Реферат: Примерный перечень экзаменационных вопросов по предмету психология и педагогика
Название: Примерный перечень экзаменационных вопросов по предмету психология и педагогика Раздел: психология, педагогика Тип: реферат |
примерный перечень экзаменационных вопросов психология и педагогика 1. Психологическая наука. Ее задачи и цели. 2. Эмпирические методы психологических исследований. 3. Лонгитюдный и сравнительный методы психологического исследования. 4. Значение метода эксперимента. 5. Отличие теста от анкетирования. 6. История развития психологической науки. 7. Рефлекторная природа психики по И.М. Сеченову. 8. Различные психологические течения и их характеристика. 9. Отечественные ученые и их роль в развитии психологии. 10.Различные отрасли современной психологии. 11.Общая психология как наука. 12.Разделы педагогической психологии. 13.Роль сознания в психике человека. 14.Строение и функции мозга. 15.Строение и функции ЦНС. 16.Психологическая сущность деятельности. 17.Деятельность человека в зависимости от его потребностей. 18.Мотивационная деятельность. 19.Категория бессознательного в психологической науке. 20.Индивид и личность. 21.Подсистемы бытия личности. 22.Индивидуальность и ее зависимость от психики. 23.Самооценка и образ "Я". 24.Направленность личности. 25.Профессиональная деятельность и основные психические процессы. 26.Внимание: виды внимания. 27.Основные свойства внимания в практической деятельности. 28.Понятие рассеянности, виды рассеянности. 29.Характеристика ощущений, типы ощущений. 30.Восприятия и его свойства. 31.Апперцепция. 32.Виды памяти. 33.Характеристика видов памяти. 34.Зависимость функционирования памяти от индивидуальности. 35.Основные процессы памяти. 36.Мышление и его высшая форма. 37.Основные мыслительные операции. 38.Отличие наглядно-образной памяти от словесно-логической. 39.Сущность понятия воображение. 40.Виды воображения. 41.Основные критерии волевого поведения личности. 42.Различные этапы в развитии волевого действия. 43.Чувства и способы их проявления. 44.Характеристика высших чувств. 45.Отрицательные последствия аффекта и фрустрации. 46.Темперамент, его свойства. 47.Психологическая характеристика различных типов темперамента. 48.Характер и его основные черты. 49.Условия формирования характера и его зависимость от физических особенностей человека. 50.Характер и темперамент, их взаимосвязь. 51.Способности и задатки. 52.Сущность понятия «талант». 53.Различные аспекты общения. 54.Коммуникативная сторона общения. 55.Речь и характеристика ее видов. 56.Вербальная и невербальная коммуникации. 57.Перцептивная сторона общения. 58.Специфика общения родителей и детей. 59.Группа и коллектив. 60.Личность и коллектив. 61.Референтная группа и лидер. 62.Педагогика как наука. 63.Воспитание и обучение. 64.Сущность образования и критерии образованности. 65.Формирование и развитие как основные категории педагогики. 66.Методы педагогического исследования. 67.Эксперимент как метод педагогического исследования. 68.Тест и анкета. 69.История педагогики (античность, средневековье). 70.Вклад отечественных педагогов в развитие педагогической науки. 71.А.С. Макаренко и его система воспитания. 72.В.А. Сухомлинский и его исследования проблем молодежи. 73.Принципы дидактики (сознательность, активность, наглядность и др.). 74.Методы обучения. 75.Характеристика методов обучения (рассказ, беседа). 76.Демонстрация и иллюстрация как методы усвоения и воспроизведения. 77.Игровая ситуация и учебная дискуссия. 78.Взаимообучение и опорный конспект. 79.Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы. 80.Основные требования к современному уроку. 81.Структура урока и нестандартный урок. 82.Этапы подготовки к уроку. 83.Воспитание. 84.Составные части воспитания. 85.Характеристика составных частей воспитания. 86.Физическое воспитание и развитие личности. 87.Трудовое воспитание и формирование личностных качеств человека. 88.Политехническое образование, его значение в практической деятельности. 89.Характеристика зачетно - экзаменационного метода. 90.Метод художественного и эстетического развития личности. 91.Характеристика нравственного воспитания. 92.Значение эстетического воспитания для развития личности. 93.Методы воспитания и их сущность. 94.Сознание личности и методы его формирования. 95.Значение разъяснения и этической беседы в воспитании человека. 96.Положительные стороны диспута. 97.Значение личного примера в формировании личности. 98.Характеристика методов организации деятельности. 99.Метод управления и условия его эффективности. 100.Поручение и приучение как методы организации деятельности. 101.Характеристика методов стимулирования. 102.Наказание и поощрение. 103.Организация соревнования как метод стимулирования. 104.Условия эффективности наказания. 105.Коллектив и организация воспитания. 106.Отношения внутри коллектива. 107.Характер гармоничных отношений - пример. 108.Характер конформизма - пример. 109.Нонконформизм. 110.Семья в процессе воспитания человека 111.Основные сферы семейной жизни. 112.Долг и развитие личности в семье. 113.Интерес как элемент воспитания. 114.Родительская любовь. 115.Специфика внутрисемейных отношений. 116.Деятельная любовь родителей. 117.