Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 10-11

Второй подход заключается в управленческом понимании планирования — умении предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для их достижения.

С позиций современного уровня и объема научного познания планирование как научная категория представляет одну из форм координации взаимодействия различных видов деятельности, наличие которых обусловлено общественным разделением труда. Такое понимание планирования возникло в результате обобщения практики, потребностей организации общественного производства. Отечественная экономическая мысль пришла к этому выводу после многолетних исканий и экспериментов, происходивших в течение XX в. Специфичность становления современной экономической теории и научная объективность требуют обобщения и анализа результатов этого процесса, выявления его сильных и слабых сторон.

Область исследования науки планирования содержит: выявление, разработку парадигм и проблем становления, современного состояния и прогнозов развития теорий и методологий организации и управления социально-экономическими системами на основе их категорийно-понятийного аппарата, законов и принципов, структурно-процессуальных и других подходов.

Планирование — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое носит преимущественно индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами[1].

На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства[2].

План всегда нацелен в будущее, и требуется допустить определенную периодизацию этого будущего. Чем больший принят интервал планирования, т.е. отрезок времени, предусматриваемый для выполнения плановых заданий, тем меньше должны быть требования к определенности и точности количественных показателей плана, к их числу[3].

В зависимости от периода времени различают следующие виды планирования[4]:

  1. долгосрочное планирование (от 10 до 25 лет) имеет проблемно-целевой характер, в нем формулируется стратегия деятельности предприятия на продолжительный период. Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане;
  2. среднесрочные планы (на 2 — 3 года) в качестве объектов имеют организационную структуру, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки и тому подобное;
  3. краткосрочные планы (на 1 год (редко на 2 года)) включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии. Эти планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.

[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, -М., ИНФРА-М, 2006.

[2] Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. С. 3.

[3] Царев В. В. Внутрифирменное планирование. — СПб.: Питер, 2002. С. 12.

[4] Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *