Статья: Анализ профессионального эталона инженера-администратора в концепции «Производственной трактовки управленческих процессов»
Название: Анализ профессионального эталона инженера-администратора в концепции «Производственной трактовки управленческих процессов» Раздел: психология, педагогика Тип: статья |
Е. Ф. Розмирович Т. А. Майборода Е. Ф. Розмирович (1885 - 1953 гг.) - основатель и директор первого в стране специализированного государственного института техники управления при ЦК - НК РКИ СССР. Как отмечает А. И. Берг, «макромодель» организации и функционирования производства Е. Ф. Розмирович обнаруживает существенную общность с «микромоделью», предложенной А. К. Гастевым [2]. Существенное отличие этих концепций состоит в том, что А. К. Гастев рассматривал деятельность цехового инженера, а Е. Ф. Розмирович - деятельность инженера-администратора, осуществляющего управленческие функции. Исходной посылкой для разработки этой концепции явились идеи Тейлора и Форда, а в качестве генеральной цели работы института выступило нахождение максимально целесообразных технических приемов планирования, учета, организации и конструирование на этой основе аппарата управления как единого и нераздельного комплекса указанных функций [1]. Институтом был проведен подробный анализ существующей промышленной практики и выявлен серьезный отрыв планирования от учета и организации в деятельности Госплана, ЦСУ, РКИ и систем промышленности. В своем докладе на коллегии НК РКИ СССР Е. Ф. Розмирович констатировала, что несогласованность этих функций привела к тому, что замедлен темп выполнения планов промышленности, отсутствуют четкие календарные сроки их выполнения, не урегулирован сам процесс их составления, происходит дублирование работы инстанций и т. д. [9]. Время прохождения плана по отдельным отраслям промышленности составляла минимум 78 дней (чайная промышленность) и максимум 277 дней (в кожевенной промышленности) [3]. Коллектив ИТУ, основываясь на системе Тейлора, разработал собственную модель функциональной структуры управления, где в зависимости от цели были четко классифицированы управленческие функции различных инстанций. Это помогло институту конструктивно согласовать плановую, учетную и организационную работу на уровне предприятий, трестов и народного хозяйства в целом. Далее авторы переносят предлагаемый ими функционально-технический подход на всю систему управления людьми в системе промышленного предприятия, стремясь к максимальному упрощению управленческой деятельности инженера-организатора, настаивая на исключении всех остальных возможных подходов к анализу этой деятельности. В частности, достаточно резкой критики со стороны Е. Ф. Розмирович подверглась концепция, разработанная школой А. Файоля, и система управления, предложенная Н. А. Витке. Анализ работ Е. Ф. Розмирович позволил выявить ряд зависимостей, которые она и ее сотрудники попытались установить между изменением социальных условий в России и их влиянием на функционирование системы производства [1, 3 - 12]. Автор концепции априори исходила из предпосылки о том, что в связи с возникновением нового общественного строя должны быть пересмотрены требования к системе производства (в первую очередь на индустриальных предприятиях), а значит, соотношение основных компонентов системы также должно измениться. При отсутствии противоположности классовых интересов на средства производства, а значит, при повышении заинтересованности рабочих в увеличении общей суммы производимых благ, определяющая роль техники должна превратиться в основной фактор. Следовательно, можно сделать вывод, что ведущим в системе производства становится технический компонент. В условиях планового хозяйства экономический компонент полностью определяется государством и фиксируется в заранее установленном плане производства. Социально-экономическая сторона вопроса (в частности, экономическое стимулирование труда работников организации) автор концепции почти не рассматривала, так как предполагалось, что высокая производительность труда в условиях нового строя будет обеспечиваться автоматически за счет сознательного отношения работников к своим профессиональным обязанностям. Э. Б. Корицкий отмечает, что «это был не функционально-экономический, а функционально-технический подход, не учитывающий специфику объекта управления» [13. С. 195]. Действие психологического и педагогического компонентов системы производства нивелировалось фактически полностью. Это обосновывалось тем, что в машинном производстве после изобретения Г. Фордом конвейера трудом работников в основном руководят машины. В условиях социализма машинное производство будет развиваться максимально быстрыми темпами, следовательно, скоро не только трудом рабочих, но и всех специалистов вообще будут руководить машины. В своем труде «Файолизм или марксизм». Е. Ф. Розмирович отметила, что машина скорее и больше определяет волеустремление работника, чем чтобы то ни было и, далее, пришла к выводу, что в «микронаблюдении» над его психологическими переживаниями нет необходимости [12]. Это же положение она уточнила в работе «О некоторых научных теориях управления государственным учреждением и предприятием», где написала, что определяющий центр человеческого поведения переносится не в область психологического воздействия администратора-специалиста, а в область машинной техники [6]. По поводу необходимости профессиональной подготовки человека в процессе его работы в условиях машинного производства авторы рассуждают аналогичным образом. Сам труд, благодаря машинам, будет сведен «...