководством старца
этой обители, С. Благоговейного. По совету последнего С. перешел в
обитель св. Мамонта, где, по смерти настоятеля, избран был игуменом и
посвящен в сан пресвитера. С. ежегодно праздновал память своего
наставника С. Благоговейного, составил в честь его похвальные слова,
песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Серп и, услышав об этом,
одобрил С., но Стефан, митрополит никомидийский, а с ним и некоторые из
приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его
противным порядкам церкви и соблазнительным. Для успокоения умов и
удовлетворения Стефана патриарх с синодом решили удалить С. из
Константинополя. С. поселился в местности, принадлежавшей его ученику и
почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь С. устроил обитель, прожил
в ней 13 лет и скончался мирно в 1032 г. Память С. 12 марта и 12 окт. С.
замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная
черта его богословствования - приложение теоретического христианского
учения к христианской жизни. Из сочинений С. на славянском и русском
языках изданы весьма немногие. В "Добротолюбии" напечатаны: "Главы
деятельные и богословские" (числом 152; в русском переводе напечатаны в
"Христ. Чтении", 1823 под заглав.: "Сто пятьдесят две деятельные и
богословские главы"), "Слово о вере" (русский перевод в "Христ. Чтении",
1821) и "Слово о трех образах молитвы". В 1852 г. в Москве напечатано в
славянском переводе 12 "Слов" С., взятые из числа 35; эти 12 "Слов"
переведены на русский язык после тщательного сличения с греческой
рукописью, находящейся в моcк. синодальной библиотеке (М., 1869). Другие
сочинения С. (девяносто два "слова", "Деятельные и богословские главы" и
"Подвижническое слове старца С. Благоговейного") переведены с
новогреческого епископом Феофаном ("Слова реп. С. Нового Богослова", М.,
1879 и 1882; 2 изд., 1890 - 92). "Слова" С. отличаются простотой и
сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его,
привыкшие к искусственному красноречию, находили его "слова" ненаучными
и неритмичными. Церковь наименовала С. новым богословом, находя в его
произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и
другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.
С. считается основателем того учения о небесном озарении души верующего,
которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов. В
славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва перед приобщением
св. Таин. Сочинениями С. нередко свидетельствуется препод. Нил Сорский
("якоже Симеон новый Богослов повелевает"; "яко-же рече св. Сумеон").
Жизнь С. подробно описал ученик его Никита Стифат. См. епископ Феофан,
"Жизнь препод. С. Нового Богослова" ("Душепол. Чтение", 1877, февраль);
А. Лебедев, "Византийская образованность вообще, богословская наука и
литература в частности" ("Чтения в общ. любителей духовного
просвещения", 1877, ч. II); его же, "О направлениях в
религиозно-умственной жизни. Очерки из истории восточной церкви IX, Х и
XI вв." (ib., 1878, ч. 1).
Симонов мужской ставропигиальный 1-го класса монастырь - в Москве.
Основан ок. 1370 г. племянником и учеником преп. Сергия Радонежского,
св. Феодором, первым архиепископом ростовским, на том месте, где теперь
церковь Рождества Богородицы на Старом С. В 1379 г. монастырь был
перенесен на новое место, но старосимоновская обитель продолжала
существовать до конца XVIII в., оставаясь подчиненной Ново-Симоновскому
монастырю. В течение XV и XVI в. С. монастырь играл роль довольно
сильной крепости и одновременно с Москвой подвергался вражеским
нападениям. В 1771 г., вследствие моровой язвы, совершенно опустел и в
1788 г. упразднен, с обращением в госпиталь; восстановлен лишь в 1812 г.
Монастырь имеет значительные собрания церковных древностей, старинных
книг и рукописей; в прежнее время он служил усыпальницей великих князей
и царей. См. Пассек, "Историческое описание московского С. монастыря"
(М., 1843); И. Токмаков. "Историческое и археологическое описание
московского ставропигиального С. мон-ря" (вып. 1 и II, М., 1892-96).
В. Р-в.
Симптом (медиц.) - так назыв. признаки, по которым распознается
болезнь, т. е. совокупность как изменений в самом организме (объективные
С.), так ощущений больного (субъективные С.), указывающих на характер
болезни. Учение о С. болезни или семиотика составляет основу
диагностики.
Симулятивные или притворные болезни - так наз. мнимые болезни или
ложно ощущаемые больным вследствие душевного расстройства, или
причиненные искусственно, для получения каких-либо выгод, напр. Для
освобождения от воинской повинности, или для отсрочки судебного
разбирательства и т.п. Первые входят в состав учения о душевных
болезнях; вторые отличаются чрезвычайным разнообразием и представляют
значительные затруднения для диагностики. Судебным и полицейским врачам
приходится нередко предпринимать продолжительные и сложные исследования,
чтобы отличить настоящее заболевание от притворного и искусственно
вызванного. Ср. Heller, "Simulationen und ihre Behandlung" (1890);
Bufchard, "Praktische Diagnistik der Simulationen von Gefuhlslahmung,
Schwerhorigkeit und Schwachsichtigkeit" (1891); Frohlich, "Vortauschung
von Krankheiten" (1895).
