Глава 1 Теоретико-методические аспекты планирования и прогнозирования прибыли
1.1 Сущность, функции, принципы и методы планирования и прогнозирования в финансовой деятельности предприятия
Финансовое прогнозирование и планирование являются важными составляющими процесса управления финансами компании (и, соответственно, частью процесса управления деятельностью в целом). Следствием прогнозирования и составления финансовых планов может быть выполнение различных задач. Их характер зависит от приоритетов и целей компании. Поэтому нельзя сказать, что указанные процессы на всех предприятиях протекают одинаково или что здесь есть какой-то единый алгоритм и эталон.
П. Лебедев считает, что планирование необходимо как минимум по следующим причинам[1]:
- Планирование является средством коммуникации, доносящим до заинтересованных сторон сегодняшнее видение целей и путей их достижения. Компании создаются ради удовлетворения потребностей различных заинтересованных сторон, в противном случае, если организация не удовлетворяет ничьих интересов или делает это неэффективно, она попросту никому не нужна.
- Планирование является механизмом распределения ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Ограниченность любого вида ресурсов является, пожалуй, одной из предпосылок возникновения планирования, конкуренции и, как следствие, развития и прогресса. Предположите на минуту, что любые ресурсы стали бы вдруг доступными в любом количестве в любой момент времени.
- Планирование является важным элементом системы обратной связи и, как следствие, средством обучения и накопления опыта. Поскольку планирование связано с будущим, коммуникации в отношении результативности, эффективности и экономичности, а также принятие/непринятие стейкхолдерами решений базируются на сегодняшнем восприятии и оценке уровня неопределенности следующих периодов.
Наиболее характерными задачами данных процессов являются следующие[2]:
- планирование деятельности компании, которое будет обеспечивать достижение целей организации (связь со стратегией);
- определение временной структуры и объема финансовых потребностей для выбора наиболее приемлемой стратегии финансирования;
- раскрытие информации для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;
- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;
- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью компании;
- обеспечение возможности быстро реагировать на изменение обстоятельств и мобилизовать резервы компании.
В процессах финансового планирования и прогнозирования могут быть задействованы как сотрудники различных подразделений компании (работники финансовой службы, службы маркетинга, руководители центров ответственности, бизнес-аналитики и млн.д.), так и привлеченные специалисты (например, для анализа перспектив отрасли, прогнозов внешних показателей, помощи в формировании стратегии).
[1] Лебедев П. Прогнозирование и планирование финансовых показателей деятельности компании // Консультант. 2009. N 17.
[2] Воронкова М. Прогнозирование и планирование: принять или отказаться? // Консультант, 2008, N 3.