Шпаргалка: Процесс обучения, его сущность и содержание
Название: Процесс обучения, его сущность и содержание Раздел: психология, педагогика Тип: шпаргалка |
Часто обучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика I ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Ведь если ученик не будет прилагать ответных усилий, знания у него не появятся. Таким образом, "обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе егс собственной активности". Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность. В обучении выделяют следующие структурные компоненты: • целевой; • потребностно-мотивационный; • содержательный; • операционно-деятельностный; • эмоционально-волевой; • контрольно-регулировочный; • оценочно-результативный. Принципы обучения Принципы закладываются в основу любой теории или науки. Это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы - это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К основным педагогическим принципам относятся следующие: • принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся; • принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог; • принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса; • принцип демократизации - означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспитания, самообразования, самообучения, самоопределения; • принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде; • принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга; • принцип профессиональной целесообразности - заключается в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности; • принцип политехнизма - является дополнением принципа профессиональной целесообразности. То есть, несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках. Принципы обучения имеют несколько особенностей: • все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения; • принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов; • принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении; • в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса. |