Реферат: Негосударственные вузы в условиях современной России: проблемы и перспективы развития
Название: Негосударственные вузы в условиях современной России: проблемы и перспективы развития Раздел: психология, педагогика Тип: реферат |
Негосударственные вузы в условиях современной России: проблемы и перспективы развитияСибиряков Сергей Львович, д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой уголовного права и процесса Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград Сибирякова Татьяна Борисовна, канд. биол. наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград В статье на основе тридцатилетнего опыта работы в системе высшего профессионального образования авторами рассматриваются актуальные проблемы функционирования негосударственных высших учебных заведений в условиях современного социально-экономического состояния государства, нравственно-культурного и психологического уровня развития его общества, а главное, перспективы их развития. Оцениваются преимущества и недостатки в сфере образовательной деятельности негосударственных институтов. Особое внимание уделяется качеству подготовки специалистов, профессорско-преподавательскому составу, материально-технической базе институтов. Актуальность рассматриваемой проблемы не вызывает сомнения, особенно в условиях как очередного этапа перманентных реформ в сфере высшего образования страны, так и социально-экономического состояния государства, нравственнокультурного и психологического уровня его общества. Кроме того, в стране насчитывается 446 коммерческих вузов и 661 филиал, то есть фактически каждое третье высшее учебное заведение страны является негосударственным. Авторы статьи многие годы проработали в системе высшего профессионального образования (от 20 до 40 лет), пройдя все ступени от аспиранта, преподавателя, старшего преподавателя, доцента до профессора и заведующего кафедрой, причем большую часть этого периода – в ведущих государственных вузах, и поэтому имеют достаточно опыта и информации для объективного сравнения деятельности государственных и негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования. Необходимо подчеркнуть, что все рассматриваемые в статье плюсы и минусы коммерческих вузов и филиалов в данном контексте весьма условны. Важно понимать, а главное, постоянно учитывать в повседневной практической деятельности, что любое преимущество в определенных условиях может трансформироваться в свою частичную или полную противоположность. Например, финансовая независимость позволяет негосударственному учебному заведению более гибко перестраивать свою деятельность, адаптируясь к изменениям во внешней среде, или же свести основные управленческие решения лишь к минимизации затрат, что в итоге негативно отражается на качестве образовательной услуги. Кроме того, важно подчеркнуть, что коммерческая форма предоставления образовательной услуги относительно новая для российского образования, поэтому она развивается путем проб и ошибок, но будущее у нее, безусловно, есть. Оно во многом, несомненно, основывается на таких ее плюсах, как гибкость, адаптивность, креативность, финансовая свобода, конкурентоспособность, востребованность. По мнению авторов, основной плюс негосударственных вузов и филиалов заключается в первую очередь в том, что они не только отвлекают с улицы подростков и часть молодежи, помогая им избежать риска попадания в антиобщественные группировки или совершения негативных девиантных поступков, но и способствуют их культурному и интеллектуальному развитию. Естественно, не всех и в разной степени, но в любом случае за годы обучения многие молодые люди изменяются в лучшую сторону: расширяется их кругозор и повышается уровень интеллекта, формируется необходимый набор знаний, умений, навыков. Особенно важно то, что студенты почти автоматически вовлекаются в активную общественную жизнь, то есть социализируются, тем самым обеспечивая преемственность в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране как основы ее положительного будущего. При этом нельзя забывать аксиому о том, что, как правило, «хорошего человека знания делают лучше, а плохого – хуже», особенно на том этапе формирования человека, который в основном завершается к 20–22 годам. Следовательно, определенный временной запас у коллективов вузов есть, так как большинство абитуриентов дневной формы обучения поступает в вузы в возрасте 17–18 лет. Таким образом, особая задача по социализации студентов возлагается на первые два года обучения, то есть на тот период, когда изучаются общепрофессиональные дисциплины: философия, социология, история, иностранный язык и др., формирующие в значительной мере мировоззренческие позиции человека. Тем более что большинство, если не подавляющее число негосударственных вузов или филиалов, носит гуманитарную направленность. Именно в этот период возможно развить или укрепить в молодом человеке то, что Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию России в декабре 2012 года назвал «духовными скрепами». Без этой основы невозможно дальнейшее продвижение к полноценному гражданскому обществу, максимально свободному от агрессии, насилия, наркомании, алкоголизма, преступности и т. п. Указанное особенно значимо, так как школы давно отказались от концепции воспитывающего образования. В этой связи в качестве положительного примера можно привести опыт нашего института, в котором данному аспекту всегда уделялось и уделяется достаточно пристальное внимание. В итоге создана четырехступенчатая комплексная система образования и воспитания подрастающего поколения: детский сад – гимназия – колледж – институт бизнеса. Примером гибкости и креативности можно считать и решение руководства НОУ ВПО ВИБ (2004 год) о создании на базе юридического факультета Региональной криминологической лаборатории, которая успешно проводила научные исследования силами преподавателей и студентов. Многие студенты стали лауреатами всероссийских конкурсов научных работ (с получением дипломов I, II степени и знаков отличия Государственной Думы РФ). При их активном участии проведено 13 комплексных научных исследований в четырех регионах страны (в городах Нижнем Новгороде, Саратове, Набережных Челнах, Элисте) с охватом более пяти тысяч респондентов. По результатам исследований изданы многочисленные научные публикации, в том числе общероссийского уровня [1]. Не менее значимой, особенно в воспитательном, профориентационном и профессиональном аспекте, стала системная подготовка в нашем институте студентов-волонтеров (юристов, экономистов, менеджеров), принимающих активное участие в соответствующей деятельности в школах, гимназиях, лицеях и колледжах региона. В частности, студенты юридического факультета активно участвовали в профилактике