Реферат: Воспитательная работа в современной школе
Название: Воспитательная работа в современной школе Раздел: психология, педагогика Тип: реферат | ||||||||||||||||
Воспитательная работа в современной школеРеферат по дисциплине Педагогика Студентка Стрёйф Александра Московский Педагогический Государственный Университет Москва 2011 Сегодня в России существует множество современных подходов и концепций воспитания учащихся. Все они помогают педагогу в планировании и организации воспитательной работы с детьми, в решении сложных вопросов воспитания, расширяют и обогащают педагогическую культуру учителя. Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этих целей необходимо: - развивать познавательную активность учащихся; - содействовать формированию нравственной позиции школьника; - способствовать формированию основ культуры общения и построение межличностных отношений; - создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика. Воспитательный процесс является сложной, динамичной и постоянно развивающейся системой. Вопросами выбора рационального варианта построения воспитательной работы с классов в конкретных социально-педагогических условиях занимаются ученые, методисты и практики. Одним из важнейших элементов целенаправленного и эффективного управления педагогическим процессом является планирование, его теоретические, методические и практические аспекты. В настоящее время в каждой школе есть перспективный и календарный план проведения школьных мероприятий, рабочие планы директора школы и его заместителя, план повышения квалификаций, план воспитательной работы в классе и т.п. Однако эффективной оценки составленных планов и их выполнения нет. Когда в 6 лет я пришла в прогимназию, учитель сказал «Мы Вас научим хотеть учиться и сделаем так, чтобы Вас в школе было всегда интересно». Существующие планы и система оценок в школе лишены объективности и стимулов достижения учащимися конкретных целей. Сын директора- молодец, а у тебя и нет желания показать себя. И так все понятно. Современное планирование воспитательной работы, необъективность отбивают желание учиться и ходить в школу. Оценки должны быть объективными, а не субъективными. Один ученик учителю нравится, а другой нет. В школе необходимо изменить систему оценок. В США и Европе балльная система (10 баллов, 100 баллов) Она позволяет лучше стимулировать учащегося, позволяет прикладывать больше усилий для достижения достойного результата. Тем самым идет процесс воспитания и желания добиваться результата. Если учащийся знает, каким образом в будущем эти знания помогут ему найти интересный институт, достойную работу, интерес к учебе возрастет. Огромная нагрузка на учащихся (во всех школах сложнейшая математика и химия- обязательные предметы) должны быть облегчены, за исключением спецшкол). Это уменьшит нагрузку и позволит заниматься спортом, гулять, заниматься в театральных, музыкальных и прочих кружках. Балльная система оценок в школе позволит глубже вникать в процесс воспитательной работы в школе. Например, выезд класса на места сражений под Москвой позволяет ученикам понять и прочувствовать что же было в действительности в далекой отечественной войне. Война 1812 года- Бородинская панорама. У учащихся- гордость за Родину, уважение к павшим. Чувства патриотизма. Никто «Войну и Мир» Л.Н. Толстого до конца не читает. Но экранизация доступна. В театр всем классом пойти на «Горе от ума»- тоже здорово! Это сближает класс, рождает чувство коллективизма. Современная школа перегружена обязательными, но не всем нужными предметами. Нет времени на отдых и досуг. Существует огромный разрыв между Министерством Образования и действительными потребностями образования и воспитания детей. Выход- это принятие балльной системы оценок и правильное планирование учебного и воспитательного процесса. Принципы и функции планирования Воспитательный процесс представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих. В состав воспитательной системы входят: - люди (учителя, учащиеся, родители, обслуживающий персонал) - основные задачи, цели, стоящие перед школой (обычная школа, гуманитарная гимназия, математическая школа, лицей информационных технологий) - совместная деятельность, интересы ( формы, методы, приемы и способы организации совместной деятельности) - оценка состояния и результатов воспитательного процесса (анкетирование, разработка компьютерных программ и т.