Симферополь - губ. гор. Таврической губ., при р. Салгире; станция
жел. дор. Жит. (по переписи 1897 г.) 48821 (26934 мжч. и 21887 жнщ.).
Население в племенном отношении пестрое; больше всего русских, татар и
армян. Строений к 1899 г. числилось 3573, церквей правосл. 8 и кроме
того 14 домовых, иноверческих- 4, синагог 2, мечетей 12. Учебных
заведений 48, в том числе: муж. и женск, гимназии, духовн. семинария,
жен. духов, учил., татарская учительская семинарии, шк. садоводства
II-го разряда и 42 низших учебн. зав., в которых обучалось в 1899 г.
1236 мал. и 1034 дев. Городских доходов (в 1898 г.) 269611 р., расходов
столько же, в том числе на народное образов. 25790 р., медицину 14410
р., ветеринарию 3347 р. Общественная библиотека (завещанная городу
Тумановым) и небольшая коллекция древностей, состоящая в ведении архива.
ком.; небольшая библиотека "Таурика", в которой предположено собрать
все, что писалось о Крыме со времени завоевания его русскими. Общ.
взаимн. кредита (оборота за 1895 г.180328 р.), отд. азов.-дон. ком.
банка, агент, бессараб. банка. Фабр. и зав. 21, в том числе 4 паровые
мельницы, 2 конфетных и 1 консервный завод. В окрестностях города
несколько садов, в том числе казенный, принадлежавший прежде кн.
Воронцову, в котором помещаются теперь училище садоводства.
К. В.
История. С., как место поселения, относится к числу древнейших; по
Страбону, еще скифский царь Скилур построил на его месте Неаполис,
остатки которого открыты раскопками; самые последние сведения о нем
относятся к началу III ст. по Р. Х. В татарский период он назывался
Керменчик (малая крепость), обратившийся после 1779 г. в село того же
названия. Около начала XVI ст. основалось по близости
Неаполиса-Керменчива татарское поселение, под назв. Ак-Мечет (белая
мечеть), которое скоро обратилось в город и в тоже время служило
передовым укреплением Бахчисарая против беев, в виду чего в Акмечети жил
калга-султанпервое лицо после хана в наследник престола. Акмечеть
расположена была частью на горе, частью внизу под Керменчиком. После
присоединения Крыма к России, по камеральному описанию 1803 г., в
Акмечети в 1783 г. было 815 душ. а в 1803- не более 1000 (русских- 360).
В 1784 г. сюда было переведено из Карасубазара управление Крымом, и
город, ставший центром Таврической области, получил название
Симферополь, название Акмечеть осталось за татарской частью города.
Тогда же был возведен ряд укреплений. В 1787 г. С. был объявлен
губернским городом; но по смерти имп. Екатерины II не только
прекратилось развитие С., но уничтожено было и само его имя. В 1802 г.
была вновь открыта Таврическая губерния, а вместе с тем и губернский
город вновь получил название С. В 1836 г. в нем было 6987, в 1864 г.-
17061, в 1887 г.- жителей 38096. Быстрое развитие города началось после
Севастопольской кампании. Самостоятельная таврическая епархия в С. была
открыта в 1859 г. В самом городе и его окрестностях очень много богатых
археологическими предметами курганов, которые уже несколько десятков лет
раскапываются членами археологических обществ и местными
исследователями.- См. Г. И. Тимошевский, "Краткий очерк истории С. "
("Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии",
Симферополь, 1890).
В. Р-в.
Симфония (греч. созвучие)- название оркестрового сочинения в
нескольких частях. С. - самая обширная форма в области концертной
оркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой
. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С.
имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется
в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо ,
реже в форме сонаты; третья- скерцо или менуэт- в форме песни с трио, т.
е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием
и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором
движении- в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду того, что
С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире
и подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в С.
надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий
интерес: чисто музыкальный, в смысле творчества и формы, и оркестровый
симфонический, в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок,
получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения
инструментальной группы одного характера с инструментальной группой
другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра,
сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся С. и состоявшая из
allegro, аndante и allegro, слитых в одно целое. С другой стороны
предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких
частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же
тональности. В С. только первая и последняя части имеют туже
тональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которой
и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и
оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как
симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван
крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С.
сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-moll), сделав опыт
слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм встречается и у
Бетховена, в его девятой С. С. программной называется та, которая
связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр.
Пасторальная С. Бетховена, "Simfonie fantastique" Берлиоза и пр. Первые
ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетити и Гайдн. C. писали, кроме
вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф,
Брамс, Гаде и друг., из русских- Рубинштейн, Чайковский, Бородин,
Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр.