к простейшим движениям, исключающим какую бы то ни было предварительную специализацию» [12. С. 225]. Разделение между физическим и умственным трудом в новом обществе также скоро исчезнет, как последний источник неравенства между людьми. Проектирование административной функции как постоянной и обязательной на производстве - это сохранение этого источника неравенства навсегда. Таким образом, по логике автора ни в изучении психологических характеристик специалиста, ни в исследовании условий его подготовки и переподготовки в системе производства нет или скоро не должно быть необходимости. Машиноцентрический подход к профессиональному развитию специалиста является, таким образом, доминирующим, но в отличие от А. К. Гастева и сотрудников ЦИТа Е. Ф. Розмирович и ее коллеги в своих работах приходят к достаточно парадоксальным выводам, которые можно выделить из их работ и обобщить следующим образом: • в условиях социализма нет нужды разрабатывать социально-экономические, психологические и педагогические проблемы управления в системе машинного производства, так как все управляющие функции перейдут машинам; • должность инженера-организатора перестанет существовать, так как механизация производства приведет к механизации управления, сумма технических знаний превратится исключительно в сумму знаний технического процесса производства, а управление - в осуществление механического надзора за ними; • наука об управлении как таковая исчезнет, а сам администратор станет «только техник и не более того», которому не нужен никакой особый комплекс индивидуальных психологических качеств [6. С.212]; • психологические реакции человека при работе с техникой будет полностью определять машина, и они, слившись вместе с системой механизмов, образуют единые комплексы машинных движений; • так как социалистический индустриализм предполагает выборность всех должностных лиц, то все трудящиеся могут поголовно по очереди привлекаться для управления организацией (а не только инженеры-администраторы) . Таким образом, профессиональный эталон инженера в системе индустриального производства в рассматриваемой концепции фактически сводится к наличию простой суммы знаний технологических процессов, а психологические характеристики заменяются системой двигательных реакций в ответ на действия машинных устройств. Значимость для инженерной деятельности социальных и, в частности, организаторских личностных качеств отрицается, так как трудом людей будут полностью руководить машины. Вместе с тем в концепции, разработанной ИТУ, были предвосхищены некоторые идеи кибернитизма (в частности, рационализации и механизации управленческих функций, планирования и учета в организации и др.), в которых процесс управления рассматривался как органическая часть производственного процесса. Значимым фактором для дальнейшего развития системы производства также являются установленные Е. Ф. Розмирович взаимосвязи между плановой, учетной и организационной функциями на уровне предприятий и всего народного хозяйства в целом. Список литературы 1. Государственный институт техники управления/Под ред. Е. Ф. Розмирович. М., 1928. 2. Организация и управление /Под ред. А. И. Берга. М., 1968. 3. Розмирович Е. Ф. Вопросы методологии и организованной политики в области техники управления //Техника управления. 1926. №9. С. 5. 4. Розмирович Е. Ф. К итогам работы РКИ и НОТ // Вопросы советского хозяйства и управления. 1924. №4 - 5. С. 155 - 116. 5. Розмирович Е. Ф. НОТ, РКП и партия. М., 1926. С. 185. 6. Розмирович Е. Ф. О некоторых научных теориях управления государственным учреждением и предприятием // У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи / Составитель Э. Б. Корицкий. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 200 - 217. 7. Розмирович Е. Ф. Оргбюро, профсоюзы и партячейки в деле организации нашего госаппарата // Техника управления. 1925. №2. С. 20. 8. Розмирович Е. Ф. Основные положения по рационализации аппарата государственного управления //Техника управления. 1926. №7. С. 14. 9. Розмирович Е. Ф. План, учет и организация в общей системе государственного управления: Доклад в коллегии НКРКИ СССР//Техника управления. 1926. №9. С. 4 - 6. 10. Розмирович Е. Ф. Принципы методологии и организационной политики в технике управления. М., 1930. С. 14 - 15. 11. Розмирович Е. Ф. Техника управления // Техника управления. 1925. №1. С. 9. 12. Розмирович Е. Ф. Файолизм или марксизм // У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи / Составитель Э. Б. Корицкий. -Л: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 218 - 229. 13. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи / Составитель Э. Б. Кориц-кий. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1990. |