Общая формула всестороннего развития современного человека. 118.Современный руководитель и нравственные качества. 119.Принципы гуманизации в современной школе. 120.Принципы гуманитаризации в современной школе. Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 1 1) Психологическая характеристика индивидуальности. 2) Основные признаки волевого поведения личности. 3) Психологическая характеристика лидера группы. 4) Характеристика принципа доступности обучения. 5) Одобрение как метод стимулирования. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 2 1) Сознание как интегрирующая форма психики. 2) Сущность понятия "воображение". 3) Специальные интересы как фактор развития способностей человека. 4) Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы. 5) Особенности деятельной любви родителей. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 3 1) Общая характеристика лонгитюдного метода. 2) Основные психические познавательные процессы и их значение в профессиональной деятельности специалиста. 3) Наблюдение и изучение опыта как методы педагогических исследований. 4) Характеристика принципа систематичности и последовательности обучения. 5) Методы стимулирования. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 4 1) Общая характеристика когнитивной психологии. 2) Сущность темперамента. 3) Развитие педагогики в средневековье. 4) Лекция как метод восприятия-усвоения. 5) Метод поручений и его практическое значение. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 5 1) Деятельность и ее психологическая сущность. 2) Значение внимания для практической деятельности. 3) Предмет педагогики как науки. 4) Основные методы обучения и их практическое значение. 5) Правила управления ученическим коллективом. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 6 1) Психологическая сущность направленности личности. 2) Отличие произвольного запоминания от непроизвольного. 3) Сущность понятия "невербальная коммуникация". 4) Роль и место опорного конспекта в обучении. 5) Гармония: характеристика и конкретный пример. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 7 1) Отрасли психологии и принцип развития. 2) Основные свойства темперамента. 3) Французские просветители о воспитании. 4) Классификация методов обучения по основным этапам познавательного процесса. 5) Характеристика метода поощрения. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 8 1) Основные задачи психологии. 2) Два вида воображения по степени активности. 3) Сущность характера. 4) Характеристика трудового воспитания. 5) Методы формирования сознания личности. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 9 1) Методы обработки данных в психологии. 2) Определение понятия "воля". 3) Характеристика монологической и диалогической речи. 4) Учебная дискуссия и лабораторный эксперимент как методы обучения. 5) Условия эффективности метода соревнования. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 10 1) Психологические методы коррекции. 2) Особенности предметно-действенного мышления. 3) Специфика общения родителей и детей. 4) Три этапа подготовки к уроку. 5) Конформизм: характеристика и конкретный пример. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 11 1) Психологическая наука и ее значение для жизнедеятельности. 2) Формы эмоционального состояния. 3) Сущность педагогической категории "обучение". 4) Характеристика принципа связи теории с практикой. 5) Принцип гуманизации и гуманитаризации в современной школе. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 12 1) Эмпирические методы психологических исследований. 2) Структура исполнительного этапа волевого действия. 3) Отличие группы от коллектива. 4) Урок как ключевой компонент классно-урочной системы. 5) Политехническое образование и его значение. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 13 1) Развитие науки психологии с XVII века. 2) Отличие абстрагирования от обобщения. 3) Сущность понятия "способности". 4) Характеристика умственного воспитания. 5) Упражнение как метод организации деятельности. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 14 1) Психология как наука в античные времена. 2) Основные компоненты формирования образа "Я". 3) Интерактивная сторона общения и ее краткая характеристика. 4) Методы обучения на визуальной и звуковоспроизводящей основе. 5) Внутрисемейная любовь и ее роль в воспитании ребенка. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 15 1) Сущность педагогической психологии и ее основные разделы. 2) Характеристика наглядно-образного мышления. 3) Критерии образованности. 4) Игровая ситуация как метод усвоения-воспроизведения. 5) Соревнование как метод стимулирования. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 16 1) Общая характеристика метода эксперимента. 2) Два вида внимания и их характеристика. 3) Характеристика коммуникативной стороны общения. 4) Зачетно - экзаменационный метод. 5) Основные модели внутриколлективных отношений. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 17 1) Потребности человека и их значение. 2) Основные виды памяти. 3) Сущность понятия "вербальная коммуникация". 4) Демонстрация как метод усвоения-воспроизведения. 5) Нонконформизм: характеристика и конкретный пример. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 18 1) Общая психология и ее основная задача. 2) Сущность эмоции и ее краткая характеристика. 3) Референтная группа и ее характеристика. 4) А.С. Макаренко и его система воспитания. 5) Основные сферы семейной жизни. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 19 1) Общая характеристика сравнительного метода в психологии. 2) Сущность мышления. 3) "Формирование" как категория педагогики. 4) Диагностика и прогнозирование как этапы подготовки урока. 5) Роль семьи в воспитании. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 20 1) Общая характеристика гуманистической психологии. 2) Основные процессы памяти и их краткая характеристика. 3) Сущность образования. 4) Составные части воспитания. 5) Условия эффективности метода упражнения. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 21 1) Состав ЦНС. 2) Значение аффекта и фрустрации в профессиональной деятельности. 3) "Развитие" как категория педагогики. 4) Сущность взаимообучения. 5) Сущность коллективной организации воспитания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 22 1) Классификация потребностей и их характеристика. 2) Основные свойства восприятия. 3) Сущность и стороны общения. 4) Упражнение как метод обучения. 5) Личный пример как метод формирования сознания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 23 1) Вклад отечественных ученых в развитие психологической науки. 2) Сущность внимания и его основные свойства. 3) Взаимосвязь темперамента и характера. 4) Воспитательные требования к уроку. 5) Общая характеристика коллектива. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 24 1) Мотив и его сущность. 2) Гиппократ как создатель учения о темпераменте. 3) Общая характеристика психологического воздействия в процессе общения. 4) Проектирование как заключительная стадия подготовки урока. 5) Содержание сферы долга. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 25 1) Структура и функции мозга как основного органа психической деятельности. 2) Характеристика первой ступени в развитии волевого действия. 3) Тестирование и анкетирование как современные методы педагогического исследования. 4) В.А. Сухомлинский и его исследование проблем молодежи. 5) Приучение как метод организации деятельности. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 26 1) Структура и функции нервной клетки. 2) Сущность памяти. 3) Психологическая характеристика флегматика. 4) Рассказ как метод восприятия - усвоения. 5) Демократические идеи И.Г. Песталоцци. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 27 1) Общая характеристика гештальтпсихологии. 2) Характеристика двух видов рассеянности. 3) Педагогический эксперимент как современный метод исследования. 4) Характеристика физического воспитания. 5) Наказание как метод воспитания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 28 1) Основные методы исследования в психологии. 2) Основные свойства ощущений. 3) Талант как высшая ступень развития способностей. 4) Иллюстрация как метод усвоения-воспроизведения. 5) Характеристика метода наказания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 29 1) Сущность понятия психики человека. 2) Психологическая сущность самооценки. 3) Сущность понятия "воспитание". 4) Основные формы организации обучения. 5) Политехнизм как важнейший научный принцип средней школы. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 30 1) Соотношение биологического и социального в структуре личности. 2) Характеристика высшей формы мышления. 3) Зависимость характера от физиологических особенностей человека. 4) Основные требования к современному уроку. 5) Этическая беседа и условия ее эффективности для формирования сознания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 31 1) Сущность понятия индивида. 2) Характеристика словесно-логического мышления. 3) Классификация образования. 4) Главная цель образовательной школы. 5) Условия эффективности метода наказания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 32 1) Организационные методы психологического исследования. 2) Индивидуальные особенности функционирования памяти. 3) Отличие способностей от задатков. 4) Сущность понятия "структура урока". 5) Методы организации деятельности. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 33 1) Убеждения и их психологическая характеристика. 2) Характеристика основных мыслительных операций. 3) Формирование черт характера. 4) Характеристика нестандартного урока. 5) Семейное самоуправление и его значение в процессе воспитания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 34 1) Сущность цели деятельности. 2) Характеристика видов памяти по активности. 3) Психологическая характеристика сангвиника. 4) Характеристика принципа прочности обучения. 5) Рассказ и разъяснение как метод формирования сознания. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 35 1) Сущность категории "бессознательное" и ее рассмотрение в психологической науке. 2) Высшие чувства и их краткая характеристика. 3) Вклад Я. Каменского в педагогическую науку. 4) К.Д. Ушинский и его вклад в педагогику. 5) Нравственно-психологические качества современного руководителя. Зав. кафедрой -------------------------------------------------- |