Н. С.
Синагога (греч. sunagwgh, соответ. еврейскому kenesset - собрание,
beth hakenesset - дом собрания) - так называются у евреев богослужебные
здания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкования
Священного Писания, но не для жертвоприношений. Точно определить время
появления общественных молитв и С. у евреев нельзя: некоторые относят
его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство - ко
времени вавилонского плена или ближайшему за ним. Введенный Ездрой
порядок чтения закона является основою современного еврейского
общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела
из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням,
впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и
судебные дни. Ко времени И. Христа С. распространились по всем тем
местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В
Иерусалиме, как говорят, было 480 С.; особенно богата была ими Галилея,
которая называлась "страной синагог"; вне Палестины упоминаются С. в
Александрии, Дамаске, Aнтиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и
т. д.; в Кесарии славилась С. восстания, подавшая повод к войне против
римлян. Весьма часто при С. находилась школа для изучения закона, или
это изучение происходило в самой С., почему она часто называется
"школой". После разрушения Иерусалимского храма С. сделалась хранилищем
идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже
самой незначительной еврейской общины. При постройке С. наблюдается,
чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где
был прежде храм Иерусалимский. Общий план синагогального здания
представляет, в большинстве случаев, прямоугольный четырехугольник; при
входе портик, за ним следует самая С., разделенная рядами колонн на
несколько нефов (от 3 до 5). Синагоги, сооруженный европейскими евреями,
носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и
вормская С. построены в византийском стиле; в мавританском стиле
сооружены С. в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте;
мюнхенская и бреславльская С. построены в романском стиле и своею
конструкцией напоминают древния римские базилики; в готическом стиле
построены некоторые С. в Польше, а также синагога в Кельне. В середине
синагоги находится эстрада, называемая алмемор или бима, где
производится чтение Священного Писания; у восточной стены - ковчег, где
хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует
находившемуся в Иерусалимском храме ковчегу. Помещение для женщин
совершенно отделено от помещения для мужчин. К принадлежностям С.
относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника,
кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый
год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в
праздники и т. д. Для выполнения специально синагогальных функций -
чтения Священного Писания. произнесения молитв, проповеди - при С. не
было сначала отдельных лиц, так как все эти действия могли отправляться
кем-либо из общины; тем не менее при С. существовал целый ряд официалов,
а при некоторых С. - синагогальный совет, состоявший из лиц ученых и
уважаемых. Во главе С. стояло особое лицо, смотревшее за внешним
порядком при богослужении, заботившееся о содержании синагогального
здания и вообще управлявшее делами С. Существовали еще особые собиратели
милостыни. Исполнение низших служебных обязанностей в С. лежало на
служителе; он же по субботам обучал детей чтению. Для отправления
синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10
совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев. Общественное богослужение
заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей
обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения),
молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все пятикнижие прочитывалось
в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на
каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного
обычая прочитывать закон моисеев в течение одного года и разделение его
для этой цели на 54 части. Чтение закона Моисеева и пророков
производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался
непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять
перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом
соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право
произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Св.
Писании. Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического
благословения или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал,
установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах
сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь
произнесение молитв и чтение Св. Писания обыкновенно лежат на
обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым
проповедником. В новейшее время в некоторых С. введен орган при
богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и
местный. Ср. Zunz, "Der Ritus des synagogalеn Gottesdienstes" (Берл.,
1859); А. Никитин, "С. Иудейские, как места общественного богослужения"
(Киев, 1891); Н. Зезюлинский, "Еврейская С. и ее функции" ("Жур. Мин.
Нар. Просв.", 1887, № 1). Слово синагога употребляется иногда также в
значении Иудейства как религии, в противоположность церкви (ecclesia),
т. е. христианству. Великой С. (kenesseth hagdolah) называется, по
талмудическим источникам, собрание еврейских ученых, которые, под
председательством Ездры, привели в порядок религиозные дела евреев. Под
именем "мужей великой С. " подразумеваются также ученые, жившие от
времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до Р. X.) и
занимавшиеся приведением в порядок библейских книг и отчасти устного
закона.
Сингапур (Singapoor, Singapore, львиный гор.) - главный город
британской Колонии Проливов и о-ва С., на юго-вост. берегу острова.
Город делится на три квартала: индийский, китайский и малайский, вокруг
которых группируются еще компонги малайцев и виллы зажиточных классов.
На одном из трех холмов возвышается губернаторский дворец, на другом -
форт Каннинг. Почтамт, клубы, торговые дома тянутся вдоль набережных,
где помещаются и доки. Музей Рафльса, с библиотекой, ботанич. сад,
<< Пред. стр. 937 (из 1179) След. >>

