Цель и задачи финансового менеджмента
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.
Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие — это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.
Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента — это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.
Финансовый менеджмент — это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации. Финансовый менеджмент — неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, в свою очередь состоящая из двух подсистем: объекта управления (управляемая подсистема) и субъекта управления (управляющая подсистема)[1].
Анализируя цели, задачи и функции финансового менеджмента в компании, необходимо отметить следующие аспекты.
Цель — некоторый конечный результат, на достижение которого направлены действия субъекта хозяйствования. Для выполнения глобальной цели может быть построена система целей, где выделяются главная и частные цели (подцели).
Если главной целью финансового менеджмента в компании является максимизация благосостояния ее собственников, обеспечиваемая путем увеличения стоимости акций, стоимости самой компании, максимизации прибыли, то при объединении в группу хозяйствующие субъекты стремятся получить дополнительный эффект — синергетический — за счет интеграции производственного, торгового и банковского капиталов, консолидации финансовых и иных ресурсов, централизации управленческого процесса. При функционировании предпринимательского объединения синергетический эффект, который выражается в дополнительных доходах, экономии затрат, снижении финансовых рисков, дает возможность повысить результативность деятельности группы в целом[2].
Главная цель управления финансами компании — максимизация благосостояния собственников, которая достигается посредством максимизации рыночной стоимости организаций — участников группы и получения синергетического эффекта объединения[3].
В качестве основного объекта управления в финансовом менеджменте выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия. Управлять денежным оборотом — значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.
[1] Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т. 1. К.: Ника-Центр, 1999. С. 52.
[2] Крылов С.И. Совершенствование методологии анализа в системе управления финансовым состоянием коммерческой организации: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. С. 15.
[3] Адамов Н., Козенкова Т. Задачи и цели финансового менеджмента в группе компаний // Финансовая газета, 2008, N 6.