Реферат: Работа со сновидениями
Название: Работа со сновидениями Раздел: психология, педагогика Тип: реферат |
Артем Кримнус Мой подход к работе со сновидениями сформировался под влиянием многих психологических течений. Пожалуй, даже не только психологических, но и философских, и, отчасти, эзотерических. Ведь, чтобы говорить о том, какова цель сновидений и, как она ими достигается, надо иметь представление о душевном устройстве человека. А в моем случае это представление носит скорее философско-мистический характер, чем строго психологический. Психолог работает со сновидениями, всегда опираясь на свое представление о структуре и динамике психики. Надо сказать, что не существует правильной теории сновидений, как не существует в психологии и правильной теории личности. Каждый психолог разрабатывает ее для себя сам, конечно, основываясь на более фундаментальных разработках. У меня тоже к сновидениям свой собственный подход. Я не говорю, что придумал что-то новое. Нет, мой вариант - это солянка из того, что мне понравилось в чужих подходах и, что удалось приспособить для себя. Как и положено, все эксперименты по началу ставились на самом себе - именно мои собственные сновидения были первичным материалом для анализа. Рассказывать о том, каким мне видится устройство души, не буду - это предмет отдельного разговора. Скажу лишь, что, по моему представлению, психика стремится к равновесию, и когда человек чрезмерно развивает или, наоборот, подавляет какой-то аспект своей личности, то разными способами психика стремится вернуть человека на "путь истинный". Сновидения - это первая ласточка. Сначала душа через сновидения тихонечко подсказывает человеку, что идет не так в его жизни. А если человек намеков не понимает, душа использует более мощное средство - тревожные сны, а на следующем этапе - кошмары. Можно сказать, что цель сновидения - удержать человека от впадения в крайности и помочь реализовать заложенный в него потенциал. С такой позиции, вполне очевидно, что, понимая язык своих сновидений, человек может обойти очень многие мели на своем пути. Анализом и работой со сновидениями мы и займемся. Сновидения я рассматриваю, как тщательно поставленные спектакли с глубоким метафорическим смыслом. Действующие лица и отдельные объекты таких постановок - это отдельные аспекты личности, а разыгрываемая ими драма - это иллюстрация к связям и взаимоотношениям между этими аспектами, рассказанная эзоповым языком. Пользуясь другой терминологией, можно сказать, что каждый образ сновидения (персонаж или пассивный объект) - это метафорическая персонализация какой-то психической структуры. То есть, все происходящее в сновидении - это отображение происходящих в душе процессов. Поэтому, я очень осторожно отношусь к "вещим" снам. Я не говорю, что их не бывает - бывают, но только редко. Когда во сне мы видим, допустим, смерть знакомого человека, это ничего не говорит о состоянии здоровья того человека и не предупреждает о надвигающейся беде. Это может означать, что, в метафорическом смысле, для нас "умерла", то есть, утратила значение, какая-то наша часть или установка, которая изображена в сновидении в виде знакомого человека. Ну, или что-то подобное. Для меня, сон - это обратная связь со своей душой. Очень эффективная связь. Как и любой спектакль, сновидение имеет свой сценарий - последовательный динамический сюжет. Во сне мы видим не статическую картинку, а события, разворачивающиеся на той или иной сцене. Как я уже говорил, для понимания сновидения нам важны, во-первых, отдельные значимые образы, во-вторых, динамика и смысловая нагрузка их взаимоотношений. Я рассматриваю каждое сновидение, как повествование, у которого есть завязка, кульминация и развязка. Кульминация - самое важное, что происходит во сне; завязка - это предыстория событий, а развязка - это последствия, которые, вероятно наступят, если человек ничего не изменит в своей жизни. Структура сюжета может быть и другой, но, так или иначе, изучение и анализ структуры - это первый этап при моей работе со сновидением. Только, узнав структуру сюжета и описав основные связи между образами сновидения, можно продолжить работу - поиск смысловой нагрузки. Забыл упомянуть важную деталь - для понимания сновидения очень важны те эмоции и чувства, которые человек испытывал во сне и сразу после того, как проснулся. Эмоции и чувства - гораздо более важны для понимания смысла тех или иных образов сновидения, чем их визуальное изображение. Например, совершенно жуткого вида чудовище, при всем при том может вызывать чувство спокойствия и безопасности, а, безобидно выглядящая телефонная трубка, вызывать панический ужас. Поэтому говорить о сновидении, не обращая внимания на испытанные человеком чувства, - это трата времени. Возьмем для примера такой сюжет: девушке