Под торговлей обычно понимают экономическую деятельность, связанную с куплей-продажей товаров. В литературе часто различают понятия торговли в широком смысле и в узком смысле. В первом случае (торговля в самом широком смысле) под торговлей понимаются материальные (вещи: хлеб, мобильные телефоны, автомобили), нематериальные (услуги: стрижка, массаж, страхование; интеллектуальные товары: бренд, дизайн продукта) и номинальные товары ( деньги, ценные бумаги, акции) обмен. В этом случае понятие торговли очень широкое, включая все, что может быть предметом обмена. Во втором случае (торговля в узком смысле) торговля понимается как обмен вещами.
В следующих исследованиях мы будем обращаться к понятию торговля в самом широком смысле и говорить о торговых компаниях, которые продают материальные, нематериальные и номинальные блага и распределяют их среди участников рынка.
Специфика деятельности торговых компаний заключается в том, что они:
- не перерабатывает и не перерабатывает купленные товары перед их продажей потребителям, покупателям;
- продукты, созданные в производственных компаниях, продаются потребителям вместе с их конкретными услугами.
Деятельность торговых компаний проявляется в посреднических услугах. Востребованность этих услуг обусловлена тем, что созданная продукция может дойти до потребителя только после преодоления несоответствия времени, места, количества и качества. Компания, производящая товары, находится далеко от потребителя, поэтому необходимо сократить этот разрыв, приблизив товары к покупателям. Производство одних товаров носит сезонный характер (например, овощи), а потребление непрерывное и бесперебойное, в то время как производство других товаров является непрерывным, но потребление носит сезонный характер (например, зимние товары). Большинство товаров производится в больших количествах, а потребитель покупает и потребляет их в небольших количествах. В случае возникновения этих несоответствий необходимо накапливать необходимое количество товаров, хранить их и формировать ассортимент, отвечающий запросам потребителей. Эти и другие подобные проблемы может решить торговая компания.
Поскольку деятельность торговых компаний самостоятельна и специфична (по сравнению с компаниями-производителями), применяемые маркетинговые инструменты, инструменты и концепции должны быть адаптированы к ним. Объект трейд-маркетинга[1]является не продуктом (как в компаниях-производителях), а торговыми услугами, которые проявляются как совокупность товаров, произведенных компаниями-производителями, и услуг, созданных ими.
Маркетинг торговых компаний— это виды торговых объектов[2]создание, поддержание и представление уникальности целевому рынку с целью создания привлекательного корпоративного имиджа. При создании имиджа и уникальности компании ставится цель выделиться среди конкурентов, повысить узнаваемость, укрепить лояльность клиентов, привлечь новых клиентов.
Маркетинговый комплекс торговых компаний[3]решения и действия уместно связывать с такими комплексами :
- место
- ассортиментная политика,
- сервисная политика,
- настройка магазина,
- политика распределения,
- ценовая политика,
- спонсорская политика.
Вся коммерческая деятельность делится на основные, логистические и дополнительные операции. Они могут выполняться как последовательно (выполняется одна, затем другая и т. д.), так и параллельно (одновременно выполняются две, три и более операции), кроме того, операции могут выполняться периодически (например, один раз каждые три месяца) либо непрерывно (например, ежедневно), по сезонным и другим закономерностям, либо вообще без четко определенного порядка. Подробные сделки купли-продажи и их содержание представлены в таблице 1.
