Реферат: Подготовка педагогов к реализации функции социальной защиты ребенка
Название: Подготовка педагогов к реализации функции социальной защиты ребенка Раздел: психология, педагогика Тип: реферат |
М. А. Ковальчук Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признается образование ребенка, то есть формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков и развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Ведущая роль обучающего компонента отражается уже в существующей системе оценивания ученика - это пятибалльная шкала отметок. В школьной практике сложилось, что все учебные предметы делятся на "основные" и "неосновные". К последним относят изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности жизнедеятельности и другие, хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа, действительно заинтересованная в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях социальной реальности, увлеченные, обладающие чувством социальной защищенности, должна обеспечить социальную защиту ребенка в школе через деятельность педагогов в данном направлении. Содержание деятельности вообще и педагогической деятельности в частности определяется реализуемыми в ее ходе функциями. Функцию педагогической деятельности по обеспечению социальной защиты ребенка в школе целесообразно рассматривать как одну из целевых функций этой деятельности. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация функции социальной защиты учащихся в деятельности педагогов предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. При этом деятельность педагогов по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственных исполнителей, но и координаторов, помогающих получить детям и их родителям социальную помощь и социальные услуги. Социальная защита как функция педагогической деятельности - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, необходимо идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать. Целесообразно рассматривать социальную защиту в педагогической деятельности в широком и узком смысле слова. В узком смысле - это педагогическая деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях. Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска. В качестве критерия эффективности педагогической деятельности может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценке детей. Организуя работу по социальной защите ребенка, необходимо ориентироваться на четыре основных направления. Данные направления выделяются доктором философских наук, профессором В.Т.Лисовским. Социальная защита процесса формирования и развития личности ребенка и его индивидуальности Человек, как известно, развивается и формируется в соответствии с объективными законами, выработанными в ходе длительной эволюции, проходя различные периоды, циклы и фазы. Задача педагогов - создать оптимальные условия, позволяющие развиваться личности ребенка и формироваться его индивидуальности: помочь ему найти свое "Я" и реализовать его, сформировать у школьников качества самостоятельности, умение ориентироваться в сложной социальной действительности. Важно при этом не потерять индивидуальность каждого ребенка, помочь ему самореализоваться и найти свою социальную нишу в жизни. Социальная защита среды формирования и развития ребенка В рамках данного направления внимание педагогов должно быть сосредоточено на среде обитания человека и на тех ее элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития в самом широком диапазоне, от экологических элементов среды до социальных, экономических и нравственных. Можно выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности ребенка: а) формирование самой среды обитания человека; б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности. В реализации данного направления очень важно сотрудничество педагогов с семьей ребенка и другими институтами воспитания. Защита прав учащихся Это очень важное направление работы по социальной защите ребенка. Оно нацелено на правовое обеспечение и регулирование как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности. Целевая социальная защита Под целевой социальной защитой понимается деятельность педагогов по оказанию адресной помощи нуждающимся в ней детям, а также профилактическая работа с целью предотвращения возникновения различных проблем у всех категорий детей. Рассмотрев вопрос о реализации в педагогической деятельности функции социальной защиты ребенка, необходимо отметить, что педагоги образовательных учреждений не подготовлены в достаточной мере к реализации вышеназванной функции, поэтому на сегодняшний день для школьной практики актуальной является задача подготовки педагогов к реализации функции социальной защиты учащихся. Основными компонентами, которые находят отражение в уровне подготовленности, могут выступать: знание, мотивы, ценностные ориентации, личностные качества, умения и навыки. Подготовка участников педагогического процесса к реализации функции социальной защиты ребенка интегрирует в себя три компонента. Психологическая подготовка соотносится с формированием такого психологического образования личности, как установка, и включает в себя положительное восприятие и направленность на реализацию в ходе своей деятельности вышерассматриваемой функции. Теоретическая подготовка заключается в накоплении знаний о процессе социальной защиты ребенка и его обеспечении, направлениях работы по реализации функции социальной защиты, формах и методах социально-защитной деятельности. Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков обеспечения социальной защиты ребенка. Для подготовки педагогов к реализации функции социальной защиты учащихся можно использовать различные психолого-педагоги-ческие средства. Для обеспечения психологического компонента подготовки педагогов целесообразно использовать тренинговые занятия, имеющие целью сформировать установку на положительное восприятие деятельности по социальной защите ребенка и оказанию ему разного рода и вида помощи и позитивную мотивацию к реализации функции социальной защиты ребенка в ходе педагогической деятельности. Теоретическая подготовка может быть обеспечена такими психолого-педагогическими средствами, как лекционные и семинарские занятия, диспуты, беседы, круглые столы по проблемам социальной защиты ребенка. Использование данных средств позволит педагогам приобрести определенные знания о процессе социальной защиты учащихся и его методических основах. В ходе практической подготовки можно использовать занятия-практикумы, имитационные и деловые игры. В качестве основных аспектов подготовки педагогов и реализации функции социальной защиты учащихся можно выделить следующие: Координационный аспект - каждый участник педагогического процесса, реализуя функцию социальной защиты в своей деятельности, должен уметь координировать и обеспечивать согласованность действий всех участников педагогического процесса. Информационный аспект - формирование способности получать, перерабатывать и оптимально использовать информацию как внутреннюю, т.е. от самого ребенка, так и поступающую извне. Коммуникационный аспект - формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективность функционирования субъекта в системе взаимоотношений педагог-учащийся. Субъектно-действенный аспект связан с реализацией субъект-субъектного подхода, который заключается в том, что эффективным процесс подготовки будет только тогда, когда каждый его участник будет выступать как активный субъект процесса подготовки. Принципы, лежащие в основе подготовки. Принцип субъектности: Каждый участник процесса подготовки не только объект подготовки, но и ее активный субъект. Принцип вариативности: В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий используются при подготовки те или иные формы, методы и средства. Принцип индивидуализации: Данный принцип требует учета индивидуальных особенностей каждого участника процесса подготовки к реализации в педагогической деятельности функции социальной защиты ребенка. Подготовка педагогов осуществляется на трех уровнях: Макроуровень - на уровне города; Мезоуровень - на уровне района; Микроуровень - на уровне отдельного образовательного учреждения. |