В каком-то смысле Сократ открыл определение. именно Сократ первым сделал определение необходимой и существенной чертой философского мышления, попытавшись установить «существо вещи» через ее определение, то есть стремился рассуждать посредством такого умозаключения, «началом» которого является «существо вещи». Необходимость разработки этой операции была вызвана спором с софистами, ведь большая часть софизмов построена на нарушении закона тождества, на омонимии и двусмысленности выражений. Именно определения, цель которых — точность и однозначность, принудили бы софистов к соблюдению закона тождества. Давать определения — это прежде всего умение обобщать. Софист же — это человек, который не умеет обобщать или, по крайней мере, ищет лазейки на переходе от частного к общему, всячески избегая определений.
Аристотель продолжил труд Сократа и Платона и стал создателем теории определения, которая составляет один из основных разделов его логического учения. Разработанный им вид определения — через род и видовое отличие — стал классическим. В работе «Категории» — основополагающем произведении «Органона» — Аристотель начинаетмс констатации того, что одному и тому же имени соответствует разная «речь о сущности». Эта речь о сущности, т. е. определение, есть один из способов оказывания о подлежащем. Аристотель выделяет 10 родов оказывания, т. е. категорий.
В «Топике» Аристотель дает определение самому определению, тогда как в «Категориях» он только упоминал о нем. «Определение есть речь, обозначающая суть бытия [вещи]. Оно заменяет имя речью или речь речью, ибо можно дать определение тому, что выражено речью»[1], б-я и 7-я книги «Топики» целиком посвящены анализу определений. Здесь Аристотель устанавливает практически все известные нам правила определения.
Из сочинений по данной теме, написанных в поздней античности, до наших дней дошли трактат «Об определениях» Мария Викторина (De definitionibus ) и трактат Северина Боэция «О делении» (De divisio).
Трактат Боэция «О делении» является продолжением и развитием логического учения Аристотеля. Хотя труд Боэция посвящен делению, служит он, по признанию автора, целям определения. Рассмотрев подробно все известные виды деления, Боэций останавливается на родовидовом делении и переходит к определению. Род — это материя вида, а отличительный признак — форма этой материи. Чтобы дать определение, надо взять определяемое в качестве вида и найти для него род. Если род со своим отличительным признаком равен данному виду, то определение найдено. Если меньше, то этот отличительный признак надо разделить на другие признаки и присоединить к роду уже второго признака и продолжать, если нужно, пока все вместе признаки не опишут вид равным определением. Боэций показывает, как этим способом строится аристотелевское определение имени[2].
В отличие от трактата Боэция трактат Викторина «Об определениях» имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. В нем выражено цицероновское видение задач логики, в том числе определений. Марий Викторин описывает в трактате 15 видов определений[3]: 1) сущностное, 2) понятийное, 3) качественное, 4) через описание, 5) через другое слово, б) через отличие, 7) через метафору, 8) через отрицание противоположного ему, 9) через индивидуальное представление, 10) через пример, 11) через отсутствующую часть целого из того же рода, 12) через похвалу или порицание, 13) через подобие, 14) через отношение, 15) через причину. Первое из определений — через род и видовое отличие — Викторин называет философским, а остальные 14 — риторическими. Каждое из них подробно рассмотрено и снабжено интересными примерами из трактатов Цицерона и Аристотеля.
[1] Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т.2. / Топика URL: http://www.culturedialogue.org/drupal/en/node/5183
[2] Тоноян Л. Г. Логика и теология Боэция. СПб.: Издательство РХГА, 2013. C. 54-55.
[3] Викторин Г.М. Об определениях URL: http://www.pravmir.ru/ob-opredeleniyah/