Сумма выплаченных налогов выражает налоговую нагрузку компании и применяется для мониторинга ее финансовой устойчивости и платежеспособности, а также предупреждения банкротства фирмы (высокая положительная динамика данного показателя свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия). Кроме того возможны затруднения с осуществлением инвестиционной программы, что неминуемо приведет к снижению уровня производства.
Экспорт стали и проката является одним из ключевых индикаторов производственной деятельности, так как в совокупности с другим индикатором, ценой на продукцию фактически определяет львиную долю выручки компании.
Для российского рынка металлопродукции характерен и прогнозируется, во всяком случае, до 2020 года огромный разрыв между высоким удельным уровнем концентрации производства и низким удельным уровнем размеров потребления металлопродукции массой мелких и средних предприятий, на долю которых, по выполненным расчётам, приходится более 50% общих продаж на внутреннем рынке.
Такой огромный разрыв сложился вследствие[1]:
- наращивания производственного потенциала в плановой экономике только с позиций промышленной политики, когда экономически эффективным считалось строительство агрегатов большой мощности, а реализация произведенной продукции осуществлялась в централизованном порядке.
- продолжение в период рыночных преобразований практики ввода в действие высокопроизводительных агрегатов на крупных металлургических комбинатах (электропечи ёмкостью по 180 тонн, высокопроизводительные сортовые станы и др.).
Объёмы же производства и соответственно потребления металлопродукции подавляющей части предприятий существенно сократились.
В результате, как правило, объёмы производства по отдельным прокатным агрегатам в рамках одного периода времени в сотни раз превышают размеры потребления даже самых крупны предприятий. Так, годовые поставки проката ОАО «Автоваз» составляют 4% производства стана холодной прокатки ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»[2].
В целом в настоящее время на долю семи наиболее крупных металлургических компаний (ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Северсталь», ОАО «Новолипеикий металлургический комбинат», ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Нижнее-Тагильский металлургический комбинат», ООО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ОАО «Уральская сталь») — приходится более 70% общих объёмов поставок российскими металлургическими компаниями металлопродукции на внутренний рынок.
Применительно к избранным финансовым показателям возможно построение прогнозной эконометрической модели на основе многофакторной регрессии.
Главным инструментом эконометрии служит эконометрическая модель, т.е. экономико-математическая модель факторного анализа, параметры которой оцениваются средствами математической статистики. Эта модель выступает в качестве средства анализа и прогнозирования конкретных экономических процессов на основе реальной статистической информации.
[1] Штанский В.А. Принципы и методы формирования торговой политики металлургическими компаниями на внутреннем рынке металлопродукции. Экономика в промышленности, №2. 2009.
[2] Орлов Д.В. Управление взаимодействием промышленной и торговой политики для обеспечения устойчивости металлургических предприятий // Металлург, №7, 2011.