Статья: Использование телекоммуникаций в школе

Название: Использование телекоммуникаций в школе
Раздел: психология, педагогика
Тип: статья

Гайнуллина Фарида Кутдусовна, преподаватель информатики, локальный координатор дистанционных олимпиад, средняя школа № 18, г.Казань, Республика Татарстан

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

В своей работе я часто возвращаюсь к книге известного американского ученого, профессора У.Глассера "Школа без неудачников", где рассматривается целый спектр проблем и противоречий современной системы образования. По мнению У.Глассера, не следует драматизировать социальный фон как таковой, закрывая глаза на видимые невооруженным глазом реальные дефекты современной практики школьного образования, которые сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно сужая точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.

Школьным педагогам сегодня как никогда необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, использованию современных средств коммуникаций и вычислительной техники, ибо слишком сложен, необычайно многогранен взаимозависимый мир человечества и поэтому такими ценными становятся сегодня для учителей острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии.

Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Вот почему так важно, чтобы школа стала местом, где дети могли бы открыто выражать свои мысли, основанные на жизненном опыте и наблюдениях.

Совершенно очевидно и то, что обычная школа, по существу, провоцирует неуспеваемость со своим упором не на развитие мышления, а на запоминание и механическую зубрежку и потому она больнее бьет по детям, которые получили хорошую дошкольную подготовку.

Почему до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался оптимизмом? Успех сопутствовал ему потому, что он самостоятельно, опираясь на свой разум, справлялся с важными для него проблемными ситуациями. Главное заключалось в том, что даже если ему что-то и не удавалось, никто не считал его неудачником: строго или ласково, его учили, как в том или ином случае следует поступить.

В конце концов, у него всегда оставались шансы на успех - ведь от него никто и никогда не требовал результатов в жестко установленные сроки, как, например, в течение четверти или учебного года .

Свои умственные способности он использовал по назначению: ОН ДУМАЛ.

В школе же дети вдруг обнаруживают, что мозг им нужен в основном для механического запоминания, а не для того, чтобы удовлетворить интерес, реализовать идею, сделать открытие, решить проблемную задачу. Детям приходится переходить от мышления к запоминанию, что для многих из них, в частности для тех, кто уже научился до школы мыслить самостоятельно, бывает достаточно сложно.

Механическое запоминание плохо уже само по себе, но еще хуже, если им приходится запоминать факты, мало связанные с их мироощущением, факты, оторванные от мира, в котором они живут.

Дети, которые приходят в школу с представлением о том, что на многие вопросы можно ответить по-разному, вскоре эту уверенность теряют. В начальной школе детей приучают к мысли, что на уроке главное - правильный ответ, а самые авторитетные источники знаний - учебник и учитель.

Подлинный же процесс образования, в противоположность слепому повиновению правилам, бездумному повторению верных и ошибочных ответов на вопросы, которые задают другие, должен научить ребенка поиску разумных альтернатив и реализации наилучших решений, процессу постановки проблемы. Образование должно стать интеллектуально насыщенным и творческим процессом, способным приносить радость само по себе.

"Развитая память еще не есть образованность, точная информация не есть знания. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - ВРАГИ ЖИВОЙ МЫСЛИ, они убивают творчество и сводят на нет оригинальность мышления", - утверждает У.Глассер. И пока мы будем воспринимать ребенка как объект для заполнения фактами и цифрами, пока не увидим в нем личность, мы будем возмущаться перегруженной анахронизмами системой образования.

Еще одна из проблем образования - СИСТЕМА ОЦЕНОК. Сегодня оценка заключает в себе смысл и суть современной системы образования , где ученик неизбежно оказывается перед дилеммой: сосредоточить усилия на получении высоких баллов и пренебречь самостоятельным мышлением, или наоборот, сосредоточиться на творческом решении проблемы в ущерб оценкам. Школы должны предоставлять реальный шанс на успех всем ученикам без исключения.

Жизнь изобилует проблемами, не имеющими однозначного решения, а значит, учащимся необходимо научиться философски воспринимать любую ситуацию. Мы должны ставить детей перед необходимостью ставить проблемные ситуации, тем самым значительно снижая роль определенности и заучивания в образовании.