Таблица 1.Операции по продажам и контент |
Операции по продажам | Содержание операций | |
1. | Основные операции | |
1.1. | Закупочно-импортные операции | Приобретение и использование товаров, материалов, сырья, запасных и комплектных частей для удовлетворения собственных и чужих нужд и оказания услуг. |
1.2. | Продажи и экспортные операции | Продажа товаров, материалов, сырья, запчастей и комплектующих, оказание услуг. |
2. | Логистические операции | |
2.1. | Концентрация и сборка | Концентрация и накопление материалов, сырья, готовой продукции в одном месте, подготовка к формированию снабжения для процесса производства и потребления. |
2.2. | Хранилище | Хранение покупных и произведенных товаров. |
2.3. | Сортировка и сборка | Формирование накопленного (покупаемого и производимого) производственного запаса: интеграция с заказами потребителей и внутренними потребностями предприятия, разборка или сборка партии продукции, упаковка, маркировка, комплектация, подготовка к отгрузке. |
2.4. | транспортировка | Оформление выдачи, перевозки и передачи продукции, выполнение или организация соответствующих физических операций (погрузка, перевозка, разгрузка, передача). |
3. | Вспомогательные операции | |
3.1. | Таможенные операции | Получение разрешений на импорт, экспорт, лицензий и квот и выполнение других формальностей, уплата таможенных пошлин и других сборов. |
3.2. | Финансирование | Выбор подходящей формы и способов оплаты товаров и услуг, обеспечение сезонных торговых операций (складирование, переоценка и т.п.). Поиск финансовых ресурсов, оплата выполненных работ, договорные обязательства и контроль. |
3.3. | Контроль производства | Проверка качества предоставляемых и закупаемых товаров и услуг, товаров народного потребления, соответствия требованиям международного и местного рынка, проверка продукции при ввозе или вывозе из страны и в пунктах международных грузоперевозок. |
3.4. | Исследование рынка и производства, прогноз | Рыночный, ситуационный, факторный, SWOT и другие анализы, мониторинг8 и разовые исследования. |
Источник: Суджюс В. (2002). Управление продажами: принципы и практика. Вильнюс: Пачолис. |
Осуществляя данные операции по продажам, торговая компания также должна выбирать инструменты комплекса маркетинга в своей повседневной деятельности, которые будут использоваться для создания предположений о том, что компания достигнет поставленных целей. Список операций по маркетингу и продажамэта цифра 5 |
8Мониторинг — систематический (постоянный или периодический; в систематически выбранных местах) мониторинг определенного важного явления (загрязнение окружающей среды, состояние здоровья человека и т. д.), сбор информации, необходимой для управления системой, поиска и обнаружения явлений. |
![](http://www.yurii.ru/wp-content/uploads/2023/02/image-3.png)
Рисунок 5 Основные маркетинговые операции
- Маркетинг в компании включает в себя все виды деятельности от рождения идеи продукта до вывода продукта с рынка. Маркетинг – это постоянное подсказывание потребителям их потребностей. В первую очередь менеджеры компаний оценивают потребности пользователя, масштаб и интенсивность их проявления и принимают решение о том, будет ли будущий продукт прибыльным. На последующих этапах маркетинг необходим для поиска новых клиентов, для удержания старых, улучшения характеристик товара, презентации его публике.
- Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и их группы получают то, что они хотят и в чем нуждаются, путем создания продуктов и обмена потребностями и ценностями. Это определение отражает пять основных понятий маркетинга — 1) рынок, 2) потребности, желания, спрос, 3) продукты, 4) ценность, удовлетворение, качество, 5) обмен и отношения, — которые тесно связаны и дополняют друг друга.
- Цель каждой компании – удовлетворить потребности и желания потребителей, предлагая то, что им нужно. Успех напрямую зависит от того, сколько внимания проявлено к пользователю. Компания может достичь своих целей, сосредоточив свои действия на интересах других организаций, клиентов или общества. Поэтому выделяют пять концепций маркетинга: производство, продукт, продажи, маркетинг и социальный маркетинг.
Концепция производства гласит, что потребители будут отдавать предпочтение продуктам, которые
физические, социологические и индивидуальные;
- первичный и индивидуальный.
- Все потребности человека:
- безграничный и никогда не меняющийся;
- безграничный и постоянно меняющийся;
- очень легко удовлетворить;
- совершенно не важно для человека.
- Человек может получить необходимые ему вещи:
- обменять;
- делать;
- ждать, пока кто-нибудь даст;
- получены всеми вышеперечисленными способами.
- Маркетинг торговой компании отличается от маркетинга производственных компаний тем, что:
- необработанные и необработанные товары в торговых компаниях;
- торговые компании предоставляют специфические услуги;
- торговые компании ближе к потребителю;
- торговые компании характеризуются всеми вышеперечисленными характеристиками.
