О необходимости корректировки внешней политики России в Закавказье

При анализе общей ситуации, в которой состоялся визит Президента России в Азербайджан, следует обратить внимание на некоторые немаловажные обстоятельства. За последний год у Баку возникли серьезные претензии к Западу по целому ряду позиций, включая вопрос об урегулировании карабахского конфликта. Кроме того, не так, как хотелось бы азербайджанскому руководству, идут дела с освоением нефтегазовых ресурсов Каспия и с развитием торгово-экономических связей с западными странами. По приблизительным подсчетам, за последнее время Азербайджан по разным причинам покинули около 100 компаний Великобритании, 150 турецких фирм и десятки их коллег из США и Германии. Свертывают свою деятельность в Азербайджане и крупные западные нефтяные компании, то ли сомневаясь в наличии крупных запасов углеводородов в республике то ли учитывая неэффективность, а то и полную бесполезность вложения капиталов. В последнее время Запад дал понять, что не хочет больше оказывать гуманитарную помощь азербайджанским беженцам из Карабаха, поскольку Баку своим нежеланием идти на компромиссы по Нагорному Карабаху тормозит переговорный процесс. Вообще складывается впечатление, что западные страны утратили прежний интерес к Азербайджану, а их интерес к Еревану, наоборот, существенно возрос. С этим пока предварительным заключением еще предстоит разобраться, но внешнее впечатление именно такое.

Буквально через неделю после визита В. Путина в Баку из Еревана прибыл генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. В ходе беседы с руководством страны обсуждались вопросы сотрудничества с Североатлантическим альянсом в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), активным участником которой является Азербайджан. ПРМ предусматривает участие страны в многочисленных мероприятиях и учениях альянса. Аналогичные заявления были сделаны Робертсоном днем раньше в Ереване. В частности, генсек НАТО призвал Армению играть более активную роль в программе ПРМ.

По мнению ряда экспертов, стратегические интересы НАТО заключаются в удержании стран Закавказья от углубления партнерства с Россией. Альянс рассчитывает через ПРМ привязать к своим военным стандартам армии этих государств и подготовить их к членству в НАТО. В отношении оценки итогов визита В. Путина в Баку Робертсон сказал, что сближение Москвы и Баку не отразится на отношениях Азербайджана и НАТО. Все это ни в коей мере не дает оснований для выводов, что Азербайджан окончательно повернулся лицом к России, хотя ностальгия по-прежнему доброжелательному сотрудничеству и симпатиям, которые существовали между двумя странами, осталась и в России, и в Азербайджане.

Тем не менее, сегодня становится очевидной необходимость корректировки внешней политики России в Закавказье. Это тем более важно, что Москва, наконец, начинает осознавать некоторую неточность и даже где-то ошибочность своих прежних стратегических ориентиров в выборе союзников в данном регионе. Например, это в полной мере относится к надеждам и политике России на грузинском направлении. Несмотря на постоянные реверансы ельцинской команды в адрес Тбилиси, Грузия с момента обретения ею независимости так и не стала союзником России. Введение визового режима на российско-грузинском направлении, связанное с необходимостью обеспечить безопасность южных российских границ, которую Тбилиси не гарантирует, стало акцией, которая ясно и недвусмысленно указала Грузии на ее место в ряду государств Содружества. Реальная помощь Грузии со стороны Запада весьма незначительна и не способна компенсировать даже часть тех потерь, которые в итоге несет Грузия с введением визового режима.

Как предсказывают аналитики, быстрые доходы от каспийской нефти представляются проблематичными. По мнению ряда азербайджанских ученых-экономистов и политологов, если ставка на нефть может быть каким-то образом оправдана политически, то в экономическом плане ее значение для быстрого вывода Азербайджана из кризиса существенно завышена. Уже на первом этапе Азербайджан согласно условиям контракта обязан внести свой пай в сумме 1,7 млрд. долл., которых у него нет и которые он должен найти, в том числе частично за счет своей доли, что и было сделано (5 процентов Азербайджан уже уступил Турции, 10 процентов — «ЛУКойлу»). Реальная прибыль, по существующим оценкам, возможна лишь по истечении 8—10 лет. Показателен в этой связи пример с выделенным Азербайджану бонусом в 300 млн. долл. в счет будущих доходов консорциума. Из 150 млн. долл., предоставленных в качестве первой суммы сразу после ратификации контракта азербайджанским парламентом, 120 млн. долл. пошли на погашение долгов нефтяным компаниям, в частности «Пензойлу», за проект утилизации попутного газа

< Назад   Вперед >

Содержание