Статья: Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России
Название: Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России Раздел: психология, педагогика Тип: статья |
Суленко И. А., Иванищина О. Н. 1. Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси с показом иллюстраций. Цель: Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси: в те времена в Древней Руси во главе государства стояли Великие князья; столицей Киевской Руси был город Киев; князья управляли государством, принимали заморских послов, вершили суд, устраивали пиры, Древняя Русь была богатым государством. Материал: Иллюстрации с изображением портретов правителей Древней Руси, Золотых ворот и Софийского собора в Киеве. Ход: Воспитатель предлагает послушать рассказ и посмотреть иллюстрации. В Древней Руси во главе государства стояли Великие князья. В разное время это были: Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко, Вещий Олег, Княгиня Ольга, Владимир Мономах и др. Князья не только управляли государством, но также принимали заморских послов, вершили суды; князья любили попировать с дружинниками в честь своих ратных побед, а для простых горожан киевские князья устраивали скачки, турниры, различные игрища. Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси - Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей. Но больше других поражало воображение путешественников главных храм Киева - Софийский собор: величественный каменный красавец, украшенный тринадцатью куполами. 2. Чтение былины "Ставр Годинович". Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Ставр Годинович". Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины. Обогатить словарь детей словами и выражениями: Чёрная грязь, река Смородина, травушка-муравушка, земля-матушка, водица студёная, калики перехожие. Ход: Воспитатель предлагает послушать былину и ответить на вопросы по содержанию былины. Где происходит действие былины? Как звали Великого князя, который правил в те времена Киевом? Почему князь посадил Ставра Годиновича в острог? Как звали жену Ставра Годиновича? Как она спасла своего мужа? Кто не поверил "добру молодцу" Василию Микуловичу? Как испытывал князь "добра молодца"? Почему князь Владимир отпустил Ставра Годиновича и Василису Микуличну? 3. Словесная игра "Похвали соседа". Цель: Упражнять детей в подборе слов, характеризующих положительные качества человека. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Ход: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей: Они не пили, не ели Друг на друга смотрели, Слова разные говорили, Друг друга хвалили. Ведущий бросает мяч одному из детей, хвалит ребёнка потешкой. Ребёнок бросает мяч товарищу и тоже хвалит его потешкой. Игра продолжается. Хвалебные потешки. Наша Лерочка в саду, Что оладушек в меду. Коленька хороший, Коленька пригожий. Наша Маша маленька, У ней губки маленьки. У нашей Галеньки Красный кафтанчик С синим карманчиком. В светлом "Теремочке" Выросла Лизуша. Все её любят, все её голубят. 4. Беседа об эмоциях человека. Цель: Уточнить представление детей о различных эмоциональных состояниях человека. Упражнять в изображении эмоциональных состояний с помощью жестов и мимики. Вопросы к беседе: Какие эмоциональные состояния вы знаете? Какие люди располагают к общению? Что нужно сделать, чтобы плохое настроение стало хорошим? Что ты делаешь в случае, когда твой друг загрустил, обиделся, огорчился? Вспомни, что тебе помогает улучшить настроение? Ход: Воспитатель раздаёт детям маленькие зеркала и предлагает изобразить разные эмоциональные состояния человека: грусть, радость, удивление, огорчение и т.д. В ходе выполнения задания обращает внимание на выразительность передаваемых состояний. 5. Подвижная игра "Здравствуй, дедушка Мазай!" Цель: Тренировать детей в создании выразительных образов с помощью мимики и жестов. Ход: выбирается "дедушка Мазай" (с помощью считалки). Остальные участники остаются детьми. Дети придумывают и обговаривают то, что они будут показывать. Со словами: "Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были мы не скажем, а что делали покажем". После того,как покажут образ "деду Мазаю", он угадывает и называет его. Если он правильно назвал, дети разбегаются, он их догоняет. Пойманный ребёнок становится "Мазаем". 6. Подвижная игра "Молчанка". Цель: Развивать образное мышление, воображение, чувство юмора. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, интерес к устному народному творчеству. Ход: Перед началом игры все участники произносят певалку: Первенчики, червенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок - Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стишками. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песенки, читают стихи и т.д. Смешилки, дразнилки. Оля, Оля, вылей воду На зелёную колоду - Поросят помыть, Боровка напоить! Андрей-ротозей, Не гоняй голубей, Голуби боятся, На крышу не садятся. Гришка-воришка Украл топоришко, Полез в окошко, Упал в лукошко. - Мишка-медведь, Научи меня реветь! - Я умею, да не смею, Я хозяина боюсь! Лёнчик-пончик Съел батончик, Поросёнка и быка, Ушат выпил молока, Ещё клеть поел хлебов, Три корзины пирогов. Миронушка-Мирон, полна пазуха ворон. Выглянул в окошко -Голова с лукошко, Нос крючком, Волоса клочком! Хотел Федя Убить медведя, А ему медведь: - Федь, не сметь! Никита-волокита Купил лошадь без копыта. А Фома-простота Купил лошадь без хвоста. Гена-пена, дай полено, Нечем печку растопить! А из печки дым идёт, Гена барышню ведёт.= Мишка-плишка-лебеда Не годится никуда Нос картошкой Глаза плошкой, Рот до самых до ушей -Хоть завязочки пришей 7. Дидактическая игра Герои русских былин". Цель: Упражнять детей складывать из отдельных кубиков картину. Развивать восприятие.Материал: Кубики, набор иллюстраций. Ход: Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из кубиков такую же картину по выбранному образцу. 8. Чтение пословиц, поговорок о различных эмоциональных состояниях человека. Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа, о различных эмоциональных состояниях человека. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость. Радость Смех - родной брат силы. Весёлый смех - здоровье. Задор забывает, что сил не хватает. Страх Кто испуган, тот побеждён наполовину. За волосы дыбом не скажут "Спасибо". У страха глаза велики. Дрожит, как осиновый лист. Обида Кто кого обидит, тот того и ненавидит. Робость Когда робость приходит - победа уходит. Не сробеешь - врага одолеешь. 9. Речевое упражнение "Кто лучше скажет". Цель: Развивать темп речи у детей. Упражнять в проговаривании чистоговорок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Ход: Воспитатель проговаривает скороговорку, просит детей повторить её, соблюдая очерёдность. Маша кудри распустила - солнце их раззолотило. Вставай, Архип, - петух охрип. Серёжка, Серёжка, громко топни ножкой. Ты скажи, Федул, зачем губы надул? *** Ставр Годинович. Случилось это давным-давно в городе во Киеве. Правил Киевом великий князь, звали его Владимиром. Вот однажды собрал князь гостей; князей да бояр на пир честной. Сидят гости на пировании в палатах белокаменных - пьют, едят, да друг пред дружкой похваляются. Только один гость сидит не хвастает, зовут его Ставром Годиновичем. И спросил его князь: "Что молчишь, сидишь Ставрушка? Али нечем тебе похвастаться". Отвечает ему Ставр: "Есть у меня, светлый князь, и золота и серебра предостаточно. Но свою жену Василису я ценю дороже злата-серебра! Нет ей равной по уму по всей Руси Великой, всех она перехитрит!" Не понравились князю таковы слова гостя честного и задумал Владимир нехорошее. Приказал он своим слугам схватить Ставра Годиновича, посадить его в погреба глубокие. "Если женушка твоя такая умная, пусть сумеет тебя оттуда высвободить". И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж ее сидит в темном погребе, стала она думать - как его освободить из острога. И подумала она: "Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а могу спасти его своею догадкою, женской хитростью, да изворотливостью". Первым наперво - отрезала она косоньки свои длинные, уложила волосы по молодецки. Назвалась добрым молодцом Василием Микуловичем и отправилась из терема высокого в путь - выручать мужа любимого. Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жены княжескую дочь. Но княжна молодая догадывается, что это женщина и просит: "Испытай его, батюшка!" Говорит тогда князь: "Не угодно ли тебе сходить в баньку - попариться?" Отвечает тот: "Не худо бы!" Только собрался князь в баню, а гость уже выходит: "С легким паром!" Раздосадовался князь и говорит ему на другой день: "Неугодно ли после баньки отдохнуть?" Отвечает Василий: "Не худо бы!" В спаленке он головой ложиться, где ногам быть, а ногами ложиться на подушечку. Тут вошел князь, посмотрел: есть широкие плечи богатырские! А на третий день говорит ему князь: "Не угодно ли с моими дворянами потешиться. Сходить на широкий двор, в колечко золоченое стрелять". Дворяне стреляли не попали, Василий Микулович стрелял - попал. И с боярами потешился: взял одного одной рукой, другого другой, а третьего посередочке и всех лбами свел, за раз он наземь троих положил. Испугался князь и отдал за него дочь. Настал день свадьбы, но не весел сидит жених. Говорит: "Грустно у тебя князь, музыканты играют - что собаки воют!" Говорит князь: "Так нет других!" Изумился жених: "Как нет, а слыхал я, что у тебя во погребах томится Ставр - именитый гусляр! Выпусти его, сделай милость!" Вышел тут Ставр, так и разоблачилась Василиса . Удивился Ставр: "А где же твои косы шелковые?" Василиса ему: "А косами я тебя из погреба высвободила!" Тут стыдно стало князю и отпустил он их с миром. И ушли они, и зажили счастливо! |