Работа в офисе практически всегда предполагает общительность и стрессоустойчивость. Ведь сотрудникам приходится не просто перекладывать бумаги, но и созваниваться с клиентами, общаться с поставщиками и бизнес-партнерами. Многое, конечно, зависит и от занимаемой должности, например, секретарь в принципе обязан быть коммуникабельным, сдержанным и вежливым, знать деловой этикет и уметь находить подход к каждому работнику. Что касается рядовых исполнителей, то некоторые действительно практически не разговаривают. В большинстве своём, это сотрудники, ведущие бухгалтерский учёт и расчёт заработной платы Они лишь составляют таблицы, вводят в них полученные данные, заполняют другие документы. Возникает вопрос: сможет ли прижиться в таких условиях человеку, у которого имеются сложности с самооценкой?
В принципе ничего невозможного нет. Опять-таки, если он устраивается на должность офис-менеджера, то, скорее всего, у него не получится справляться с должностными обязанностями. То же самое касается и администратора или кадровика или делопроизводителя: там требуется постоянный контакт с остальными служащими, а когда человек не уважает себя и побаивается окружающих, то он непременно сорвется. Некоторые и вовсе предпочитают фриланс: там они ни с кем не общаются и даже не звонят. Просто переписываются и отправляют заказы по электронной почте или иным образом. В офисе деятельность строится на умении говорить с коллегами, даже если должностная инструкция предполагает лишь просиживание в кабинете и ковыряние в компьютерных программах.
Какие трудности поджидают замкнутого и затравленного сотрудника?
1. Насмешки и непонимание сослуживцев. Когда люди видят человека, не умеющего нормально разговаривать, они тут же наседают с вопросами: «А зачем ты сюда устраивался?». Подобного рода допросы и провокации приводят к тому, что несчастный просто пишет заявление по собственному желанию. Ему не хочется работать там, где ежедневно лезут в душу и чего-то требуют. Получается, что он не сможет пристроиться практически нигде, ведь аналогичное поведение офисных работников встречается везде и всегда. К сожалению, многие учреждения становятся не столько местами работы, сколько беседками для сплетен и пересудов.
2. Пробелы в выполнении обязанностей. Например, начальник попросит подчиненного созвониться с клиентом или с соискателем, чтобы сообщить важную информацию. А тот от страха даже не сможет взять трубку, чтобы набрать номер. Если он работает секретарем, то это настоящее грубое нарушение трудовой дисциплины и халатное отношение к своим непосредственным обязанностям. За такое можно и уволить, причем вполне законно. Руководитель не станет разбираться в психологических тонкостях: у него на первом месте дело, а не душевное состояние работника. К тому же когда человек не уверен в себе, то он много не наработает. Он будет волноваться и дергаться, боясь, что недоработал, упустил, забыл, ошибся. Это, как правило, приводит к полноценному неврозу.
Таким образом, офисная работа — это не просто посиделки с чаем или кофе. Да, есть и такие места, где работают всего лишь несколько сотрудников, а остальные числятся для галочки. Но в большинстве случаев люди заняты делом и от коллег требуют ответственности, честности, порядочности, добросовестности, трудолюбия. А когда рядом вместо крепкого профессионала стоит запуганный и странный исполнитель, то это не вызывает ничего, кроме откровенного раздражения. Ему все советуют сначала по-доброму, а потом и по-плохому, чтобы тот уволился и занялся чем-то более спокойным, вместо того чтобы тянуть назад весь отдел и подводить начальника.