В целом же, существующая и принятая у нас система оценок создает все условия для разочарований и потери мотивации. Только принципиально иной подход может что-либо изменить. Но остаются бесконечные "срезы знаний", тестирование и другие способы проверок успеваемости, которые мешают не только процессу обучения, но и внедрению новых методов обучения и контроля.

Я попыталась на своих уроках информатики придерживаться правила: ЗАЛОГОМ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ УЧАЩЕГОСЯ НАУЧИТЬСЯ И СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИСКУСНО ОБУЧАТЬ". При изучении новой темы я не ставлю оценок, так как на данных уроках идет процесс накопления знаний. При этом я старалась учитывать тот факт, что ЧЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ, ТЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . На этих занятиях мы творим, спорим, рассуждаем, ищем необычные решения, сопоставляя их со знакомыми для них жизненными ситуациями.

И как итог освоения материала - зачетная работа, которая дает учителю возможность проанализировать, насколько правильно и удачно был дан материал и как он понят учащимися. Результаты зачетной работы могут быть учтены учителем при дальнейшей творческой работе над данной темой. При таком подходе система оценок не создает условий для разочарований, ученики раскрепощены, у них нет страха получить плохую оценку и показаться глупым, ведь каждый может задать вопрос не только учителю, но и всему классу, вопрос для спора, анализа или выбора наиболее оптимального и разумного решения данной проблемы.

И еще одна популярная у нас в последнее время форма контроля знаний - ОБЬЕКТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. Очень часто такая форма не способствует самостоятельным рассуждениям и тем самым мешает самостоятельному исследованию, вдумчивому чтению, восприятию чего бы то ни было, кроме голых фактов. Часто тестирование сводится к процессу, превращающему мышление в механическую выдачу правильных ответов.

Человек не может осознать себя полноценной личностью, если его мозг будет выполнять единственную функцию - функцию банка памяти. Ставка на память значительно ослабляет потенциал самореализации.

В школе также мало простора для проявления интеллектуальных, творческих, художественных способностей учащихся. Нет такого предмета, который бы учил высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенное, учиться рассуждать, делать открытия и задавать вопросы, всегда помня, что МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С УДИВЛЕНИЯ.

Такими уроками для малышей в начальной школе в экспериментальных классах у нас были уроки, которые я вела в компьютерном классе, где ПК выступал в роли незаменимого помощника. Называли мы их уроками развития, а позднее, в среднем звене, - уроками логики.

Легкая игровая форма уроков с большим количеством забавных примеров и задач, вовлечение все большего количества учащихся в диалог, где каждый ученик должен иметь возможность высказать свое мнение, пусть неверное, и каждый должен быть внимательно выслушан. Важнейшую роль при этом играет ситуация "успеха", поощрения, а все неудачи при этом учитель относит на свой счет.

Для меня было важным привить культуру мышления за счет диапазона программного потенциала: от игрового до сложных логических ситуаций.

Под образованием сегодня чаще понимается не более, чем накопление информации и тренировка памяти. Мне вспоминаются слова, которые говорил по этому поводу Мишель Монтень: "Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный ".

Система образования делает упор на вторичную функцию мозга - память, в то время как его основной функции – мышлению - уделяется сравнительно мало внимания. Думается, что учащимся следует предоставлять более широкие возможности для творчества в области живописи, музыки, театра, литературы, а также кино и телевидения.

Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.

Учебный компьютер превосходит традиционные средства обучения по многим параметрам. И нелепо, если дорогой компьютер будет использоваться только на уроках информатики. Нужно учитывать тот факт, что ребятам интересно не созерцание происходящего на экране, а возможность вмешиваться, управлять ходом событий (интерактивность обучающих систем!), принимать самостоятельные решения.

Традиционные способы обучения ориентированы на ученика со "средними способностями". Индивидуализированное же обучение с помощью компьютера раскрепощает творческую активность учащихся, повышает эффективность обучения, значительно расширяет межпредметные связи, оказывая большое влияние на содержание и структуру образования, и позволяет использовать нетрадиционные формы обучения.

Дети с любыми способностями смогут реализовать себя, используя компьютер. Наиболее способные могут быстро продвигаться вперед, так как обучение индивидуализировано, а менее способные получают еще больше, ведь одна из главных причин отставания для них - самоторможение (смущение). Они боятся стать объектом насмешек, а компьютер имеет неограниченное терпение и никогда не бранит. Для трудных детей ПК может стать единственным мотивационным фактором, притягивающим к школ е. Вот мнение ученика, которое он высказал как-то в разговоре:

"Многие учителя не готовы к компьютеризации образования из-за технофобии или отсутствия возможности обучиться. Я считаю, что каждый учитель должен овладеть ПК и использовать его на своих уроках. Если в компьютеризации будут заинтересованы преподаватели и администрация школы, то мы будем с удовольствием посещать все уроки".