наркомании, токсикомании, насилия в детской и подростковой среде, в работе «юридической клиники», а студенты экономического факультета – в региональной программе обучения учащихся средних школ основам экономических знаний и предпринимательской деятельности. На основании изложенного авторы полагают, что некоммерческие вузы имеют потенциал и к развертыванию системы индивидуального образования, осуществляемого на базе клиентоориентированного подхода. Это означает подготовку кадров в первую очередь по заказу конкретных фирм, предприятий, которые сами определяют необходимый им перечень требований к компетенциям выпускников. Обязательным условием следует считать согласование программы индивидуальной подготовки каждого специалиста, особенно в плане прохождения всех видов практики и подготовки выпускной квалификационной работы, с ответственными лицами со стороны заказчика. Вместе с тем имеются проблемы, которые существенно снижают качество образовательной услуги, предоставляемой коммерческими негосударственными учреждениями, и тормозят развитие науки. Так, например, вызывает глубокие опасения проблема, связанная с количеством, а главное, качеством профессорско-преподавательского состава в коммерческих вузах. На сегодняшний день явно недостаточно по-настоящему высокопрофессиональных кадров, и с годами эта ситуация только обостряется. Вместе с тем за последние 22 года (то есть с 1991 года) число студентов в стране выросло почти на порядок (в семь-восемь раз), количество преподавателей почти не изменилось, а качество значительно снизилось, особенно в лице преподавателей «новой генерации». Число лиц, имеющих ученые степени и/или звания, уменьшилось, а средний возраст остепененных преподавателей, особенно докторов наук и профессоров, составляет 62–64 года. Именно поэтому в вузах много внешних совместителей, почасовиков, работающих в нескольких вузах и нередко ведущих учебные занятия по пяти-семи дисциплинам. Следовательно, большинству из них заниматься научной деятельностью и повышать свою квалификацию некогда. Данная ситуация усугубляется тенденцией к сокращению аудиторных часов, волюнтаризмом руководства в кадровом вопросе, стремлением уменьшить сферу дневного обучения. Похожая ситуация отмечается и в сфере подготовки и издания качественных учебно-методических материалов. Совершенно недопустима ситуация в коммерческих вузах и филиалах, сложившаяся в отношении проведения научных исследований, при которой научными исследованиями, не говоря уже о фундаментальной составляющей, занимаются только отдельные преподаватели из значительной части кандидатов наук и доцентов, даже из числа штатных, включая заведующих кафедрами. А если наука и присутствует, то она осуществляется отдельными заинтересованными учеными. Однако такая научная деятельность носит бессистемный и непостоянный характер. Таким образом, научно-исследовательский потенциал рассматриваемой категории вузов также значительно ниже, чем в аналогичных государственных структурах, что прямо коррелирует с перечисленными нами недостатками. В итоге и ученые советы таких вузов – это нередко «не место для серьезных дискуссий» и принятия коллективных решений! Рассматривая обобщенно негативные аспекты содержания деятельности негосударственных вузов страны, считаем необходимым отметить тот факт, что не только субъективно, но и объективно управленческие решения их руководства направлены на минимизацию затрат. Однако данная тенденция сказывается в первую очередь на состоянии материально-технической базы, оборудования, учебных и иных помещений, ТСО, баз практики, комплектации библиотек и т. д. коммерческих вузов, и особенно филиалов, на кадровом потенциале и, как следствие, на уровне обучаемого и выпускаемого контингента. Все перечисленное во многом, особенно за пределами двух столиц, определяется также относительно низкой оплатой за обучение, которая чаще всего носит демпинговый характер. В результате оказывается, что соотношение «цена услуги – ее качество» чаще всего соответствует в данных условиях уровню «удовлетворительно». В заключение следует сказать, что негосударственным вузам в своей практической деятельности необходимо стремиться к минимизации тех негативных аспектов (сторон, тенденций), которые у них есть или могут возникнуть, и максимально развивать положительные стороны – в этом основная задача руководства учреждений высшего профессионального образования любого типа. Государству необходимо уйти от практики бюрократического и не всегда компетентного в своей основе давления на негосударственные вузы, а тем более их закрытия без судебного решения. Критерий оценки деятельности негосударственных образовательных учреждений должен быть один – качество подготовки и востребованность выпускников на рынке труда. Дополнительно необходимо напомнить и о значительном числе тех студентов, которые обучаются в государственных вузах на коммерческой основе. На наш взгляд, подобная практика оправдана только при условии, что стопроцентный отбор абитуриентов осуществляется с обязательной сдачей профильного экзамена. Список литературы НИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. 839 с. 2. Сибиряков С. Л., Сибирякова Т. Б. Организационно-методические основы формирования системы индивидуально ориентированного образования в НОУ ВИБ // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2007. № 2. С. 72–75. 3. Сибиряков С. Л. Научные исследования как эффективная форма обучения и воспитания студентов на современном этапе развития системы непрерывного юридического образования в НОУ ВПО ВИБ // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 7. С. 143–147. 4. Сибирякова Т. Б. Формирование профессионального мышления – важный элемент в системе вузовской подготовки специалистов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2007. № 4. С. 49–51. 5. Сибирякова Т. Б. Актуальность высшего экономического образования в условиях современной России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 6. С. 141–142. 6. Ващенко А. А., Кузеванова А. Л. Модель развития частного образования в современных российских условиях // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22). С. 136–143. 7. Ващенко А. Н. Экономические интересы и закономерности формирования мотивации труда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 72–82. 8. Балашова Н. Н., Ващенко А. Н. Экономический закон распределения жизненных благ по труду и механизмы его действия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 82–92. 9. Ващенко А. Н. Мотивация вознаграждения труда в условиях глобальных трансформационных процессов общественной жизни // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. 2012. № 4 (40) [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru (дата обращения: 02.06.2013). |