Реферат: Психология как наука
Название: Психология как наука Раздел: психология, педагогика Тип: реферат | ||||||||||||
Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии. 1) Психология как наука Определение психологии: Psuche (греч.) – душа. Logos (греч.) – смысл, выраженный в слове (осмысленное слово, разум, познание, изучение, исследование, разумное понимание). Т.о., психология – знание о психике, наука, изучающая ее. Имеет несколько значений: Психология - наука о психике. Психика – (как объект психологии) - свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психических явлений – обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, м.б. сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек. Связана с общей психологией. Психология - наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как особую реальность. Она характеризует особенности конкретного индивида (св-ва психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт характера. Связана с дифференциальной психологией. Т. о., психология как наука, это: Знание о психике субъекта Знание о психологии субъекта 2) Специфика научного психологического знания 1. Общая характеристика психологии как науки донаучный этап – отражен в истории культуры: Феофраст, Цзацзуань, темперамент; философии: Аристотель «Трактат о душе»; педагогике, медицине, искусстве. научный этап – 1879 г., В.Вундт, метроном. а) Отличия научной и житейской П Два значения слова «психолог» - Представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. Подлинные знатоки человеческих отношений – писатели, мыслители. Им соответствуют две разные области психологического знания – научная и житейская психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г., В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада). Основное отличие НП от ЖП: для ЖП поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в НП происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. В НП возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.
НП – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. б) Взаимосвязь научной и житейской психологии активно проникают друг в друга (ЖП отстает от НП на 100 лет, но является ее основанием, фундаментом); практический психолог = житейский (совпадают в одном лице) 2. Психология как естественная и гуманитарная наука П – естественная наука, опирающаяся на эксперимент, и в то же время – гуманитарная. (Вундт выделял 2 П – объяснительная (экспериментальная) и описательная (П масс)). Совпадение познающего и познаваемого в психологии Человек в П является одновременно и познающим и познаваемым, обладающим внутренней активностью. В П сливаются субъект и объект познания. Мысль совершает поворот на себя, научное сознание человека становится научным самосознанием. Следствия: 1) психологический факт зависит от его интерпретации исследователем 2) психологический факт может зависеть от его понимания испытуемым 3) метод – косвенное познание, через другие, связанные с психикой явления, через которые отражается психика (общение, поведение). Практическая польза психологии Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния, переживания. П – наука не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека. 3) Отрасли психологии Общая психология – занимается анализом психических процессов абстрактного человека. General – корневая. Дифференциальная психология – изучает индивидуальные различия, конкретные особенности, психологию отдельного человека. Способы выделения новых отраслей психологии. Критерии: Содержание выполняемой деятельности (трудовая, педагогическая, спортивная). Субъект выполняемой деятельности (возраст, группа людей, национальность, пациент психиатра). Конкретная научная или практическая проблема (соотношение между психическими и физиологическими явлениями, раненые с поражением мозга). Дифференциация сохраняет общий предмет исследования (факты, закономерности, явления психики). 4) Основные традиции психологической науки стремление стать естественнонаучной дисциплиной стремление занять место житейской психологии. |