Особенности внешней политики Японии после второй мировой войны
Япония заключила мирный договор с 48 странами - бывшими военными противниками, кроме СССР и стран коммунистического блока, признала свою ответственность и выразила согласие на компенсацию в виде передачи территорий и выплаты репараций. Подписание документа позволило японцам восстановить дипломатические отношения со многими странами, а завершение периода военной оккупации формально вернуло японской дипломатии самостоятельность и полноту функций.
Формально «реабилитация» Японии в мире началась с Сан-французского договора, но фактически ей предшествовала нормализация отношений с США, осуществленная усилиями премьер-министра С. Ёсиды.
Следует отметить, что японские руководители использовали союзнические отношения с США, прежде всего для получения широкого доступа на американский рынок, возможности импорта современной технологии, сырья и экспорта промышленной продукции. В свою очередь, они, как уже отмечалось выше, предоставили американскому союзнику военные базы на японской территории и поддерживали - в одних ситуациях активно, в других - пассивно - внешнеполитический курс США на международной арене.
«В течение послевоенного периода, - отмечалось в ежегодном обзоре Японского института по проблемам мира и безопасности за 1981 год, - основными элементами внешней и оборонной политики Японии были зависимость от США в вопросах обороны, сверхосторожность во внешнеэкономических отношениях и концентрация энергии нации на экономическом развитии».
Эти два фактора - военно-политический союз с США и «экономическая дипломатия» - определяли в основном внешнеполитический курс и поведение Японии на международной арене.
Во второй половине 70-х годов появились новые тенденции в международной обстановке и внутриполитической жизни Японии, которые побудили японских руководителей внести определенные коррективы во внешнеполитический курс и активизировали деятельность Японии на международной арене.
Многие специалисты склонны полагать, что внешняя политика Японии 60 - 70-х годов была бедна яркими решениями, и тем не менее следует отметить начало оптимизации дипломатических отношений с КНР. Признанием международных заслуг Японии стало и присуждение в 1974 году Нобелевской премии мира бывшему премьер-министру Сато Эйсаку, с правлением которого связывались «три неядерных принципа» и золотой век «японского экономического чуда».
Наиболее кардинальные изменения во внешней политике Японии, а также вовлечение страны в глобальную военно-политическую стратегию Запада пришлись на первую половину 80-х годов, в тот период к власти в США пришла администрация Рейгана, а в Японии правительство Я. Накасонэ.
Важным фактором повышения роли Японии в мире, японское правительство рассматривало региональную политику в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Во всех официальных документах подчеркивалось, что японскую внешнюю политику определяют два принципа - ее роль как члена западного лагеря и принадлежность к АТР, с которым ее связывают тесные географические, исторические и культурные узы.
Особое внимание японская дипломатия уделяла отношениям со странами-членами АСЕАН. Еще в 1977 году была провозглашена так называемая доктрина Фукуда, содержавшая три основных принципа внешней политики Японии в Юго-Восточной Азии:
• обещания Японии не становиться военной державой;
• приложение усилий для установления отношений доверия между государствами региона;
• способствование делу мира в ЮВА.
Политика Японии в отношении АСЕАН является важной частью более широкой концепции «Тихоокеанского сообщества», разработанной еще в конце 70-х годов и провозглашенной в начале 1980 года премьер-министром М. Охира. Предусматривает создание в азиатско-тихоокеанском регионе экономической структуры, в которую вошли бы как развитые, так и развивающиеся страны региона. При этом основное внимание японская дипломатия уделяла созданию неформальных связей между деловыми, политическими и научными кругами стран данного региона, созданию различных организаций на неофициальном уровне. Наиболее важные функции по реализации концепции «Тихоокеанского сообщества» были возложены на Экономический совет стран тихоокеанского региона, объединяющий монополистические организации и Конференцию по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, в которую вошли представители политических, академических, деловых кругов различных государств региона.
По мере приближения к концу 20 века мировой порядок стал претерпевать кардинальные изменения. Закончилась холодная война, кануло в прошлое противостояние Востока и Запада, геостратегическая ситуация вокруг Японии усложнилась, привычные за последние тридцать лет внешнеполитические представления вновь необходимо было перестраивать. В условиях постепенного формирования нового мирового порядка окрепли и голоса тех, кто стал требовать от Японии играть политическую роль , соответствующую ее экономической мощи. Этот вызов зазвучал особенно остро в ходе войны в Персидском заливе, тогда многонациональные силы пытались сдержать агрессию Ирака против Кувейта. Мы уже отмечали о том, что после войны в условиях существования мирной конституции в Японии воцарились пацифистские воззрения и направление сил самообороны за рубеж стало табу. Иными словами, не имея возможности внести свой вклад в форме направления в район боевых действий организованного людского контингента, страна восходящего солнца посчитала правильным внести денежный взнос в сумме 30 млрд.долл. на покрытие расходов по сдерживанию агрессии и оказание помощи странам граничащим с районом боевых действий. Однако на нее обрушились с критикой, охарактеризовав подобные действия «чековой дипломатией».
Следует отметить, что в период холодной войны Япония действительно находилась между молотом и наковальней противостояния Востока и Запада, а ее дипломатия поневоле характеризовалась пассивностью. С окончанием противостояния, естественно пришло и осознание расширившихся возможностей самостоятельной внешнеполитической деятельности. И если в прошлом, при решении глобальных проблем на первый план по своему значению всегда выходили военные вопросы урегулирования, теперь же многие проблемы, носящие глобальный характер требовали решения с использованием экономических механизмов: различных технологий, «ноу-хау», «софтов» и т.п. И надо отметить, что в этом направлении вклад Японии оказался довольно весомым, взять хотя бы финансовую долю участия страны в некоторых международных организациях. Так, ее взнос в бюджет ООН многие годы составлял 15%, в 2000 году превысил 20%, и несмотря на то, что начиная с 2007 года размер взносов Японии понизились с нынешних 19,5% до 16,6%, однако и по прежнему страна признана вторым по величине донором общемировой организации, после США.