- Объектом маркетинга торговой компании является:
- продукт;
- услуга;
- сочетание товаров и определенных услуг;
- сочетание товара и информации о нем.
- Какая маркетинговая концепция описана здесь: «Потребители предпочитают продукт наилучшего качества, инновационный, превосходный.с техническими характеристиками:
- производственная концепция;
- концепция продукта;
- концепция продаж;
- маркетинговая концепция.
- Суть социального маркетинга заключается в следующем:
- гармонизировать интересы потребителей, общества и компании;
- согласование интересов торговой компании и производителей;
- создать условия для удовлетворения обществом его потребностей;
- эффективно удовлетворять потребности сотрудников торговой компании.
- Торговля – это экономическая деятельность, связанная с:
- торговля;
- купля-продажа товаров;
- производство;
- предоставление финансовых ресурсов.
- Какая торговая операция описывается здесь: «Приобретение, использование товаров, материалов, сырья, запасных и комплектных частей для удовлетворения своих и чужих нужд и оказания услуг»:
- закупочные и импортные операции;
- продажи и экспортные операции;
- хранилище;
- сортировка и сборка.
Верно ли утверждение? Объяснять.
- Потребность отличается от желания тем, что потребность может быть одна, а потребность желания естьможно многое изменить.
- Приобретенное собственное жилье удовлетворяет духовные потребности человека.
- Человек может удовлетворять свои потребности, приобретая различные предметы, вещи, предметы искусствапредпринять какие-то действия.
- Статью в газете об экономическом положении Литвы можно считать продуктом.
- Горка ведьм – это товар.
- Все люди одинаково ценят преимущества продукта.
- Если удовлетворенность потребителя после употребления продукта низкая, он рассказывает об этом другим.
- Обмен является наиболее важным условием рынка.
- Рынок – это система обмена, связанная с географической областью.
Маркетинг включает в себя создание отношений между компанией, поставщиками, потребителями и конкурентами и т. д.сохранение
продукты всегда доступны и очень доступны по цене, поэтому компания должна улучшать продукт, его характеристики и его распространение.
- Концепция продукта основана на предположении, что потребители предпочтут этот продукт.для сына, чье качество будет лучшим, инновационным и обладающим отличными техническими характеристиками.
- Концепция продаж гласит, что потребители не будут покупать достаточное количество продукции компании.если он не предпринимает активных действий по продаже и продвижению своей продукции.
- Концепция маркетинга гласит, что для достижения целей компании необходимо выяснить потребности и желания потребителей и удовлетворить их эффективнее, чем это делают конкуренты.
- Концепция социального маркетинга гласит, что компании необходимо узнать о паре потребителей.пожелания и желания. После этого он должен удовлетворять эти потребности более эффективно, чем сейчас.ренты и стремятся сохранить благосостояние потребителя и общества.
- Торговля понимается как материальные (вещи вроде хлеба, мобильных телефонов и т.автомобили), нематериальные (услуги, например, стрижка, массаж, страхование;обмен номинальных товаров (например, бренд, дизайн продукта) и номинальных товаров (деньги, ценные бумаги, акции).
- Специфика деятельности торговых компаний заключается в том, что они не занимаются обработкой и переработкой закупленных товаров перед их продажей потребителям, они продают товары, созданные в производственных компаниях, потребителям вместе с их специфическими услугами.
- Объектом трейд-маркетинга являются торговые услуги, которые проявляются в виде продаж.сочетание товаров, произведенных частными компаниями, и услуг, разработанных собственными силами.
- Маркетинг торговых компаний —это создание, обслуживание и представление уникальности типов торговых объектов (магазинов) целевому рынку с целью создания привлекательного корпоративного имиджа. При создании имиджа и уникальности компании ставится цель выделиться среди конкурентов, повысить узнаваемость, укрепить лояльность клиентов, привлечь новых клиентов.
Эффективность— эффективность использования ресурсов (труда, земли и капитала), когда желаемый результат достигается с наименьшими затратами или за счет имеющихся ресурсов достигается максимально возможный результат.