д.) Алгоритм разработки плана проведения воспитательной работы Алгоритм представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепи являются: - определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе -педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса - моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем - коллективное планирование - уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы Профессор А. В. Гаврилин предлагает избирать в качестве приоритетного и системообразующего тот вид деятельности, который соответствует следующим требованиям: - не формально, а реально отвечает целям воспитательного процесса - выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным для большинства учащихся, - педагоги высоко профессионально владеют методикой его использования в воспитании школьников -формируются связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых - существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки его развития. При планировании необходимо учитывать объективные закономерности и тенденции воспитания учащихся заведения, их возможное изменение и перспективы. Содержание и форма планирования Планирование- это творческое дело, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям, содержит необходимую информацию и является удобным для использования в повседневной работе. Очень важно избежать крупных ошибок в процессе составления плана. Известный исследователь Л.И. Маленкова к ним относит: - отсутствие определенной четкой цели, определенных задач воспитания, основанных на глубоком знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации - традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и безынициативность классного руководителя - примитивизм планирования - неумение привлечения детей к планированию - неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые не могут заинтересовать ни детей, ни педагога: «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить поход по местам боевой славы» и т.д. Содержание и структура планов включает в себя совокупность методов и форм педагогической деятельности. Планы для коррекционной школы и обычной школы разные. Главным целевым ориентиром системы является содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи: - способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся - внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать, обеспечивать ее становление - пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения. Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе. 1. Воля и труд дивные восходы дают. 2. Всякий человек по делу познается. 3. По мере трудов и награда. 4. Доброе исполняем, а худое искореняем. 5. Веселье делу не помеха. 6. В хорошей артели всяк при деле. 7. С кем живешь, с тем и слывешь. 8. Здоров будешь- все добудешь. Метод моделирования образа класса и планирование воспитательной работы Кроме упомянутого выше системного подхода, позволяющего планировать педагогический процесс в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, форм и отношений, немалый интерес вызывает моделирования образа класса. Основными составляющими образа класса являются: - образ учащегося класса - образ жизнедеятельности классного сообщества, построение в нем деятельности, общения и отношений - представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Образ учащегося класса. Данный образ закладывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с вложенными в него социальными функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или ученицы, члена общественного соединения и др., чтобы уверенно чувствовать себя в классном и школьных коллективах, окружающем социуме, чтобы реализовать свои силы и способности, стать счастливым человеком. Эти представления помогут педагогу правильно оценить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности. Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений. Практически каждый учитель стремится к созданию в классе интеллектуально и духовно богатой, деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в классном сообществе. Однако на всем удается построить такие отношения, причиной чему является отсутствие у педагога целостных и деятельных представлений о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности классного коллектива. Сначала классному руководителю нужно определить, какой вид или направление совместной деятельности (клубная деятельность, туристско- краеведческая работа, воспитание на традициях национальной русской культуры) может стать приоритетным, доминирующим в жизнедеятельности класса. Формируя образ класса, классный руководитель предусматривает участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с более младшими и старшими школьниками. После того как у педагога сформировался образ класса, он может приступать к планированию воспитательной работы. На данном этапе воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия: - предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом; - организация педагогического сопровождения коллективного планирования; - осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе; - проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса. Анализ и оценка воспитательной работы В современной школе эффективность воспитательной работы анализируется и оценивается в зависимости от того, как педагогам удается решить следующие задачи: - содействия процессам самопознания личности, самореализации; - формирование культуры; - поддержка творческой активности; - нравственная и эстетическая развитость; - физическая развитость; -освоенность образовательных программ; - познавательная активность; - развитость коммуникативности . Анализ и оценка воспитательной работы оценивается с помощью тестирования, в том числе компьютерного, экспертной оценки, социометрии, статистического анализа, анкетирования, использования различных опросников, многочисленных разработанных методик (А.А. Андреева, Е.Н. Степанова, П. Торренса, М.И. Рожкова, Н.Е. Шурковой и др.) Ниже приведем лишь некоторые из них: Изучение эффективности воспитательной работы:
Наряду с вопросами анализа и оценки воспитательной работы классного руководителя возникает вопрос оценки воспитательной работы школы в целом. Анализ процесса и результатов воспитательной деятельности школы позволит вышестоящим организациям определить перспективы, основные направления и формы достижения наилучших результатов в вопросах воспитания в каждой школе. Помимо контролирующей и координирующей функции Министерству Образования необходимо уделять больше внимания прогнозирующим и направляющим функциям. Однако это уже вопросы планирования работы. Воспитание ребенка во многом зависит от социальной и природной среды, в которой он находится. Воспитание ребенка в школе это лишь часть общего процесса воспитания. Одни дети окружены вниманием родителей, которые занимаются их воспитанием. Другие- нет. В одной семье созданы необходимые условия для нормальной жизни детей. В некоторых семьях таких условий нет. Эти и другие аспекты также влияют на воспитание и формирование личности ребенка. Воспитание- вопрос комплексный: семья, окружающий мир, друзья, школа и др. Школа прекрасно понимает, что воспитательный процесс не может ограничиваться рамками классного и общешкольного коллектива, поэтому в планировании воспитательной работы в школе значительное внимание уделяется планам работы с родителями. Эти планы охватывают как школу в целом, так и каждый отдельный класс. Классные планы работы с родителями должны быть индивидуальными. Они должны учитывать возраст учащихся, уровень подготовки класса. (обычный класс, класс с физико-математическим профилем и т.д.) и другие особенности различных школ. Кроме составления планов воспитательной работы в школе и в каждом классе проводятся общешкольные родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы с целью эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития учащихся. Анкеты для родителей учащихся-первоклассников Н.В. Чернушевича: Цель: получить необходимую информацию об учащихся и родителях Анкета 1 Фамилия Имя Отчество Домашний адрес, телефон Образование Возраст Место работы, должность, телефон Состав семьи Жилищные условия Что читаете по вопросам воспитания? Какие темы воспитания хотели бы обсудить? В какое время Вам удобно посещать школу? Чем можете помочь классу? Анкета 2 Чем Ваш ребенок любит заниматься в свободное время? Какие игры предпочитает? Какие виды спортивных развлечений больше любит? С кем чаще играет (мальчиками или девочками) ? Как ведет себя в детском коллективе? (активный, застенчивый) Какие обязанности имеет дома? Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка? Что Вас больше всего затрудняет в воспитании ребенка? Анкета 3 1) Легко ли рассмешить Вашего ребенка? 2) Как часто он капризничает? 3) Есть ли у него друзья, с которыми он охотно играет? 4) Часто ли выходит из себя? 5) Можете ли Вы оставить его одного дома? 6)Хорошо ли он ведет себя со сверстниками? 7) Легко ли вступает в контакт с незнакомыми детьми? 8) Теряется ли в присутствии незнакомых взрослых? 9) Драчлив ли Ваш ребенок? 10) Стремится ли Ваш ребенок к уединению? В планах работы с родителями общими является: указанное выше анкетирование, приглашения на родительские собрания для выбора родительского комитета, консультации с учителями- предметниками и решения насущных проблем. Посещение в случае необходимости семей учащихся (ребенок болен, попал в ДТП) Важное значение в работе с родителями имеют беседы с целью выяснений возможностей и желания родителей пригласить в класс ветерана ВОВ, купить на всех билеты в театр, отметить всем вместе праздник на теплоходе, поехать на экскурсию в Петербург, организовать вечер отдыха, дискотеку и др. Такие мероприятия способствуют сплочению класса и развитию духа коллективизма. Решение вопросов успеваемости неразрывно связано с вопросами воспитания. Нерадивый, неряшливый ребенок- мишень для насмешек. Дети иногда бывают жестоки. Беседы педагога с насмешниками- важный и нужный аспект воспитания. Создание комфортных условий пребывания учащихся в школе (просторные классы, удобные парты, свежий воздух, хорошее освещение, вкусная и полезная еда, взаимоуважение учителей и учащихся) – общая задача родителей и учащихся. Если кто-то из родителей имеет возможность и желание подарить новый телевизор, новую школьную доску или оказать другую спонсорскую помощь, обязательно эту помощь необходимо принять и от имени всей школы выразить благодарность. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Список литературы 1) Степанов Е. Н «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» 60 с., 2010, Москва 2) Степанов Е. Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва 3) Сластенин В. А., Исяев И. Ф. « Педагогика» 362 с., 1997, Москва 4) Степанов Е. Н. «Планирование воспитательной работы в классе» 154 с., 2008, Москва |