А теперь постараюсь затронуть непосредственно преимущества и перспективы дистанционного обучения.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕОБХОДИМО КАК ДОПОЛНЕНИЕ К ОЧНОМУ ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ПРИ ЭТОМ ОНИ НЕ ИСКЛЮЧАЮТ ДРУГ ДРУГА, А ТЕСНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.

При дистанционном обучении мы можем избежать всех тех проблем школьного образования, о которых говорилось выше. А школа должна стать местом обмена интересной информацией, местом живого общения, дистанционное же обучение должно способствовать развитию ребенка и желанию приобретать знания. Одна из главных задач дистанционного обучения - НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ.

Возможности Интернет и мультимедиа позволяют черпать знания не из скучных, устаревших учебников, а из всевозможных мультимедийных энциклопедий и крупнейших мировых библиотек. Многие говорят, что машины дегуманизируют общество, но, скорее всего, происходит обратное - благодаря компьютеру предоставляется возможность установить непосредственную связь ученика с любым человеком планеты для получения необходимой информации и просто для человеческого общения.

Это является особенно актуальным при изучении иностранных языков: ребенок может общаться с носителями языка и пополнять свой багаж иностранных слов и выражений, что называется, из первоисточников.

Телекоммуникации все шире проникают в современную жизнь, становясь повседневной реальностью. Все больше школ приобретают первый опыт телекоммуникационных контактов. WWW становится объектом дискуссий и местом встреч. Но пока это в основном результат энтузиазма и заинтересованности активных и «продвинутых» учителей.

За последние годы все более значимым становится использование глобальных сетей, являющихся способом всемирной интеграции знаний в разных областях. Благодаря тому, что многие школы получили возможность пользоваться услугами глобальной сети, как посредством электронной почты, так и онлайн-доступом в Интернет.

Это важный шаг в развитии образования, но задача информатизации образования несет с собой множество нерешенных вопросов: в частности, обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, экспертных системах, компьютеризированных архивах, справочниках или энциклопедиях. При этом остро встает проблема воспитания человека, способного ориентироваться в море информации, видах доступа к ней, умеющего организовать ее поиск, сделать информацию доступной другим людям, передавать и получать ее по сетям.

Сегодня Интернет со всеми видами доступа к информации - океан с "золотыми рыбками", поймать которых становится все труднее. Ученик же, получая доступ к информации, должен уметь классифицировать, обобщать, представлять ее различными способами.

Сегодня подростки обучаются в определенное время, в одних и тех же классах, но сами-то они все разные, а если человеку хочется заниматься в другое время или у себя дома? Вот где открываются неограниченные возможности и преимущества дистанционного обучения, так как ученик не привязан ко времени и здесь не встает вопрос "жаворонков" и "сов", когда продуктивность зависит от времени суток.

Но, как было замечено выше, очное образование отменять не нужно: детям необходимо живое общение, и они будут стремиться в школу для обмена информацией и эмоциями, которые будет черпаться при дистанционном образовании.

Немаловажным является также еще один аспект дистанционного обучения - это сокращение сроков обучения, так как можно будет многое изучить самостоятельно при серьезной и интенсивной работе, не тратя время на дорогу в школу, ненужное заучивание, бесконечные записи в тетрадях, ведь огромное количество времени при этом мы тратим неэффективно!

В прошлых веках в России существовала традиция приглашать для индивидуального обучения и воспитания детей учителей, постоянно уделявших им внимание. Но не каждый мог позволить себе такую роскошь - держать дома учителя. Потом наступили времена всеобщего образования, и мы создали школу с теми недостатками, о которых шла речь выше. Ученик и его родители практически лишились права выбора преподавателя.

И не всегда, к сожалению, учитель приходит в школу по призванию и с любовью к детям, не каждый готов к полной самоотдаче, постоянному совершенствованию и профессиональному росту.