Обмен— это приобретение желаемого предмета, предлагая за него что-то другое.
Желание —это форма, которую потребность человека принимает под влиянием среды и личности.
Объект— предмет человеческого познания и деятельности.
Требовать —намерение и возможность приобрести товар или услугу.
Предложения— намерение и способность продать товар или услугу.
Услуга —объектом купли-продажи считается деятельность, которая может приносить пользу, удовольствие, удовлетворять потребности.
Необходимость— что нужно; потребность в чем-то.
Продукт— широко используемый результат хозяйственной деятельности (автомобили, телевизоры, хлеб), предназначенный для обмена.
Тип объекта торговли— это определенное сочетание факторов производства (кадров, товаров), выполняемых торговых функций и инструментов маркетинга (ассортимент, цены, реклама и т.п.). Виды торговых объектов: магазины, передвижные торговые объекты, торговля через торговые автоматы.
Добавленная стоимость— увеличение стоимости товаров и услуг на каждом этапе производства. Это стоимость, которую производитель, торговец, поставщик услуг добавляет к стоимости сырья, материалов или товаров (услуг), которые он приобретает для создания нового продукта или услуги.
Продукт —термин, используемый для описания товаров и услуг.
Продуктивный —продуктивный, урожайный.
Рынок— это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Маркетинг(англ. маркетинг) — социальный и управленческий процесс, благодаря которому отдельные люди и их группы, создавая продукты и обмениваясь потребностями и ценностями, получают то, что хотят и в чем нуждаются.
Сделка— обмен между двумя сторонами при согласовании условий, времени, места и использовании не менее двух ценных вещей.
Ценность для пользователя— это разница между стоимостью, которую приобретает потребитель после покупки и использования товара, и стоимостью приобретения этого товара; это мнение потребителя о способности продукта удовлетворить его потребности.
Вопросы и задания для самоконтроля.
Ответь на вопросы:
- Почему маркетинг, как одна из основных функций, больше всего связан с клиентами?
- Чем потребности людей отличаются от желаний?
- Может ли спрос быть бесконечным? Объяснять.
- Чем товар отличается от продукта?
- Объясните понятие потребительской ценности.
- Почему польза продукта для потребителя отличается от его воспринимаемой ценности?
- Какие условия необходимы для того, чтобы обмен состоялся?
- Каковы маркетинговые концепции?
- В чем суть концепции производства?
- В чем суть концепции продукта?
- В чем суть концепции продаж?
- В чем суть концепции маркетинга?
- В чем суть концепции социального маркетинга?
- Что представляет собой комплекс маркетинговых решений торговой компании?
Что такое торговые операции?
Ниже приведен список желаний и потребностей. Отметьте, что возможно, знаком плюс (+).распределять по желаниям и потребностям.
Человек может обменять нужные ему вещи, сделать их сам или дождаться, пока кто-нибудь их даст (например, милостыню).
Какой из перечисленных методов вы считаете наиболее эффективным, то есть когда человек быстрее всего сможет удовлетворить свои потребности?
Сравните пять наиболее важных концепций управления маркетингом и заполните таблицу.
Концепция производства | Концепция продукта | Концепция продаж | Маркетинговая концепция | Концепция социального маркетинга | |
Выход | |||||
В чем фокус? | |||||
Действия, которые необходимо предпринять, меры | |||||
Финальный счет | |||||
Возможные проблемы |
Какую концепцию проще всего применить в торговой компании, а какую реализовать будет очень сложно? Обосновать ответ.
Сравните два понятия и заполните пропуск.
Выберите ответы — для каждого понятия в столбце I выберите определение из столбца II. Запишите ответы следующим образом: 11К, 12Л, 13М и 1.1.