снится, что она находится в центре огромного города; вокруг много людей; в какой-то момент она поднимает голову и видит, что в небе висит прекрасный белоснежный дворец; она испытывает радостные чувства, восхищается этим дворцом; потом она поворачивается к людям, которые находятся рядом и пытается привлечь их внимание к этому дворцу, поскольку никто на него не обращает внимания; люди реагируют прохладно и в тот момент, когда девушка снова смотрит на дворец, она видит на его месте скучное желтое здание; дворец исчез; девушка испытывает разочарование и опустошение. Сначала рассмотрим структуру сюжета. Девушка видит, что-то прекрасное волшебное воодушевляющее, потом по какой-то причине она хочет привлечь внимание окружающих, а, когда ей это удается, видение сменяется на что-то малопривлекательное. Еще короче - есть положительный образ, девушка совершает действие, образ сменяется на нейтральный. Завязка - большой город, дворец в небе, воодушевление, кульминация - попытка привлечь внимание и трансформация дворца в простой дом, развязка - разочарование и опустошение. Проделав такую работу, мы уже прошли половину пути к пониманию послания, которое душа хочет донести до сознания. Во многих случаях, можно остановиться на этом этапе, поскольку дальше все становится очевидным. С нашим примером тоже можно сделать некоторые выводы - девушка совершает ошибку, желая поделиться своим видением с людьми. Она хочет, чтобы все вокруг радовались и восхищались так же, как она (материал для дальнейшего анализа). А, передав свое видение посторонним людям, она вдруг обнаруживает потерю его ценности. Когда она пытается рассказать всему миру о том, что видит у себя в душе, она растрачивает энергию. Ее ошибка в желании поделиться, в неумении довольствоваться единоличным переживанием своего видения. Вместо того чтобы отдаться ему полностью, она бросается к людям с восклицанием - "Смотрите! Смотрите!", а в результате, ни люди не видят ничего особенного, ни она сама. И приходит разочарование и опустошение. Кратко можно сказать, что, вероятно, девушка в жизни пытается донести до окружающих ее людей свои внутренние переживания и образы, а, проделав это, она обесценивает их для себя и утрачивает с ними связь. Пытаясь словами выразить невыразимое, человек тратит силы и теряет то, что он пытается выразить. То, что казалось важным и волшебным (дворец), после попыток объяснить и передать это другим, превращается в пустую бессмыслицу (простой дом). Оговорка - в данной трактовке сделано допущение, что люди из сновидения соответствуют реальным, пусть не конкретным, людям. Может быть и другой вариант - люди могут указывать, скажем, на общественное мнение, в глазах которого девушка и пытается "оправдать" ценность своего видения. Чтобы определиться более точно, нужно учитывать жизненный контекст сновидицы. На многие вопросы можно ответить, просто зная, какую жизнь ведет человек, чем занимается и, что с ним вообще в данный момент происходит. Однако надо учитывать, что далеко не всегда сюжет разбирается так просто. Чаще, без дополнительной работы над отдельными образами к пониманию сновидения прийти не получается. Кстати, вполне надежным критерием правильной трактовки сновидения может быть реакция сновидца на сделанные выводы. Если реакция отсутствует - то есть человек не чувствует внутри никакого отклика на предложенную трактовку, значит что-то в ней не так, что-то упущено или понято не верно. Так вот, если "инсайт" не наступает сразу, приходит время следующего этапа. После того, как определена структура и выделены основные действующие лица и их взаимоотношения, можно приступить к их анализу. Тут есть два дополняющих друг друга подхода. Первый - поиск индивидуального смысла каждого отдельного образа, второй - определение смысла с точки зрения коллективного символизма. В обоих случаях, каждый образ изучается, сначала, отдельно, а потом во взаимосвязи со всеми остальными образами и общим течением сюжета. При поиске индивидуального смысла, обычно пользуются техникой ассоциаций на образ (это отличается от психоаналитической техники свободных ассоциаций). Не надо понимать поиск ассоциаций буквально, как подбор слов-ассоциаций к слову-образу. На самом деле все может происходить иначе (хотя и подбор слов-ассоциаций тоже может быть эффективным). Напомню, что за каждым образом сновидения стоит некая психическая структура - это может быть установка, комплекс, какое-то чувство или любая другая заморочка. Так вот, понять смысл образа - значит, докопаться до того, на что этот образ указывает. Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, один и тот же образ сновидения может у разных людей указывать на совершенно разные вещи. Например, у кого-то образ собаки связан с преданностью и дружбой, а кого-то с волками и опасностью. Поэтому, поиск индивидуального, вытекающего из личного опыта, смысла - второй по важности момент при анализе сновидения. Чтобы нащупать глубинный индивидуальный смысл образа я, обычно, предлагаю человеку закрыть глаза и погрузиться в созерцание этого образа, а потом описать те чувства и мысли, которые он вызывает. Часто, эффективным бывает другой подход - поиск для образа параллелей из реальной жизни, того, что созвучно этому образу или как-то его напоминает. И тот, и другой подход в итоге приводят к личной смысловой нагрузке образа. Гештальтисты здесь предлагают еще один вариант, который мне кажется интересным - человека просят рассказать свое сновидение с точки зрения каждого отдельного образа и попытаться описать все те чувства, которые он (образ) испытывает. Как и все остальные практики в гештальт-терапии, такое проговаривание должно происходить в такой форме, как если бы сюжет сновидения развивался в данный момент. Сам я этой техникой еще не пользовался, но чувствую, что она может быть очень эффективной. Когда индивидуальный смысл всех образов (различные взаимодействия между объектами сновидения - это тоже образы; с ними надо проделывать ту же работу) более-менее ясен, можно посмотреть на них с точки зрения коллективной символики. Отличие здесь в том, что смысл коллективных символов не зависит от опыта отдельного человека. Многие образы могут иметь общечеловеческий смысл. Подробно об этом надо читать К. Г. Юнга - это его область исследований. Таких символов не очень много. Юнг группировал их по соответствию тому или иному архетипу (суть этого понятия тоже смотрите в работах Юнга). Возьмем еще раз наш пример. В нем можно увидеть два ярких образа, созвучных по смыслу - это центр большого города, в котором происходит действие и волшебный дворец. Подробно расписывать символику этих образов не буду - по этому вопросу можно книгу написать целую книгу. Ну, а вкратце, эти образы указывают на центр психики (Самость, по Юнгу) - самую глубинную сердцевину человеческой души. То, что девушка оказалась в центре города и стала свидетельницей волшебного зрелища, возможно, указывает на то, ей удалось наладить какую-то связь со своей Самостью (в христианстве это назвали бы связью с Богом), но в силу совершаемой ей ошибки, она постоянно эту связь обрывает. Обычно, анализ коллективного символизма сновидения приводит к проблемам более глобальным, к каким-то экзистенциальным вопросам, которые стоят перед человеком (об тоже разговор отдельный и долгий). А поиск индивидуального смысла выводит на поверхность актуальные (текущие) психологические проблемы человека. Примерно таким вот образом происходит моя работа со сновидениями. Осталось упомянуть только несколько деталей, которые надо учитывать. Часто одно и то же сновидение повторяется несколько раз в течение жизни - это надо расценивать, как указание на особую важность того сообщения, которое оно пытается передать. Кошмары - это более жесткое предупреждение, которая психика делает сновидцу. А если кошмар заканчивается тем, что человек просыпается от страха - это говорит о том, что психика начинает терять терпение. Здесь уже можно начинать волноваться за свое душевное благополучие. Многие сновидения на столько мимолетны, что не оставляют следа после просыпания или запоминаются отрывочно, или в них нет сюжета а только отдельные пустые образы. Такие сновидения можно считать не важными, но только в том случае, если они не вызывают тревожного состояния у сновидца. Отсутствовать вообще сны могут по одной причине - душевная тупость или, если угодно, черствость. Если вам не снятся сны, значит, вы их слишком долго учились игнорировать. Короче, это плохо. По идее, у человека постоянно должен идти диалог со своей душой с помощью сновидений. Конечно, есть люди, которые со временем находят более эффективные средства для ведения такого диалога, но это люди редкие. В этом смысле, важно такой диалог налаживать и поддерживать. Сновидец и его душа - это, как два собеседника. Если один не внимателен к другому, то беседа быстро заходит в тупик. Кому от этого хуже, догадайтесь сами. Вариантов и техник налаживания продуктивного сотрудничества со своей душой тоже много. Например, можно сны зарисовывать или, хотя бы, просто записывать. В принципе, подобные техники можно использовать и в тех случаях, когда человеку "не снятся" сны или их сюжет слишком запутан и не ясен. Когда общение налажено, язык сновидения становится простым и понятным. Сложность и навороченность сюжета - признак того, что слишком много накопилось такого, что душа хочет сказать человеку. Все. Хватит. Есть масса других тонкостей и важностей, но расписывать их все - лень. И без того масса книг по этому вопросу уже написана. А для тех, кто еще только хочет попробовать анализировать свои сны, намек - оно того стоит! Приз велик. |