С появлением всемирной глобальной сети Интернет и бурным развитием мультимедийных средств появилась возможность вывести образование на другой качественный уровень. Ребенок может быть очевидцем любого процесса и увидеть то, что было нереально при обучении с мелом и книгой. Особенно это важно на таких уроках, как химия, физика, биология, астрономия и др., где так нужна наглядность многих процессов.

При этом не следует упускать еще один немаловажный аспект - финансовый. Возможно, лучше больше внимания уделить современному техническому оснащению школ в плане компьютеризации (Интернет, современные компьютеры, мультимедийные средства и т.д.), не тратя финансы на устаревшее оборудование, реактивы, приборы для проведения практических работ на уроках физики, химии?

Сейчас стало модным делать в школах евроремонты, затрачивая на это огромные финансы, и при этом школа может быть оснащена устаревшими компьютерами, а учителя - не иметь представления о том, как работать с компьютером, не знать возможностей мультимедиа и никогда не заглядывать в Интернет.

Безусловно, при дистанционном обучении в образовательном центре должен работать коллектив единомышленников, энтузиастов-фанатов и группа ученых, профессоров, способных не только ответить на каверзные вопросы ребят, но и поспорить, и высказать свое мнение ученого. Но это должны быть люди, умеющие внимательно и доброжелательно общаться на равных с ребенком, умеющие выслушать любой вопрос и ответ ребенка, чтобы у ребенка появилось желание защищать свою точку зрения без боязни быть непонятым.

Думается, важным является также момент постоянного пополнения "копилки знаний" , так как в дистанционное обучение могут быть вовлечены самые разнообразные по уровню и возрасту дети и взрослые. А почему бы нет? Ведь данные вопросы могут быть интересны и учителям, и родителям. И тогда мы можем объединить в этом обучении семью , создать в ней атмосферу постоянного всеобуча. А "учебник", который будет формироваться по мере изучения той или иной проблемы, в результате может постоянно пополняться все новыми и новыми ответами и решениями.

Появляется возможность постоянного оперативного обновления информации. При этом можно неоднократно возвращаться к материалу для более глубокого осмысления при недопонимании чего-либо при первоначальном прочтении.

Думается, при этом важно учитывать мнение каждого и обязательно включать в такие "учебники-копилки" любую информацию, заслуживающую внимания, ведь мнение и изложение ровесником какой-то темы, проблемы, может быть более близко и понятно для восприятия ребенком.

Может быть, созрела необходимость создать такую учебную среду (и центры дистанционного образования будут ее частью), в которой дети могли бы получить всестороннее развитие. При такой форме обучения не встает вопрос ОЦЕНКИ по пятибалльной шкале, на первый план выходит желание познания и умения ориентироваться в море нахлынувшей информации.

Человечество в последние годы захлестнул поток информации, но, к сожалению, человеческий мозг по своим биологическим свойствам может освоить лишь часть всего информационного потока, обрушившегося на нас. Поэтому на рубеже нового тысячелетия так необходимо наиболее рациональное использование возможностей современных средств вычислительной техники и коммуникаций.

Но не все так просто, и вопросов при такой форме обучения вероятно будет больше, чем кажется на первый взгляд.

Например, уже в первый момент при попытке рассказать о преимуществах дистанционного обучения возникают следующие вопросы:

- Что будет являться стимулом при такой форме обучения для неисправимых лентяев?

- Как при этом решается вопрос с законодательной базой? Получит ли ребенок аттестат государственного образца при дистанционном образовании?

- Сколько лет при такой форме обучения стоит отводить на обязательное обучение, и на сколько могут сократиться сроки очного обучения?

- Как быть с таким фактором, как влияние компьютера на здоровье?

И таких вопросов возникает много. Думаю, что это отдельный предмет для обсуждения, и читатели журнала подключатся к обсуждению данных тем, а мне будет интересно знать ваше мнение, дорогие читатели.

Вероятно, мы живем в преддверии педагогической революции, которая уготована не только школе, но и нам, взрослым. Почему бы нет? Разве человек, которому за 40, перестает любить, заниматься спортом, искусством? Если учение приносит удовольствие, то возрастные ограничения отпадают. Писатель-фантаст Айзек Азимов в одном из своих интервью приводит пример, когда президент Рузвельт, посещая в больнице Оливера Холмса, которому было более 90 лет, и увидев, что тот читает греческую грамматику, спросил: "Зачем это нужно?" - "Чтобы голова лучше работала", - ответил Холмс.