Раздел I | Раздел II | |
1.Рынок | А.Человек или компания, которые удовлетворяют свои собственные потребности. | |
2.Пользователь | Б.Место или пространство, в котором осуществляется или может осуществляться обмен. | |
3.Маркетинг | С.Ценная вещь. | |
4.Желание | Д.Комплекс действий, который включает в себя создание и продажу товаров, услуг. | |
5.Пара вещей | Э.Преимущества, предоставляемые товаром потребителю. | |
6.Требовать | Ф.Сочетание товаров и услуг, товар или услуга. | |
7.Обмен | Г.Мо кус но рас. | |
8.Продукт | ЧАС.Материальная, сформированная потребность. | |
9.Продукт | Я.Необходимость. | |
10.Ценить | Дж.Обмен ценностями, товарами и услугами. |
Выберите правильный ответ — напишите букву той части предложения, которая правильно завершает предложение.
- Процесс маркетинга в компании начинается:
- когда товар уже изготовлен;
- при покупке товара первым пользователем;
- когда создается первая реклама нового продукта;
- когда необходимо оценить потребности пользователей, их масштаб и интенсивность.
- Потребности человека подразделяются на:
- первичный, вторичный и третичный;
- физиологические и духовные;
физические, социологические и индивидуальные;
- первичный и индивидуальный.
- Все потребности человека:
- безграничный и никогда не меняющийся;
- безграничный и постоянно меняющийся;
- очень легко удовлетворить;
- совершенно не важно для человека.
- Человек может получить необходимые ему вещи:
- обменять;
- делать;
- ждать, пока кто-нибудь даст;
- получены всеми вышеперечисленными способами.
- Маркетинг торговой компании отличается от маркетинга производственных компаний тем, что:
- необработанные и необработанные товары в торговых компаниях;
- торговые компании предоставляют специфические услуги;
- торговые компании ближе к потребителю;
- торговые компании характеризуются всеми вышеперечисленными характеристиками.
- Объектом маркетинга торговой компании является:
- продукт;
- услуга;
- сочетание товаров и определенных услуг;
- сочетание товара и информации о нем.
- Какая маркетинговая концепция описана здесь: «Потребители предпочитают продукт наилучшего качества, инновационный, превосходный.с техническими характеристиками:
- производственная концепция;
- концепция продукта;
- концепция продаж;
- маркетинговая концепция.
- Суть социального маркетинга заключается в следующем:
- гармонизировать интересы потребителей, общества и компании;
- согласование интересов торговой компании и производителей;
- создать условия для удовлетворения обществом его потребностей;
- эффективно удовлетворять потребности сотрудников торговой компании.
- Торговля – это экономическая деятельность, связанная с:
- торговля;
- купля-продажа товаров;
- производство;
- предоставление финансовых ресурсов.
- Какая торговая операция описывается здесь: «Приобретение, использование товаров, материалов, сырья, запасных и комплектных частей для удовлетворения своих и чужих нужд и оказания услуг»:
- закупочные и импортные операции;
- продажи и экспортные операции;
- хранилище;
- сортировка и сборка.
- Верно ли утверждение? Объяснять.
- Потребность отличается от желания тем, что потребность может быть одна, а потребность желания естьможно многое изменить.
- Приобретенное собственное жилье удовлетворяет духовные потребности человека.
- Человек может удовлетворять свои потребности, приобретая различные предметы, вещи, предметы искусствапредпринять какие-то действия.
- Статью в газете об экономическом положении Литвы можно считать продуктом.
- Горка ведьм в Юодкранте – это товар.
- Все люди одинаково ценят преимущества продукта.
- Если удовлетворенность потребителя после употребления продукта низкая, он рассказывает об этом другим.
- Обмен является наиболее важным условием рынка.
- Рынок – это система обмена, связанная с географической областью.
- Маркетинг включает в себя создание отношений между компанией, поставщиками, потребителями и конкурентами и т. д.сохранение
[1]Объект есть предмет человеческого познания и деятельности.
[2]Тип объекта торговли представляет собой определенное сочетание факторов производства (персонал, товар), выполняемых торговых функций и инструментов маркетинга (ассортимент, цены, реклама и т.п.). Виды торговых объектов: магазины, передвижные торговые объекты, торговля через торговые автоматы.
[3]Маркетинг-микс – тактические маркетинговые инструменты, комплекс которых используется фирмой для того, чтобы получить желаемый отклик на целевом рынке.