О необходимости корректировки внешней политики России в Закавказье
Буквально через неделю после визита В. Путина в Баку из Еревана прибыл генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. В ходе беседы с руководством страны обсуждались вопросы сотрудничества с Североатлантическим альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), активным участником которой является Азербайджан. ПРМ предусматривает участие страны в многочисленных мероприятиях и учениях альянса. Аналогичные заявления были сделаны Робертсоном днем раньше в Ереване. В частности, генсек НАТО призвал Армению играть более активную роль в программе ПРМ.
По мнению ряда экспертов, стратегические интересы НАТО заключаются в удержании стран Закавказья от углубления партнерства с Россией. Альянс рассчитывает через ПРМ привязать к своим военным стандартам армии этих государств и подготовить их к членству в НАТО. В отношении оценки итогов визита В. Путина в Баку Робертсон сказал, что сближение Москвы и Баку не отразится на отношениях Азербайджана и НАТО. Все это ни в коей мере не дает оснований для выводов, что Азербайджан окончательно повернулся лицом к России, хотя ностальгия по-прежнему доброжелательному сотрудничеству и симпатиям, которые существовали между двумя странами, осталась и в России, и в Азербайджане.
Тем не менее, сегодня становится очевидной необходимость корректировки внешней политики России в Закавказье. Это тем более важно, что Москва, наконец, начинает осознавать некоторую неточность и даже где-то ошибочность своих прежних стратегических ориентиров в выборе союзников в данном регионе. Например, это в полной мере относится к надеждам и политике России на грузинском направлении. Несмотря на постоянные реверансы ельцинской команды в адрес Тбилиси, Грузия с момента обретения ею независимости так и не стала союзником России. Введение визового режима на российско-грузинском направлении, связанное с необходимостью обеспечить безопасность южных российских границ, которую Тбилиси не гарантирует, стало акцией, которая ясно и недвусмысленно указала Грузии на ее место в ряду государств Содружества. Реальная помощь Грузии со стороны Запада весьма незначительна и не способна компенсировать даже часть тех потерь, которые в итоге несет Грузия с введением визового режима.
Как предсказывают аналитики, быстрые доходы от каспийской нефти представляются проблематичными. По мнению ряда азербайджанских ученых-экономистов и политологов, если ставка на нефть может быть каким-то образом оправдана политически, то в экономическом плане ее значение для быстрого вывода Азербайджана из кризиса существенно завышена. Уже на первом этапе Азербайджан согласно условиям контракта обязан внести свой пай в сумме 1,7 млрд. долл., которых у него нет и которые он должен найти, в том числе частично за счет своей доли, что и было сделано (5 процентов Азербайджан уже уступил Турции, 10 процентов — «ЛУКойлу»). Реальная прибыль, по существующим оценкам, возможна лишь по истечении 8—10 лет. Показателен в этой связи пример с выделенным Азербайджану бонусом в 300 млн. долл. в счет будущих доходов консорциума. Из 150 млн. долл., предоставленных в качестве первой суммы сразу после ратификации контракта азербайджанским парламентом, 120 млн. долл. пошли на погашение долгов нефтяным компаниям, в частности «Пензойлу», за проект утилизации попутного газа